Способы обозначения мягкости согласного

Способы обозначения мягкости согласного

М ягкость согласных обозначается на письме разными способами.

    Мягкость согласных на конце слова и перед согласными обозначается буквой «мягкий знак» Ь: «стиль», «связь», «корень», «ходьба». Сказанное не относится

1) к сочетаниям ШЬ, ЖЬ, которые всегда обозначают твёрдые [ш] и [ж]: «брошь» [бр&oacuteш], «ложь» [лош];
2) к сочетаниям ЧЬ, ЩЬ, в которых буква Ь ничего не значит, поскольку буквы Ч и Щ уже обозначают мягкие согласные: «речь» [р’еч’], «помощь» [п&oacuteмъш’:] (ср. «печной» [п’ич’н&oacuteй], «сущность» [с&yacuteш’:нъс’т’] — без Ь после Ч и Щ).

  • Мягкость согласных перед гласными обозначается буквами Я, Ё, Ю, И, Е, которые после букв парных по твёрдости-мягкости согласных передают мягкость предшествующего согласного + соответствующий гласный ([а], [о], [у], [е] или [и]): «ряд» [р’ат], «мёд» [м’от], «люди» [л’&yacuteд’и], «мир» [м’ир], «мел» [м’ел]. Однако следует помнить, что в ограниченном количестве заимствованных слов буква Е может употребляться после твёрдых согласных: «темп» [темп], «тезисы»[т&eacuteз’исы].
  • Буквы Ч и Щ обозначают мягкие согласные [ч’] и [ш’:]: «час» [ч’ас], «ручка» [р&yacuteч’къ], «щука» [ш’`:укъ], «мощность» [м&oacuteш’:нъс’т’].
  • Следует особо указать на то, что гласные Я, Ё, Е, Ю, И обозначают мягкость только употребляясь после согласных. Употребляясь в абсолютном начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь, гласные Я, Ё, Е, Ю обозначают сочетание «[j] ([й]) + последующий гласный»: «твоя» [тваj&aacute], «статья» [стат’j&aacute], «твоё» [тваj&oacute], «объём» [абj&oacuteм], «есть» [jес’т’], «здание» [зд&aacuteн’ийь], «юбка» [j&yacuteпкъ]. Буква И в абсолютном начале слова и после гласных обозначает звук [и], а после разделительного мягкого знака (Ь) — сочетание «[j] ([й]) + [и]»: «игра» [игр&aacute], «мои» [ма&uacute], «ладьи» [лад’`jи], «оленьи» [ал’&eacuteн’йи].
    Таким образом, для обозначения сочетания типа «tja» («t’ja») используется сочетание букв соответствующего согласного + разделительный Ъ (Ь) + буквы Я, Ё, Е, Ю, И.

    Источник

    Мягкость согласных на письме

    В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в’]ол (вёл).

    Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами:

    1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька.

    Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в тех случаях, когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твёрдым согласным (например, письме — письма, тьметьма, возьмивозьму) или только перед твёрдым (раньше). В большинстве же случаев мягкость согласного перед другим мягким согласным на письме не обозначается. Например, в слове вести буква «с» обозначает мягки звук [с’], но мягкий знак после неё не пишется.

    2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у! [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду.

    Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у,а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка).

    Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости — мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произноси**-* твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает но на * кость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука.

    Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

    Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис

    или приехать к нам в офис по адресу:

    РФ, г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
    помещение № IV

    Читайте также:  Способы корректировки графиков машиноиспользования

    Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету

    Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

    Источник

    Способы обозначения мягкости согласных

    Урок русского языка

    Тема: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»

    Цель: создание условий для развития умений различать буквы мягких согласных звуков и определения способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

    — развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости;

    — воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль;

    — активизировать мыслительную, познавательную, речевую деятельность учащихся.

    – правильно называть звуки в слове,

    – правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

    — употреблять ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова, гласные для обозначения мягкости согласных

    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    1. Развивать умение извлекать информацию из схем, текстов.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    1. Развивать умение слушать и понимать других.

    2. Оформлять свои мысли в устной форме.

    1. Организационный момент

    Прозвенел звонок для нас,

    Все зашли спокойно в класс.

    Встали все у парт красиво,

    2. Минутка чистописания.

    — Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Выполним гимнастику для рук.

    Вот помощники мои,

    Их как хочешь поверни.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Продолжаем мы считать.

    И считали, и писали,

    Пальцы все мои устали.

    Этот пальчик хочет спать.

    Этот пальчик прыг в кровать.

    Этот рядом прикорнул.

    Этот пальчик уж заснул.

    А другой давненько спит.

    Кто у нас ещё шумит?

    Тише, тише, не шумите,

    Пальчики не разбудите.

    Утро ясное придёт,

    Солнце красное взойдёт,

    Станут птички распевать,

    Станут пальчики вставать.

    В школу пальчикам пора.

    — Откройте тетради, запишите дату, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку). На минутке чистописания вспомним характеристику звуков и запишем соответствующие буквы в тетрадь.

    1. Буква, живёт в первой строке, обозначает согласный звонкий звук, может быть мягким и твёрдым, пара по глухости звук [т]. (Д)

    2. От начала алфавита убежала на 17 место, стоит за гласной буквой. (П)

    3. Находится на 4 строке, и стоит между буквами, обозначающие твёрдые согласные звуки. (Ч)

    4. Стоит в алфавите между буками, обозначающие всегда мягкие согласные звуки, сама же обозначает всегда твёрдый согласный звук. (Ш)

    5. Стоит буква во 2 ряду, может обозначать мягкий и твёрдый согласный звук, пара по звонкости – звук [г]. (К)

    — Написать на строке эти буквы заглавная — строчная.

    3. Актуализация знаний.

    Буквы-значки, как бойцы на парад,

    В строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условленном месте стоит,

    А называется всё …(АЛФАВИТ).

    Что такое алфавит? (Буквы в определенном порядке) Из чего он состоит? (Из букв)

    Для чего нам нужны буквы? (Обозначать звуки на письме)

    Вспомним, что вы знаете о звуках. В парах закончите схему. Кто будет готов, встанет у своих парт.

    З вуки

    _ ________ ________ ________ _______ _____ ____

    (Самопроверка по образцу)

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    — Оцените свою работу.

    4. Формулирование учебной проблемы, планирование деятельности

    К нам на урок пришел один сказочный герой из произведения Н. Носова. Вы все его знаете. Он очень веселый, любит наряжаться в разноцветную одежду, не любит учиться и ничего не знает.

    В городе Цветочном —

    С ним происходило,

    Но признаться стоит,

    Этот мальчик милый.

    Кто же это? Отгадай-ка!

    Малыша зовут. (Незнайка)

    — Посмотрите, как Незнайка написал предложения.

    — Справился ли он с заданием Знайки?

    У Вэры жил бэлый кот.

    Он лубыл масо и рыбу.

    Дэвочка лубыла играт с котом.

    — Посмотрите на ошибки, допущенные Незнайкой.

    — Подумайте, чего он не знает.

    -Как нужно писать?

    -Почему нужно писать именно эту букву?

    Сформулируем тему нашего урока. (Способы обозначения мягкости согласных на письме)

    — Что нам нужно будет сделать, чтобы помочь Незнайке исправить ошибки?

    Читайте также:  Способы построения магических квадратов простое объяснение

    Составим план работы на уроке.

    1. Вспомнить способы обозначения мягкости согласных на письме
    2. Сформулировать правило
    3. Применить правило для выполнения упражнений.

    5. Поиск решения проблемы, формулирование правила

    — Начнем работу и познакомимся с фокусником русского языка.

    — Отгадайте, что это за буква. В русском языке выполняет огромную работу, а звука не обозначает.

    — Какую же работу выполняет Ь?

    — Попробуем выполнить самостоятельно несколько фокусов (игра «Стань волшебником»).

    е л ель

    б анка банька

    — Какой звук слышим в конце первого слова? Какой это звук: твердый или мягкий?

    — Какой звук слышим в конце второго слова? Какой это звук: твердый или мягкий? Почему?

    — Как на письме мы покажем мягкость согласного?

    — Составьте новые слова так, чтобы на конце стоял мягкий согласный. Запишите их парами, обозначьте мягкий согласный и букву, которая на письме показывает мягкость предшествующего согласного.

    — С каким способом обозначения мягкости согласных на письме мы познакомились? (с помощью буквы Ь)

    Не сказать его никак!

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь

    Без пожара, просто так?

    — Оказывается, кроме Ь есть еще буквы фокусницы в русском языке. Понаблюдайте за ними.

    Источник

    Урок русского языка в 1 классе по теме «Способы обозначения мягкости согласных»

    Способы обозначения мягкости согласных

    создать условия для систематизации знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме;

    развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания, фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы;

    воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

    Понимать информацию, представленную в схематической форме, переводить её в словесную. Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл прочитанного, выделять новые сведения, применять их в практике пользования языком.( П-1. )

    Анализировать, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой материал по заданным критериям.( П-2. )

    Понимать трудности другого,учитывать их; строить понятные для партнёра высказывания.

    Участвовать в совместной деятельности, распределять выполняемые действия, взаимно контролировать друг друга, соблюдать правила общения. ( К. )

    1. Организационный момент.

    На уроке будь старательным,
    Будь спокойным и… (внимательным).
    Все пиши, не отставая,
    Слушай не… (перебивая).
    Говорите четко, внятно,
    Чтобы было все… (понятно).
    Если хочешь отвечать,
    Надо руку… (поднимать).
    Будь прилежен на уроке,
    Не болтай: ты не… (сорока).
    Если друг стал отвечать,
    Не спеши его…(перебивать).
    А помочь захочешь другу —
    Подними спокойно… (руку).

    Подготовка к новому материалу.

    Игра “Найди лишнюю букву”.

    Вот цветочек непростой
    А чудесный он какой
    Букву лишнюю найдите
    Всем нам чудо покажите!

    — Какая буква лишняя?

    — А почему буква “ь” лишняя?

    Дети! “ь” не обозначает звука.

    — Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изображенных на лепестках?

    — Они обозначают мягкость согласных звуков.

    — Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

    Сформулируйте тему урока .

    Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

    Сформулировать цель нашего урока вам помогут опорные слова.

    — обобщить способы обозначение мягкости согласных звуков на письме

    -составить алгоритм определения способов обозначение мягкости согласных звуков на письме

    -проверить умение обозначать мягкость согласных на письме

    3. Актуализация знаний.

    Учитель организует беседу по составлению алгоритма

    Что надо сделать со словом? (произнести)

    — После того, как мы услышали мягкий согласный звук, что необходимо определить? (позицию в слове)

    К вам, ребята, мы спешили.
    Познакомиться решили.
    Но вчера упали с кочки
    И распались на кусочки.
    Помогите! Помогите!
    Из кусочков нас сложите.

    — Составьте слова и запишите в строчку через запятую, подчеркните мягкие согласные.

    Прочтите, какие у вас получились слова.

    Я буду называть слова, если в слове есть звук мягкий, е сли нет “Ь”, то наклон вперед, если нет-приседание.

    Дочка, окунь, речной, ель, муравей, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина. : корь, ветер, дуб, лось, соль, дом, карась, стол, день и др

    5.Работа в группах.

    — Прежде чем приступить к работе, назовите правила групповой работы.

    Уважай своего товарища.

    Умей каждого выслушать.

    Не согласен – предлагай!

    1. Подчеркните в словах мягкие согласные буквы:

    человек, ряд, время, звезда, берёза, чаща, день, мель , вишня, воробей .

    2. Подчеркните слова, в которых все согласные мягкие:

    Читайте также:  Пироксикам гель способ применения

    3.Разделите слова на две группы и запишите в два столбика:

    Пальма , вишня, конь, банька , лютики, лось , шляпа ,малина, дети, дождь

    4.. Разделите слова для переноса:

    Деньки, крыльцо, пальто, львы, олень, пальцы, мальчик, письмо, кисть, коньки.

    5. Найдите лишнее слово и подчеркните мягкие согласные звуки:

    Дуб , дерево, ольха, тополь, береза.

    Дождь, снег, осадки, иней, град.

    Мальчик, девочка, малыш , ребята, учитель,

    6. В каких словах все согласные твёрдые:

    Капуста, свёкла, помидор, топор, пенал, портфель, карандаш, живот, шина, чаща

    Физминутка “Наши глазки»

    Чтобы глазки зорче были,
    Чтоб в очках вам не ходить,
    Эти легкие движенья
    Предлагаю повторить.
    Вдаль посмотрим и под ноги,
    Вправо, влево побыстрей.
    Удивимся – что такое?
    И закроем их скорей.
    А теперь по кругу быстро,
    Словно стрелочки часов,
    Проведем глазами дружно,
    Ну а дальше – будь здоров!
    Теперь и вы все отдохнули,
    Новая забота:
    Нужно сделать на “отлично”
    Новую работу.

    6.Дифференцированное задание по выбору учащихся.

    (На столе у детей 3 карточки разного цвета красного, синего, желтого цвета. Красная карточка для детей с высоким уровнем, синяя с хорошим, желтая для среднего уровня)

    Запиши слова буквами

    [Пал`то] [ п`ис`мо] [шл`па] [кл`юква] [ щ`ука ] [д`нь ] [п`ат]` [д`ад`а]

    Подчеркните слова, где букв больше, чем звуков.
    медаль зима
    улица сугроб
    пальто метель
    портфель якорь

    Подчеркните слова, где все согласные звуки мягкие .

    Алеша
    Женя
    Лидия
    Петя

    7.Самостоятельная работа по карточкам. Диктант “Плюс – минус”.

    Если в слове пишется “Ь” знак, то ставите “плюс”, если в слове не пишется “Ь” знак, то ставите “минус”.

    альбом , малина, сосулька , букварь , тигр, деревня, больной , почта, долька, лимон .

    Цель: подвести итоги урока

    — Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили?

    Когда мягкость согласных в словах обозначает мягкий знак?

    — В каких случаях пишутся буквы е,ё,ю,я,и?

    — Что было на уроке трудным? А что интересным?

    — За это время благодаря вашим умелым действиям выросло необычное волшебное дерево. Благодаря нему каждый из вас покажет пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

    Если урок вам понравился, и вы справились со всеми заданиями, то прикрепите к дереву красное созревшее яблоко;

    Если урок прошел для вас хорошо, но, вы часто обращались за помощью-то жёлтое яблоко;

    Если совсем напрасно было потрачено время на уроке, вы ничему не научились, то зеленое яблоко .

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    • Сейчас обучается 323 человека из 58 регионов

    Курс повышения квалификации

    Скоростное чтение

    • Сейчас обучается 622 человека из 79 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    «Описание материала:

    На уроке обобщаются представления о различии согласных по твёрдости-мягкости, о роли гласных букв и мягкого знака.

    Номер материала: 34372031259

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

    Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

    Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

    Время чтения: 1 минута

    Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

    Время чтения: 2 минуты

    В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

    Время чтения: 3 минуты

    В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

    Время чтения: 1 минута

    Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

    Время чтения: 2 минуты

    Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

    Время чтения: 2 минуты

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы