5. Способы обособления товаров
Товарами в торговом обороте в основном выступают вещи, характеризуемые родовыми признаками. Для выделения товара среди других подобных ему товаров применяются средства индивидуализации товаров.
К средствам индивидуализации товаров относятся:
● товарный знак – обозначение, благодаря которому товары одних производителей отличаются от однородных товаров других производителей;
● знак обслуживания – обозначение, благодаря которому услуги одних юридических и физических лиц отличаются от однородных услуг других физических и юридических лиц;
● наименование места происхождения товара – указание в названии товара места его производства (происхождения), что позволяет отличать данный товар от других товаров (например, бразильский кофе, оренбургский пуховый платок и др.).
Раздел 4. Товарный рынок
Тема 1. Товарный рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура
Основу рыночной экономики составляет товарный рынок. К понятию «рынок» существуют различные подходы.
В более широком смысле рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями, с организованной структурой и инфраструктурой.
В узком понимании рынок – это совокупность сделок купли-продажи.
Товарному рынку свойственны следующие функции:
● коммерческая, так как участники торгуют и получают прибыль;
● ценообразующая, когда спрос и предложение диктуют размер общественно необходимых затрат;
● информационная – наличие товара, его количество и качество;
● регулирующая – рынок влияет на объемы и ассортимент производства;
● коммуникационная – рынок позволяет устанавливать контакты между участниками рынка на регулярной основе и в известных формах, причем для более развитого рынка свойственны разнообразные формы бирж, выставок, ярмарок, презентаций, конференций;
● санирующая – выживают наиболее предприимчивые и эффективно работающие субъекты.
2. Структура и инфраструктура товарного рынка
Товарный рынок как система имеет свою структуру и инфраструктуру
Структура товарного рынка – это совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям.
Структура товарного рынка состоит из тех субъектов, которые непосредственно участвуют в продвижении товаров от изготовителей к потребителям, т.е. в торговле. Это:
● оптовые торговые и иные посреднические организации;
● организации розничной торговли и организации-потребители.
Указанные субъекты образуют цепь последовательных звеньев, цель которых наиболее эффективное продвижение товара от изготовителя к потребителю.
Для того чтобы товарный рынок работал эффективно, он должен иметь не только совершенную структуру, но и инфраструктуру – систему организаций, обеспечивающих жизнеспособность и нормальную работу структуры.
Инфраструктура – совокупность звеньев, которые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обслуживают работу структуры – это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, становление национального товарного рынка.
Государство уделяет определенное внимание развитию рыночной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 15.06.1998 № 539 была одобрена Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998 – 2005 годы.
Инфраструктуру современного товарного рынка должны составлять следующие подсистемы:
● торговых посредников и складского хозяйства – организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т.п.;
● информационного обеспечения – организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. В качестве технических элементов данной подсистемы выступают средства связи, программное обеспечение, компьютерная система и полиграфическая база;
● тароупаковочной индустрии – производственные структуры обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров и эффективности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
● транспортного обеспечения – все виды транспорта, обеспечивающие движение товара и доставку его потребителям;
● финансово-кредитная – организации, обеспечивающие платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения;
● организационного обеспечения – организационные меры, направленные на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю;
● нормативно-правового обеспечения – система федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ; постановлений и распоряжений Правительства РФ; нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих взаимоотношения сторон на товарных рынках.
Неразвитость инфраструктуры, как правило, является препятствием для инвесторов, несмотря на ресурсный потенциал базы, дешевую рабочую силу и т.п.
К российским проблемам инфраструктуры можно отнести следующие:
● низкий уровень так называемых «бизнес-услуг», которые включают информационное обеспечение, консультации, маркетинговые исследования, управленческие услуги по выведению предприятий из кризисного положения и т.д. Например, нет единой федеральной системы информационного обеспечения участников рынка об особенностях того или иного региона, об изготовителях товаров, их производственном потенциале, наличии запасов готовых товаров, о запросах покупателей, о новых разработчиках товарной продукции, о популярных товарных знаках, хотя частично это проблемы решают оптовые ярмарки;
● недоверие предпринимателей к эффекту образовательных услуг в области бизнеса;
● низкое качество транспортного обслуживания, в т.ч. не решены проблемы монополизации железнодорожного транспорта;
● недостаток транспортных терминалов, осуществляющих перевозку и обработку грузов, что ведет к увеличению транспортных издержек, сроков доставки и, наконец, к увеличению рисков порчи грузов;
● складское обслуживание испытывает недостаток складских ценных бумаг;
● неразвита товароупаковочная индустрия;
● нарушение конкуренции на почве протекционизма местной власти к так называемым «местным» предпринимателям.
Источник
Способы обособления товаров
Товарами в торговом обороте в основном выступают вещи, характеризуемые родовыми признаками. Для выделения товара среди других подобных ему товаров применяются средства индивидуализации товаров.
К средствам индивидуализации товаров относятся:
● товарный знак – обозначение, благодаря которому товары одних производителей отличаются от однородных товаров других производителей.
● знак обслуживания – обозначение, благодаря которому услуги одних юридических и физических лиц отличаются от однородных услуг других физических и юридических лиц;
● наименование места происхождения товара – указание в названии товара места его производства (происхождения), что позволяет отличать данный товар от других товаров (например, бразильский кофе, оренбургский пуховый платок и др.).
Основным способом обособления товаров (работ и услуг) в коммерческом обороте является товарный знак (знак обслуживания для работ и услуг, правовой режим которого приравнен к правовому режиму товарного знака). Предоставление правовой охраны товарным знакам и порядок их использования регулируется § 2 гл. 76 ГК РФ
В качестве товарных знаков и знаков обслуживания применяются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Он регистрируется в Государственном реестре товарных знаков. В реестре указывается перечень товаров, для индивидуализации которых предназначен знак. Исключительное право пользователя на знак может удостоверяться буквой ® в окружности, проставляемой рядом со знаком.
Правовая охрана, а соответственно, и сама возможность использования товарных знаков возникает с момента их государственной регистрации. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя на основе заявления с приложением установленных документов. После регистрации лицу выдается свидетельство на товарный знак или знак обслуживания. Регистрация знака действует в течение 10 лет.
Наряду со знаками, зарегистрированными на отдельных лиц, применяются коллективные знаки. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
Использованием товарного знака признается проставление его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или на упаковке товаров владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использование возможно также в рекламе, печатных изданиях, на бланках организации, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.
Ныне широкое распространение получил термин «бренд». Он обозначает известный на рынке товарный знак (знак обслуживания) или группу товарных знаков на изделия определенного изготовителя. В таком же значении употребляется понятие торговая марка. Эти понятия, несмотря на повсеместное применение, не закреплены законом.
Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем другому лицу по лицензионному договору. Договор регистрируется в федеральном ведомстве по интеллектуальной собственности и без такой регистрации признается недействительным. Лицензии бывают двух видов: исключительные и неисключительные. Исключительная (полная) лицензия запрещает владельцу переданного товарного знака его использование в пределах срока действия договора. Неисключительная (неполная) сохраняет за владельцем переданного товарного знака возможность самому его использовать.
Использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на однородных товарах без разрешения правообладателя признается нарушением исключительных прав последнего. Незаконным использованием считается размещение чужого товарного знака или сходного обозначения на товарах, этикетках, упаковке этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются на выставках и ярмарках, хранятся или перевозятся для введения в оборот.
Незаконное использование чужого товарного знака и наименования места происхождения товара влечет установленную законом ответственность, включая уголовную.
Существенной характеристикой товара может служить место его происхождения. Место происхождения может предопределять особые, значимые свойства товара. В соответствии со ст. 30, 31 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» наименование места происхождения может быть зарегистрировано одним или несколькими субъектами и использоваться для обозначения товара. Регистрация наименования места происхождения товара действует в течение 10 лет.
Во внешнеторговых отношениях учитывается страна происхождения товара (группа стран, регион или часть страны), в которой товар был полностью произведен или существенно переработан до стадии признания его новым товаром. С учетом страны происхождения товара осуществляется тарифное и нетарифное регулирование импорта и экспорта.
Одним из серьезных недостатков способов индивидуализации является отсутствие по закону обязанности изготовителя производить товар строго в том пункте или местности, которая обозначена на товаре или в документации к нему. Отсюда распространенность случаев, когда, например, французская парфюмерная фирма размещает свое производство в Азии или Латинской Америке. Свойственные для места изготовления условия и квалификация работников заведомо не позволяют произвести товар должного качества. Для пресечения таких ненадлежащих действий следует в договорах предусматривать условие о месте изготовления товара, способах его подтверждения и контроля, а также ответственности за нарушение данного требования.
Новым выработанным практикой инструментом индивидуализации товаров служат собственные торговые марки. Они создаются и применяются розничными торговыми сетями, крупными магазинами и не требуют официальной регистрации. Магазины обозначают своими марками различные виды товаров. Сетевые торговые марки обозначаются на полках с товарами либо на изделиях помимо товарных знаков. Они удостоверяют от имени магазина качество и высокие потребительские свойства маркируемых изделий. Присвоение торговой марки осуществляется магазином по согласованию с изготовителями товаров, на протяжении длительного времени зарекомендовавших высокий уровень производства. Применение собственных торговых марок позволяет добиваться от производителей улучшения качества, увеличивать объемы продаж, снижать издержки и цены. Количество товаров, которые реализуются с собственными торговыми марками, достигает до 20% товарооборота сетевых магазинов.
Источник
Способы обособления товаров
Товарами в торговом обороте в основной массе выступают вещи, характеризуемые родовыми признаками.
Потребности торгового оборота обусловили необходимость выделения товара среди других подобных товаровпутем указания изготовителя или источника происхождения товара. Основными средствами, отличающими товары и услуги одних лиц от товаров и услуг других лиц, являются товарный знаки знак обслуживания.Их применение регулируется Законом РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
В качестве товарных знаков и знаков обслуживания применяются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Правовая охрана товарных знаков возникает с момента их государственной регистрации. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании заявления с приложением установленных документов. После регистрации лицу выдается свидетельствона товарный знак или знак обслуживания. Регистрация знака действует в течение 10 лет.
Наряду со знаками, зарегистрированными на отдельных лиц, применяются коллективные знаки. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
Использованием товарного знака признается проставление его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или на упаковке товаров владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использование товарного знака возможно также в рекламе, печатных изданиях, на бланках организации, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.
Ныне широкое распространение получил термин «брэнд». Он обозначает известный на рынке товарный знак (знак обслуживания) или группу товарных знаков на изделия определенного изготовителя. В таком же значении употребляется понятие торговая марка.Эти понятия, несмотря на повсеместное применение, не закреплены законом.
Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем другому лицу по лицензионному договору.Договор регистрируется в федеральном ведомстве по интеллектуальной собственности и без такой регистрации признается недействительным. Лицензии бывают двух видов: исключительные и неисключительные. Исключительная (полная) лицензия запрещает владельцу переданного товарного знака его использование в течение срока действия договора. Неисключительная (неполная) лицензия сохраняет за владельцем переданного товарного знака возможность самому его использовать.
Использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на однородных товарах без разрешения правообладателя признается нарушением исключительных прав последнего. Незаконным использованием считается размещение чужого товарного знака или сходного обозначения на товарах, этикетках, упаковке этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются на выставках и ярмарках, хранятся или перевозятся для введения в оборот.
Незаконное использование чужого товарного знака и наименование места происхождения товара влечет установленную законом ответственность, включая уголовную.
Существенной характеристикой товара может служить местоего происхождения.Место происхождения может предопределять особые, значимые свойства товара. В соответствии со ст. 30, 31 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» наименование места происхождения может быть зарегистрировано одним или несколькими субъектами и использоваться для обозначения товара. Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно.
Во внешнеторговых отношениях учитывается страна происхождениятовара (группа стран, регион или часть страны), в которой товар был полностью произведен или существенно переработан до стадии признания его новым товаром. С учетом страны происхождения товара осуществляется тарифное и нетарифное регулирование импорта и экспорта.
В торговой практике нередко возникает необходимость выделения отдельных количеств (партий) товараиз числа других идентичных или однородных товаров.
Так, ст. 458 ГК предусматривает необходимость выделения товара в подтверждение его готовности к передаче покупателю. Такое выделение, обособление товара для целей договора производится путем нанесения специальной маркировки, отделения от других товаров контрольной лентой с ярлыком, храненЁия в отдельном помещении и др. В соответствии с требованием закона или договора получателям нередко приходится обосабливать поступившие к ним товары, когда до оплаты стоимости право собственности на товары сохраняется за их отправителем. Отсюда необходимость выделения (обособления), отдельного учета и обеспечения сохранности таких товаров. В случае неурегулирования вопроса о судьбе товаров собственник вправе истребовать их у держателя.
Литература
1. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М, 2002.
2. Неверов О.Г. Товарораспорядительные документы. М., 2002.
3. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001.
4. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994.
Источник