Способы обособления товаров коммерческое право

5. Способы обособления товаров

Товарами в торговом обороте в основном выступают вещи, характеризуемые родовыми признаками. Для выделения товара среди других подобных ему товаров применяются средства индивидуализации товаров.

К средствам индивидуализации товаров относятся:

товарный знак – обозначение, благодаря которому товары одних производителей отличаются от однородных товаров других производителей;

знак обслуживания – обозначение, благодаря которому услуги одних юридических и физических лиц отличаются от однородных услуг других физических и юридических лиц;

наименование места происхождения товара – указание в названии товара места его производства (происхождения), что позволяет отличать данный товар от других товаров (например, бразильский кофе, оренбургский пуховый платок и др.).

Раздел 4. Товарный рынок

Тема 1. Товарный рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура

Основу рыночной экономики составляет товарный рынок. К понятию «рынок» существуют различные подходы.

В более широком смысле рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями, с организованной структурой и инфраструктурой.

В узком понимании рынок – это совокупность сделок купли-продажи.

Товарному рынку свойственны следующие функции:

коммерческая, так как участники торгуют и получают прибыль;

ценообразующая, когда спрос и предложение диктуют размер общественно необходимых затрат;

информационная – наличие товара, его количество и качество;

регулирующая – рынок влияет на объемы и ассортимент производства;

коммуникационная – рынок позволяет устанавливать контакты между участниками рынка на регулярной основе и в известных формах, причем для более развитого рынка свойственны разнообразные формы бирж, выставок, ярмарок, презентаций, конференций;

санирующая – выживают наиболее предприимчивые и эффективно работающие субъекты.

2. Структура и инфраструктура товарного рынка

Товарный рынок как система имеет свою структуру и инфраструктуру

Структура товарного рынка – это совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям.

Структура товарного рынка состоит из тех субъектов, которые непосредственно участвуют в продвижении товаров от изготовителей к потребителям, т.е. в торговле. Это:

оптовые торговые и иные посреднические организации;

организации розничной торговли и организации-потребители.

Указанные субъекты образуют цепь последовательных звеньев, цель которых наиболее эффективное продвижение товара от изготовителя к потребителю.

Для того чтобы товарный рынок работал эффективно, он должен иметь не только совершенную структуру, но и инфраструктуру – систему организаций, обеспечивающих жизнеспособность и нормальную работу структуры.

Инфраструктура – совокупность звеньев, которые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обслуживают работу структуры – это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, становление национального товарного рынка.

Государство уделяет определенное внимание развитию рыночной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 15.06.1998 № 539 была одобрена Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998 – 2005 годы.

Инфраструктуру современного товарного рынка должны составлять следующие подсистемы:

торговых посредников и складского хозяйства – организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т.п.;

информационного обеспечения – организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. В качестве технических элементов данной подсистемы выступают средства связи, программное обеспечение, компьютерная система и полиграфическая база;

тароупаковочной индустрии – производственные структуры обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров и эффективности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;

транспортного обеспечения – все виды транспорта, обеспечивающие движение товара и доставку его потребителям;

Читайте также:  Мыло с нуля горячим способом это

финансово-кредитная – организации, обеспечивающие платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения;

организационного обеспечения – организационные меры, направленные на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю;

нормативно-правового обеспечения – система федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ; постановлений и распоряжений Правительства РФ; нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих взаимоотношения сторон на товарных рынках.

Неразвитость инфраструктуры, как правило, является препятствием для инвесторов, несмотря на ресурсный потенциал базы, дешевую рабочую силу и т.п.

К российским проблемам инфраструктуры можно отнести следующие:

● низкий уровень так называемых «бизнес-услуг», которые включают информационное обеспечение, консультации, маркетинговые исследования, управленческие услуги по выведению предприятий из кризисного положения и т.д. Например, нет единой федеральной системы информационного обеспечения участников рынка об особенностях того или иного региона, об изготовителях товаров, их производственном потенциале, наличии запасов готовых товаров, о запросах покупателей, о новых разработчиках товарной продукции, о популярных товарных знаках, хотя частично это проблемы решают оптовые ярмарки;

● недоверие предпринимателей к эффекту образовательных услуг в области бизнеса;

● низкое качество транспортного обслуживания, в т.ч. не решены проблемы монополизации железнодорожного транспорта;

● недостаток транспортных терминалов, осуществляющих перевозку и обработку грузов, что ведет к увеличению транспортных издержек, сроков доставки и, наконец, к увеличению рисков порчи грузов;

● складское обслуживание испытывает недостаток складских ценных бумаг;

● неразвита товароупаковочная индустрия;

● нарушение конкуренции на почве протекционизма местной власти к так называемым «местным» предпринимателям.

Источник

Способы обособления товаров

Товарами в торговом обороте в основном выступают вещи, характеризуемые родовыми признаками. Для выделения товара среди других подобных ему товаров применяются средства индивидуализации товаров.

К средствам индивидуализации товаров относятся:

товарный знак – обозначение, благодаря которому товары одних производителей отличаются от однородных товаров других производителей.

знак обслуживания – обозначение, благодаря которому услуги одних юридических и физических лиц отличаются от однородных услуг других физических и юридических лиц;

наименование места происхождения товара – указание в названии товара места его производства (происхождения), что позволяет отличать данный товар от других товаров (например, бразильский кофе, оренбургский пуховый платок и др.).

Основным способом обособления товаров (работ и услуг) в коммерческом обороте является товарный знак (знак обслуживания для работ и услуг, правовой режим которого приравнен к правовому режиму товарного знака). Предоставление правовой охраны товарным знакам и порядок их использования регулируется § 2 гл. 76 ГК РФ

В качестве товарных знаков и знаков обслуживания применяются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Он регистрируется в Государственном реестре товар­ных знаков. В реестре указывается перечень товаров, для индивидуа­лизации которых предназначен знак. Исключительное право поль­зователя на знак может удостоверяться буквой ® в окружности, про­ставляемой рядом со знаком.

Правовая охрана, а соответственно, и сама возможность исполь­зования товарных знаков возникает с момента их государствен­ной регистрации. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя на основе заявления с приложением установленных документов. После регистрации лицу выдается свидетельство на товарный знак или знак обслуживания. Регистрация знака действует в течение 10 лет.

Наряду со знаками, зарегистрированными на отдельных лиц, применяются коллективные знаки. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добро­вольного объединения предприятий, предназначенный для обозна­чения выпускаемых и реализуемых ими товаров, обладающих еди­ными качественными или иными общими характеристиками.

Использованием товарного знака признается проставление его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или на упа­ковке товаров владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Исполь­зование возможно также в рекламе, печатных изданиях, на бланках организации, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выстав­ках и ярмарках.

Читайте также:  Траншейный способ посадки голубики

Ныне широкое распространение получил термин «бренд». Он обозначает известный на рынке товарный знак (знак обслужива­ния) или группу товарных знаков на изделия определенного изгото­вителя. В таком же значении употребляется понятие торговая марка. Эти понятия, несмотря на повсеместное применение, не закреплены законом.

Право на использование товарного знака может быть предостав­лено его владельцем другому лицу по лицензионному договору. Договор регистрируется в федеральном ведомстве по интеллектуальной соб­ственности и без такой регистрации признается недействительным. Лицензии бывают двух видов: исключительные и неисключительные. Исключительная (полная) лицензия запрещает владельцу передан­ного товарного знака его использование в пределах срока действия договора. Неисключительная (неполная) сохраняет за владельцем переданного товарного знака возможность самому его использовать.

Использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на однородных товарах без разрешения пра­вообладателя признается нарушением исключительных прав послед­него. Незаконным использованием считается размещение чужого товарного знака или сходного обозначения на товарах, этикетках, упаковке этих товаров, которые производятся, предлагаются к про­даже, демонстрируются на выставках и ярмарках, хранятся или пере­возятся для введения в оборот.

Незаконное использование чужого товарного знака и наимено­вания места происхождения товара влечет установленную законом ответственность, включая уголовную.

Существенной характеристикой товара может служить место его происхождения. Место происхождения может предопределять осо­бые, значимые свойства товара. В соответствии со ст. 30, 31 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» наименование места происхождения может быть зарегистрировано одним или несколькими субъектами и использоваться для обозначения товара. Регистрация наименования места происхождения товара действует в течение 10 лет.

Во внешнеторговых отношениях учитывается страна происхожде­ния товара (группа стран, регион или часть страны), в которой товар был полностью произведен или существенно переработан до ста­дии признания его новым товаром. С учетом страны происхожде­ния товара осуществляется тарифное и нетарифное регулирование импорта и экспорта.

Одним из серьезных недостатков способов индивидуализации является отсутствие по закону обязанности изготовителя произво­дить товар строго в том пункте или местности, которая обозначена на товаре или в документации к нему. Отсюда распространенность случаев, когда, например, французская парфюмерная фирма раз­мещает свое производство в Азии или Латинской Америке. Свой­ственные для места изготовления условия и квалификация работни­ков заведомо не позволяют произвести товар должного качества. Для пресечения таких ненадлежащих действий следует в договорах пред­усматривать условие о месте изготовления товара, способах его под­тверждения и контроля, а также ответственности за нарушение дан­ного требования.

Новым выработанным практикой инструментом индивидуали­зации товаров служат собственные торговые марки. Они создаются и применяются розничными торговыми сетями, крупными магази­нами и не требуют официальной регистрации. Магазины обозна­чают своими марками различные виды товаров. Сетевые торговые марки обозначаются на полках с товарами либо на изделиях помимо товарных знаков. Они удостоверяют от имени магазина качество и высокие потребительские свойства маркируемых изделий. Присво­ение торговой марки осуществляется магазином по согласованию с изготовителями товаров, на протяжении длительного времени заре­комендовавших высокий уровень производства. Применение соб­ственных торговых марок позволяет добиваться от производителей улучшения качества, увеличивать объемы продаж, снижать издержки и цены. Количество товаров, которые реализуются с собственными торговыми марками, достигает до 20% товарооборота сетевых мага­зинов.

Источник

Способы обособления товаров

Товарами в торговом обороте в основной массе выступа­ют вещи, характеризуемые родовыми признаками.

Потребности торгового оборота обусловили необходи­мость выделения товара среди других подобных товаровпутем указания изготовителя или источника происхожде­ния товара. Основными средствами, отличающими товары и услуги одних лиц от товаров и услуг других лиц, являют­ся товарный знаки знак обслуживания.Их применение регулируется Законом РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О то­варных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

В качестве товарных знаков и знаков обслуживания применяются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Правовая охрана то­варных знаков возникает с момента их государственной ре­гистрации. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или индивидуального предпринима­теля на основании заявления с приложением установлен­ных документов. После регистрации лицу выдается сви­детельствона товарный знак или знак обслуживания. Ре­гистрация знака действует в течение 10 лет.

Читайте также:  Способ выделения несмежных ячеек

Наряду со знаками, зарегистрированными на отдельных лиц, применяются коллективные знаки. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциа­ции или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализу­емых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Использованием товарного знака признается простав­ление его на товарах, для которых товарный знак зарегист­рирован, или на упаковке товаров владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использование товарного знака возможно также в рекламе, печатных изданиях, на бланках организации, на вывесках, при демонстрации экс­понатов на выставках и ярмарках.

Ныне широкое распространение получил термин «брэнд». Он обозначает известный на рынке товарный знак (знак обслуживания) или группу товарных знаков на изделия оп­ределенного изготовителя. В таком же значении употребля­ется понятие торговая марка.Эти понятия, несмотря на повсеместное применение, не закреплены законом.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем другому лицу по лицензион­ному договору.Договор регистрируется в федеральном ве­домстве по интеллектуальной собственности и без такой регистрации признается недействительным. Лицензии бы­вают двух видов: исключительные и неисключительные. Ис­ключительная (полная) лицензия запрещает владельцу пе­реданного товарного знака его использование в течение срока действия договора. Неисключительная (неполная) лицензия сохраняет за владельцем переданного товарного знака возможность самому его использовать.

Использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на однородных товарах без разрешения правообладателя признается нарушением ис­ключительных прав последнего. Незаконным использова­нием считается размещение чужого товарного знака или сходного обозначения на товарах, этикетках, упаковке этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются на выставках и ярмарках, хранятся или перевозятся для введения в оборот.

Незаконное использование чужого товарного знака и наименование места происхождения товара влечет установ­ленную законом ответственность, включая уголовную.

Существенной характеристикой товара может служить ме­стоего происхождения.Место происхождения может предопределять особые, значимые свойства товара. В соответ­ствии со ст. 30, 31 Закона РФ «О товарных знаках, знаках об­служивания и наименования мест происхождения товаров» наименование места происхождения может быть зарегистри­ровано одним или несколькими субъектами и использоваться для обозначения товара. Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно.

Во внешнеторговых отношениях учитывается страна происхождениятовара (группа стран, регион или часть страны), в которой товар был полностью произведен или существенно переработан до стадии признания его новым товаром. С учетом страны происхождения товара осуществ­ляется тарифное и нетарифное регулирование импорта и экспорта.

В торговой практике нередко возникает необходимость выделения отдельных количеств (партий) товараиз числа других идентичных или однородных товаров.

Так, ст. 458 ГК предусматривает необходимость выделе­ния товара в подтверждение его готовности к передаче по­купателю. Такое выделение, обособление товара для целей договора производится путем нанесения специальной мар­кировки, отделения от других товаров контрольной лентой с ярлыком, храненЁия в отдельном помещении и др. В соответствии с требованием закона или договора по­лучателям нередко приходится обосабливать поступившие к ним товары, когда до оплаты стоимости право собствен­ности на товары сохраняется за их отправителем. Отсюда необходимость выделения (обособления), отдельного учета и обеспечения сохранности таких товаров. В случае неуре­гулирования вопроса о судьбе товаров собственник вправе истребовать их у держателя.

Литература

1. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Бу­латецкого и В.А. Язева. М, 2002.

2. Неверов О.Г. Товарораспорядительные документы. М., 2002.

3. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001.

4. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994.

Источник

Оцените статью
Разные способы