Обогащение словарного запаса младших школьников.
статья
Обогащение словарного запаса младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarnogo_zapasa_mladshih_shkolnikov.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обогащение словарного запаса младших школьников»
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Особенно это следует учитывать при обучении русскому языку тех, для кого он является родным. Задача учителя – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями.
Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.
Словарная система русского языка отличается от грамматической и фонетической систем множественностью своих единиц, а также постоянной их изменчивостью. Чем богаче словарный запас ученика, тем богаче и убедительнее его речь, то есть тем лучше язык будет обслуживать коммуникацию ученика, а в дальнейшем будет лучше происходить понимание учащимися произведений различных функциональных стилей.
Поэтому в процессе обогащения словарного запаса младшего школьника возникают задачи по созданию лексического минимума общеупотребляемых слов. Однако в процессе решения данной задачи могут возникать различные трудности, так как словарный запас детей, поступающих в школу, не подвергается изучению. Также трудности могут быть в том, что существует большая разница в словарном запасе детей одного и того же возраста в зависимости от социокультурной среды, в которой обитает ученик вне школы. В речи младших школьником во множестве присутствуют слова просторечного диалектного характера.
Так как существует необходимость в отборе слов с целью создания лексического минимума, то в связи с этим некоторые ученые советуют брать за основу грамматико-орфографические трудности слов, другие – смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся.
Для обогащения словарного запаса младших школьников существуют основные требования с работой над новыми словами, а также специальные приемы семантизации незнакомых детям слов и словарно-семантических упражнений.
В работе по обогащению словарного запаса младшего школьника принципы методики обогащения словарного следующего характера:
1. Слова и реалии (предмет или схематическое изображение данного предмета) соотносятся при толковании лексического значения.
2. Новое слово рассматривается в синонимических и антонимических связях, а также в его родовидовых отношениях с родственными словами.
3. Происходит показ нового слова в окружении с другими словами.
Это делается для того, чтобы выявить сочетаемость нового слова с другими словами.
4. Новое слово показывают в употреблении с определенными стилями.
5. Проводят включение нового слова в контекст словосочетаний, а также в рамках связного текста.
Данные принципы необходимы для семантизации и актуализации нового слова, причем для семантизации необходимы первый и второй принципы, а для актуализации – четвертый и пятый принципы. Третий принцип служит как для актуализации, так и для семантизации.
Для толкования лексического значения нового слова существует несколько способов. В первую очередь это логическое определение понятия, во-вторых — сопоставление нового слова с ранее известным (использование синонимов и антонимов). В третьих – использование наглядности и контекста.
При использовании контекста получают самое общее представление о новом изучаемом слове – то есть знание о том, к какому классу предметов, процессов, явлений, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данным новым словом. При использовании наглядности при объяснении нового слова также ограничен смысл слова. Это происходит потому что при помощи наглядности можно рассмотреть лишь конкретные предметы и явления и только в незначительной степени процессы и качества. При помощи наглядности никак нельзя объяснить оттенки значения слова, а также нельзя объяснить его употребление. Наилучшим способом объяснения нового слова является сопоставление нового слова с ранее известным, которое уже имеется в словарном запасе младшего школьника и которое ему хорошо знакомо. Для этого наиболее хорошим вариантом является использование синонимов и антонимов.
Выбор способа сематинтизации слова зависит от различных факторов, так, например, если новое слово вводится в активный словарный запас школьник, то способ приемлем один, а в том случае, когда слово вводится в пассивный словарь – способ может быть другим. Также вывод способа зависит от типа лексического значения самого вводимого слова. Те слова, которые вводятся в активный словарный запас школьника, требуют подробного объяснения их смысла, а также раскрытия их лексической сочетаемости и сферы стилистического употребления данного слова. Поэтому в каждом конкретном случает за объяснением нового слова необходимо показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова выступают в семантическую связь. В противном случает отсутствие такой работы может стать одной из причин лексических ошибок.
После усвоения детьми лексического значения слова, проводится большая работа по его запоминанию, грамотному употреблению в речи. Для этого специально разрабатывается система упражнений, используется набор опорных карточек – табличек, с которыми мы работаем и на уроках литературного чтения, и на уроках по изучению основ светской этики, и на различных этапах уроков русского языка. Например, на минутке чистописания при отработке наклона или правильного соединения букв и т.п., при закреплении или повторении каких-либо тем.
Рассмотрим для примера слова, характеризующие состояние радости: «Бодрое, великолепное, весёлое, восторженное, восхитительное, довольное, жизнерадостное, жизнеутверждающее, забавное, задорное, замечательное, игривое, лёгкое, ликующее, лукавое, лучезарное, лучистое, насмешливое, оживлённое, озорное, оптимистичное, победное, праздничное, прекрасное, прелестное, приподнятое, приятное, радостное, счастливое, торжественное, торжествующее, хорошее, чудесное, чудное, шаловливое, шутливое.»
Для работы можно предлагать весь список слов или только его часть по усмотрению учителя. К этому набору слов можно составить огромное множество заданий по различным разделам русского языка:
-Выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением,
укажите проверочное слово.
-Выпишите слова с непроизносимыми согласными, объясните их
-Выпишите слова с «опасными» сочетаниями (жи, ча, чу)
-Сгруппируйте слова по орфограммам.
-Продолжите ряд слов:
Жизнерадостное, прекрасное, праздничное, …
-Выпишите двусложные слова, разберите их по составу.
-Выпишите группы однокоренных слов.
-Образуйте от данных слов родственные имена существительные (или
глаголы, или наречия) и т. д.
3. Фонетика и графика:
-Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
-Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
-Двумя чертами подчеркните буквы, являющиеся «мягкими
командирами» (по Эльконину Д.Б.).
-Подчеркните буквы, произношение которых расходится с написанием
-Объясните значение слова:
а) самостоятельное толкование, б) с помощью толкового словаря, в) с
помощью этимологического словаря.
-Из предложенного списка слов выберите слова близкие по значению
-Напишите мини-сочинение по данному началу, опишите чувства и
состояние героев, используя данные слова:
Безусловно, такая работа доставляет удовольствие и детям, и учителю, поскольку у детей появляется возможность для творчества, самовыражения. Таким образом, нам удаётся расширить активный словарный запас, сформировать орфографическую грамотность, способствовать развитию устной и письменной монологической речи учащихся.
Такая работа обогащает не только словарный запас младших школьников, она будит их мысль, воображение, побуждает к творчеству, к активному усвоению знаний и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей»
В данном проекте отражены основные моменты использования словарей на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Важная задача на уроках развития речи — обучение языку. Связная речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова.
Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе.
Презентация методической системы «Формирование словарного запаса младших школьников на уроках русского языка».
презентация и выступление.
Статья на тему: Пути пополнения словарного запаса младшего школьника
Одной из главных задач работы школьного учителя — логопеда является актуализация словаря младшего школьника. Особенно при коррекции сложной дисграфии, с профилирующей аграмматической дисграфией. Основ.
Пути обогащения словарного запаса младших школьников
В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников
в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста.
Источник
Статья на тему «Методы и приёмы обогащения и активизации словаря младших школьников при помощи развития УУД»
Кузнецова Е.А., учитель начальных классов
Якутск Республика Саха (Я)
Методы и приёмы обогащения и активизации словаря младших
школьников при помощи развития универсальных учебных действий.
Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определённой последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматривается в методике как важное условие успешного развития речи. Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии: во – первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимися слов, которые уже имелись в их словарном запасе; во – вторых, уточнение словаря – самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя: — наполнение содержанием тех слов, которые учащимися усвоены не вполне точно; — усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах; — усвоение иносказательных значений слов, в том числе во фразеологических оборотах; — усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значениперей слов, тех эмоциональных и функционально – стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе. По иному уточнению словаря может быть определено как словарно – стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности; в – третьих, это активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в речи); в – четвёртых, устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду диалектные, просторечные, жаргонные, которые усвоили из речевой среды.
Основные источники обогащения и совершенствование словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, тексты кинофильмов и передач. Всё это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения словаря. Но на речь учащихся влияет и другие, педагогически неконтролируемые источники. Так, в речи родителей, друзей, знакомых и посторонних и, конечно же, в интернете встречаются диалектизмы, просторечные слова и выражения. Известно, например, что в бытовой и широкой речи школьников много слов нарочито искажённых или переосмысленных. Слушая окружающую речь, дети нередко усваивают слова, совсем неуместные в быту и даже в школьном обиходе.
Задача школы, в частности, состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которых живут школьники, управлять ею. Поэтому очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями. В силу того, что грамматика «есть порог всякого знания» (А.М. Пешковский), а грамматические навыки «опосредованно» влияют на речевую практику на русском литературном языке, и эти грамматические навыки «не просто приходят с возрастом» (Л. П. Федоренко) проблемы методики обогащения и активизации словаря, на данный момент очень актуальны. К моменту поступления в школу дети уже в той или иной степени владеют связной речью, умеют пользоваться простейшим монологом для описания окружающих предметов, повествования о пережитых им событиях. Практическое владение родной речью развито у всех детей по разному. И первая задача учителя выявить содержание и уровень речевого опыта каждого ребёнка, опереться на этот опыт, максимально включать его в ход образовательного процесса. Речь ребёнка, развивающаяся в естественной речевой среде семьи, детского сада, характеризуются достаточно развитым словарём и синтетическим строем, но является по существу, ситуативной. Воспитание речи в начальной школе не может ограничиваться простым пересказом текста, простым ответом на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой деятельностью, мыслительной работой над текстом, сформированием сложных речевых и речемысленных умений. В большинстве владение речью не выходит за рамки обиходно – бытового словаря. Зная прямое прямое значение многих русских слов, дети часто не умеют их употреблять в переносном смысле, что чрезвычайно обедняет их речь. Они ещё не могут осмыслить такого важного явления, как многозначное слово. Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, игра является одним из ведущих видов деятельности. В интенсификации процесса обучения языковая игра выполняет важную роль. При участии в языковой игре информация поступает к ребёнку не только через зрительные и слуховые каналы, она подкрепляется и эмоциональной сферой. Атмосфера игры, радости, взаимопонимания помогает устранить причины отрицательного характера, чувство боязни, неуверенности, тем самым увеличить мотивацию учения и повышая эффективность процесса обучения. Кроме того, языковая игра обладает высокой степенью наглядностью. Она даёт возможность детям овладеть родным языком в непринуждённой форме. Поскольку процесс «стихийного» усвоения норм русского языка продолжается в школьные годы, следует использовать специально придуманную секцию упражнений, позволяющих в значительной степени повысить «речевой потенциал» ребёнка и получить возможность контролировать этот потенциал. В живом акте речи лексические и грамматические значения нерасторжимы. Грамматика организует словарь, в результате чего единицы смысла основа всякой речевой деятельности.
Владение словом является важнейшей предпосылкой не только говорения, но и репродуктивных видов речевой деятельности, знание одного только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняют владение связями слова и образование на основе словосочетания. Словарной стороне речевых видов деятельности необходимо обучать таким образом, чтобы дети постоянно ощущали, что слова им нужны для выражения мыслей и их понимания. Речевая деятельность обуславливает мотивирование и успешность овладения словарём. Работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения. Почти на каждом втором уроке дети знакомятся с новой порцией слов и проводится работа по её усвоению. Для успешного формирования лексических навыков у младших школьников необходимо помнить что, как и в работе над грамматикой, все речевые малышей должны быть направлены на решение коммуникативных задач и реализацию определённых целей и мотивов обучения. При работе над лексикой можно выделить этап ознакомления. Тренировки и применения. По данным психолингвистических экспериментов, слова проходят процесс обобщения в памяти в виде групп, связанных по семантическим признакам. Поэтому детям целесообразно предлагать не изолированные по значению слова, а организовать ознакомление с группой слов, объединённых какой – либо тематикой. Порядок предъявления слов обуславливается возможностью использования их для обучения. В реальной жизни мы не произносим слова просто так, употребление слова всегда обусловлено мотивом и целью. Поэтому учителю необходимо думать как о мотивации ознакомления в целом, так и о мотивах каждого задания и упражнения при организации тренировки и применения. Новая лексика на начальном этапе вводится через речь учителя. Значение новых слов, раскрывается через показ (предметов, картинок, действий) или, при необходимости через перевод. Ученики обязательно повторяют слово несколько раз, но это повторение не является чисто механическим, а коммуникативно оправдано. Чтобы у детей возник мотив ознакомления с той или иной группой слов, надо, как и при работе с грамматикой, использовать проблемные вопросы, ситуации, истории. С помощью такого приёма мы помогаем малышам осознать, что эти слова им необходимы. В начальных классах начинается и формирование потенциального словаря, базой которого является лексика, встречающаяся в рифмовках, стихах, песнях, выражениях классного обихода.
Одной из главных задач педагога, является задача научить детей писать слова без ошибок. Сделать процесс усвоения слов более эффективным задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы особенно в наше современное время. Важно, чтобы дети поняли, что именно обозначает то или иное слово. Но недостаточно, чтобы ученики познакомились с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы знания закрепились, чтобы дети могли их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словами учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применить полученные знания о слове на практике. Теперь подробней остановимся непосредственно на системе разработанных нами упражнений. Основную работу проводим с заимствованными словами (взятыми из других языков) и неологизмами (новыми). Со всего учебника выбираются слова и разбиваются на смысловые группы следующим образом:
Страны : Америка, Англия, Австралия, Африка, Бельгия, Россия, Индия, Китай, Франция и т.д.
Столицы и города : Париж, Каир, Банког, Москва, Лондон, Вашингтон, Дели, Гагры, Волгоград, Нью – Йорк, Пекин. Составляющие слова (авеню, проспект, метро, эскалатор, мэр, губернатор, стрит, сквер и т. д.
Реки: Нил, Миссисипи, Дунай, Конго, Дон, Десна, Лена, Иртыш, Ганг и др
Моря: Красное, Японское, Чёрное, Средиземное, Баренцево, Азовское, Белое и составляющие (лоцман, кок, юнга, океан, лайнер, капитан, корсар, пирс, мол, залив, круиз, старпом, рубка, каюта, корвет, парусник, различные виды рыб)
Острова: Таити, Кипр, Крит, Сахалин и составляющие (турне, какаду, тапир, вепрь, гагара, бизон)
Знаменитые фамилии: Шишкин, Гагарин, Серов, Пушкин, Айвазовский и др
Таким образом можно объединить другие слова в темы: спорт, искусство, космос, театр, природа и другие.
Приведём пример, как организована эта работа на уроках. Для образца возьмём, например, блок 4. Требуется большая предварительная подготовка: картины, рисунки, иллюстрации, фотографии, поиск в интернете и энциклопедиях, атлас, карты. Не будем забывать, что младшие школьники более эффективно воспринимают информацию через зрительные образы, нежели через слуховые. На первом уроке дети знакомятся с рассказом путешественника с учётом новых слов. Хорошо если это будет видео или кино. Дальше идёт знакомство с картинами и фотографиями. Работа проводится в группах. Дети сами ищут названия тем или иным картинкам, фотографиям и иллюстрациям. Правильные ответы находим с помощью энциклопедии или интернета. Идёт пересказ с учётом новых слов. С помощью наводящих вопросов, иллюстраций, видео. На следующей неделе рассказ путешественника дети пересказывают сначала по абзацам, потом целиком. В дальнейшем уроки – путешествия по карте и атласу. Во время путешествия обращаем внимание на погоду, температуру, морских животных. Это подтверждает метапредметную связь с окружающим миром. Кроме этого, нужно рассчитать количество продуктов, которые понадобятся во время путешествия, так, чтобы хватило до возвращения. Это подтверждает связь с математикой. Путешествие может быть и вокруг земли. Так, попав в Средиземное море мы попадаем на лайнер и становимся туристами. А в море Лаптевых на ледокол т.п.
После двух недель знакомства с этим блоком приступаем к грамматически правильному написанию. Работа проводится в такой последовательности: чтение слов, обозначение ударений, нахождение безударных гласных, проговаривание слов вслух, письмо слов в словариках, подбор родственных слов, звуко – буквенный анализ, деление на слоги. Работа продолжается с этой группой слов, только с новым заданием. Эта работа организуется парами: — Продиктуйте соседу блок слов. Выслушайте все его комментарии. После выполнения дети меняются ролями. Вместе придумывают к ним родственные слова. Запишите их. На четвёртом этапе ученики получают задание: приготовить карточки с этими словами, но с пропущенными орфограммами. Карточки предназначены для соседа по парте. Проверяет подготовивший карточку ученик, и он же оценивает её. В правом верхнем углу пишется фамилия ребёнка, заполнившего карточку, внизу – фамилия проверяющего. Учитель после урока проверяет мини – карточки. На пятом этапе дети пишут под диктовку словосочетания, предложения или небольшой текст, составленный нами с использованием всех изученных за месяц слов. В конце всей работы проводится либо индивидуальные сочинения, либо парные или групповые презентации на тему «Путешествие по зелёному миру».
В данной работе мы попытались показать, как проводится словарная работа на уроках в начальной школе. О положительных результатах этой работы можно говорить в том случае, если ребёнок сознательно употребляет слова в связной речи в разных контекстах, если из его пассивного словаря слова вызваны к жизни, а также, если у ребёнка возникает потребность выразить свои мысли. По опыту работы можем сказать, что такой подход даёт очень высокий уровень запоминания учащимися слов, причём без зубрёжки и специального заучивания.
Источник