Способы обогащения художественного опыта детей

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)
методическая разработка на тему

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

Скачать:

Вложение Размер
obogashchenie_emotsionalnogo_opyta_doshkolnikov.docx 17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании.

“ Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал ее”.

Виссарион Григорьевич Белинский

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

Поэтому одной из задач нашего дошкольного учреждения является эмоционально-личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социально управления.

На базе структурного подразделения была создана апробационная площадка по реализации программы «А.И.С.Т.– Адаптация И Социальная Траектория (Формирование социально-психологической среды детского сада, ориентированной на развитие эмоционально-личностной сферы детей)».

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Развитию эмоциональности способствуют все виды деятельности ребенка. Огромные возможности в обогащении эмоционального опыта представлены в художественном конструировании.

В дошкольном возрасте, как показали исследования Леонида Абрамовича Венгера, происходит активное усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение с ними соответствующих предметов.

Благодаря усвоению эталонов процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

1 .Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоционально-эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность формы, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Наиболее благодатный материал, раскрывающий перед детьми мир человеческих чувств – это произведения художественной литературы.

Мы подобрали в соответствии с тематикой творческой деятельности и разделами программы детские художественные произведения, к героям которых ярко выражено эмоциональное отношение:

– Потешки: Идет коза рогатая, Мишка косолапый, Кошкин дом, и т. д.;

– Стихи: А. Барто: Игрушки. Девочка ревушка. Девочка чумазая;

– Сказки: К Чуковского: Тараканище. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Краденое солнце. Айболит. Народные сказки: Маша и медведь. Как собака друга искала. Волк и семеро козлят.

Особое внимание при подборе книг мы уделяли иллюстрациям. Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок лучше представляет себе происходящее. Еще не умея читать, ребенок, рассматривая иллюстрации вживается в бескрайний волшебный мир, который изобразил художник. Детские книжные иллюстрация служит многим целям: раскрывают содержание, стимулируют воображение, формируют эмоции, воспитывают культуру восприятия, развивают ум, сердце и душу ребенка.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей.

2 .Наиболее целостному эмоциональному восприятию образа способствуют игры по сюжетам сказок: игра – режиссерская, игра драматизация. Разыгрывая сказки, дети «проживают» эмоции, связанные с создаваемым образом и примеривают к себе важное личностное качество – инициативность.

3 .В продуктивной творческой деятельности при создании образов дети, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Для передачи своего эмоционального отношения к герою мы предлагаем детям разные материалы:

  • По форме: пять геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
  • По цвету: семь цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; белый и черный, серый.
  • По фактуре: цветная бумага гладкая и бархатная, картон гофрированный и гладкий, изолон, флис и войлок разного цвета.

Для овладения действием символизации на рисовании дети знакомятся с тепло-холодными характеристиками цветовой гаммы, а затем создают композиции контрастных эмоциональных состояний, настроений, чувств и переживаний. Например, «хорошее настроение» – «плохое настроение»; «зло – добро»; «Солнечно – дождливо» и т.д.

Изображая испуганную и спокойно гуляющую кошку из пластилина, дети передавали эмоциональное состояние животного в пластике.

4 .В процессе совместной деятельности с детьми мы развиваем:

– умения понимать свои эмоции и эмоции других людей. Например, игра «волшебное зеркальце». Эта деятельность направлена на развитие начал выражения эмоций радости, грусти, злости, страха главным образом с помощью жестов и пантомимики;

– способность к сопереживанию, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание, изображая голосом и мимикой настроение персонажа сказки. При этом дети называют чувства, которые испытывают герои, их настроение.

5 .Для развития способности к пониманию символических обозначений различных эмоциональных состояний нами разработаны дидактические игры:

– «Путешествие в страну эмоций», где ребенку показывается маска с различными выражениями, и его задача сделать такое же лицо, а затем назвать настроение;

– «Найди такое же» в этой игре дети находят две карточки с одинаковыми эмоциями (фото ребенка и карточка схема) и т.п.

Тематическое планирование деятельности позволяет осуществлять интеграцию разных видов детской деятельности. Я предлагаю рассмотреть примерные виды интеграции художественного конструирования с образовательными областями в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями в двух направлениях:

1. По задачам и содержанию воспитательно-образовательных задач — «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд».

2. По средствам организации и оптимизации воспитательно -образовательного процесса — «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Работы по рисованию мы используем как фон для работ по художественному конструированию или как основу для других видов деятельности. Например: иллюстрация к художественному или музыкальному произведению.

Для повышения интереса к результатам своего труда детям мы предлагаем организацию выставок работ для тематического героя или родителей.

6.Взаимодействие с родителями позволяет решать задачи обогащения детских впечатлений в социальной среде: совместные прогулки по городу и в зоопарк; посещение детских спектаклей и выставок; чтение художественной литературы в семейном кругу.

Работая углубленно по данному направлению, мы обратили внимание на развитие у детей умений, передавать характерные черты образа, что говорит о формировании эмоциональной отзывчивости.

Источник

Опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование»

Светлана Веснина
Опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование»

Выступление на тему

«Развитие творческих способностей у детей

через художественное экспериментирование

в изобразительной деятельности»

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Веснина С. Н., я работаю воспитателем в детском саду № 7 «Калинка» г. Котельнича. Сегодня я представлю свой опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности».

Среди принципов дошкольного образования, реализуемых в соответствии с ФГОС ДО важное место занимает принцип индивидуализации.

В словаре Ожегова С. И., понятие «Индивидуализировать» обозначает «сделать индивидуальным».

В связи с этим, трактованием понятия «Индивидуализировать» и его родственных слов предполагается создание таких условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребёнка, помогают полноценному формированию его, как личности. Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса на сегодня очень актуален.

Одной из форм индивидуализации образовательного процесса является развитие детского творчества— как проявление самостоятельности ребёнка, создания им нового для себя и окружающих.

Передо мной встала проблема, что включить в детскую деятельность, что бы раскрыть творческие таланты детей, сделать этот процесс увлекательным, позволяющим детям делать свои новые открытия.

Работая в детском саду, я заметила, что вместе с изобразительной деятельностью детям наиболее интересно и экспериментирование.

Я решила соединить эти две деятельности в художественном экспериментировании и посмотреть, как они повлияют на развитие детского творчества.

Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс познания, исследования (где-то с предметами, а где-то с художественными материалами и инструментами, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание придумывать и находить новые способы получения результата своей продуктивной деятельности, подталкивают детей к самостоятельным действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую индивидуальность.

В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования.Поэтому я поставила перед собой цель:

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов,

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. обучать детей различным методам экспериментирования в изобразительной деятельности

2. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования;

3. развивать творческие способности у детей на основе их индивидуальных особенностей в процессе художественного экспериментирования

4. создавать условия для стремления к свободному экспериментированию с художественными материалами и инструментами, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность

В соответствии с задачами определила этапы работы

1 этап – подготовительный, 2 этап- организация детской деятельности, 3этап – создание условий для свободного экспериментирования

На первом этапе я собрала необходимую информацию для дальнейшей работы по своей теме. Вначале я изучала методическую литературу, и мне пришлось столкнуться с тем, что интересных методических разработок по экспериментированию в изобразительной деятельности очень мало, это объясняется инновационным характером моего опыта. Поэтому я решила в своей работе использовать разработки по нетрадиционным техникам рисования, добавив в них метод экспериментирования. Наблюдая за изобразительной деятельностью детей и их возможностями, составила перспективный и календарный план работы. Одновременно провела анкетирование родителей «Развитие творчества в детях», диагностику умений и способностей детей, с целью выявления роста творческого развития каждого ребёнка. Проведённая работа показала, что родители хотели бы развивать творческий потенциал в своих детях, но не знают как. А уровень творчества у детей оказался очень низким. Это ещё раз подтвердило, что мне нужно провести работу в этом направлении и с детьми, и с родителями.

На втором этапе я занималась практической деятельностью, необходимой для развития художественно-творческих способностей у детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. На этом этапе моей задачей стало – научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения в художественном творчестве. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

В начале, мы с детьми и родителями собрали целую коллекцию необычных художественных инструментов. Я попросила детей принести из дома различные предметы для рисования. Всё, что принесли дети — опробовали. После этого я познакомила детей с разными техниками нетрадиционного рисования,например: печатки из овощей, выдувание, рисование нитками и мн. др. способы рисования с помощью необычных инструментов. Экспериментировали,где краска будет отпечатываться лучше: с деревянной палочки или от пластмассовой,какой фон будет насыщенней: от примакивания губкой или кусочком меха.

Далее, я стала знакомить детей с необычными художественными материалами. Мы изучали свойства песка, мыльной и простой воды, круп. Ставили эксперимент по изготовлению красок из натуральных продуктов. Смешивали краску для получения разных оттенков, наблюдали, как она впитывается в песок, бумагу, ткань. Выдували мыльные пузыри с краской на бумагу, рисовали на ткани, дереве, воде. Капали маленькими каплями и разливали большими кляксами. Такая деятельность не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

После использования необычных художественных инструментов и материалов, я стала давать детям более сложные задания, где дети могли сами определить вид техники изображения, подобрать соответствующие теме занятия художественные материалы, реализовать свой собственный творческий замысел, поставить свой эксперимент. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного экспериментирования – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Я стараюсь дать такую возможность детям, чтобы они, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Развитие самостоятельной экспериментальной деятельности у детей осуществлялось через создание предметно-пространственной среды по художественному экспериментированию.

Поэтому 3 этапом моей работы стало создание условий для свободного экспериментирования. В группе был обновлён уголок по изодеятельности, куда мы поместили свою коллекцию различных художественных материалов и инструментов, организовали лабораторию «учёных»,. В свободное время дети могли самостоятельно проводить эксперименты с красками, песком, водой и другими материалами, используя различные предметы для рисования. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.

После проведённой мною совместной работы с детьми по художественному экспериментированию, дети стали использовать нестандартные способы рисования не только в детском саду, но и дома.

В развитии детского творчества следует отметить немаловажную роль родителей, которых я активно привлекаю к совместной работе. Родители совместно с детьми помогают в оформлении группы к различным праздникам, принимают активное участие в организации выставок.

Но в начале моей работы по художественному экспериментированию дома дети столкнулись с непониманием некоторых родителей. Когда ребёнок хотел отразить на бумаге свои эмоции и наблюдения, взрослые проявляли интерес к чистоте в доме и аккуратности ребёнка, а не к его творческому порыву.

Поэтому я провожу разъяснительную работу с родителями, оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, индивидуальные беседы, анкетирование, практикумы, провожу мастер-классы.Подобные мероприятия сближают всех: и родителей, и детей, и педагога, развивают мышление и творчество. Родители стали активнее откликаться на просьбы детей, проявлять повышенный интерес к нашим занятиям.

Таким образом, родители стали моими помощниками в развитии интереса детей к различным видам художественной деятельности, постарались создать дома и в группе среду, стимулирующую детскую творческую деятельность.

Главный показатель эффективности работы по развитию творческих способностей детей через художественное экспериментирование – это данные диагностического обследования изобразительной деятельности детей.

Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года с целью выявления показателей уровня творческого потенциала ребенка в сравнении за прошедший учебный год. Я предлагаю посмотреть данные на начало моей работы с детьми. И для сравнения далее я предлагаю цифры по окончании учебного года во второй младшей и средней группах.

Представленные в таблицах результаты обследования воспитанников свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемого показателя. Из 24 воспитанников 2 младшей группы у 32% уровень творческого потенциала повысился с низкого уровня до среднего уровня, 2 ребёнка (это 8%) поднялись с низкого и среднего до высокого уровня. В средней группе на низком уровне к концу года осталось 2 ребёнка (причём это дети с отставанием в развитии, проходят лечение в специализированных учреждениях). Сейчас я работаю уже в старшей группе, и как вы видите по результатам диагностики – уровень творческого развития повышается.

Полученные в ходе диагностики результаты подтверждают, что занятия по художественному экспериментированию с нетрадиционными материалами и инструментами повышают творческий уровень развития дошкольников.

На следующем слайде вы увидите некоторые работы моих детей, и итоги их участия в конкурсах различного уровня, что свидетельствует о том, что моя работа по развитию детского творчества через художественное экспериментированиепринесла следующие результаты:

• повышение уровня развития творческих способностей и воображения;

• использование детьми в самостоятельной деятельности техник нетрадиционного рисования;

• повышение уровня зрительно-моторной координации;

• дети стали самостоятельнее, могут планировать и регулировать не только свою, но и совместную с другими детьми деятельность;

• повысилось количество победителей и призёров в конкурсах рисунков различного уровня.

Совместная работас родителями и детьми так же принесла свои плоды:

• повысился интерес родителей к совместной художественно-творческой деятельности с детьми;

• увеличилось количество семей, участвующих в конкурсах рисунков совместно с детьми.

А про себя я могу сказать:

• шестилетний опыт моей работы по художественному экспериментированию даёт мне возможность делиться своим мастерством не только с коллегами детского сада, города, области, но и на всероссийском уровне собственной веб-страницы

• мной разработана, прошла экспертизу в Кировском ИРО образовательная программа дошкольного образования художественно-творческой направленности изостудии «Фантазия».

• по программе «Фантазия» в нашем детском саду организована работа изостудии.

• также программу «Фантазия» применяют педагоги ещё двух изостудий нашего города.

В заключении хочется сказать, что деятельность по художественному экспериментированию несёт в себе большие возможности, если она учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Она даёт толчок для творческого развития, побуждает желание созидать, развивает фантазию, творчество и любознательность. Я считаю, что используя свой накопленный опыт работы по художественному экспериментированию, я помогла реализовать каждому ребёнку своё индивидуальное творческое начало, сделав первые шаги в мир искусства.

Источник

Читайте также:  Способы снятия стресса вы ответили бы утвердительно часто ли вам хочется плакать
Оцените статью
Разные способы