Изучение и обобщение педагогического опыта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Технология исследования передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт – это практика организации учебно-воспитательного процесса, дающая наиболее высокий педагогический результат в достижении образовательных целей и задач при меньших материально-технических и кадровых затратах.
Передовой педагогический опыт характеризуется следующими параметрами:
- Высокие количественные и качественные показатели итогов образовательной работы.
- Создание образовательной системой личности, имеющей социальную ориентацию своей жизнедеятельности.
- Высокообразованные учащиеся.
- Сформированность познавательной заинтересованности учащихся, их стремление к познанию и потребность в нем.
- Желание саморазвиваться, самообучаться и самосовершенствоваться.
- Применение педагогом творческого подхода к организации учебно-воспитательной работы.
- Научно-организованный труд.
- Оптимальность педагогического опыта т.е. максимальный результат при минимальных затратах.
- Перспективность и научная обоснованность педагогического опыта.
Изучение передового педагогического опыта – это один из методов педагогического исследования, ориентированный на проведение мониторинга педагогической практики, выявление новых направлений педагогической работы и подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
Этот опыт исследуется на основе изучения массового педагогического опыта, работы педагогических коллектив в течение конкретного временного промежутка с использованием различных методик и технологий диагностирования.
Передовой педагогический опыт изучается на разных уровнях существования педагогического процесса: на уровне города, области, региона, страны, отдельного учебного учреждения.
Технология исследования передового педагогического опыта основывается на применении ряда методов. К ним относятся следующие:
- Наблюдение за протеканием педагогического процесса. Данный метод основывается на составлении плана мероприятий по наблюдению, определению его целей и составлении системы мероприятий. Наблюдение необходимо проводить регулярно. Оно должно носить системный характер, а его итоги правильно фиксироваться и адекватно оцениваться. Метод наблюдения позволяет оценить реализацию педагогического процесса в динамике и развитии;
- Проведение бесед с педагогами. Беседы начинаются с того, что педагогам объясняется целевое назначение изучения их работы и рассказывается об акцентировании внимания исследователей на тех или иных направлениях их работы, отдельных мероприятиях и подходах. Беседа позволяет выявить все детали реализации педагогического процесса, его отдельных этапов.
- Исследование педагогической документации. Документация ведения педагогической работы отражает процесс ее планирования и прогнозирования, показывает программы и мероприятия, которые были реализованы в его ходе, позволяет изучить отчеты о педагогической деятельности, чтобы проанализировать ее итоги, рассмотреть творческие направления деятельности и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Изучением педагогического опыта занимаются следующие подразделения:
- Цикловые комиссии и лаборатории;
- Разнообразные методические общества и объединения;
- Научные коллективы по исследованию педагогических вопросов и актуальных проблем;
- Научно-педагогический семинар;
- Школы педагогического мастерства;
- Курсы по узконаправленным проблемам педагогики;
- Курсы повышения квалификации педагогов.
Обобщение педагогического опыта
Чтобы передовой педагогический опыт получил практическое применение его необходимо обобщить.
Обобщение педагогического опыта – это методическая работа по выбору и исследованию отдельного уровня или направления педагогической работы, его осознание, анализ, обоснование, систематизация, рациональное описание.
Обобщение педагогического опыта ориентировано на выявление его приоритетных сторон, существенных признаков педагогической деятельности.
Обобщение опыта позволяет отразить различные стороны педагогического процесса и определить методы, способы и средства педагогической деятельности, посредством которых удалость достигнуть максимального эффекта при реализации педагогической деятельности в области обучения и воспитания.
Обобщение опыта реализуется посредством применения следующих методов:
Каждый из этих методов реализуется в трех основных формах:
- Научное представление. Оно выражается в написании статей научного характера, диссертаций или монографий.
- Методическая форма. Она предполагает предоставление рекомендательных писем, методических разработок, написание докладов.
- Прикладные материалы. Такие материалы представляются в виде распечатки листовок, создании альбомов, проспектов, плакатов, представление данных в видео и аудио формате, создание презентаций, слайд-шоу, схематичного или табличного представления.
Рисунок 1. Обобщение и распространение педагогического опыта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стадии изучения и обобщения передового педагогического опыта
Работа по исследованию и обобщению передового педагогического опыта реализуется в несколько стадий:
- Постановка цели исследования.
- Выбор форм и методов педагогической деятельности, которые будут изучаться, а также выявление уровня их закономерности.
- Определение технологий и приемов, методик, посредством которых будет реализовано изучение опыта.
- Формулирование гипотезы, свидетельствующей о результативности и объясняющей эффективность данного педагогического опыта.
- Определение диагностирующих мероприятий и условий их протекания.
- Выявление особенностей изучаемого педагогического процесса, его условий, отдельных специфических параметров и участков прохождения учебно-воспитательного процесса.
- Сверка проведенного исследования с плановыми параметрами.
- Обобщение изученного материала и формулирование адекватных количественных и качественных параметров реализации педагогического процесса.
- Мониторинг проведенного исследования и его итогов. Происходит оценка каждого компонента, который оказал воздействие на образовательную деятельность.
- Составление рекомендаций по применению данного опыта на практике, его целесообразности, а также определение возможности его дальнейшего обогащения и развития.
Источник
Способы обобщения педагогического опыта это
ГАУДО «Оренбургский областной
детско-юношеский многопрофильный центр»
Обобщение и представление
педагогического опыта
Рекомендовано к распространению методическим советом Государственного автономного учреждения дополнительного образования детей «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр».
Методические рекомендации. Обобщение и представление педагогического опыта/ под редакцией Е.А.Барковой. — Оренбург: ГАУ ДО ООДЮМЦ, 2016.
В рекомендациях раскрывается содержательная сторона основных этапов работы по самоизучению, самообобщению и самоописанию педагогического опыта.
Предлагаемые материалы направлены на совершенствование работы по обобщению и описанию эффективного педагогического опыта. Сборник адресован педагогом, методистам, заместителям директоров образовательных организаций, руководителям методических объединений.
Введение
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» д ополнительное образование определено как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании. Сегодня с фера дополнительного образования детей призвана создавать особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Для того чтобы дополнительное образование могло осуществить функцию, которая на него возложена, необходим не только принципиально новый подход к обновлению его содержания, но и соблюдение ряда условий. Одним из них является высокий профессионализм работников сферы дополнительного образования. Повышению уровня педагогического мастерства и методической грамотности работников сферы образования призваны способствовать различные профессиональные конкурсы. Важными задачами конкурса является выявление и распространение эффективного педагогического опыта. В связи с этим большое внимание уделяется таким конкурсным мероприятиям, которые предполагают письменное или устное представление опыта собственной педагогической деятельности. Среди них — конкурсы методической продукции, конкурсы программ дополнительного образования, конкурсы публикаций, конкурс «Сердце отдаю детям» и т.п.
ГАУДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр» ежегодно с 2009 года выступает инициатором и организатором Областного заочного конкурса методических материалов по эколого-биологическому направлению, а с 2013 года по научно-техническому и туристско-краеведческому направлениям дополнительного образования детей. Конкурс проводится в целях улучшения качества методического обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях и способствует не только повышению профессионального мастерства педагогов, но и обновлению фонда методических материалов по проблемам дополнительного образования детей. Качество методической продукции, выпущенной педагогами и представленной на конкурс, вполне может служить одним из косвенных показателей эффективности их методической деятельности. Конкурс показывает, что такая форма методической продукции, которая предполагает письменное обобщение опыта педагогической деятельности, была и остаётся самой сложной для многих педагогов. В связи с этим, считаем целесообразным выпуск данного сборника.
Сборник содержит методические рекомендации по подготовке описания опыта собственной педагогической деятельности и основные требования к структуре и содержанию различных форм представления такого опыта.
1. Понятие педагогического опыта
Понятие «педагогический опыт» на современном этапе развития образования рассматривается в двух значениях: широком и узком. В первом случае педагогический опыт является составной и необходимой частью и разновидностью общечеловеческого опыта. В таком понимании опыт представляет собой богатейшую сокровищницу профессиональных ценностей, созданных педагогами всех времён и народов, он носит массовый характер.
В узком смысле «педагогический опыт» рассматривается как совокупность практических знаний, умений, навыков (ЗУН), приобретаемых педагогом в ходе повседневной работы; основа его профессионального мастерства; один из источников развития педагогической науки.
К передовому педагогическому опыту в этом смысле относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором.
По определению, данному В. И. Загвязинским, «передовой педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов) образец педагогической деятельности, приносящий лучшие, по сравнению с массовой практикой, результаты» [3, 66].
Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование.
По А.А. Глинскому, «педагогический опыт — это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. При этом оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников образовательного процесса, а эффективность — как степень достижения заданной педагогической цели с учётом оптимальности» [1, с. 203].
Опыт — итог деятельности, состоявшаяся практика, проявившаяся и реализовавшаяся в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.
Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.
Актуальность определяется важностью, значимостью опыта для решения имеющихся проблем, его возможностью повлиять на разрешение каких-либо противоречий и трудностей. Чем более широкий круг насущных проблем он помогает устранить, тем выше его актуальность для пользователей.
Новизна опыта всегда относительна: то, что для одних ново, для других может быть традиционным, уже освоенным, используемым. Часто новизна обусловливается известностью опыта, его распространенностью в массовой практике. Имеет смысл говорить о степени новизны, которую можно определить через сравнение опыта с уже имеющимися образцами.
Результативность опыта означает его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании. Результативность опыта характеризуется надежностью (устойчивостью, стабильностью положительных результатов, получаемых в практике) и перспективностью (длительностью сохранения актуальности результатов, их способностью оставаться новыми, не устаревать).
Обобщить опыт – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых он построен; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщение идёт наиболее успешно, если анализ опирается на конкретные педагогические идеи, практика подкрепляется теорией. Обобщить педагогический опыт — значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое .
Обобщение опыта должно иметь адресную направленность и предполагать ответы на вопросы: кому, когда, где, как его использовать. Обобщается опыт как целостная система, и только потом определяется круг его потребителей, которые могут использовать его.
Обобщение опыта завершается описанием, при котором важно избежать следующих недостатков:
1. Не нарушать целостности педагогических явлений. Сущность любого п едагогического опыта состоит в нахождении наиболее оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Даже если опыт касается изменения одного из компонентов, это обязательно меняет логику всего процесса, поэтому из описания должна быть понятна вся ситуация.
2. Не допускать выпадения из описания опыта самого ценного -конкретной стратегии и тактики применения педагогических средств. Важно, чтобы педагог, перенимающий опыт, мог определить целесообразность использования того или иного педагогического средства в данный момент, в данных условиях, уяснить для себя последовательность применения различных методов и приёмов в их взаимосвязи.
3. Не забывать, что всякое педагогическое явление представляет собой единство общего, особенного и единичного. Эти три стороны должны быть представлены в оптимальном сочетании, что позволит достичь целостности и полноты описания опыта, позволит уйти как от схематизации, потери своеобразия и оригинальности (перевес общего), так и от неоправданной детализации и фрагментарности (перевес единичного) [6, c . 7].
Педагогу, описывающему свой опыт необходимо продемонстрировать креативность своего профессионального мышления, умение выделять педагогические проблемы, формулировать на их основе задачи, находить в процессе исследовательской или практико-экспериментальной деятельности способы их решения, оформлять всё это в виде авторских программ, концепций, систем, методик, технологий, несущих в себе оригинальные стратегию и тактику.
Таким образом, описывая опыт, педагог представляет собственную систему работы, предполагающую:
• комплекс методических приёмов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
• оригинальные взаимосвязанные действия, обеспечивающие эффективное решение образовательных задач;
• признаки системы работы: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приёма; разносторонность воздействия на обучающихся с одновременной сосредоточенностью на их личностном развитии; оригинальность методики.
Опыт практической деятельности педагога обладает широким спектром функциональных возможностей, главная из которых — выступать основанием для профессионального совершенствования. В этой связи педагогу надо осознанно относиться к самому процессу формирования индивидуального опыта: рассматривать опыт не как стихийно возникающую «копилку» методических приёмов и техник, а как осмысленный критический анализ и отбор эффективных средств профессиональной деятельности [10, с.17-18]. Эффективность средств оценивается с той позиции, насколько успешно они позволяют преодолевать затруднения, проблемы в деятельности и выходить на уровень решения более сложных профессиональных задач.
2. Система работы педагога по обобщению собственного опыта
Для того чтобы представить свой опыт работы, педагогу нужно выстроить собственную систему обобщения, описания, трансляции опыта .
Первый этап изучения и обобщения педагогического опыта – обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения ее эффективности – с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки.
В соответствии с проблемой начинается поисковая работа (второй этап): выявляются находки, новинки в работе. Определяется объект исследования и обобщения опыта.
Затем составляется план изучения и обобщения опыта (третий этап): окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (направление деятельности, раздел программы) и предмет (методы, приемы, технологии, средства обучения и др.) изучения и обобщения. Определяется теоретическая база опыта (из каких научных идей, теорий, положений он исходит).
На основе плана педагог проводит самоизучение, самоанализ и самооценку образовательного процесса и его результатов (четвертый этап): сбор педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность.
Описываемый опыт затем осмысливается, самообобщается ( пятый этап) : сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Затем следуют выводы.
Прежде чем приступить к описанию педагогического опыта необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости дополнить его, провести практическую проверку полученных результатов.
Следующий этап — шестой — описание опыта. Задача описания опыта — показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.
Осмысленный материал оформляется в соответствии с современными подходами к изданию методической литературы или, например, в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о конкурсе методической продукции (Приложение 1) .
Обобщение и описание опыта — это вычленение конкретной идеи, которую можно будет пропагандировать среди педагогической общественности для использования в практике работы. Таким образом, представление опыта и пропаганда (распространение) его идей — седьмой этап.
Подводя итог сказанному, можно представить следующий алгоритм работы педагога над обобщением собственного опыта:
Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта:
1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
2. Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе схожим по проблематике опытом.)
3. Планирование работы по избранной теме.
4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала.
6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.
Обобщение опыта проводится после тщательного анализа, установления взаимосвязей всех критериев, формулировки идеи или выводов общего характера — именно идея опыта, а не сам опыт и передаётся последователям.
3. Технология описания педагогического опыта
Описание опыта — процесс трудоёмкий и весьма длительный. Педагогу зачастую проще рассказать о своём опыте, провести открытое занятие, мастер-класс.
О писание опыта собственной педагогической деятельности остаётся одним из самых трудных для педагогов умений, что подтверждается как анализом представляемых на конкурсы материалов, так и результатами собеседования с педагогами.
Из всех видов обобщения педагогического опыта — рассказ, показ, описание — наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание — наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.
Выделяют три уровня обобщения опыта: практический, методический и научно-методический [ 1, с. 212 ].
В деятельности образовательной организации наиболее часто опыт обобщается на практическом уровне: описание или показ технологий, методов, приёмов, способов работы педагога; представление результатов работы; демонстрация авторской системы. В данном случае используются следующие формы работы: открытое занятие , творческий отчет, семинар–практикум, мастер–класс и др.
Научно-методический уровень способств ует развитию мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога. Это научно-теоретическое обоснование опыта, возможно, с привлечением научного консультанта; вычленение его масштабности и практической новизны; определение значения опыта для развития педагогическойтеории и практики.
Описание опыта предполагает методический уровень обобщения, что свидетельствует о необходимости участия в данном процессе представителей методических служб: методистов, заместителей директора по учебно-воспитательной или методической работе.
Задачи методических служб:
выявить сильные и слабые стороны деятельности педагога;
п омочь педагогу осмыслить свой опыт;
организовать работу педагога по обобщению опыта;
научить самоанализу работы.
Характер методической поддержки педагога на различных этапах обобщения опыта представленв таблице.
Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта
Знакомство с литературой и составление библиографии по теме
Просмотр и корректировка библиографии, составленной педагогом
Корректировка целей работы над темой
Выделение вопросов, по которым личный опыт требует дополнений
Ознакомление с планом работы и определение сроков посещения занятий
П роведение занятий
Посещение занятий, протоколирование и анализ
Определение методики обработки и анализа материалов личного опыта, подбор диагностических методик
Корректировка анализа материалов опытной работы
Составление плана описания опыта
Анализ плана описания
Подбор приложений к обобщённому опыту
Корректировка подобранных приложений
Окончание первого варианта рукописи
Исправление рукописи в соответствии с замечаниями, её представление
Приём готовой рукописи обобщённого опыта работы
Рекомендации к представлению (описанию) опыта работы
Педагогический опыт может быть представлен как целостно (система), так и частично (отдельные компоненты).
Для описания педагогического опыта может быть использован следующий алгоритм:
1. Дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, для чего выделить противоречия, побуждающие пересмотреть свои взгляды на образовательный процесс и выстроить иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программах и методиках, определив концепцию педагогической деятельности.
2. Вычленить ведущую педагогическую идею опыта, её составные части и выстроить их в логической иерархической последовательности (это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта).
3.Отразить теоретическую базу опыта с описанием следующих составляющих:
трудоёмкость осуществления (для педагога и обучающихся);
возможность и условия освоения.
(Уместны ссылки, на какие научные или практические изыскания опирается педагог, научные концепции или теории каких авторов использует в работе).
4. Раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и её компонентов, изложить точку зрения на содержание образования, взаимоотношения педагога и обучающихся, формы, методы, приёмы и средства обучения и воспитания.
5. Показать использование предлагаемых нововведений в образовательном процессе, содержании образования.
6 . Провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний учащихся, в овладении практическими умениями и навыками, в уровне воспитанности, в развитии интереса к занятиям в творческом объединении и др.
Рекомендуется описывать свой профессиональный опыт в следующей последовательности:
1. Выделить в собственном опыте то, что составляет его сущность. Составить оглавление описания опыта.
2. Выстроить логическую последовательность описываемого опыта. Если анализируемый опыт, имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать «Система работы. ». Если предполагается описать опыт только по отдельному направлению, то необходимо найти для этого адекватные названия, например: «Опыт литературно-краеведческой работы в . », «Опыт использования проектной деятельности на…»
3. Составив текст описываемого опыта, отредактировать его с точки зрения полного соответствия заявленному жанру. Удалить из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократить громоздкие словосочетания. Обратить внимание на соответствие основной идеи и принципов её реализации содержанию.
При описании педагогического опыта может использоваться исследовательский подход. В таком случае педагог представляет ретроспективу собственных педагогических исследований от обнаружения и анализа педагогической проблемы, построения и проверки гипотез, моделирования различных педагогических действий до получения и анализа конечных результатов, сопоставления их с ожидаемыми.
При использовании рефлексивного подхода педагог анализирует и обосновывает свои педагогические находки, обобщает их и объясняет их действенность на основе синтеза теории и практики.
4. Подготовить приложения к описанию опыта. Отобрать из своей педагогической копилки образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт. Это могут быть методические разработки, алгоритмы деятельности, структурно-логические схемы и т.п.
5. После завершения работы по описанию своего опыта прочитать материалы как опыт « другого педагога» . Оценить соответствие внешнего вида обобщённых материалов эстетическим требованиям. Обращаем внимание на то, что обобщение опыта предполагает не только глубокое осмысление педагогов достигнутых результатов, но и выявление перспектив дальнейшего развития.
4. Методическая продукция, как форма обобщения педагогического опыта
Результат письменного обобщения опыта может быть представлен в форме одного из видов методической продукции. Существует несколько классификаций видов методической продукции. В данной работе мы рассмотрим классификацию по функциональному назначению. По данному критерию выделяют четыре вида методической продукции:
Аннотация, аннотированный каталог, бюллетень, газета, журнал, вестник, выставка, листовка, буклет, методический информационный справочник, методический комментарий, методическое описание, описание опыта работы, портфолио, рекомендуемый библиографический список, реферат, реферативный сборник, рецензия, словарь, статья.
Инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, положение, методическая разработка, методические рекомендации, сборник материалов научно-практических конференций.
Учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, образовательная программа, самоучитель.
Сценарий, график, диаграмма, тематическая папка, каталог, плакат, сборник упражнений, картотека, тематическая подборка.
С методической точки зрения наибольший интерес в плане обобщения опыта представляют методические рекомендации, статья и собственно описание опыта. Представленные ниже структура методических рекомендаций и этапы работы над ними перекликаются со структурой описания опыта.
4.1. Структура описания опыта
Систематизированное описание и представление опыта предполагает его письменное изложение с возможными приложениями, на которые обязательно приводятся ссылки в тексте. Структура текста описания опыта произвольная, но его содержание должно отражать сущность конкретного опыта педагога, его достижения, авторские находки, а не выдвинутые другими педагогами, учёными теоретические принципы, концепции.
Примерная структура описания педагогического опыта:
1. Условия формирования опыта.
2. Теоретическая база опыта.
3. Актуальность и перспективность опыта.
4. Новизна опыта.
5. Адресность опыта.
6. Трудоёмкость опыта.
7. Технология опыта.
8. Результативность опыта.
Композиционно в описываемом опыте могут выделяться вводная, основная и заключительная части.
Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта, чтобы у педагога создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад автора.
Даётся изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обоснований должно проявиться авторское отношение к нему.
Заключительная часть
Содержит сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения.
Приложение
Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить её дополнением.
Библиография
В библиографии приводится список использованных источников, на которые должны быть ссылки в тексте.
Описанный педагогический опыт имеет титульный лист, на котором указываются: полное наименование учреждения образования; тема работы; ФИО (полностью) автора, должность, населённый пункт, год представления материала.
4.2. Примерная структура методических рекомендаций
Методические рекомендации – комплекс предложений и указаний педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив её все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации. При обобщении опыта в методических рекомендациях необходимо раскрыть, какими методическими приёмами и сособами достигаются успехи в образовательном процессе в объединениях обучающихся или в учреждении в целом.
1. Вступительная часть – объяснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, определяется цель составления данных методических рекомендаций, даётся краткий анализ положения дел по данному вопросу, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа, указывается, кому адресована работа.
2. Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, даётся описание перспективы результатов использования рекомендаций.
3. Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
4. Список использованной литературы. Даётся в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
5. Приложения (памятки, схемы, графики, конспекты занятий и т.п.)
Этапы подготовки к написанию методических рекомендаций
- Выбор актуальной темы.
- Изучение информации по избранной теме.
- Составление плана.
- Накопление фактического материала.
- Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.
- Распределение содержания работы по разделам.
4.3. Требования к написанию и оформлению статьи
Статья – самостоятельная описательная текстовая единица, являющаяся составной частью более крупного по объему издания (книги, газеты, научной монографии). Статьи бывают экспериментальные, теоретические, обзорные.
Заглавие статьи зависит от её типа. Если статья теоретическая, то в начале ставится существительное, далее идут связующие слова и снова существительное, например: «Информационная культура как необходимое условие научно-исследовательской деятельности педагога». Формулировка заглавия экспериментальной статьи будет выглядеть так: «О результатах исследования уровня информационной культуры педагогов ООДЭБЦ». Обзорная статья часто начинается со слов: «К вопросу…», например: «К вопросу формирования информационной культуры педагогов».
Объём статей может быть разным. Небольшие по объёму статьи состоят из заголовка, фамилии автора, ключевых слов, введения, описания опыта или методики, результатов, заключения и литературы. Достаточно большие по объёму статьи включают заголовок, реферат или аннотация (краткое изложение содержания статьи), ключевые слова, оглавление, обозначения, введение, основной текст, заключение, литературу.
Попытаемся рассмотреть важнейшие моменты процесса оформления публикации, затронуть ключевые вопросы подготовки материалов к изданию, помочь грамотно организовать работу по написанию публикации и над созданием единства всех ее элементов.
Для написания статьи необходимо:
— четко сформулировать название статьи;
— оформить мысли тезисно;
— подобрать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
— обобщить материал и сделать вывод;
— пользоваться источниками (делать ссылки, цитировать).
Подготовка статьи для публикации является важным этапом работы автора над тематически завершенным, структурно и литературно оформленным материалом, который включает следующие элементы:
1) Сведения об авторе (авторах): имя, отчество, фамилия (полностью); должность или профессия; место работы (наименование учреждения, адрес, телефон, e — mail).
В печатном или электронном издании сведения об авторе могут помещаться перед заголовком, сразу после него или в конце публикации.
В названии статьи отражается ее тема. К заглавию предъявляются следующие требования: точность (оно должно точно отражать содержание статьи); ясность (должно быть понятным); краткость (включать не более 9-11 слов); информативность (слова должны быть ключевыми). Желательно, чтобы заглавие было броским как реклама. Просматривая журнал или сайт, потребитель часто читает только заголовки, останавливаясь на самых броских.
Затем следует реферат (или аннотация), в котором в доступной форме кратко изложено основное содержание статьи.
После реферата приводится список ключевых слов, по которым читатель и редакция журнала будут судить об области, к которой относится статья, о её значимости и новизне. Ключевых слов может быть 10 – 15.
Если статья разбита на параграфы, то иногда далее помещают оглавление.
Главное в статье – ее актуальность, понятность, логичность.
Если есть цифровой материал (таблица, график, диаграмма, схема, рисунок, просто цифра), нужно определить, в какой он форме будет подан, как лучше воспринят читателем; он должен быть удобочитаемым, понятным.
Библиографический список отражает использованные, цитированные, а в учебной книге в обязательном порядке рекомендуемые издания и другие документы. Список – это обязательный элемент статьи.
Еще раз пропишем алгоритм оформления статьи:
Сведения об авторе – Название – Вступление – Цель статьи – Основная часть – Выводы (заключение) – Список литературы.
Кроме того, языковое оформление статьи должно отвечать литературным нормам современного русского языка, а ее техническое оформление соответствовать общепринятым требованиям к набору текста Редактор — WORD, шрифт – Tims New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – одинарный (иногда полуторный), поля – 2 см, абзацный отступ – 1,0 (1,25) см, лист формата А4.
Материалы для публикации представляются на электронном и (или) бумажном носителях. Содержимое электронного носителя должно точно соответствовать распечатанному материалу.
Кроме письменного описания педагогического опыта традиционно используются устные формы его представления: доклад, публичное выступление.
Считаем целесообразным подробно остановиться на данной форме.
В выступлении необходимо:
• отразить в названии основную идею педагогического опыта;
• обосновать актуальность и практическую значимость представляемой работы для повышения качества образовательного процесса;
• дать научное обоснование представленного опыта (теоретическую базу);
• описать сущность опыта, проанализировать теоретические и методические находки, организацию, содержание, формы, приёмы и методы педагогической деятельности;
• рассказать о полученных результатах, условиях применения, возможных трудностях;
• сообщить о деятельности по апробации опыта.
При подготовке выступления педагогу необходимо ответить самому себе на несколько вопросов:
1. Цель выступления (ради чего оно затевается?).
3. Что представляет собой объект выступления? О чем доклад, что является его «ядром»:
• одно или несколько новшеств;
• условия применения новшества;
• методика освоения новшества;
• трудности внедрения новшества; прогнозы, обзор, сравнительный анализ и т.п.
4. Насколько актуален представляемый опыт для специалистов? Почему сегодня нужно говорить именно об этом?
5. В чем заключается новизна темы?
Стоит заметить, что новизна и актуальность — не одно и то же.
Новизна характеризует, насколько ново содержание выступления по сравнению с известными аналогами, а актуальность — в какой мере выступление отвечает запросам времени. Оптимальный вариант, когда доклад обладает новизной и актуальностью. Если доклад актуален, например, поднимает давнюю, но до сих пор не решённую проблему, он тоже заслужит внимания слушателей. Если информация докладчика не актуальна, но нова, она может заинтересовать слушателей, которые постоянно стремятся быть на «передовой» педагогических новшеств.
6. Разработан ли автором план (структура, логика) выступления?
Ключом к превращению предложений, которые просто описывают деятельность, в предложения, которые создают впечатление о конкретных достижениях, является правильный выбор глаголов:
Существует форма глагола, вызывающая у слушателя представление о вполне реальных результатах. Например, выполнил, разработал, увеличил, инициировал, создал, сделал и т.п. Это глаголы совершенного вида. Другие же глаголы и словосочетания с глаголами являются более неопределенными по отношению к результату деятельности. Такие глаголы, как работал, отвечал, участвовал, дают представление скорее о выполняемых функциях, чем о достигнутых результатах. Использование глаголов совершенного вида позволяет конкурсанту убедить аудиторию в конкретных успехах представляемого опыта работы.
7. Нужны ли раздаточные материалы?
Раздаточные материалы, помогающие отразить логику выступления, проиллюстрировать сложные места доклада, готовятся по мере необходимости.
8. Как оформить слайды?
При разработке мультимедийной презентации очень важно, чтобы видеоряд соответствовал тексту. Для этого текст следует разбить на отдельные смысловые фрагменты и к каждому подобрать фото или видеофрагмент. Целесообразно проиллюстрировать своё выступление не только фото, но и схемами, таблицами, рисунками, поделками. Рекомендуется показать работу детского объединения — фрагмент занятия, успехи и достижения воспитанников. Мультимедийную презентацию недопустимо перегружать текстом, так как слушать выступающего и читать текст на экране достаточно сложно. Умелое использование визуального ряда придаст выступлению наглядность, поможет дать более полное представление о работе педагога.
После того, как составлен текст и подготовлен видеоряд, можно продумать звуковое сопровождение выступления. Музыка подбирается очень осторожно и обоснованно. Хорошим фоном для выступления может стать тихая спокойная мелодия. Следует помнить, что её громкость должна составлять не более 20 % громкости голоса выступающего.
Также следует учесть, что для восприятия важна общая культура докладчика: его манера речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления. Логично составленная мультимедийная презентация помогает проиллюстрировать структуру доклада. Однако не стоит создавать презентацию только ради того, чтобы красивые слайды прикрывали бедность содержания.
9. Необходимы ли ссылки на первоисточники?
В научной среде считается хорошим тоном указание ссылок на первоисточники, а не утаивание их.
10. Что должны уяснить слушатели?
Важным аспектом хорошего доклада является предварительное осмысление докладчиком того, что останется у слушателей после его выступления. Докладчик акцентирует внимание слушателей (включает слушателей в процесс) на понятиях, моделях, свойствах или условиях таким образом, чтобы зафиксированная информация соответствовала авторскому замыслу. Важно:
структурировать выступление по тематическим блокам;
осмыслить вступление и заключение: известно, что окончание и начало речи запоминаются лучше всего и несут наибольший побудительный потенциал. Эти части выступления должны быть максимально ясными, информативными, эмоционально окрашенными;
представлять особо важную информацию в начале или в конце выступления («закон края»), чтобы она лучше усвоилась;
включить в выступление убедительные факты и цифры, которые произведут на слушателей впечатление.
знать нужно гораздо больше того, что будет использовано в выступлении, это придаст выступающему больше уверенности и авторитетности;
прогнозировать вопросы и замечания аудитории, подготовку возможных ответов;
разработать план-конспект выступления;
не заучивать текст наизусть, а опираться на план-конспект, благодаря чему выступление будет выглядеть естественнее и лучше восприниматься;
продумать приёмы удержания внимания аудитории;
соблюдать регламент (обычно на публичное выступление отводится до I0 минут).
Создает впечатление уверенности в себе и правильная осанка , которая делает любого человека стройнее. Наоборот, плохая осанка производит впечатление несобранности и неуверенности. Чтобы создать о себе благоприятное впечатление, нужно помнить, что осанка должна быть лёгкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, плечи расправлены.
При представлении опыта собственной педагогической деятельности особое внимание уделяется следующим позициям: умению убеждать; умению управлять вниманием аудитории; правильности, точности, богатству, выразительности и чистоте речи; умению отвечать на вопросы.
Любой положительный опыт ценен сам по себе и замечательно, если педагог хочет поделиться этим опытом с коллегами. Поэтому рекомендуем всем педагогам стараться обобщать свой опыт в виде статей в педагогические журналы, на специализированные образовательные сайты или выпускать методические рекомендации и участвовать в профессиональных конкурсах. Обобщение собственного опыта, выступление на методических мероприятиях, участие в профессионально-педагогических конкурсах может способствовать повышению рейтинга педагога среди коллег, обеспечить ему перспективность, профессиональный рост и мастерство, материальное поощрение.
1. Глинский, А.А. Актуальные вопросы современного школоведения: пособие для руководящих работников общеобразовательных учреждений, специалистов отделов (управлений) образования и системы повышения квалификации /А. А. Глинский. — Минск: АПО, 2010.-341 с.
2. Даций Е.В., Лухтанова Е.В. Формы самопрезентации педагога: психологические рекомендации // Методист. – 2011. — №8.
3. Загвязинский В.Ч.. Учитель как исследователь / Педагогика и психология, 1980-№4, с.65-93
4. Запятая, О.В. Технология описания педагогического опыта /О.В. Запятая, Т.Ф. Илларионова, Д.И. Карпович, В. Б. Лебединцев //Методист. — 2007. — № 7. — С. 2-6.
5. Иванова Т.А., Ващенко О.А. Технология организации конкурса профессионального мастерства в учреждении дополнительного образования детей //Методист. – 2010. — № 5.
6. Колесникова Н.Н. Педагогический конкурс как эффективная форма повышения профессионализма педагога дополнительного образования детей //Методист. – 2011. — № 4.
7. Моргун Д.В., Орлова Л.М. Содержание и организационные формы методической работы в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. – М.: МСоЭС, 2007.- 198 с.
8. Описание опыта собственной педагогической деятельности как конкурсное мероприятие /авт.-сост. Е.В.Шахрай. – Могилёв: УО «МГОИРО», 2012. – 64 с. [электронный ресурс http://oprb.ru/data/partner/6/message/FBy311AJ_66962.doc#1 – проверено 01.03.2014]
9. Пахомова, Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы /Е.М. Пахомова //Методист. — 2005. — № 2. — С. 29-33.
10. Савина, Н.М. Обобщение актуального педагогического опыта /Н.М. Савина //Справочник заместителя директора школы. — 2011. -№ 2. — С. 41-57.
11. Сурикова, О.В. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога: учеб.-метод. пособие /О.В. Сурикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск: АПО, 201 1 . — 96 с.
Приложения
Директор ГАУ ДО ООДЮМЦ
1. Общие положения
1.1. Областной ежегодный заочный конкурс программно-методических материалов по естественнонаучному, техническому и туристско-краеведческому дополнительному образованию детей (далее – Конкурс) проводится государственным автономным учреждением дополнительного образования «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр» (далее – Центр) с целью совершенствования методической и инновационной педагогической деятельности педагогов дополнительного образования, направленной на обеспечение высокого качества образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
1.2.Задачи Конкурса:
– содействие в создании условий, обеспечивающих инновационное развитие системы дополнительного образования детей посредством совершенствования, обновления и пополнения банка методических материалов естественнонаучной, технической и туристско-краеведческой направленности для обобщения и распространения лучшего опыта;
– активизация методического и творческого потенциала педагогов и специалистов системы дополнительного образования;
– повышение профессионального мастерства;
– повышение эффективности образовательного процесса путем внедрения в педагогическую практику методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов и успешную гармонизацию и социализацию личности.
2. Руководство конкурсом
2.1. Подготовку и проведение Конкурса курирует Инструктивно-методический отдел ГАУ ДО ООДЮМЦ.
2.2. Подведение итогов Конкурса возлагается на жюри, состав которого утверждается директором Центра.
3. Участники Конкурса
В Конкурсе могут принимать участие педагоги и специалисты (отдельные авторы и авторские коллективы) образовательных организаций всех видов и типов. Возраст и педагогический стаж участников не ограничен.
4. Организация и проведение конкурса
4.1. Конкурс проводится ежегодно с 1 сентября по 30 декабря. К участию в Конкурсе допускаются работы, отправленные не позднее 10 декабря текущего года (по почтовому штемпелю).
4.2. Материалы, направленные на Конкурс, не рецензируются и не возвращаются.
4.3. Для работы в Жюри привлекаются ведущие ученые, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования – победители областных и всероссийских конкурсов методических материалов.
4.4. От каждого участника/авторского коллектива может быть представлено для участия в Конкурсе несколько работ.
4.5. Победители Конкурса награждаются дипломами Центра, участники – грамотами.
4.6. Результаты Конкурса размещаются на сайте Центра: http://www.surok-oren.ru.
5. Требования к оформлению и содержанию материала
5.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
· «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа» (программа должна соответствовать современной нормативной базе);
· «Информационно-методическое обеспечение и развитие системы дополнительного образования детей» (методические разработки по организации методической деятельности, описание передового педагогического опыта и др.);
· «Методическое обеспечение учебного процесса» (учебные и учебно-наглядные пособия, учебно-методические пособия, методические разработки по организации учебной и учебно-исследовательской деятельности, хрестоматии и др.);
· «Методическое обеспечение организационно-массовой работы» (положения, сценарии мероприятий, сборники вопросов и заданий для проведения образовательных мероприятий, методические рекомендации по проведению массовых мероприятий, в том числе лагерей, экологических смен, природоохранных акций и др.);
· «Методическое обеспечение прикладной деятельности» (методика работы с природным материалом, методика ухода и выращивания растений и животных, организация живого уголка (музея природы, учебно-опытного участка, экологической тропы).
5.2. Конкурсные материалы оцениваются по следующим критериям:
— актуальность программно-методического материала в соответствии с современными требованиями, отраженными в федеральных и региональных документах;
— соответствие заявленного содержания программно-методического материала виду методической продукции;
— степень новизны программно-методического материала;
— степень авторства программно-методического материала;
— педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм деятельности;
— учет региональных особенностей;
— научная и фактическая достоверность;
— качество оформления и наглядность;
— возможность использования данных программно-методических материалов в образовательных организациях.
5.3. Перечень документации на каждую конкурсную работу:
— заявка-анкета участника Конкурса (Приложение);
— т екст конкурсной работы на бумажном носителе (1 экземпляр). Листы пронумерованы, шрифт Times New Roman, кегль 14.
— электронный вариант всех конкурсных документов на CD диске. Каждый электронный документ – в отдельном файле с соответствующим названием.
На титульном листе методической продукции обязательно указать:
— название учреждения (полное);
— вид методической продукции;
— автор работы (ФИО, должность).
5.4. Конкурсные материалы направлять по адресу: 460021, г. Оренбург, ул. Восточная, д. 15, с пометкой «На областной заочный конкурс программно-методических материалов по естественнонаучному, техническому, туристско-краеведческому образованию детей».
5.5. По вопросам участия и организации Конкурса Вы можете обращаться по телефону: 8 (3532) 44-64-49, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . КоординаторКонкурса: Банникова Марина Владимировна – заведующий инструктивно-методическим отделом.
Приложение
Заявка-анкета
участника областного заочного конкурса программно-методических материалов по естественнонаучному, техническому, туристско-краеведческому образованию детей
1. Фамилии, имя и отчество автора или авторов (полностью)
2. Место работы (полное наименование образовательной организации), должность
3. Адрес места работы, телефон, e-mail учреждения
4. Номинация Конкурса
5. Название конкурсного материала
6. Дополнительные сведения
Обобщение педагогического опыта
(Памятка педагогу дополнительного образования)
- Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений, результаты анкетирования обучающихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за их развитием. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
- Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
- Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для обучающихся, темы исследований, проектов и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
- Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
- Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации и т.п.
- Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основа для ваших выводов. Снова уточните план, в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
- Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
- Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен без их описания. Заблаговременно определите критерии и показатели результативности вашего опыта, подберите диагностический материал.
- Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях ошибках.
- При оформлении описания опыта тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «паукообразно». Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).
- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы обучающихся, списки литературы и др.).
- Работая над обобщением собственного опыта, обращайтесь за помощью к коллегам, пользуйтесь консультациями специалистов.
Основные правила написания статьи
1. Тематика. Нужно четко определиться с тематикой, продумать, о чем именно будет ваша статья, что вы хотите показать читателю. Не уходите от темы и не теряйте в ходе статьи основной мысли.
2. Ключевые слова. Подберите ключевые слова к своей статье, они помогут создать основу для ее написания. Опираясь на них, писать будет намного проще. Подобрать ключевые слова можно используя сервис Яндекса.
3. Можете себе представить, что перед вами сидит человек, которому вы будете объяснять вопрос, о котором собрались писать. Вы должны объяснить ему все нормальным и понятным языком.
4. Помните, что вы должны писать о том, в чем конкретно разбираетесь.
5. Даже если вам необходимо написать на сложную для вас тему, в которой вы не сильны, то помните, что вам всегда на помощь смогут прийти поисковики, которые знают ответы на все вопросы. Вот, таким образом перед началом писания своих мыслей прочитайте максимум информации по вашей теме. Не нужно данную информацию заимствовать, вы ее просто проанализируйте.
6. Обязательным правилом является – грамматика. Никогда не забывайте об этом.
7. Всегда тщательно проверяйте свои тексты. Хорошая статья по методике должна начинаться с интригующего заголовка, интереснейшего вступления, развития мыслей с перечислением весомых аргументов в ее пользу и некоторого количества заключительных фраз, которые бесспорно должны убеждать читателя в том, что именно вы пытались доказать ею.
8. И не забывайте, что чем больше вы будете писать, тем лучше у вас будет это получаться. Главным правилом является то, что вы должны постоянно совершенствоваться, развиваться, практиковаться в своих писательских способностях.
Образец оформления доклада-презентации
представления программы
«Будущее создается в настоящем»
Докладчик: А.Н. Пересунько, пдо
Слайды
Текст к слайду
Название
программы
Вашему вниманию предлагается программа «Будущее создается в настоящем». Программа реализуется на базе Областного детского эколого-биологического центра и в рамках концепции непрерывного экологического образования обеспечивает одно из направлений работы с подростками. Она рассчитана на 3 года обучения и выполняется в объеме 576 часов.
Направленность программы
Программа адресована учащимся 7-9 классов, проявляющим интерес к предметам естественного цикла.
Педагогическая целесообразность определяется ее направленностью на формирование экологической культуры личности: через систему естественнонаучных и гуманитарных знаний, присвоения экокультурных ценностей и опыта учебно-исследовательских, рефлексивно-оценочных и проектно-созидательных действий.
Актуальность
Актуальность программы продиктована требованиями новых образовательных стандартов и задач образования для устойчивого развития. В современных условиях становятся востребованными вопросы о совмещении изучения науки экологии и практики самоопределения школьников в нормах экологической этики и права, приобщении их к практической экологоориентированной деятельности.
Новизна
Программа построена на экосистемной модели экологического образования и предполагает изучение любых объектов, включающих природные системы разного уровня в системе «Человек-Общество-Природа». На примере простого пластикового контейнера мы продемонстрируем взаимосвязь, которая лежит в основе нашей программы. Какой интерес представляет этот предмет для нас — потребителей, для его производителей и для экологов? С экологической точки зрения известно, что время распада пластика 400 лет, и это может наносить большой вред окружающей среде.
С экономической точки зрения, производство пластика выгодно: низкая цена на гранулы полипропилена и недорогое производство обеспечивают низкую цену на данный товар.
И, наконец, с социальной — доступность, гигиеничность, лёгкость, прочность обеспечивают широкое использование пластиковых контейнеров людьми не только для хранения продуктов, но и например, для рассады.
Инвариантная часть
Содержание программы реализуется в предметно-деятельностной форме, что соответствует идеям ФГОС. Предметная составляющая представлена инвариантным блоком, предполагающим овладение научными знаниями об экологических связях и отношениях в системе «человек-общество-природа». Специфика инвариантной части состоит в том, что содержание основано на триединой составляющей «Экология-Социология-Экономика», где каждый год акцент делается на более глубокое изучение одной из них в контексте овладения экологическими знаниями.
Вариативная часть
Деятельностным средством программы выступает экологоориентированная проектная деятельность, которая связана с вариативными модулями программы:
· 1 год обучения — «Свидание с планетой» (изучение современного экологического состояния планеты «Земля»), «Рукотворный климат» (изучение технических возможностей изменения природных условий, их причин и последствий), «Во имя бизнеса и традиций» (изучение потребностей бизнеса, этнокультурных и религиозных традиций, наносящих вред природе, обществу и экономике).
· 2 год обучения — «Органик» (способы бережного и осознанного отношения к здоровью человека и природы), «Экочеловек» (основы ведения экологически безопасного образа жизни), «Если друг оказался вдруг» (принятие экокультурных ценностей через другодоминантность).
· 3 год обучения — «Мой дом – моя планета» (основы ведения домашнего ресурсо- и природосберегающего хозяйства), «Second hand» (основы вторичного использования предметов быта), «Увидеть невидимое, познать несозданное» (проектирование способов жизнедеятельности на основе идеи устойчивого развития человечества).
Цель программы
Формирование экологической культуры подростков на основе концепции устойчивого развития.
Цель достигается решением ряда задач:
Задачи
Воспитательных
Развивающих
Обучающих
Концепция
программы
Ведущей идеей программы является формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития, актуализирующей единство знаний, ценностей, действий, отношений, новых смыслов совместного развития в системе «Человек-Общество-Природа».
Этапами реализации программы, согласно методологическим подходам и компонентам экологической культуры, стали этапы «Знаю», «Ценю», «Действую».
Отличительные особенности
программы
· ориентирована на экосистемную модель экологического образования.
· содержательные линии программы отображают взаимосвязь элементов системы «Человек – Общество — Природа». Программа охватывает широкий круг проблем естественнонаучного и гуманитарного характера и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание уделяется познавательным и практическим умениям экологического, экономического и социального характера.
· образовательная деятельность строится с учетом системно-деятельностного подхода. Данный подход реализуется в программе через активное личностно-ориентированное развивающее обучение, включение воспитанников в разные виды экологоориентированной деятельности.
1· проектная деятельность связана с вариативной частью программы и предполагает самостоятельный процесс познания, включения в социально-значимую практическую деятельность в пользу сохранения окружающей среды и ресурсосбережения.
· обязательным элементом практической части содержания программы является наличие регионального компонента. Комплекс демографических, экономических, социальных, природоохранных проблем осознается учащимися на реальном, доступном и понятном материале своего ближайшего окружения.
· мультимедийность. При реализации программы используются мультимедийные средства обучения и электронные образовательные ресурсы.
· освоение программы способствует формированию начальных профессиональных компетентностей. Выполняя проекты различного содержания, учащиеся получают опыт решения задач в различных профессиях.
Формы и режим занятий
Реализация программы предполагает следующие формы организации занятий: лекционные, практические и лабораторные работы, деловые ролевые игры, экскурсии, решение проблемных задач, проектную и исследовательскую деятельность, микроисследования, выезды в природу, полевую экологическую практику, подготовку печатных работ, участие в научно-практических конференциях, вечера и праздники творческого объединения.
Ожидаемые
результаты
Образовательным результатом реализации программы «Будущее создается в настоящем» является формирование экологической культуры учащихся.
С учетом специфики Федеральных государственных стандартов нового поколения и поставленной цели сформированность когнитивного компонента экологической культуры соответствует предметным результатам и представлена по годам обучения. Эмоционально-ценностный и деятельностный компонент экологической культуры отражен в личностных и метапредметных результатах и, учитывая длительность их формирования, представлен по окончанию обучения.
Диагностика
результативности работы
по программе
Основными критериями и показателями сформированности экологической культуры подростка в интересах устойчивого развития являются следующие:
1) когнитивный: полнота, прочность и осознанность экологических, экономических и социальных знаний) ;
2) ценностно-смысловой : сформированность потребности в решении проблем окружающей среды , степень проявления познавательного интереса к экологическим, экономическим и социальным проблемам, присвоение ценности Жизни, Природы, Человека, Здоровья, Гармонии, Красоты);
3) деятельностный ( сформированность экологических, экономических и социальных умений и навыков природоохранной деятельности, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в природе, наличие опыта практической экологоориентированной деятельности).
Определение сформированности экологической культуры подростка в интересах устойчивого развития выявляется по трём уровням: высокий, средний, низкий.
Низкий уровень. Подросток с таким уровнем развития проявляет интерес к экологическим проблемам, но предложить решение для их устранения не может.
Школьники со средним уровнем проявляют интерес к экологическим проблемам, но из-за небогатого опыта использования экологических знаний, их деятельность возможна только при непосредственном руководстве педагога.
Высокий уровень. Такие подростки отлично владеют рациональными приемами поиска и обработки экологической информации, способами принятия решений в деятельности, а также в конкретных экологических ситуациях.
Подведение итогов реализации
программы
Подведение итогов реализации программы осуществляется в создании и защите продуктов проектной деятельности. Первичная защита осуществляется на уровне творческого объединения.
С лучшими работами ребята участвуют в научно-практических конференциях и в областных конкурсах «Юность. Наука. Третье тысячелетие» и «Юные исследователи окружающей среды» «Моя малая родина».
Показателем успешности являются победы детей на областных и Всероссийских конкурсах и конференциях.
Спасибо
Спасибо за внимание!
Образец статьи
Модель организации
исследовательской деятельности воспитанников
учреждения дополнительного образования детей
Баркова Е.А., г. Оренбург, ГАОУДОД «ООДЭБЦ»
Аннотация. Представлен практический опыт организации исследовательской деятельности в рамках непрерывного экологического образования.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, экологическое образование.
Возросшая потребность современного общества в успешных, предприимчивых молодых людях, способных к постоянному самосовершенствованию, к самостоятельному принятию решений, готовых к сотрудничеству, владеющих разными видами деятельности повлекла за собой изменения в системе образования.
Сегодня много внимания уделяется формированию метапредметных умений и навыков. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. Включение в такую деятельность помогает овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, умением грамотно презентовать свою точку зрения, продукт своего труда.
Работа Областного детского эколого-биологического центра (ООДЭБЦ) построена на развивающей модели непрерывного экологического образования. Модель базируется на формировании теоретического мышления за счет специальной организации учебного материала и предполагает переход от пассивного усвоения знаний через активные действия к исследовательской и природоохранной работе.
Исследовательская деятельность в Центре выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом.
На базе учреждения совместно с учёными разработана и успешно реализуется «Модель организации исследовательской деятельности воспитанников», ориентированная на непрерывное экологическое образование. Данная модель рассматривает учебно-исследовательскую деятельность учащихся в контексте естественнонаучного направления и включает в себя образовательный и практико-созидательный модули. Эти модули наглядно позволяют представить, как организована исследовательская деятельность в Центре.
Образовательный модуль представлен авторскими и модифицированными программами с включением исследовательского блока. Введение в образовательные программы исследовательской деятельности учащихся, как единой концептуальной платформы, дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка и облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.
Организация исследовательской деятельности проходит по трем возрастным ступеням:
I ступень — дошкольники и учащиеся младшего школьного возраста;
II ступень — младшие подростки;
III ступень — старшие подростки.
Практико-созидательный модуль реализуется и конкретизируется на диагностической основе с учетом интеллектуального потенциала учащихся, их интересов и склонностей. Исследовательская деятельность осуществляется в ходе реализации дополнительных образовательных программ, разработанных для всех возрастных ступеней и включения детей в систему конкурсных мероприятий, слётов, форумов, экспедиций, конференций различного уровня.
Программы предусматривают введение элементов учебно-исследова-тельской деятельности в образовательный процесс со старшей группы детского сада. Уже в этом возрасте дети с удовольствием участвуют в постановке опытов, проводят элементарные исследования, что создаёт условия для развития креативного мышления и творческих способностей.
Основной акцент в организации исследовательской деятельности младших подростков делается на раскрытие их творческого потенциала, предоставление им возможности для демонстрации своих способностей и погружения в атмосферу научного поиска. На II ступени учащиеся учатся обосновывать актуальность темы исследования, формулировать основную цель, задачи, объект, предмет, гипотезу и предполагаемый практический выход исследования. Обучение способствует развитию у учащихся способности к самостоятельному осмыслению проблемы, умению делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели и задачам.
В качестве примера приведём некоторые темы исследовательских работ учащихся II ступени: «Тоцкий ядерный взрыв и его влияние на экологическую ситуацию Тоцкого района», «Воздух нашего города или чем мы дышим?», «Изучение состояния почвы на пришкольном участке», «Гидроэкология родного края».
Учащиеся старших классов вовлекаются в исследовательскую работу, которая направлена на стимулирование их познавательной активности, развитие индивидуальных задатков, формирование логического и научного мышления. Наряду с учебно-исследовательской деятельностью старшие школьники осуществляют научно-исследовательскую деятельность.
Учебно-исследовательская работа выполняется под постоянным руководством педагога; обычно с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, или по набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые получаются в процессе работы, часто известны руководителям заранее.
К научно-исследовательской работе предъявляются более высокие требования. Её выполнение предполагает проявление самостоятельности учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Такие работы выполняются учащимися, имеющими опыт исследовательской деятельности, а руководители выступают в качестве консультантов. Для выполнения научно-исследовательских работ используется база ВУЗов г. Оренбурга. Результат, который получается в процессе работы над научно-исследовательским проектом, часто неизвестен даже руководителям и способствует развитию науки.
Продукты исследовательской деятельности учащихся III ступени:
«Сравнительнаяхарактеристика микобиоты агарикоидных базидиомицетов Тюльганского и Кувандыкского районов Оренбургской области»,«Экологическое состояние оздоровительной зоны «Дубки», «Флора и растительность побережья озер Косколь — памятника природы Оренбургской области»; «Влияние нефти на почву», «Анализ состава воздуха в зоне Оренбургского газоперерабатывающего завода», «Топонимика Оренбургской области».
Показателями эффективности функционирования модели организации естественнонаучной учебно-исследовательской деятельности воспитанников ООДЭБЦ можно считать увеличение (в сравнении с 2009 годом) охвата исследовательской деятельностью различных возрастных групп, увеличение количества и улучшение качества исследовательских работ, выполняемых учащимися и представляемых ими на семинары и конкурсы различного уровня.
Эффективная организация исследовательской деятельности требует соответствующей организации информационного пространства образовательного учреждения. В ООДЭБЦ помимо ряда авторских и модифицированных программ по экологическому образованию, разработаны рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся, различные формы подведения итогов исследовательской и творческой деятельности учащихся; определены требования к исследовательским работам для каждой ступени модели организации исследовательской деятельности.
С целью создания условий для дальнейшего развития естественнонаучной исследовательской деятельности школьников педагогами ООДЭБЦ разработана и реализуется «Программа по развитию естественнонаучной учебно-исследовательской деятельности учащихся». Авторы программы — Банникова М.В., Гаранина З.В. и Тиличенко А.Р. В 2010 году на I Всероссийском творческом конкурсе по отбору УДОД субъектов Российской Федерации на лучшую организацию учебно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества данная программа получила звание лауреата и грант.
Источник