Изучение и обобщение педагогического опыта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Технология исследования передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт – это практика организации учебно-воспитательного процесса, дающая наиболее высокий педагогический результат в достижении образовательных целей и задач при меньших материально-технических и кадровых затратах.
Передовой педагогический опыт характеризуется следующими параметрами:
- Высокие количественные и качественные показатели итогов образовательной работы.
- Создание образовательной системой личности, имеющей социальную ориентацию своей жизнедеятельности.
- Высокообразованные учащиеся.
- Сформированность познавательной заинтересованности учащихся, их стремление к познанию и потребность в нем.
- Желание саморазвиваться, самообучаться и самосовершенствоваться.
- Применение педагогом творческого подхода к организации учебно-воспитательной работы.
- Научно-организованный труд.
- Оптимальность педагогического опыта т.е. максимальный результат при минимальных затратах.
- Перспективность и научная обоснованность педагогического опыта.
Изучение передового педагогического опыта – это один из методов педагогического исследования, ориентированный на проведение мониторинга педагогической практики, выявление новых направлений педагогической работы и подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
Этот опыт исследуется на основе изучения массового педагогического опыта, работы педагогических коллектив в течение конкретного временного промежутка с использованием различных методик и технологий диагностирования.
Передовой педагогический опыт изучается на разных уровнях существования педагогического процесса: на уровне города, области, региона, страны, отдельного учебного учреждения.
Технология исследования передового педагогического опыта основывается на применении ряда методов. К ним относятся следующие:
- Наблюдение за протеканием педагогического процесса. Данный метод основывается на составлении плана мероприятий по наблюдению, определению его целей и составлении системы мероприятий. Наблюдение необходимо проводить регулярно. Оно должно носить системный характер, а его итоги правильно фиксироваться и адекватно оцениваться. Метод наблюдения позволяет оценить реализацию педагогического процесса в динамике и развитии;
- Проведение бесед с педагогами. Беседы начинаются с того, что педагогам объясняется целевое назначение изучения их работы и рассказывается об акцентировании внимания исследователей на тех или иных направлениях их работы, отдельных мероприятиях и подходах. Беседа позволяет выявить все детали реализации педагогического процесса, его отдельных этапов.
- Исследование педагогической документации. Документация ведения педагогической работы отражает процесс ее планирования и прогнозирования, показывает программы и мероприятия, которые были реализованы в его ходе, позволяет изучить отчеты о педагогической деятельности, чтобы проанализировать ее итоги, рассмотреть творческие направления деятельности и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Изучением педагогического опыта занимаются следующие подразделения:
- Цикловые комиссии и лаборатории;
- Разнообразные методические общества и объединения;
- Научные коллективы по исследованию педагогических вопросов и актуальных проблем;
- Научно-педагогический семинар;
- Школы педагогического мастерства;
- Курсы по узконаправленным проблемам педагогики;
- Курсы повышения квалификации педагогов.
Обобщение педагогического опыта
Чтобы передовой педагогический опыт получил практическое применение его необходимо обобщить.
Обобщение педагогического опыта – это методическая работа по выбору и исследованию отдельного уровня или направления педагогической работы, его осознание, анализ, обоснование, систематизация, рациональное описание.
Обобщение педагогического опыта ориентировано на выявление его приоритетных сторон, существенных признаков педагогической деятельности.
Обобщение опыта позволяет отразить различные стороны педагогического процесса и определить методы, способы и средства педагогической деятельности, посредством которых удалость достигнуть максимального эффекта при реализации педагогической деятельности в области обучения и воспитания.
Обобщение опыта реализуется посредством применения следующих методов:
Каждый из этих методов реализуется в трех основных формах:
- Научное представление. Оно выражается в написании статей научного характера, диссертаций или монографий.
- Методическая форма. Она предполагает предоставление рекомендательных писем, методических разработок, написание докладов.
- Прикладные материалы. Такие материалы представляются в виде распечатки листовок, создании альбомов, проспектов, плакатов, представление данных в видео и аудио формате, создание презентаций, слайд-шоу, схематичного или табличного представления.
Рисунок 1. Обобщение и распространение педагогического опыта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стадии изучения и обобщения передового педагогического опыта
Работа по исследованию и обобщению передового педагогического опыта реализуется в несколько стадий:
- Постановка цели исследования.
- Выбор форм и методов педагогической деятельности, которые будут изучаться, а также выявление уровня их закономерности.
- Определение технологий и приемов, методик, посредством которых будет реализовано изучение опыта.
- Формулирование гипотезы, свидетельствующей о результативности и объясняющей эффективность данного педагогического опыта.
- Определение диагностирующих мероприятий и условий их протекания.
- Выявление особенностей изучаемого педагогического процесса, его условий, отдельных специфических параметров и участков прохождения учебно-воспитательного процесса.
- Сверка проведенного исследования с плановыми параметрами.
- Обобщение изученного материала и формулирование адекватных количественных и качественных параметров реализации педагогического процесса.
- Мониторинг проведенного исследования и его итогов. Происходит оценка каждого компонента, который оказал воздействие на образовательную деятельность.
- Составление рекомендаций по применению данного опыта на практике, его целесообразности, а также определение возможности его дальнейшего обогащения и развития.
Источник
Консультация «Как обобщить педагогический опыт»
Татьяна Кашина
Консультация «Как обобщить педагогический опыт»
практические рекомендации по обобщению своего педагогического опыта
Необходимо, в первую очередь, выявить компоненты, подлежащие обобщению.Это может быть:
• целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
• система работы педагога по какой-либо одной проблеме, теме (может быть изучена в течение года);
• использование одного или нескольких эффективных приемов (время изучения определяет сам педагог);
• опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).
Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.
Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.
Практический — (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.
Методический — (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.
Научный — способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.
Определите основания, которые позволяют вам обобщить свой педагогический опыт. Например, вы работаете по определенной авторской программе. Коротко опишите, что это за программа, почему вы взяли именно ее. Расскажите, в чем заключаются ее основные дидактические принципы, и как вы их используете в своей работе. Это и есть предмет обобщения.
2. Определите цели и задачи своей работы. Они могут полностью повторять цели и задачи той или иной программы или соответствовать какой-то их части. Если речь идет о вашей авторской программе, укажите полностью задачи, которые вы намерены решить с ее помощью. Задачи ставятся образовательные, воспитательные и развивающие.
3. Опишите формы работы по данной методике. Это могут быть различные мероприятия, экскурсии, проекты и многое другое. Формы работы должны максимально содействовать решению поставленных задач. Обратите внимание на тематику и методы. Они должны быть актуальными. Обобщение опыта должно представлять собой завершенную методическую разработку, вне зависимости от объема.
4. Расскажите о результатах своей работы. Используйте для этого обобщённые результаты диагностики. Диагностику необходимо провести как в начале работы по данной программе, так и на промежуточных этапах и на итоговом.
5. Проанализируйте, за счет чего вам удалось достичь положительного результата. Сравните ваши методы с методами ваших предшественников, работавших по данной теме. Необходимо также рассказать и об условиях, в которых может осуществляться работа по данной программе, и о дидактическом материале, который вы используете.
Даже если педагог работает по уже существующей программе, он должен представить свои творческие находки, будь то тематика мероприятий или формы и методы их проведения. Необходимо, чтобы все положения были изложены в логической последовательности, понятным языком и с точным соблюдением терминологии.
7. Найдите наиболее подходящие формы распространения педагогического опыта, они могут быть разными. Традиционный способ — набрать на компьютере и распечатать, приложив изображения дидактических материалов. Именно такая форма чаще всего требуется при подготовке к конкурсам «Учитель года» и «Воспитатель года». Наиболее интересные и объемные методические разработки можно издать в специализированных сборниках или даже отдельной брошюрой. Но в наше время можно использовать и другие способы.
8. Если вы считаете, что ваши наработки будут интересны многим вашим коллегам, создайте свой сайт. Разместите на нем свою методику, расскажите о ее особенностях. Поделитесь, какие пособия вы использовали и с какой целью. Можно дополнить изложение фотографиями и видеоматериалами. Можно организовать форум и обсуждать на нем вашу программу. Очень много возможностей для обмена опытом дают социальные сети. Организуйте группу. Проведите вебинар. Использовать для него, помимо социальных сетей и специализированных форумов, можно ISQ и Skype.
План работы по обобщению опыта.
1. Возьмите тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
2. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, и др., сопровождая их краткими разъяснениями.
3. Набросайте краткий план (3—4 основных вопроса, затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для ваших выводов.Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
4. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.
5. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.
6. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и т. д.).
Схема описания ППО по модульной технологии
Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) ___
Тема опыта. Идея опыта (главная цель)
1.Сведения об авторе:
Ф. И. О. Образование, название (полное) учебного заведения, год его окончания; специальность и квалификация по диплому; место работы; должность; педагогический стаж; стаж работы в занимаемой должности; награды.
2. Условия формирования опыта.
Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опытаработы оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы;
изучение опыта коллег;
курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
активное участие в работе районных методических объединений и т. д.
3. Теоретическая база опыта.
Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.
4. Актуальность и перспективность опыта, новизна опыта.
5. Адресность опыта.
Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).
6. Трудоёмкость опыта.
Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
7. Технология опыта.
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
8. Результативность опыта.
9. Выводы, планы на будущее.
Приложения к опыту работы
• конспекты мероприятий;
• планы образовательной работы с детьми;
• продукты детской деятельности;
• публикации в СМИ;
• выступления на методических мероприятиях;
• педагогическая диагностика;
• рабочая программа; план работы с детьми и т. д.
Мой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха — это фундамент.
Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.
Педагогический опыт и портфолио воспитателя Педагогический опыт и портфолио воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Шароновой Лидии Борисовны «Дидактическая.
Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.
Источник