- Способы обновления политической элиты
- Формирование политической элиты: механизмы и особенности
- Как формируется политическая элита
- Механизмы формирования политической элиты
- Системы формирования политической элиты
- Формирование политической элиты
- Пути формирования политических элит
- Готовые работы на аналогичную тему
- Механизм формирования политической элиты
- Системы формирования элиты
- Смена политической элиты
- Общая характеристика процесса смены политических элит
- Концепция смены политической элиты В.Парето
- Готовые работы на аналогичную тему
- Смена политической элиты и контрэлиты
Способы обновления политической элиты
Почему необходимо обновление состава политической элиты (выскажите два довода)? На основании обществоведческих знаний, информации СМИ и личного социального опыта назовите любые два социальных лифта, которые решают задачу обновления состава политической элиты.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его политического развития.
Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство учёных сходится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально-экономических слоёв. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.
Источник
Формирование политической элиты: механизмы и особенности
Политической элитой в общем понимании называют группу людей, способную управлять обществом, концентрировать в своих руках власть. Такие люди зачастую занимают руководящие должности в государстве.
В политической элите нуждается каждая страна, так как без профессионального управления установить порядок в обществе не предоставляется возможным. Элита формируется из-за неравных возможностей и способностей членов социума, пассивности большинства населения.
Как формируется политическая элита
Пути формирования политической элиты четко описал итальянский юрист и социолог Г. Моска. По мнению эксперта, они универсальны:
- по предпринимательской системе (антрепренерский метод);
- по системе гильдий.
Система гильдий – до сих пор распространенный путь формирования элиты. Он предполагает постепенное продвижение кандидатов в лидеры вверх по уровням власти. Рекрутирование происходит закрытым методом, реализуется узкой группой заинтересованных лиц.
К кандидатам в идеальном варианте должны выдвигаться высокие требования, подтверждение их компетентности. Но в реальном мире они носят лишь формальный характер. Больше внимание уделяется уровню лояльности того или иного предположительного члена элиты.
Такой подход к формированию элиты наблюдался в древней Индии, а также в средневековой Европе. Ярким примером является также тоталитарный и авторитарный режим, при которых элиту составляют те, кто занимает верхние позиции во власти, и далеко не всегда они подходят по своим характеристикам обществу в целом.
Антрепренерская система формирования элиты – это акцент на личностных и профессиональных качествах кандидата. Он доказал свою компетентность обществу, потому признан лидером большой или малой группировки, отдельного региона, целой страны, подобное.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Система предполагает открытый отбор, в котором может участвовать несколько человек в условиях честной конкуренции. В идеальном варианте реализуется формирование элиты посредством выборов. Используется в современных демократических государствах.
Несмотря на явные преимущества современного способа формирования элиты, есть у него и ряд недостатков:
- в политическое управление включаются случайные люди, которые смогли обманным путем завоевать доверие большинства, не имея при этом должного уровня профессионализма;
- политический курс часто меняется из-за отсутствия единства во взглядах отдельно выбранных лидеров;
- возникновение конфликтов внутри правящей элиты, которые негативным образом сказываются на жизни общества в целом.
Любая закрытая система предполагает существование специальных каналов, по которым представители «низов» прорываются во власть. Ярким примером может служить статистика времен СССР – по данным социологов, в 1986 году среди членов ЦККПСС более 90% были выходцами из низших слоев.
С другой стороны, каждая демократическая система рано или поздно начинает стремиться к своеобразному «замыканию». Так, уже в 1993 году среди 435 членов палаты представителей США более 30% были бизнесменами, а 19% профессиональными политиками. Приток в элиту людей из низких социальных слоев практически прекратился, так как «прорваться» стало практически невозможно.
Механизмы формирования политической элиты
Исторически сложилось два механизма формирования политической «верхушки». Первая тенденция наблюдается в государствах с недемократическим режимом – это закрытые выборы, которые совершаются узким кругом лиц. Такой подход наблюдается в обществах консервативного типа, отличающихся низким уровнем технологического и социального развития, низкой «мобильностью».
Открытый механизм практикуется в странах, взявших курс на демократию и защиту прав человека. Реализованным он может быть в обществе с высоким уровнем социальной базы, степенью развития политической культуры.
При этом степень открытости в странах отличается – зависит все от исторической подоплеки, готовности общества нести ответственность за принимаемые решения.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Системы формирования политической элиты
Рассуждая подробнее о системах формирования политической элиты, как уже говорилось выше, рассматривать их в чистом виде можно только в качестве эталонного понятия. На практике же процесс проходит смешано, с превалированием в одну или иную сторону:
- при открытой системе доминирующие позиции доступны для каждого члена общества, но вершины достигают лишь те, кто сумел доказать свою компетентность, завоевать доверие окружающих, выделиться среди конкурентов теми или иными качествами;
- при закрытой системе доступ к элите имеют только те, кто соответствует высоким ожиданиям узкой группы лиц (например, имеет определенную партийность, происхождение, стаж, возраст, подобное).
Контрэлита – это группа лиц, которые имеют лидерские качества, но при закрытой системе не могут стать полноценной политической элитой из-за невозможности участия в выборах. Именно контрэлита организовывает революции и военные захваты власти в те периоды, когда доминирующая политическая элита показывает свою слабину.
История политики, по мнению большинства социологов, представляет собой регулярную смену политических элит.
Источник
Формирование политической элиты
Вы будете перенаправлены на Автор24
Пути формирования политических элит
Основные способы формирования элиты являются универсальными. В более общем виде они, в образе аристократической и демократической тенденций, формулировались Г. Моска. Наука современного периода толкует их соответственным образом как:
- антрепренерская (предпринимательская) система;
- система гильдий.
Система гильдий представляет постепенное продвижение кандидатов вверх по уровням власти. Выборка реализуется из определенных партий или социальных групп. Само же рекрутирование обладает закрытым и неконкурентным характером, реализуется довольно-таки узкой группой лиц.
В отношении кандидатов выдвигается много формальных требований, которые призваны подтвердить не столь их компетентность, сколь лояльность. Такая типология формирования элиты характерна для обществ традиционного типа, речь идет об элите — касте в древней Индии, элите — аристократии в средневековой Европе.
В двадцатом столетии более четко система гильдий проявлялась в тоталитарных (например, элита — партия в СССР), и авторитарных (например, элита — корпорация в Иране, Чили) государствах. Длительное применение системы гильдий приводит к вырождению господствующей группировки, к утрате ею способностей к государственному управлению.
Антрепренерская система ориентирована изначально на личностные качества кандидата, на его возможность привлечения к себе людского внимания, на способности доказывания своей компетентности. При этой системе отбор обладает открытым, конкурентным характером, реализуется большей численностью лиц, в идеальном варианте — всем населением посредством выборов, и из разных по собственному положению группировок.
Такой способ рекрутирования элиты, характерный для демократических государств современного вида, также не лишен недостатков. К самым важным из них необходимо отнести:
- возможность включения в политическую жизнь случайных людей;
- частую смену курса политики в силу отсутствия единства во взглядах разных политиков;
- возможность образования конфликтов в самой правящей элите.
Готовые работы на аналогичную тему
Названные способы рекрутирования, являются эталонными. Реально нет ни чистой антрепренерской системы, ни чистейшей системы гильдий, так как не существует полностью открытых и закрытых обществ.
С одной стороны, какая-либо закрытая система предполагает существование каналов, которые позволяют представителям «низов» прорываться во власть. В качестве примера можно ссылаться на роль партии как канала рекрутирования в границах СССР. По сведениям социологов отечественного происхождения в 1986 году средь членов ЦК КПСС процент выходцев из низших слоев достигал девяносто процентов. С иной стороны, — всякая демократическая (открытая) система испытывает непрерывное стремление элитарных группировок к самостоятельному замыканию.
На протяжении всего двадцатого столетия в демократических государствах в границах политической элиты доминировали выходцы из верховных общественных слоев. Как отметил Г.П. Артемов, в 1993 году из 435 членов Палаты представителей США тридцать один процент образовали бизнесмены, девятнадцать процентов- профессиональные политики. Те же самые группы из сотни участников Сената образовали соответственно двадцать семь и двенадцать процентов. Очевидным является, что приток в элиту представителей низких общественных слоев в такой ситуации представляется более чем затруднительным. Случаи, подобные выдвижению на главную роль в руководстве Великобритании Маргарет Тетчер, которая является дочерью мелкого торговца, больше представляются редкими исключениями, нежели правилами.
Механизм формирования политической элиты
В мировом пространстве есть две тенденции в образовании и производстве политической элиты. Первая является типичной для государств с недемократическими режимами и охарактеризована закрытостью, тонкой социальной базой образования, кругом лиц, производящих отбор.
Обычным является для стран с пониженной социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является первым в историческом плане, поэтому преимущественен в обществах консервативного типа.
Вторая тенденция является типичной для государств демократического типа и соответственным образом обуславливает ее наиболее широкий круг социальной базы, требует для собственного функционирования высочайшей политической культуры, что представляется следствием развития политической системы. Хоть и для государств с демократическими принципами степень открытости может в большой мере отличаться.
Системы формирования элиты
Выделяют следующие системы формирования политической элиты:
- Открытая система формирования политической элиты, где доминирующие позиции представляются доступными для всех групп общества, отмечается высочайшая конкуренция за позиции, а вершины могут достигать лишь те, кто обладает важнейшими качествами лидерства;
- Закрытая система формирования политической элиты, где выборка кандидатов в элиту производится посредством узкого круга руководящих лиц и осложнена множеством формальных требований, таких как партийность, происхождение, стаж и т.п.; эта система является характерной для обществ недемократического типа.
Ученый итальянского происхождения Вильфредо Парето отделил контрэлиту — группу людей, обладающих исключительными качествами лидерства, которым закрытость социальной системы не может позволить занимать руководящие позиции. Если же доминирующая элита начинает слабеть, контрэлита производит революционные преобразования и в результате сама обращается в доминирующую политическую элиту. Вся история политики, согласно Парето, является чередой смены элит.
В стабильном и открытом обществе человек, который обладает необходимыми качествами, обретает способность самостоятельного достижения высших позиций иерархии политической структуры. Главными «социальными лифтами» в этом процессе являются партийная деятельность и активная государственная служба.
Источник
Смена политической элиты
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика процесса смены политических элит
В политологии уделяется большое внимание изучению вопросов, связанных с политическим устройством общества в целом, а также непосредственно с ролью и значение политической элиты в соответствующих процессах. В том числе, обращается внимание на необходимость научно-обоснованного описания особенностей смены политических элит, как необходимого условиях поддержания эффективности ее деятельности и предотвращения возможной деградации.
При этом предлагаются различные подходы к определению понятия смены политических элит, которое в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Смена политической элиты – это закономерный процесс свержения прежней элиты и ее замена в результате прихода к власти контрэлиты, как правило, в результате революционных преобразований и перехода политической власти из рук одного класса в руки другого.
Рассматриваемая проблематика становилась предметом научного интереса во все времена, в том числе, упоминания о ее характеристики обнаруживается уже в трудах классиков политологической мысли, активно занимавшихся вопросами политического элитизма, основным из которых по праву признается В. Парето, основные идеи которого будут изложены ниже.
Концепция смены политической элиты В.Парето
Основоположником научного изучения вопросов обновления политической элиты по праву признается итальянский ученый, политолог В. Парето, который утверждал, что изучение вопросов соответствующей циркуляции целесообразно начинать с того, чтобы разделять всю элиту на два класса:
- собственно правящую политическую элиту, оказывающую прямое или опосредованное влияние на процессы государственного управления,
- не правящую, к которой следует относить всех иных политических деятелей (в первую очередь оппозиционных действующей власти, то есть не обладающих собственно государственно-властными полномочиями, но оказывающих влияние на ход и направленность социально-политического развития страны).
Готовые работы на аналогичную тему
При этом, продолжая собственное рассуждение, В.Парето отмечал, что одним из свойств любой социальной системы выступает ее стремление к равновесию, а следовательно, при ее выводе из равновесия она будет стремиться к его возвращению. Соответствующий процесс справедлив и применительно к характеристике политических элит, и получил наименование «социального цикла.
В.Парето отмечал, что процесс смены политических элит в рамках социального цикла не только необходимо, но и неизбежен, поскольку, каждая подлинная политическая элита возникает в низших слоях общества, в ходе соответствующей борьбы поднимается в высшие эшелоны государственного управления, «расцветает» там, а, в конце концов, вырождается и исчезает.
Кроме того, циркуляция политических элит предопределяется тем, что совокупность качеств, обеспечивающих господство политической элиты на каждом конкретном этапе исторического развития общества, изменяется в ходе цикла социального развития, и, как следствие, меняются сами типы элит.
Положительным аспектом соответствующего процесса, помимо прочего, выступает то, что циркуляция элит приводит к вовлечению в политические процессы представителей народных масс.
Также В.Парето отмечал, что в наиболее общем виде обоснованно утверждать существование двух главных типов элит, последовательно сменяющих друг друга:
- «Львы» – собирательный образ политической элиты, для которой характерен крайний консерватизм, преобладание силовых методов государственного управления, при традиционно высоком учете ценностей и интересов семьи, народа и нации;
- «Лисы» – более гибкие политические лидеры, способные к разного рода комбинациям, оперативным преобразованиям и экспериментам, однако лишенные преданности тем началам государственно-властного управления, которые способны обеспечить социальную стабильность.
Иными словами, факторы возвышения и особенности смены соответствующих типов политических элит по В.Парето могут быть сформулированы следующим образом: для стабильной политической системы характерно преобладание первого типа политического лидерства («львов»), которые отстаивая классовую солидарность и патриотизм, не боятся прибегать к собственно силовым методам воздействия. В свою очередь, в рамках неустойчивой политической системы обнаруживается потребность в рациональных, энергичных деятелей, новаторов, и т.д., – то есть политической элиты второго типа.
Смена политической элиты и контрэлиты
Как было отмечено выше, в основу доктринального определения смены политической элиты, чаще всего помещается смена, так называемых, политических элит и политических контрэлит, дифференциация которых проводится по принципу принадлежности государственно-властных полномочий.
Соответствующую классификацию политических элит также предложил В.Парето, отметив, что представители не правящей элиты (т.е. контрэлиты) в не меньшей степени наделены характерными для политической элиты качествами, однако, тем не менее, они обладают государственной властью, в том числе, в силу собственного социального положения.
Однако при этом, по прошествии времени любая правящая элита постепенно вырождается, а эффективность ее деятельности неизбежно идет на убыль. Именно в такие моменты активизируется контраэлита претендующая на власть, которая с опорой и поддержкой народных масс, побуждаемых к активным действиям по свержению правящего режима, в результате приходит к власти.
С процедурной точки зрения, смена политической элиты может происходить как в результате революционных преобразований, то есть насильственного свержения существующей власти, так и в рамках демократических выборных процедур, результатом которых выступает победа в честной открытой политической борьбе сил, не наделенных ранее государственно-политическим влиянием на общество.
Источник