Способы обновления политических элит

Способы обновления политических элит

Почему необходимо обновление состава политической элиты (выскажите два довода)? На основании обществоведческих знаний, информации СМИ и личного социального опыта назовите любые два социальных лифта, которые решают задачу обновления состава политической элиты.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его политического развития.

Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство учёных сходится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально-экономических слоёв. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.

Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.

В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.

Источник

Смена политической элиты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика процесса смены политических элит

В политологии уделяется большое внимание изучению вопросов, связанных с политическим устройством общества в целом, а также непосредственно с ролью и значение политической элиты в соответствующих процессах. В том числе, обращается внимание на необходимость научно-обоснованного описания особенностей смены политических элит, как необходимого условиях поддержания эффективности ее деятельности и предотвращения возможной деградации.

При этом предлагаются различные подходы к определению понятия смены политических элит, которое в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Смена политической элиты – это закономерный процесс свержения прежней элиты и ее замена в результате прихода к власти контрэлиты, как правило, в результате революционных преобразований и перехода политической власти из рук одного класса в руки другого.

Рассматриваемая проблематика становилась предметом научного интереса во все времена, в том числе, упоминания о ее характеристики обнаруживается уже в трудах классиков политологической мысли, активно занимавшихся вопросами политического элитизма, основным из которых по праву признается В. Парето, основные идеи которого будут изложены ниже.

Концепция смены политической элиты В.Парето

Основоположником научного изучения вопросов обновления политической элиты по праву признается итальянский ученый, политолог В. Парето, который утверждал, что изучение вопросов соответствующей циркуляции целесообразно начинать с того, чтобы разделять всю элиту на два класса:

  • собственно правящую политическую элиту, оказывающую прямое или опосредованное влияние на процессы государственного управления,
  • не правящую, к которой следует относить всех иных политических деятелей (в первую очередь оппозиционных действующей власти, то есть не обладающих собственно государственно-властными полномочиями, но оказывающих влияние на ход и направленность социально-политического развития страны).

Готовые работы на аналогичную тему

При этом, продолжая собственное рассуждение, В.Парето отмечал, что одним из свойств любой социальной системы выступает ее стремление к равновесию, а следовательно, при ее выводе из равновесия она будет стремиться к его возвращению. Соответствующий процесс справедлив и применительно к характеристике политических элит, и получил наименование «социального цикла.

В.Парето отмечал, что процесс смены политических элит в рамках социального цикла не только необходимо, но и неизбежен, поскольку, каждая подлинная политическая элита возникает в низших слоях общества, в ходе соответствующей борьбы поднимается в высшие эшелоны государственного управления, «расцветает» там, а, в конце концов, вырождается и исчезает.

Читайте также:  Способы восстановления деталей крана

Кроме того, циркуляция политических элит предопределяется тем, что совокупность качеств, обеспечивающих господство политической элиты на каждом конкретном этапе исторического развития общества, изменяется в ходе цикла социального развития, и, как следствие, меняются сами типы элит.

Положительным аспектом соответствующего процесса, помимо прочего, выступает то, что циркуляция элит приводит к вовлечению в политические процессы представителей народных масс.

Также В.Парето отмечал, что в наиболее общем виде обоснованно утверждать существование двух главных типов элит, последовательно сменяющих друг друга:

  • «Львы» – собирательный образ политической элиты, для которой характерен крайний консерватизм, преобладание силовых методов государственного управления, при традиционно высоком учете ценностей и интересов семьи, народа и нации;
  • «Лисы» – более гибкие политические лидеры, способные к разного рода комбинациям, оперативным преобразованиям и экспериментам, однако лишенные преданности тем началам государственно-властного управления, которые способны обеспечить социальную стабильность.

Иными словами, факторы возвышения и особенности смены соответствующих типов политических элит по В.Парето могут быть сформулированы следующим образом: для стабильной политической системы характерно преобладание первого типа политического лидерства («львов»), которые отстаивая классовую солидарность и патриотизм, не боятся прибегать к собственно силовым методам воздействия. В свою очередь, в рамках неустойчивой политической системы обнаруживается потребность в рациональных, энергичных деятелей, новаторов, и т.д., – то есть политической элиты второго типа.

Смена политической элиты и контрэлиты

Как было отмечено выше, в основу доктринального определения смены политической элиты, чаще всего помещается смена, так называемых, политических элит и политических контрэлит, дифференциация которых проводится по принципу принадлежности государственно-властных полномочий.

Соответствующую классификацию политических элит также предложил В.Парето, отметив, что представители не правящей элиты (т.е. контрэлиты) в не меньшей степени наделены характерными для политической элиты качествами, однако, тем не менее, они обладают государственной властью, в том числе, в силу собственного социального положения.

Однако при этом, по прошествии времени любая правящая элита постепенно вырождается, а эффективность ее деятельности неизбежно идет на убыль. Именно в такие моменты активизируется контраэлита претендующая на власть, которая с опорой и поддержкой народных масс, побуждаемых к активным действиям по свержению правящего режима, в результате приходит к власти.

С процедурной точки зрения, смена политической элиты может происходить как в результате революционных преобразований, то есть насильственного свержения существующей власти, так и в рамках демократических выборных процедур, результатом которых выступает победа в честной открытой политической борьбе сил, не наделенных ранее государственно-политическим влиянием на общество.

Источник

Формирование политической элиты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Пути формирования политических элит

Основные способы формирования элиты являются универсальными. В более общем виде они, в образе аристократической и демократической тенденций, формулировались Г. Моска. Наука современного периода толкует их соответственным образом как:

  • антрепренерская (предпринимательская) система;
  • система гильдий.

Система гильдий представляет постепенное продвижение кандидатов вверх по уровням власти. Выборка реализуется из определенных партий или социальных групп. Само же рекрутирование обладает закрытым и неконкурентным характером, реализуется довольно-таки узкой группой лиц.

В отношении кандидатов выдвигается много формальных требований, которые призваны подтвердить не столь их компетентность, сколь лояльность. Такая типология формирования элиты характерна для обществ традиционного типа, речь идет об элите — касте в древней Индии, элите — аристократии в средневековой Европе.

В двадцатом столетии более четко система гильдий проявлялась в тоталитарных (например, элита — партия в СССР), и авторитарных (например, элита — корпорация в Иране, Чили) государствах. Длительное применение системы гильдий приводит к вырождению господствующей группировки, к утрате ею способностей к государственному управлению.

Антрепренерская система ориентирована изначально на личностные качества кандидата, на его возможность привлечения к себе людского внимания, на способности доказывания своей компетентности. При этой системе отбор обладает открытым, конкурентным характером, реализуется большей численностью лиц, в идеальном варианте — всем населением посредством выборов, и из разных по собственному положению группировок.

Такой способ рекрутирования элиты, характерный для демократических государств современного вида, также не лишен недостатков. К самым важным из них необходимо отнести:

  • возможность включения в политическую жизнь случайных людей;
  • частую смену курса политики в силу отсутствия единства во взглядах разных политиков;
  • возможность образования конфликтов в самой правящей элите.

Готовые работы на аналогичную тему

Названные способы рекрутирования, являются эталонными. Реально нет ни чистой антрепренерской системы, ни чистейшей системы гильдий, так как не существует полностью открытых и закрытых обществ.

С одной стороны, какая-либо закрытая система предполагает существование каналов, которые позволяют представителям «низов» прорываться во власть. В качестве примера можно ссылаться на роль партии как канала рекрутирования в границах СССР. По сведениям социологов отечественного происхождения в 1986 году средь членов ЦК КПСС процент выходцев из низших слоев достигал девяносто процентов. С иной стороны, — всякая демократическая (открытая) система испытывает непрерывное стремление элитарных группировок к самостоятельному замыканию.

Читайте также:  Способы приготовления риса для суши

На протяжении всего двадцатого столетия в демократических государствах в границах политической элиты доминировали выходцы из верховных общественных слоев. Как отметил Г.П. Артемов, в 1993 году из 435 членов Палаты представителей США тридцать один процент образовали бизнесмены, девятнадцать процентов- профессиональные политики. Те же самые группы из сотни участников Сената образовали соответственно двадцать семь и двенадцать процентов. Очевидным является, что приток в элиту представителей низких общественных слоев в такой ситуации представляется более чем затруднительным. Случаи, подобные выдвижению на главную роль в руководстве Великобритании Маргарет Тетчер, которая является дочерью мелкого торговца, больше представляются редкими исключениями, нежели правилами.

Механизм формирования политической элиты

В мировом пространстве есть две тенденции в образовании и производстве политической элиты. Первая является типичной для государств с недемократическими режимами и охарактеризована закрытостью, тонкой социальной базой образования, кругом лиц, производящих отбор.

Обычным является для стран с пониженной социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является первым в историческом плане, поэтому преимущественен в обществах консервативного типа.

Вторая тенденция является типичной для государств демократического типа и соответственным образом обуславливает ее наиболее широкий круг социальной базы, требует для собственного функционирования высочайшей политической культуры, что представляется следствием развития политической системы. Хоть и для государств с демократическими принципами степень открытости может в большой мере отличаться.

Системы формирования элиты

Выделяют следующие системы формирования политической элиты:

  1. Открытая система формирования политической элиты, где доминирующие позиции представляются доступными для всех групп общества, отмечается высочайшая конкуренция за позиции, а вершины могут достигать лишь те, кто обладает важнейшими качествами лидерства;
  2. Закрытая система формирования политической элиты, где выборка кандидатов в элиту производится посредством узкого круга руководящих лиц и осложнена множеством формальных требований, таких как партийность, происхождение, стаж и т.п.; эта система является характерной для обществ недемократического типа.

Ученый итальянского происхождения Вильфредо Парето отделил контрэлиту — группу людей, обладающих исключительными качествами лидерства, которым закрытость социальной системы не может позволить занимать руководящие позиции. Если же доминирующая элита начинает слабеть, контрэлита производит революционные преобразования и в результате сама обращается в доминирующую политическую элиту. Вся история политики, согласно Парето, является чередой смены элит.

В стабильном и открытом обществе человек, который обладает необходимыми качествами, обретает способность самостоятельного достижения высших позиций иерархии политической структуры. Главными «социальными лифтами» в этом процессе являются партийная деятельность и активная государственная служба.

Источник

Рекрутирование политической элиты

Что такое рекрутирование политической элиты

Рекрутирование элиты — это механизм отбора на руководящие должности в государственном или партийном аппарате, процесс вхождения в состав правящих групп и движения внутри них.

В переводе с французского «recruter» означает «набирать», «вербовать».

Элита — не­мно­го­чис­лен­ная груп­па лиц, которая занимает высокие статусные позиции в системе социальной иерархии, оказывает значительное влияние на жизнь людей, обладает исключительными качествами и способностями.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:

  1. Наследственные — выходцы из аристократических семей.
  2. Ценностные — занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции лица.
  3. Властные — непосредственные обладатели властных полномочий.
  4. Функциональные — имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию профессионалы-управленцы.

Среди элит различают:

  1. Правящую — обладающую государственной властью.
  2. Оппозиционную — не вошедшую по разным причинам во властные структуры верхушку общества, контрэлиту.
  3. Открытую — рекрутирующуюся из общества.
  4. Закрытую — воспроизводящуюся из собственной среды, дворянство.

Влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты оказывают системы ее рекрутирования. Системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, порядок и критерии, побудительные мотивы действий.

Зачем это нужно, особенности процесса

Концепция о невозможности всего народа в целом управлять государством, идеи о неизбежном разделении общества на управляемое большинство и управляющее меньшинство не новы. Так же исторически подтверждена аксиома о том, что функцию управления должна взять на себя элита.

Народные массы, в свою очередь, признают право на власть харизматичных организованных личностей с высокими показателями результативности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством, наиболее активных в политическом отношении и ориентированных на власть, занимающих высшие места в социуме благодаря биологическому и генетическому происхождению, престижу и статусу.

Процесс отбора и формирования правящих групп в любом государстве и характер сложившихся общественных отношений взаимозависимы. С одной стороны, рекрутирование отражает интегрирующие компоненты социально-политических процессов, противоречия, степень представительности системы, критерии социальной стратификации, структурные изменения в системе политических ролей. С другой стороны, процесс отбора привилегированной прослойки влияет на ключевые направления политической стратегии, в числе которых порядок участия и приобретения должностей, и обеспечивает стабильность системы.

Читайте также:  Как решать задачи во втором классе разными способами

Пока правящая элита выполняет функцию самовоспроизводства, она имеет возможность полноценно господствовать в обществе. Под самовоспроизводством понимается способность закрепить и передать преемникам устои, ценности и нормы правящей верхушки. Как только механизм вырабатывает свой потенциал, появляются предпосылки для последующей смены властвующего слоя.

Сущность классической теории циркуляции элит сводится к следующим положениям:

  • любая социальная система стремится к равновесию и возвращается к нему;
  • социальный процесс с момента разбалансировки до прихода в устойчивое состояние образует социальный цикл;
  • протекание социального цикла зависит от характера циркуляции элит.

Качества, обеспечивающие элите господство, меняются во время социального развития, это обусловливает изменение и самой элитарной части. Социальная группа, претендующая на занятие элитарной позиции, должна иметь определенную базу, совокупность материальных либо духовных ценностей. Вне зависимости от того, в силу каких социально-политических предпосылок элита приходит к власти, первостепенной задачей для нее было и остается установление действенного механизма заполнения привилегированных позиций.

Каналы и способы рекрутирования политической элиты с примерами

Существуют общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными каналами рекрутирования элиты во всем мире выступают те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти.

  1. Политические партии. Их роль особенно велика на Западе, где претендент на вхождение в высший класс должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру главы государств Маргарет Тетчер, Франсуа Миттеран, Гельмут Коль, Билл Клинтон и современные политики, сменившие их на ключевых государственных постах.
  2. Бюрократический аппарат. Доминирование бюрократического механизма и государственно-административного канала хорошо прослеживается на примере современной России с ее вертикалью власти, предсказуемыми выборными процедурами и, как следствие, бюрократической элитой в роли основного центра политического влияния.
  3. Церковь и религиозные организации. Канал характерен для исламских, испаноговорящих стран и стран с сильным влиянием католицизма.
  4. Профсоюзы. Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих держав. Бывший президент США Рональд Рейган и бывший президент Польши Лех Валенса делали старт в политическую карьеру с позиций профсоюзных лидеров. А в немецких, французских, английских парламентах среди депутатов от лейбористской и социалистической партий традиционно доминируют не рабочие и фермеры, а профессиональные политики из числа профсоюзных лидеров.
  5. Экономические институты. Способ продвижения посредством бизнес-структур типичен для США, Японии.
  6. Армия. Влияние фактора велико в странах Латинской Америки, Африки, Азии. Боевые генералы Эхуд Барак и Ариэль Шарон впоследствии занимали высший государственный пост премьер-министра Израиля.
  7. Система образования. Играет существенную роль во всех странах мира. По мнению политологов, Великобританией управляют преимущественно выпускники Оксфорда или Кембриджа, имеющие два образования — юридическое и экономическое.

В политологии выделяются две системы привлечения элит, которые в чистом виде встречаются редко. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки: модель гильдий и антрепренерская модель.

Модель гильдий представляет собой номенклатурную систему отбора, которая характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, идеологизацией, политизацией и непотизмом. Преобладает в странах административного социализма, но некоторые элементы распространены в экономике и государственно-административной сфере высокоразвитых стран.

  1. Закрытость: привлечение претендентов на более высокие посты из нижестоящих слоев внутри привилегированного класса, медленный эволюционный путь наверх.
  2. Высокая институционализация: наличие многочисленных формальных требований для занятия должностей.
  3. Селекторат: узкий круг наиболее влиятельных представителей, осуществляющих отбор кадров.
  4. Воспроизводство: высокий уровень преемственности и низкая вероятность возникновения внутриэлитных противоречий.

Плюс: уравновешенность при принятии решений, стремление к консенсусу, предсказуемость и преемственность политического курса.

Минус: склонность к консерватизму и бюрократизации, вырождение господствующей группы, потеря способности к управлению.

Подобный тип характерен для традиционных обществ: касты в Древней Индии, аристократия в средневековой Европе. В XX веке наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных и авторитарных политических системах: в СССР доступ в привилегированный класс открывало членство в КПСС. Номенклатурный способ формирования элиты утвердился в Советском Союзе, когда кандидатуры подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, наличия членства в партии, декларируемой верности официальной идеологии.

Антрепренерская модель предполагает постоянную конкуренцию между потенциальными членами элиты, обеспечивает приток в правящую группу наиболее одаренных индивидов. Преобладает в демократических государствах.

  1. Открытость: широкие возможности для претендентов из различных социальных групп.
  2. Низкая институционализация: небольшое количество фильтров.
  3. Электорат: широкий круг людей, проводящих набор, вплоть до всех избирателей.
  4. Конкурентность: первостепенная значимость индивидуальных качеств и творческих возможностей кандидатов.

Плюс: приспособленность к динамизму современной жизни, обновление элиты, более полная легитимация ее власти.

Минус: неустойчивость внутренней структуры элиты, частая смена политического курса, риск популизма — прихода в политику случайных, некомпетентных людей.

Справедливости ради нужно отметить и дополнительную классификацию системы рекрутирования истеблишмента. Она включает систему кооптации и систему ротации. Однако и модель назначения руководителей сверху, и модель передвижения по горизонтальным связям, перетекания индивидов из одной правящей структуры в другую, в том или ином виде представлена в системе гильдий.

Источник

Оцените статью
Разные способы