Способы обнаружения углекислого газа

Способы обнаружения углекислого газа

3.5.2. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе

Цель опыта — развить конструктивное мышление при работе с прибором для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе (ПУГД), повторить материал о значении контрольных опытов в исследованиях.

Оборудование. Приборы ПУГД, раствор перманганата калия для дезинфекции мундштука прибора, известковая вода.

Учащимся напоминают, что реактивом на углекислый газ является известковая вода Са(ОН)2. Известковая вода мутнеет в присутствии углекислого газа, карбонат кальция выпадает в осадок: Са(ОН)2 + СO2 = СаСО3 + Н2O. Девятиклассникам полезно напомнить, что при длительном пропускании углекислого газа осадок может раствориться из-за образования Са(НСО3)2 — кислого карбоната, легко растворимого в воде.

Устройство прибора для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе (ПУГД) основано на разделении воздуха, входящего и выходящего из легких. Прибор состоит из двух цилиндров, в каждый из которых опущены короткая и длинная трубочки (рис. 39). Мундштук, в который дышит испытуемый через тройник, соединяется с короткой трубочкой левого цилиндра и длинной трубочкой правого. Поскольку воздух может проходить только через длинную трубку, погруженную в раствор, где создается большее давление воздуха из-за того, что площадь поперечного сечения трубки небольшая, при вдохе воздух проходит через левый цилиндр, а при выдохе через правый.


Рис. 39. Схема действия прибора для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе (ПУГД) при вдохе А и при выдохе Б: а — левый цилиндр; б — правый цилиндр; 1, 2, 3, 4 — трубки прибора

Проведение опыта. К доске вызывают испытуемого. Преподаватель перед классом опускает вымытый мундштук в раствор перманганата калия и вставляет его в резиновую трубку. Надо следить, чтобы края мундштука были хорошо оплавленными. Брать в рот резиновый шланг не следует.

Чтобы результат получился скорее, испытуемый медленно насасывает воздух, затем оставляет мундштук, делает спокойный выдох, а остаток воздуха пропускает через прибор. Дуть в мундштук надо медленно, чтобы не выплескивался раствор из цилиндра, который не должен работать. Обычно через 2-3 цикла появляется белый осадок в том цилиндре, через который проходил выдыхаемый воздух. В другом цилиндре, где исследовалась проба атмосферного воздуха, либо осадка нет совсем, либо он незначительный.

Вывод. Содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе более высокое, чем во вдыхаемом.

Источник

Биология в лицее

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Возьмите два стакана или колбу с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она?

В один из стаканов опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.

Читайте также:  Как солить розовые волнушки холодным способом

Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора. Если продувание известковой воды проводится слишком долго, осадок исчезает из-за образования гидрокарбоната кальция — Ca(HCO3)2.

Источник

Способы обнаружения углекислого газа

3.5.2. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе

Цель опыта — развить конструктивное мышление при работе с прибором для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе (ПУГД), повторить материал о значении контрольных опытов в исследованиях.

Оборудование. Приборы ПУГД, раствор перманганата калия для дезинфекции мундштука прибора, известковая вода.

Учащимся напоминают, что реактивом на углекислый газ является известковая вода Са(ОН)2. Известковая вода мутнеет в присутствии углекислого газа, карбонат кальция выпадает в осадок: Са(ОН)2 + СO2 = СаСО3 + Н2O. Девятиклассникам полезно напомнить, что при длительном пропускании углекислого газа осадок может раствориться из-за образования Са(НСО3)2 — кислого карбоната, легко растворимого в воде.

Устройство прибора для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе (ПУГД) основано на разделении воздуха, входящего и выходящего из легких. Прибор состоит из двух цилиндров, в каждый из которых опущены короткая и длинная трубочки (рис. 39). Мундштук, в который дышит испытуемый через тройник, соединяется с короткой трубочкой левого цилиндра и длинной трубочкой правого. Поскольку воздух может проходить только через длинную трубку, погруженную в раствор, где создается большее давление воздуха из-за того, что площадь поперечного сечения трубки небольшая, при вдохе воздух проходит через левый цилиндр, а при выдохе через правый.


Рис. 39. Схема действия прибора для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе (ПУГД) при вдохе А и при выдохе Б: а — левый цилиндр; б — правый цилиндр; 1, 2, 3, 4 — трубки прибора

Проведение опыта. К доске вызывают испытуемого. Преподаватель перед классом опускает вымытый мундштук в раствор перманганата калия и вставляет его в резиновую трубку. Надо следить, чтобы края мундштука были хорошо оплавленными. Брать в рот резиновый шланг не следует.

Чтобы результат получился скорее, испытуемый медленно насасывает воздух, затем оставляет мундштук, делает спокойный выдох, а остаток воздуха пропускает через прибор. Дуть в мундштук надо медленно, чтобы не выплескивался раствор из цилиндра, который не должен работать. Обычно через 2-3 цикла появляется белый осадок в том цилиндре, через который проходил выдыхаемый воздух. В другом цилиндре, где исследовалась проба атмосферного воздуха, либо осадка нет совсем, либо он незначительный.

Вывод. Содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе более высокое, чем во вдыхаемом.

Источник

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

В зависимости от условий получения газов используют различные приборы, простейшие из которых собирают из пробирок (рисунок 3).

Наиболее универсальным прибором для получения больших количеств газа является аппарат Киппа (рисунок 4).

Для того чтобы зарядить аппарат, в шарообразное расширение 4 помещают твёрдый реагент, размер частиц которого должен исключать его попадание в нижний резервуар. Затем реактор 4 закрывают пробкой 3 с газоотводной трубой с краном 2. Кран открывают и через горловину шарообразной воронки 1 заливают соответствующий жидкий реагент. Его наливают в таком количестве, чтобы его уровень при открытом газоотводном кране достигал половины шарообразного расширения. Газ пропускают в течение 55 минут, чтобы вытеснить воздух, затем закрывают газоотводный кран. Жидкий реагент из шарообразного расширения вытесняется газом в нижний резервуар и шарообразную воронку. Для работы с газом открывают кран, а по окончании работы его перекрывают.

Читайте также:  Фонд капитального ремонта способы его формирования

Качественная реакция на кислород — яркое загорание тлеющей лучинки.

Качественная реакция на водород — хлопок при поднесении горящей лучинки к сосуду, содержащему смесь водорода и воздуха.

Качественная реакция на углекислый газ — помутнение известковой воды с последующим растворением осадка, а также затухание тлеющей лучины в атмосфере углекислого газа.

Качественная реакция на аммиак — почернение в его парах фильтровальной бумаги, смоченной в растворе соли ртути (I), или образование белого дыма при сближении двух стеклянных палочек, одна из которых смочена раствором аммиака, а другая — раствором соляной кислоты.

Тренировочные задания к разделам

1. Только смеси веществ перечислены в наборе

1) хлорид натрия, железо, песок
2) квас, молоко, уксус
3) воздух, пирит, магний
4) фтор, кальций, железняк

2. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Воздух является смесью веществ.
Б. Бронза является чистым веществом.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о способах очистки веществ?

А. Бромид калия от воды можно отделить выпариванием.
Б. Очистить речной песок от железных опилок можно с помощью магнита.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о способах очистки веществ?

А. Очистить воду от нефти можно фильтрованием.
Б. Очистить речной песок от алюминиевых опилок можно фильтрованием.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Верны ли суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. Работы с концентрированной серной кислотой проводят в вытяжном шкафу в защитных перчатках.
Б. Для разделения несмешивающихся жидкостей используют мерный цилиндр.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. Горючие жидкости запрещено нагревать с помощью газовой горелки.
Б. При попадании на кожу растворов щелочей их немедленно нейтрализуют соляной кислотой.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. При наливании реактивов нельзя наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг на лицо или одежду.
Б. При нагревании пробирки нельзя держать её отверстием к себе или в сторону других лиц.

Читайте также:  Домашние способы лечения уха

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Верны ли суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. Градуированные пипетки используют для отмеривания различных объёмов жидкостей.
Б. Делительные воронки применяют для разделения растворов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. Градуированные пипетки заполняют с помощью груши.
Б. При кратковременном нагревании жидкости в пробирке используют держатели.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. При длительном нагревании жидкостей используют штативы.
Б. Фильтратом называют раствор, освобождённый от твердых частиц.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. Лакмус окрасится в красный цвет в растворе

12. Лакмус окрасится в красный цвет в растворе

13. Лакмус окрасится в синий цвет в растворе

14. Лакмус окрасится в синий цвет в растворе

15. Индикатор метиловый оранжевый окрасится в жёлтый цвет в растворе

16. Индикатор метиловый оранжевый окрасится в жёлтый цвет в растворе

17. Индикатор метиловый оранжевый окрасится в розовый цвет в растворе

18. Индикатор метиловый оранжевый окрасится в розовый цвет в растворе

19. Для качественного определения хлорид-иона в растворе применяют реактив

20. Для качественного определения сульфат-иона в растворе применяют реакцию с катионом

1) Al 3+
2) Mg 2+
3) Ba 2+
4) Na +

21. Для качественного определения карбонат-иона в растворе применяют реакцию с катионом

1) Na +
2) Li +
3) Rb +
4) Ca 2+

22. При взаимодействии хлорида натрия и нитрата серебра

1) выпадает осадок жёлтого цвета
2) выпадает осадок коричневого цвета
3) выпадает осадок белого цвета
4) внешних изменений не происходит

23. При взаимодействии нитрата бария с сульфатом калия

1) выпадает кристаллический осадок белого цвета
2) выделяется бесцветный газ
3) выпадает осадок коричнево-красного цвета
4) внешних изменений не происходит

24. При пропускании углекислого газа через известковую воду

1) внешних изменений не происходит
2) выпадает осадок белого цвета, нерастворимый в кислотах
3) выпадает осадок зеленоватого цвета, нерастворимый в кислотах
4) выпадает осадок белого цвета, растворяющийся при дальнейшем пропускании углекислого газа

25. В пробирку с раствором соли добавили концентрированный раствор гидроксида натрия и нагрели. Наблюдалось выделение пузырьков газа, в парах которого влажная лакмусовая бумажка окрасилась в синий цвет. Эта соль

26. Осадок выделится при сливании растворов

27. Осадок выделится при сливании водных растворов

28. Газ выделяется при сливании водных растворов

29. Смесь осадков образуется при взаимодействии водных растворов веществ

30. Осадок и газ образуется одновременно при сливании растворов

Источник

Оцените статью
Разные способы