- Способы обнародования муниципальных правовых актов
- Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов. Сайт муниципальных образований – официальный публикатор
- Особенности использования сетевого издания в качестве опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления
Способы обнародования муниципальных правовых актов
Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов определен в статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления
о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
При этом порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании (абзац второй части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
Кроме того, для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ), в котором согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» размещается информация о деятельности органов местного самоуправления, изданные ими муниципальные правовые акты, включая сведения о внесении в них изменений, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
При этом вне зависимости от того, когда был опубликован (размещен) полный текст муниципального правового акта в сетевом издании, датой его официального опубликования будет считаться дата выхода первой публикации муниципального правового акта в периодическом печатном издании.
Источник
Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов. Сайт муниципальных образований – официальный публикатор
Одним из основных полномочий органов местного самоуправления является реализация права нормотворчества. Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят:
устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Частью 2 статьи 24 Конституции установлено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Кроме того, с опубликованием нормативного акта связано не только донесение его содержания до граждан, но и вступление его в силу.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно абзацу второму части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Муниципальными образованиями, кроме собственных учрежденных периодических печатных изданий, для официального опубликования правовых актов, проектов правовых актов и иной официальной информации используются и иные средства массовой информации, такие как официальные сайты муниципальных образований. В большинстве случаев опубликование осуществляется в местных периодических печатных изданиях, что позволяет доводить содержания муниципальных правовых актов до широких слоев населения. Однако хотелось бы напомнить, что подобному опубликованию должно предшествовать определение в уставе муниципального образования выбранного средства массовой информации в качестве официального публикатора муниципальных правовых актов органов местного самоуправления.
Необходимо сказать, что для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131 -ФЗ).
Обращаю внимание, что согласно статье 2 Закона о СМИ под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации.
Федеральный закон № 131-ФЗ предусмотрел два способа доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения, которые определяются уставом муниципального образования: это официальное опубликование (обязательно печатное средство массовой информации) или обнародование (необязательно печатное средство массовой информации).
В свою очередь порядок использования официальных сетевых изданий определяется уставом муниципального образования в зависимости от формы доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения (опубликование или обнародование).
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ в случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
При этом вне зависимости от того, когда был опубликован (размещен) полный текст муниципального правового акта в сетевом издании, датой его официального опубликования будет считаться день выхода первой публикации полного текста муниципального правового акта или непосредственно муниципального правового акта (то есть без указанных приложений) в периодическом печатном издании.
Из представленного следует, что федеральный законодатель отводит сетевому изданию не основную, а вспомогательную роль в официальном опубликовании муниципальных правовых актов.
С учетом изложенного в уставе муниципального образования, в котором предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов, не может быть определено альтернативное использование печатного или сетевого издания для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В противном случае это будет противоречить федеральному законодательству.
Хотелось бы отметить, что официальный портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» зарегистрирован в качестве сетевого издания и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2018 № 327 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров» определен в качестве официального источника текстов муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов (далее – портал Минюста России).
Официальное опубликование (обнародование) уставов муниципальных образований и изменяющих их актов на портале Минюста России возможно на безвозмездной основе при соблюдении следующих условий:
в устав муниципального образования включаются положения об использовании портала Минюста России для официального опубликования (обнародования) уставов муниципальных образований и изменяющих их актов, а также его доменные имена (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф), регистрационный номер и дата его регистрации в качестве сетевого издания (Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018);
в решении представительного органа (схода граждан) муниципального образования или в отдельном нормативном правовом акте, принятом представительным органом (сходом граждан) муниципального образования, которыми оформляются изменения и дополнения, вносимые в устав муниципального образования, содержится положение о его направлении в территориальный орган Минюста России для государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) на портале Минюста России.
Подводя итоги вышеизложенного, еще раз отмечаем важность заключительного этапа нормотворчества органов местного самоуправления. Правильная организация официального опубликования муниципальных правовых актов позволит обеспечить вступление их в законную силу и не допустить возможных случаев признания судом недействительными.
РОМАН ЗАРЕЦКИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПО ВОПРОСАМ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 07 (213) дата выхода от 20.07.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Источник
Особенности использования сетевого издания в качестве опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее — Управление) информирует представительные органы муниципальных образований, в чей исключительной компетенции находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, об изменениях, внесенных Федеральным законом от 18.04.2018 № 83-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) относительно порядка официального опубликования и обнародования муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления (статья 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Согласно абзацам 2 и 3 части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ:
« Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться».
Согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ:
« Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом ».
Органы местного самоуправления могут выступать учредителем сетевого издания. Это право закреплено в части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ). При этом согласно статье 2 Закона о СМИ под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации .
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ предусмотрел два способа доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения:
— официальное опубликование (обязательно печатное средство массовой информации);
— обнародование (необязательно печатное средство массовой информации).
Эти способы доведения определяются уставом муниципального образования. Необходимо отметить, что порядок использования официальных сетевых изданий определяется в зависимости от формы доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения (опубликование или обнародование).
1. При опубликовании муниципальных правовых актов и соглашений в печатном издании.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Под объемными графическими и табличными приложениями к муниципальному правовому акту имеются в виду приложения к муниципальным программам, картографический материал в составе документов территориального планирования, табличные приложения к решению о местном бюджете и другие подобные документы.
Таким образом, для муниципальных образований, в уставах которых предусмотрено опубликование муниципальных правовых актов, теперь отсутствует необходимость публиковать в печатном периодическом издании объемные графические и табличные приложения к муниципальному правовому акту в случае одновременного или более раннего опубликования (размещения) полного текста этих муниципальных правовых актов в официальном сетевом издании.
При этом вне зависимости от того, когда был опубликован (размещен) полный текст муниципального правового акта в сетевом издании, датой его официального опубликования будет считаться день выхода первой публикации полного текста муниципального правового акта или непосредственно муниципального правового акта (то есть без указанных приложений) в периодическом печатном издании.
Из представленного следует, что федеральный законодатель отводит сетевому изданию не основную, а вспомогательную роль в официальном опубликовании муниципальных правовых актов.
С учетом изложенного в уставе муниципального образования, в котором предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов, не может быть определено альтернативное использование печатного или сетевого издания для официального опубликования муниципальных правовых актов. В противном случае это будет противоречить федеральному законодательству.
2. При обнародовании муниципальных правовых актов и соглашений.
В случае, когда по объективным причинам опубликование муниципальных правовых актов в печатных средствах массовой информации не осуществляется (исключая случаи, когда федеральным законом установлено требование именно об официальном опубликовании принятых правовых актов), для обнародования муниципальных правовых актов, включая уставы муниципальных образований, может использоваться сетевое издание.
При этом обнародование муниципальных правовых актов в сетевом издании может использоваться как наряду с традиционными способами обнародования (в том числе путем вывешивания их текстов в общедоступных местах), так и самостоятельно.
Выбор в пользу сетевого издания в качестве единственного способа обнародования муниципальных правовых актов возможен при условии высокого уровня проникновения сети «Интернет» в местное сообщество и (или) обеспечения доступности его использования для большинства жителей муниципального образования, в том числе посредством создания достаточного количества пунктов подключения к сети «Интернет» в местах, доступных неограниченному кругу лиц (в помещениях органов местного самоуправления, муниципальных библиотек и прочих доступных для посещения местах) (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 № 43-АПГ16-14, статья 10 Федерального закона от 09,02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
3. В части наименования средства массовой информации в уставе муниципального образования.
В целях обеспечения гарантий информированности граждан о способе доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения в случае, если учредителем средства массовой информации выступают органы местного самоуправления или подведомственные им организации, наименование официального печатного периодического издания и (или) наименование официального сетевого издания, в которых осуществляется (планируется осуществлять) официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов и соглашений, подлежит указанию в уставе муниципального образования.
В случае если определение печатного периодического издания, используемого (которое планируется использовать) для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений, осуществляется в гражданско-правовом порядке (по результатам заключения муниципального контракта или иного гражданско-правового договора), наименования таких средств массовой информации в уставе муниципального образования указывать необязательно, во всеобщее сведение они могут быть объявлены правовым актом, подписанным главой муниципального образования, с указанием срока действия соответствующего контракта или договора.
В части сетевого издания, помимо его наименования, во всех случаях в уставе муниципального образования следует также указывать доменное имя соответствующего сайта в сети «Интернет», регистрационный номер и дату регистрации средства массовой информации, указанные в свидетельстве о регистрации средства массовой информации (до 01.01.2018) или в выписке из реестра зарегистрированных средств массовой информации (с 01.01.2018).
4. В рамках государственной регистрации Управлением будет осуществляться проверкасоблюдения следующих требований к закреплению сетевого издания в уставе муниципального образования:
— наименования сетевого издания;
— доменное имя сайта в сети «Интернет»;
— регистрационный номер и дата регистрации средства массовой информации.
Также, Управлением будет проверяться наличие сетевого издания в перечне наименований зарегистрированных средств массовой информации на официальном сайте Роскомнадзора ( https :// rkn . gov . ru )
Отсутствие в указанном перечне сетевого издания, определенного в уставе муниципального образования как источник официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов , является основанием для отказа в государственной регистрации.
Наличие в уставе муниципального образования указания на информационные ресурсы, не являющиеся сетевыми изданиями, посредством которых обеспечивается доступ к муниципальным правовым актам, например, сайт муниципального образования, сайт органа местного самоуправления не будет являться основанием для отказа в государственной регистрации.
Использование в абзаце 3 части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ слов «использовать сетевое издание» и «официальное сетевое издание» предполагает, что органы местного самоуправления вправе как учредить собственное сетевое издание, так и воспользоваться сетевыми изданиями, учрежденными иными органами публичной власти, а также подведомственными им организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед указанными органами.
Если для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в соответствии с уставом муниципального образования планируется использовать официальное сетевое издание, учредителем которого выступает орган публичной власти иного публично-правового образования или подведомственная ему организация, данные положения устава (с указанием наименования сетевого издания и доменного имени соответствующего сайта в сети «Интернет») должны быть основаны на соответствующем волеизъявлении (решении, согласии или предложении) указанного органа публичной власти.
На основании вышеизложенного, при внесении изменений (дополнений) в уставы муниципальных образований, с целью уточнения порядка официального опубликования и обнародования муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, Управление просит учитывать вышеуказанные требования.
Рекомендуем направлять проекты муниципальных правовых актов, вносящих изменения (дополнения) в устав муниципального образования, в адрес Управления для проведения предварительного правового анализа, с целью исключения принятия противоречащих действующему федеральному законодательству актов.
Источник