Обеспечение законности и безопасности в государственном управлении
1. Законность и дисциплина: общая характеристика и классификация способов обеспечения.
2. Контроль со стороны Президента РФ.
3. Контроль со стороны законодательных органов.
4. Судебный контроль.
5. Общественный контроль.
6. Прокурорский надзор.
7. Административный надзор.
Законность — это комплексное политико-правовое явление, которое характеризуется неуклонным соблюдением требований действующего законодательства всеми субъектами права.Другими словами, когда в государстве все субъекты права выполняют (придерживаются) предписаний норм права, тогда можно говорить о состоянии законности.
Для законности являются характерными такие основные черты:
— универсальность, то есть положения законов регулируют общественные отношения независимо от места и времени возникновения общественных отношений;
— общеобязательность — в этой черте проявляется высшая юридическая сила законов, поскольку предписания норм права обязательны для всех субъектов права, независимо от имущественного статуса, принадлежности к государственной власти и тому подобное;
— обоснованность — положения законов имеют объективный характер, они в действительности направляют общественные отношения в выгодных для общества направлениях, когда достигается баланс интересов человека и государства;
— наличие в государстве органов, которые обеспечивают соблюдение законности. Идет речь, в первую очередь, о правоохранительных органах, прокуратуре, суде, правозащитные общественные организации и тому подобное.
Дисциплина — это сознательное соблюдение установленных правовыми и другими социальными нормами правил поведения в государственной и общественной жизни. Говоря о дисциплине, следует отметить, что она, в отличие от законности, более приближена к человеку. Последняя может не знать действующего законодательства, не владеть информацией относительно того, как нормы права регулируют те или другие общественные отношения, в то же время о дисциплине человек знает.
Для дисциплины являются характерными такие основные черты:
— наличие определенной системы норм, правил поведения людей;
— указанная система сформирована намного раньше, чем система законодательства;
— существование определенных разновидностей дисциплины в зависимости от вариантов человеческих коллективов;
— нередко нормы дисциплины не закреплены в действующем законодательстве.
Общими чертами законности и дисциплины является:
— законность не должна противоречить правилам дисциплины, и, напротив, правила поведения не должны выходить за пределы правового поля;
— законность обеспечивается соблюдением дисциплины;
— законность является одним из способов защиты дисциплины (поскольку основные требования дисциплины содержатся в правовых нормах);
— единственные способы обеспечения (контроль, надзор, обращения граждан).
У законности и дисциплины есть некоторые отличия. Основные из них:
— дисциплина обеспечивается за счет соблюдения не только правовых, но и моральных норм;
— законность является формально определенной, тогда как дисциплина нередко проявляется в субъективных представлениях тех или других людей (групп людей) о том, которой она должна быть;
— государство имеет возможность влиять на состояние законности (принятие новых нормативно правовых актов, борьба с правонарушениями и тому подобное), тогда как на дисциплину она влияет меньшей мерой;
— если законность тесно связана с государством, то дисциплина –в значительной степени с гражданским обществом;
— различают специальные виды дисциплины: военная, трудовая, служебная и тому подобное, тогда как понятие законности достаточно однородно.
Гарантии обеспечения законности
это обусловленные действующим законодательством и развитием общественной жизни факторы, которые обеспечивают соблюдение законности.
1. Общие гарантии — объективные условия общественного развития, в которых осуществляется правовая регуляция:
а) политические условия — развитие демократии, гласности, деление власти, свобода информации;
б) экономические условия — уровень развития рыночных отношений, производства, гарантированность экономической свободы, благосостояние населения и тому подобное;
в) идеологические условия — уровень развития правосознания, основанного на признании приоритета прав и свобод человека, правовой культуры граждан, и в первую очередь государственных служащих.
2. Специальные гарантии, к которым относят:
а) состояние законодательства, его стабильность и соответствие развитию отношений в обществе, уровень юридической техники;
б) уровень деятельности по предупреждению и прекращению правонарушений, в частности меры юридической ответственности;
в) доступность и качество правосудия;
г) эффективность контроля за реализацией правовых актов.
На сегодня контроль, надзор и обращения граждан объединяются как способы обеспечения законности и дисциплины.
Теперь хотелось бы более подробно коснуться способов обеспечения законности в деятельности публичной администрации.
Под способами обеспечения законности в деятельности публичной администрации следует понимать принимаемые компетентными органами государственной власти, органами местного самоуправления, публичными должностными лицами, а также гражданами и их объединениями организационно-правовые меры, направленные на выявление и своевременное устранение нарушений действующего законодательства в процессе функционирования административно-публичных органов и их должностных лиц.
Классификация способов обеспечения законности и дисциплиныСпособы обеспечения законности в государственном управлении
— со стороны органов исполнительной власти
— экологический и др.
Контроль– это организационно-правовой способ обеспечения законности, который характеризуется наблюдением и проверкой правомерности деятельности объекта контроля и фактического соответствия тех. Или иных действий требованиям действующего законодательства с возможностью вмешиваться в оперативно хозяйственную и производственную деятельность для устранения обнаруженных недостатков.
Исходя из предложенной классификации контроль разделяется на государственный и общественный. Разница между ними сводится к тому, что государственный контроль осуществляется государственными органами (должностными лицами), тогда как общественный — при помощи объединений граждан или отдельных граждан.
Надзор— это организационно-правовой способ обеспечения законности, который характеризуется выявлением и предупреждением правонарушений относительно организационно неподчиненных объектов.
Административный надзор необходимо понимать как особенный вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти, тогда как прокурорский надзор осуществляется органами прокуратуры.
Обращения граждан— это организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины, который характеризуется правом граждан Украины обратиться к органам государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их деятельности.
Между контролем и надзором есть определенное количество отличий, основные из которых:
— ведомственная подчиненность — при контроле, как правило, есть, при надзоре нет;
— возможность вмешиваться в оперативную, хозяйственную и производственную деятельность для устранения обнаруженных изъянов (при контроле есть, при надзоре нет);
— контроль осуществляется с точки зрения соответствия принятых актов или совершенных действий законности и целесообразности, надзор — лишь законности;
— применение мер административного принуждения (во время контрольных мероприятий практически нет, в осуществлении надзора достаточно вероятно).
В научных трудах в последнее время среди факторов, которые влияют на обеспечение законности и дисциплины, выделяют мониторинг и аудит. Их необходимо воспринимать как вспомогательные категории.
Источник
Способы обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов
Законность – это точное соблюдение и исполнение правовых предписаний всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Принципы законности – это основные идеи, положения, выражающие содержание законности.
К принципам законности относятся:
– недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
К способам обеспечения законности в административной деятельности полиции относятся:
– контроль (внешний и внутренний);
– обжалование неправомерных действий сотрудников полиции;
– ответственность сотрудников полиции.
Внешний контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации путем изучения материалов, характеризующих законность в ОВД, истребования письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе полиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям граждан о нарушении их законных прав и интересов. Заслушивают руководителей ОВД о состоянии законности в их работе.
Осуществляя контроль за работой полиции, указанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.
К внешнему контролю за законностью в административной деятельности правоохранительных органов относится и судебный контроль, который осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Конституционный Суд РФ, в целях обеспечения законности, рассматривает дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод в конкретном деле.
Суды общей компетенции, осуществляя судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, решая дело по существу, рассматривают с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляют контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.
Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности суд выполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления ОВД о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.
Внутренний (внутриведомственный) контроль осуществляют Министр внутренних дел РФ, вышестоящие органы полиции и их руководители.
Контроль осуществляется в трех наиболее распространенных формах:
1) непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местах производится начальником подразделения (соблюдение законности при несении службы, при применении мер административного принуждения, при задержании и доставлении граждан и т.д.);
2) изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности (систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в деятельности подразделений, изучение дел об административных правонарушениях, изучение жалоб и заявлений граждан);
3) заслушивание руководителей административных служб полиции о соблюдении законности в службах и подразделениях на заседаниях коллегий, оперативных и селекторных совещаниях.
Методами ведомственного контроля являются:
– оперативный контроль (составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, сотрудниками);
– комплексные и контрольные проверки;
– контроль при рассмотрении жалоб на действия сотрудников полиции.
Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами в соответствии с законом «О прокуратуре»:
1) выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
2) приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, его издавшему, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента поступления. В случае принесения протеста на решения представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;
3) вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которое уполномочено устранить допущенные нарушения, которые подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, о чем письменно сообщается прокурору;
4) при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.[6]
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Во-первых, законность относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии. В широком смысле, законность – это соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов. Законность формирует общий принцип отношения общества к праву в целом.
Во-вторых, сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права. Под законностью в деятельности правоохранительных органов понимается соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.
В-третьих, законность – это важнейший принцип деятельности органов внутренних дел. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности органов внутренних дел, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов.
В-четвертых, к способам обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов относятся: контроль, прокурорский надзор, обжалование неправомерных действий сотрудников полиции, ответственность сотрудников полиции.
Источник