- Статья 32. Обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- 28 Способы обеспечения международных договоров.
- Вопрос 5. Способы обеспечения выполнения международных договоров. Международные гарантии. Международные конференции. Международный контроль. Внутреннее законодательство. Санкции.
Статья 32. Обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации
Статья 32. Обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 настоящего Федерального закона, частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П
1. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ в пункт 2 статьи 32 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 настоящего Федерального закона, частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П
2. Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Российской Федерации, обеспечивают выполнение обязательств Российской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств.
3. Органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров Российской Федерации.
4. Общее наблюдение за выполнением международных договоров Российской Федерации осуществляет Министерство иностранных дел Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона
Источник
28 Способы обеспечения международных договоров.
В Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. нет положений, касающихся средств обеспечения договоров. С учетом соответствующей практики государств можно дать следующее определение средств обеспечения международных договоров: это специальные меры юридического характера, принимаемые государствами в целях наиболее эффективного выполнения взятых на себя международно-правовых обязательств.Названные меры могут найти закрепление как в нормах международного права, так и в нормах национального законодательства государства.Принятие специальных мер по обеспечению выполнения международно-правовых обязательств является юридическим правом государств.Страны реализуют это право в зависимости от потребностей межгосударственного сотрудничества, степени важности, обеспечиваемой специальными мерами международно-правовой нормы для безопасности народов.Обладая подобным правом, государства, как правило, не обязаны обеспечивать любую международно-правовую норму, однако принятие специальных, т.е. дополнительных, мер по обеспечению выполнения определенного правила поведения повышает эффективность его действия.
Объектомспециальных мер по обеспечению взятых государством обязательств является, прежде всего, регулирование отношений на основе международного договора.
Таким образом, международно-правовым средством реализации договорови соглашений является согласованная государствами и закрепленная ими с помощью норм международного права система мер, направленная на эффективное выполнение международных обязательств.
В настоящее время государствами используются разнообразные международно-правовые средства обеспечения международных обязательств: международно-правовые гарантии; международно-правовой контроль; образование и деятельность специальных международных органов, способствующих реализации договора; регулярное контактирование между участниками договора в целях проведения консультаций по поводу его реализации; финансовое обеспечение договора и др.
С учетом сказанного можно дать следующее определение международно-правовых гарантий.Это особый юридический режим, в рамках которого государства-гаранты на основе международно-правового договора (основного или дополнительного) берут на себя обязательства и ответственность за обеспечение действий или воздержание от действий определенного государства посредством принятия реальных мер (индивидуально, взаимно или коллективно) по защите установленных договором прав и обязательств государства, которому предоставлена гарантия с целью установленного правила поведения или правового статуса, определенного положения вещей.
Среди международно-правовых гарантий безопасности государств выделяют организационные(например, организация средств обеспечения безопасности в связи с международным конфликтом) иматериальные. К последним, в частности, относят равную безопасность в ограничении вооружений.
Международно-правовые гарантии международных договоров можно разделить на две категории гарантий: общиеиспециальные. Объединяющим для них является то, что они устанавливаются в договорном порядке как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Различие же заключается в характере договоров, регулирующих названные гарантии.Общие международно-правовые гарантии, зафиксированные на двусторонней основе, содержат взаимные обязательства государств по сохранению определенного положения вещей, обеспечению безопасности друг друга, соблюдению установленных принципов в отношениях и т.д.
Специальная гарантия предусматривает защиту определенных (особых) прав или интересов государств. В этом случае гарант или гаранты путем заключения основного (специального) гарантийного договора или дополнительного гарантийного соглашения берут на себя обязательство принять необходимые меры по обеспечению гарантируемого договора, включающие воздействие на его нарушителя.Поэтому реализация гарантийного обязательства при нарушении договора может быть связана с применениеммер дипломатического воздействия, например с разрывом отношений, перерывом в экономических отношениях, оказанием помощи жертве агрессии, участием в санкциях, организованных в рамках ООН, и т.п.
В настоящее время актуальны как простые(индивидуальные), так исложные(взаимные, коллективные) гарантии.
При индивидуальной гарантии государство-гарант обязано прийти на помощь государству, интересы которого гарантированы, в одностороннем порядке независимо от других гарантов. Индивидуальная гарантия, оформленная многосторонним договором с государством, которому предоставляется гарантия, связана с юридической обязанностью защищать права такого государства самостоятельно, индивидуально, без какой-либо обязанности выступать коллективно.
Помимо индивидуальных гарантий государства могут использовать сложные гарантии. Например, стороны вправе гарантировать неприкосновенность существующих между ними границ. К сложным гарантиям также относятся коллективные гарантии, когда государства-гаранты юридически обязаны выступить в защиту гарантируемых прав совместно, что не исключает их права на индивидуальные действия.
В Российской Федерации в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» уполномоченными лицами, занимающимися обеспечением исполнения договоров, являются Президент РФ как глава государства и Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть РФ. Они принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации.
Источник
Вопрос 5. Способы обеспечения выполнения международных договоров. Международные гарантии. Международные конференции. Международный контроль. Внутреннее законодательство. Санкции.
Обеспечение выполнения международных договоров относится к той области права договоров, о которой ничего не говорится в Венской конвенции. Причины этого не вполне ясны, ибо обеспечение – важное средство эффективного применения и действия международного договора. Видимо, отсутствие каких-либо положений об обеспечении выполнения договоров в Венской конвенции объясняется тем, что Комиссия международного права не считала эти вопросы входящими в право международных договоров. В докладах Дж. Брайерли, X. Лаутерпахта и X. Уолдока раздела об обеспечении международных договоров вообще не было. И только в обширном «кодексе» Фицмориса имелся намек на это. В его четвертом докладе в раздел о действии и исполнении договоров были включены статьи о последствиях нарушения договоров и возмещении ущерба за такое нарушение (ст. 34–39). Однако в них по существу говорилось не о формах обеспечения выполнения международных договоров, а о санкциях за неисполнение договоров (репарации, секвестр собственности нарушителя, эмбарго и другие репрессалии), то есть затрагивались вопросы, связанные с ответственностью государств. Поскольку вопросы ответственности были выделены в Комиссии международного права в специальную группу, докладчик X. Уолдок исключил их из проекта статей о праве договоров и в окончательном проекте статей, представленном Комиссией международного права для Венской конференции, раздела об обеспечении выполнения международных договоров не было. На самой конференции этот вопрос также не обсуждался. Между тем проблема остается. Поскольку над государствами нет единого централизованного наднационального органа принуждения, способного обеспечить осуществление принципа pacta sunt servanda, они изыскивают специальные дополнительные меры обеспечения выполнения международных договоров.
Давно канули в вечность времена, когда применялись клятвы, взятие заложников или заклад территорий и ценностей в обеспечение государствами их договорных обязательств.
В настоящее время к мерам обеспечения относятся: различные международные гарантии, международный контроль и другие международные меры, а также внутригосударственные меры.
Международной гарантией, или поручительством, называется акт, в котором государство или государства обязуются в случае необходимости сделать все от них зависящее, чтобы побудить другое государство или государства выполнить заключенный между ними договор. Такая гарантия может быть оформлена в специальном договоре, называемом гарантийным договором, или в дополнительном протоколе к основному договору. Гарантия может быть простой, если ручается одно государство, и сложной, если ручается несколько государств. Сложные гарантии бывают взаимными, когда каждый из участников договора обязуется принимать меры к его выполнению, если кто-либо нарушит договор. Гарантии могут быть коллективными, если государства – участники договора обязуются действовать совместно против нарушителя договора, чтобы заставить его соблюдать договор.
Все большую роль в обеспечении выполнения международных договоров играют различные международные организации, например смешанные комиссии или контрольные органы и т.п. Таковы, например, речные комиссии. Согласно ст. 8 Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года, на Дунайскую комиссию возложена, прежде всего, функция наблюдения за исполнением конвенции 1 . Речные комиссии с подобными функциями созданы и на других международных реках 2 .
Большое значение приобретает вопрос о международном контроле как способе обеспечения международных обязательств, в частности в тех вопросах, где другие способы обеспечения недостаточны. К таким областям относятся, прежде всего, разоружение и запрещение ядерного и другого оружия массового уничтожения.
Международный контроль может иметь различные виды и формы 3 . Так, предложения в области разоружения и запрещения ядерного и другого оружия массового уничтожения предусматривают такие формы контроля, как инспекция, отчеты государств о выполнении своих обязательств, информация, специальные обследования и др.
Международный контроль может осуществляться специальными органами, созданными для обеспечения выполнения данного договора, либо возлагаться на существующие международные органы или организации. Так, международный контроль за соблюдением профсоюзных прав, предусмотренных международными конвенциями о труде, осуществляют в форме обследований Административный совет и другие органы МОТ. Однако подобное обследование может проводиться только при согласии данного государства. Любая попытка предпринять обследования без согласия соответствующего государства является нарушением суверенитета и вмешательством во внутренние дела государств.
Специальная система международного контроля предусмотрена Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года, Договором об Антарктике 1959 года, Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 года и рядом других. Контрольный орган состоит из государств – участников международных конвенций и действует на постоянной основе.
В Антарктике международный контроль согласно договору 1959 года осуществляется в форме инспекции (в том числе воздушной и наземной). Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки, всегда открыты для любой инспекции, а наблюдение с воздуха может осуществляться в любое время над любым районом Антарктики. С этой целью любое из государств – первоначальных участников договора имеет право назначать наблюдателей в неограниченном количестве. Они должны быть гражданами государств, которые их назначают. О результатах контроля наблюдатели составляют доклады, направляемые всем представителям государств, имеющих право участвовать в консультативных совещаниях, то есть первоначальным участникам. Все эти формы международного контроля значительно облегчают осуществление целей и принципов договора по мирному использованию Антарктики.
Наконец, важным средством осуществления и обеспечения международных договоров является внутригосударственное законодательство. В этих целях государства издают специальные нормативные акты.
Международные договоры нередко предусматривают обязательства государств-участников принимать меры внутригосударственного правового характера по выполнению договора. Все их можно разбить на несколько групп:
Обязательства принять законы для выполнения соответствующих договоров.
Обязательства внести изменения в законодательство.
Обязательства издать административные акты и принять другие необходимые внутригосударственные меры.
Обязательства принять все необходимые меры внутригосударственного порядка (как законодательные, так и административные и др.).
Обязательства применения уголовного наказания и других санкций за нарушение договора.
Обязательства создать специальные внутригосударственные органы или службы для обеспечения выполнения договора.
Обязательства представлять информацию о законодательных и административных актах, изданных во исполнение договорных обязательств.
Осуществление различных внутригосударственных мер может предусматриваться не только многосторонними, но и двусторонними договорами.
Все это создает хорошие внутригосударственные условия и надежные гарантии для точного и неуклонного выполнения международных договоров.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник