- и защита от них
- 1.3. Нормативно-правовые меры обеспечения социальной безопасности
- Социальная безопасность: сущность, содержание, взаимосвязь с социальной трансформацией
- Среди угроз социальной безопасности можно выделить следующие группы:
- Роль социальной политики для социальной безопасности
- 5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
- 6. Литература
- ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
- 2. Государственная социальная политика
- 3. Социальное право
и защита от них
1.3. Нормативно-правовые меры обеспечения социальной безопасности
Законодательная основа обеспечения социальной безопасности. Региональные программы по обеспечению социальной безопасности. Федеральные программы по обеспечению социальной безопасности. Международные программы по обеспечению социальной безопасности.
Для обеспечения социальной безопасности в масштабах страны, региона, отрасли, организации, семьи или отдельной личности практикой выработаны самые разнообразные способы и средства:
— разведка (мониторинг) ситуации;
— уход от опасности, эвакуация;
— блокирование опасных факторов;
— ликвидация опасных факторов;
— силовое противодействие опасности;
— совместное устранение причин опасности и иные меры.
Известен и общий алгоритм их применения – вначале необходимо выявить признаки социальных опасностей, затем спрогнозировать и оценить их развитие и последствия, выбрать стратегию поведения, затем на ее основе принять необходимые действия или управленческие решения и организовать их исполнение.
На уровне общества и государства, отдельной организации и даже отдельной семьи такое системное управление должно иметь свою методическую, нормативно-правовую, организационную и структурную основу, руководящие и контролирующие элементы, необходимые материальные ресурсы.
В данном разделе мы рассмотрим нормативно-правовое обеспечение вышеназванных мер защиты от социальных опасностей.
Законодательная основа обеспечения социальной безопасности
По каждому виду социальных угроз разрабатываются законы, которые принимаются Государственной Думой Федерального Собрания РФ, и региональные акты, принимаемые представительными органами субъектов Федерации. Для реализации требований законов принимаются подзаконные акты – Указы Президента РФ, Постановления Правительства, федеральные и местные целевые программы, определяющие порядок их исполнения.
Правовой основой обеспечениясоциальной безопасности в стране является Конституция РФ – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции является Президент. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
Каждая статья Конституции, определяющая цели и принципы обеспечения безопасности личности, общества и государства подкрепляется соответствующим Федеральным законом или кодифицированным сборником законодательных норм – Кодексом РФ.
Во всех кодексах РФ: административном, гражданском, земельном, семейном, трудовом, уголовном и во всех иных обязательно присутствуют главы, регламентирующие соответствующие меры защиты от социальных опасностей.
По всем направлениям обеспечения защиты от опасностей социального характера ежегодно принимаются законы, постановления, о которых будет сказано в последующих разделах.
В качестве примера приведем некоторые законодательные акты и нормативно-правовые документы:
— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 27.07.2006);
— ФЗ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. от 22.08.2004);
— ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 27.07.2006);
— ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 27.07.2006);
— ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 6.07.2006);
— ФЗ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 02.03.2007);
— ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 26.06.2007);
— ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 01.12.2007);
— ФЗ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007);
— ФЗ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 30.12.2006);
— ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 24.07.2007);
— ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
— ФЗ от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Утверждено Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567;
— Примерные положения «О социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», «О социальном приюте для детей», «О центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей», Утверждены постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896;
— Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420.
Далее рассмотрим региональные, федеральные и международные программы по обеспечению социальной безопасности в РФ.
Источник
Социальная безопасность: сущность, содержание, взаимосвязь с социальной трансформацией
Социальная безопасность — это состояние и характеристика меры достижения оптимального уровня безопасности (в каждый текущий момент и на будущее) функционирования, воспроизводства и развития социальной системы, которое обеспечивается совокупностью, осуществляемых государством и обществом, политических, правовых, экономических, идеологических, организационных и социально-психологических мер, позволяющих сохранять существующие в обществе конституционный строй, социальную стабильность, не допуская их ослабления и тем более подрыва.
Безопасность подразумевает:
— отсутствие опасностей и/или угроз для существования или функционирования
социальной системы;
— устойчивость к опасностям с достаточным запасом прочности;
— силу, умение и средства для уклонения, устранения или преодоления опасности.
Социальная безопасность должна быть ориентирована на обеспечение соответ
ствующих целей и направленности развития общества, способов удовлетворения
потребностей личности и зашиты её интересов на основе принципов гуманизма и
гармонии во взаимоотношениях всех элементов социальной структуры, предот
вращения деструктивных явлений и процессов.
Субъекты социальной безопасности — это граждане страны, государство в лице законодательной, исполнительной, судебной властей, органы местного самоуправления, партии и другие общественные организации и движения.
Объекты социальной безопасности — государство и общество, система их институтов, проводимая ими социальная политика, узаконенные в обществе формы собственности и сложившаяся на их основе социальная структура — слои, группы, социальные общности и отношения между ними, личность, включая гражданскую сферу жизнедеятельности отдельного человека, права и свободу личности, её здоровье и жизнь, социальные интересы.
В современной России социальная безопасность может быть обеспечена только целенаправленной на ее достижение политикой и действиями государства и общества. Для этого необходимы благоприятные социально-экономические условия, в том числе экономический рост, обеспечение занятости населения, преодоление демографического кризиса, обеспечение доступа различных слоев населения к системам образования, охраны здоровья, институтам социальной защиты, культурным ценностям, создания действенной системы безопасности личности, охране имущества граждан.
Социальной безопасности могут угрожать явления и процессы, которые приводят к резким (возможно, и качественным) изменениям в жизни общества, опасным деформациям, влекущим за собой тяжелые социальные последствия для личности, социальных групп и институтов.
Среди угроз социальной безопасности можно выделить следующие группы:
— угрозы, порожденные недостатками и ошибками в политике и действиях государственных и политических лидеров, властных институтов. Это решения, противоречащие Конституции, законам, административным нормам и ведущие к неблагоприятным социальным последствиям и вследствие этого — конфликтам, массовым выступлениям населения (или отдельных социальных групп), интересы которых в наибольшей мере оказываются ущемлёнными;
— угрозы, связанные с национальными противоречиями, конфликтами интересов центра и регионов, нарушением прав, свобод и законных интересов граждан какой-либо национальности, межконфессиональными и межэтническими конфликтами, тем более произошедшие вследствие провоцирования этих конфликтов;
— угрозы, возникшие в результате деятельности государства, политических партий и движений, их лидеров и ведущие к подрыву стабильности общества и государственного строя, социальным конфликтам или иной форме социальной нестабильности;
— угрозы, обусловленные политическим экстремизмом и терроризмом, вследствие которых возникают материальный, моральный, социалыю-психологический ущерб населению, отдельным его группам, личностям;
— угрозы, вызванные нарушением законных прав, свобод и интересов личности и неспособностью государства их защитить (нарушение права на жизнь, труд, образование, жильё, здравоохранение, свободу передвижения, обеспеченную старость и т.д.);
— угрозы, связанные с обострением криминогенной ситуации в обществе, ростом преступности, нарушениями законности в деятельности правоохранительных
органов и государственных структур;
— угрозы здоровью населения страны в результате ухудшения системы здравоохранения и медицинского обслуживания, экологического неблагополучия и особенно вследствие экологических бедствий, массового распространения хронических и инфекционных заболеваний, наркомании и алкоголизма, других социальных болезней;
— угрозы, связанные с деградацией среды обитания и жизнедеятельности населения, подрывающие механизмы воспроизводства человека и социума;
— угрозы резкого количественного И качественного изменения демографической
ситуации в стране, отдельном регионе, этносе.
Социальная трансформация один из важнейших индикаторов социальной безопасности. Неустойчивость социальной структуры общества, процессы ее деградации, отсутствие сбалансированности интересов отдельных социальных групп, узурпация власти и собственности отдельными группировками, пренебрежение к условиям воспроизводства каких-то социальных групп могут приводит к социальным потрясениям общества и государства.
В России в зависимости от компетенции органов исполнительной и законодательной власти, общественных структур, призванных гарантировать социальную безопасность, можно выделить четыре уровня её обеспечения: федеральный, региональный, местный, самоорганизации граждан. На каждом уровне актуальность и острота проблемы требуют постоянного внимания к ней всех институтов государства и общества, анализа её состояния с тем, чтобы не допустить дестабилизации и социальных потрясений в обществе. Особая роль для достижения социальной безопасности принадлежит социальной политике.
Роль социальной политики для социальной безопасности
Социальная политика — сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей. В центре такой политики должен находиться человек, который одновременно выступает как её цель, предмет и субъект.
В практическом аспекте объектами социальной политики служат условия жизни и труда человека, общественные отношения (межгрупповые и межличностные) и социальная структура в целом. До настоящего времени в России государственная социальная политика, ориентированная на социальную безопасность, не получила адекватной легализации в действуюших нормативно-правовых документах.
В концептуальных программных разработках предполагается, что она должна основываться на следующих принципах:
— гарантированное государством ее осуществления в интересах своих граждан
и при их активном участии;
— правовой легализации социальной защищённости личности;
— целевого финансирования, прогнозирования и программно-информационного
обеспечения целевых социальных программ;
— обеспечения профессионально-технического функционирования системы социальных институтов (систем здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, охраны труда, занятости и т. п.);
— легализации, адекватности, дифференцированности и устойчивости социальных гарантий;
— правовой, информационной и финансовой адресности социальной поддержки населения;
— профилактики социальных рисков;
— ориентации на выявление и ликвидацию механизмов и процессов, дегуманизирующих действительность;
— интеграцию человека в общество, ориентированную на оптимальную реализацию потенциальных способностей личности к самообеспечению с учётом индивидуальных и общественных интересов;
— равенства стартовых возможностей и реализации потенциальных способностей индивидов;
— системности и стабильности мер, направленных на поддержание и позитивное развитие объектов социальной политики;
— социальной справедливости и социального прогрессивного развития.
В реальной социальной политике эти принципы не использовались и не используются до настоящего времени в должной мере. В России к началу перестроечных процессов стало (и сохраняется по-прежнему) явным банкротство государства по своим социальным обязательствам перед своими гражданами. Обремененность государства этими непомерно большими обязательствами, ориентированными на федеральный уровень исполнения, при отсутствии ясности в распределении полномочий между центром и субъектами федерации, а также каких-либо значимых шагов по управлению социальными процессами, привели к масштабным изменениям качества жизни людей, к неудовлетворенности граждан своим социальным положением и в этой связи к социальной напряженности в обществе.
Социальная политика государства и общества оказались несоответствующими ожиданиям людей. Это наряду с политическими и экономическими процессами, вызвавшими существенные изменения в привычном укладе жизни большого числа людей, привело к дисгармонии социальной жизни России и россиян, социальной трансформации с тенденциями регресса, а по оценке ряда специалистов, с явной деградацией. Дисбаланс в общественных отношениях усилен расхождением целеполагания и целеосуществления мер социальной политики. Это во многом определяет выраженную настороженность населения по отношению к любым социальным новациям.
Социальная политика осуществляется через систему мер, воздействующих:
— на этику и мораль, включая формирование и определение их места в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, социальных групп, слоев и т.д.);
— на общественный и личный быт членов общества, в т.ч. государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья, и др. стороны быта;
— на психологию быта членов общества (семьи, сферы обслуживания, досуга);
— на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. п.;
— на взаимодействия психологических и социальных факторов жизнедеятельности людей;
— на формирование взаимоотношений, форм общения и взаимовлияния членов общества, а также их личностных и общественных ориентации и установок;
— на становление обычаев, нравов, традиций, обществ, сознания различных групп, слоев населения и общества В целом;
— на закономерности развития и функционирования отдельных социальных групп, слоев, как самостоятельных систем и как части системы «общество в целом»;
— на институт семьи;
— на производственную сферу деятельности людей, включая государственное регулирование формирования оптимальной производственной среды, её психологии; условий и охраны труда;
— на приоритеты мотиваций личности, общества, семьи при формировании установок на трудовую деятельность;
на социально-экономические аспекты, включая:
— условия обеспечения экономической самостоятельности членов общества;
— стимулирование трудовой деятельности;
— эффективную занятость, уровень образования;
— качество жизени населения, его доходы, прожиточный минимум, уровень и структуру потребления материальных и культурных благ;
— предотвращение массовой бедности;
— повышение благосостояния населения в целом и его отдельных слоев, групп;
— на пенсионные и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживай не, «реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью;
— на деятельность отраслей и институтов социальной сферы;
— на обеспечение целевой государственной и благотворительной помощи наиболее незащищённым, социально уязвимым и малоимущим слоям населения;
— на демографическую ситуацию, сохранение генофонда;
— на охрану здоровья нации;
— на культуру, просвещение, включая решение вопросов базового и профессионального образования, сохранения и приумножения культурного и духовного наследия народа;
— на развитие науки и техники, научно-технический прогресс;
— на правовое регулирование социальных гарантий;
— на обеспечение гражданам условий для самозащиты от социальных и эконо
мических рисков с целью поддержания и повышения уровня благосостояния
их семей.
Вышеуказанные меры социальной политики в перестроечном периоде стали реализовываться в технологиях, ориентированных на отвлеченные от человека макроэкономические параметры, в которых обезличенно среднестатистически расматриваются такие ценности как:
— повышение благосостояния людей;
— обеспечение материальной заинтересованности в высокопроизводительном
труде;
— создание необходимых мер и возможных условий экономической самостоя
тельности граждан;
— создание условий для духовной удовлетворённости индивидов;
— сочетание интересов личного и общественного прогресса.
Социальная политика практически осуществляется без учета интересов различных классов, социальных групп, этнокультурных общностей; не противодействует любым проявлениям социального эгоизма, паразитизма и иждивенчества.
В современной России государственная социальная политика ориентирована на подчинённость экономическим интересам и ее толкование как дополнения к экономической политике. Она осуществляется без учёта (либо недостаточного учёта) одобряемой обществом, исторически сложившейся системы ценностей и взаимосвязи общественного прогресса с экономическим развитием. Это в конечном итоге предопределяет подчинение социальных интересов общества экономическим интересам государства вне интересов конкретного человека и его жизненных проблем.
Субъектом такой политики становится население, а не человек, предметом — социальная инфраструктура, целью — сохранение конкретной государственной власти. Подобная социальная политика привела к нарастанию противоречий между обществом и государством, личностью и государством, личностью и обществом. Все это привело к социальной трансформации, в которой сочетаются количественные и качественные изменения социальной структуры, обусловленные эволюционными и революционными преобразованиями с регрессивными и прогрессивными тенденциями развития.
Происходящие процессы социальной трансформации требуют адекватного выбора и реализации приоритетов социальной политики, которые должны определяться, исходя из конкретных условий жизни и уровня развития общества и государства, исторически обусловленных материальных, культурных и духовных претензий населения, экономических ресурсов, а также распространённости, масштабности и остроты социальных проблем.
Управление социальной трансформацией населения и обусловленной ею социально-психологической ситуацией является сферой национальной безопасности в целом и ее компоненты — социальной безопасности.
В этой связи социальная политика должна предполагать продуманную систему мер, посредством которых возможны воздействия на оздоровление социально-экономического положения конкретных слоев и групп населения, а также воздействия на душевное состояние людей, дестереотипизацию их сознания, вызова у них жизненного оптимизма. Сложившаяся ситуация социальной напряженности, неясности образа будущего страны требует выбора и декларирования приоритетов социального развития России, которыми должны стать социальное партнерство, социальная защита и социальная интеграция населения.
Данные приоритеты должны иметь четкую программу, включая цели, задачи, механизм и временные параметры реализации. Это послужит для многих людей обнадеживающим ориентиром в реальной обстановке, обусловленной сложными условиями построения социально ориентированной рыночной экономики и демократической политической системы в России.
Социальная политика должна предусматривать в интересах социальной безопасности реализацию первоочередных действий по следующим направлениям:
1) Принятие социальной хартии (декларации) России. В этом согласительном государственно-общественном документе должны быть отражены вопросы, связанные с жизнью и положением человека в обществе — труд, его условия и оплата, социальное обеспечение, отдых, духовное развитие личности, охрана жизни и здоровья людей, образование, семейные связи, воспитание детей, морально-этический прогресс.
В нем должен содержаться комплекс положений, зафиксированных в отдельных законодательных актах России и субъектов Федерации, И тех, которые могут стать основой для долгосрочных Государственных программ решения коренных социальных проблем, стоящих перед страной, ее гражданами, различными общественными слоями.
2) Организация мониторинга и экспертизы социальных процессов и социальной
трансформации населения России, включая:
— анализ социальной структуры общества;
— анализ социальной структуры экономики:
— оценку социально-экономических отношений, втом числе отношений собственности, условий, уровня и качества жизни социальных групп, трудового и экономического поведения населения;
— оценку поддержки различными группами проводимой экономической и социальной политики;
— оценку трансформации массового сознания населения.
3) Регулярное заслушивание Советом Безопасности России вопросов, касающихся социальной безопасности.
4) Введение в практику деятельности Правительства России регулярной подготовки Национального доклада по социальному развитию, социальной безопасности и социальной политике.
5) Регулярное проведение научных, общественных акций (конференций, семинаров, круглых столов и т.д.) для привлечения внимания к проблемам социальной безопасности, что всегда полезно для социальной разрядки, инициирования диалога, обмена знаниями и мнениями по актуальным социальным проблемам между научными, общественными кругами и органами власти.
Ориентированная на социальную безопасность социальная политика государства и общества способствовала бы выработке на основе сотрудничества, если не единых, то компромиссных взглядов на социальное развитие страны, и на их базе разработки конструктивных решений, нацеленных на созидательные общественные процессы, в которых приоритет отдан интересам России и россиян.
5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Дайте определение понятию «социальная трансформация».
2. Назовите основные причины изменений социальной структуры общества.
3. Каковы основные признаки социальной трансформации?
4. Перечислите основные теории социальной трансформации и сформулируйте
их основополагающие позиции.
5. Почему индивидуальные перемещения людей не способны привести к социальной трансформации.
6. Раскройте дефиницию понятия «социальная безопасность».
7. Назовите субъекты социальной безопасности.
8. Назовите объекты социальной безопасности.
9. Перечислите основные потенциальные угрозы социальной безопасности.
10. Почему среди причин социальной безопасности обозначены негативные демографические процессы?
11. Какие условия необходимы для обеспечения социальной безопасности в со
временной России?
12. В каких случаях социальная трансформация угрожает социальной безопас
ности?
13. Какие основные явления определяют социальную напряженность в совре
менной России?
14. Назовите основные меры по обеспечению социальной безопасности в России.
15. Какая основная цель достижения социальной безопасности?
6. Литература
1. Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и Др. Концептуальные основы социальной по
литики. В кн.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и
перспективы. М.,1996, — с. 59-77.
2. Горкин Д.П. и др. Социальная энциклопедия. — М.; Научное издательство
«Большая Российская энциклопедия», 2000 г.
3. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический социологический словарь. М, 1995.
4. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. ?— М.: Экономика, 1993 г.
5. Осипов Ю.М и Шургалина И.Н. Переходы и катастрофы. — М.: Изд-во
МГУ, 1994 г.
6. Храпылина Л.П. и др. «Социально-психологическая поддержка населения
Российской Федерации». М., 1995 г.
ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
План:
1. Понятие предмета, объекта и субъекта социальной политики
2. Государственная социальная политика
3. Социальное право
4. Контрольные задания и задачи для самопроверки
5. Литература
Трансформация экономической системы сделала актуальным вопрос о соотношения экономического и социального развития, способах и путях решения социальных проблем в период коренных реформации общества. С точки зрения целей и средств развития общества, социальная политика относится к области целеполагания. Цель социальной политики — создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения.
Социальную политику государства можно рассматривать как специфическую деятельность государства, направленую на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учёте социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.
Предметом социальной политики, как науки, являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения. Политическое руководство определяет цели социального развития общества, а комплекс мер по их реализации — важнейшая задача социальной политики.
Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства в обществе.
С позиции субъектно-объектных отношений термин «социальная политика» мно-говариантен. С точки зрения одних авторов, это деятельность государства в социальной сфере. Другие вкладывают в это понятие иной смысл — взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур в рамках декларируемых или законодательно утверждённых целей и задач.
В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает всё самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определённого уровня, объединённые конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политыки являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются также законодательные, исполнительные, судебные органы власти, пределяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, норматив нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по её реализации.
Некоторые исследователи считают, что объект — это подчинённая, пассивная, вторичная управляемая структура, не обладающая собственной активностью и инициативой. Это далеко не всегда так, тем более, когда речь идёт об общественной жизни.
В данном контексте объект социальной политики представлен социальной и социально-трудовой сферой общества в целом конкретно, её главными составляющими элементами, а также их показателями — благосостояние, образование, здоровье населения, социальная стабильность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.
В формировании и осуществлении социальной политики участвует множество субъектов. Их деятельность определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе той или иной нормативно-правовой базы. В Российской Федерации формируется конституционная, законодательная и нормативная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране.
Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующее гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жильё, образование, охрану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные социальные права закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Кодексе законов о труде Российской Федерации, Кодексе о браке и семье. Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации, O государственных пенсиях в России» и ряде других.
Правом законодательной инициативы обладает и Правительство России, которое регулярно вносит на заседание Государственной Думы значительное число важнейших законопроектов, в том числе и по вопросам функционирования социальной сферы. Субъекты федерации имеют право на собственное законотворчество в области социальной политики. Само существование единого социального пространства необходимо предполагает получение гражданами социальных прав и гарантий независимо от места проживания. В регионах созданы специальные социальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов. В настоящее время идёт процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их дос-гижения по отношению ко всему обществу, го региональная социальная политика зеуществляется с учётом особенностей региона: уровня экономического развития и соответствующих возможностей, этно- национальных, историко-культурных и фугих особенностей.
Социальная политика, соответственно и деятельность её субъектов на региональном и местном уровнях направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных гpynn и граждан.
Стратегические установки субъекты социальной политики осуществляют через истему долговременных мер. Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых отношений при наличии ограниченных финансовых ресурсов, овых социальных функций государства требует постоянного разграничения задачи уточнения приоритетов в целях определения долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.
Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды, определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.
Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры; разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т.д.
В основе разграничения деятельности федеральных и региональных органов власти по вопросам социальной политики лежат такие фундаментальные принципы федерализма как обязательное «распределение ролей» во всех общественно значимых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в этих зонах. По, как правило, не хватает ресурсов для самостоятельного и полноценного выполнения распределённых функций. В современной России эта проблема стала главной.
Конституция Российской Федерации устанавливает суть социальных отношений в обществе. Даёт перечень общих социальных гарантий, определяет предметы ведения и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и её субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Федерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления. Всё это подтверждается, корректируется, дополняется и конкретизируется в региональных законодательствах.
Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содержании и механизмах реализации отдельных направлений социальной политики. Тем самым создано общероссийское правовое пространство действий органов власти разных уровней в социальной сфере. Главное здесь регламентация финансовых ресурсов бюджетной сферы, что фиксируют федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, налоговое законодательство, нормативные акты.
Важную роль играют законы, регламентирующие решение, на первый взгляд, далёких от социальной сферы проблем, например, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы косвенно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, особенно местных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной властью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции.
Основная часть общегосударственных регламентации по управлению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством в целом, отдельными министерствами и ведомствами.
Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты государственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкретной отрасли социальной сферы, учредители организаций и учреждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и многое другое| определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов федерации.
Именно в социальной сфере, в её организации и порядке функционирования, в уровне ответственности региональных и, особенно, местных властей за выполнение прямых обязанностей в социальной сфере в настоящее время присутствует и большая упорядоченность и большее исполнение законов, чем в сфере предпринимательства, экономики и финансов.
В то же время государственная социальная политика не может быть сведена к функциям каждого отдельного направления. По характеру, содержанию, внутреннему строению — это целостная система качественно нового уровня.
Её целостность определяется следующими факторами:
1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;
2) единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство
для всех слоев населения;
3) протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;
4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение».
В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями социальной политики, субъекты определяют задачи и конкретные меры по её реализации: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, юли субъекта могут осуществляться задачи и меры идеологического, пропагандистского характера.
2. Государственная социальная политика
Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире аляется государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Но существуют и центральные проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечивающий равенство интересов настоящего и будущих поколений.
Экономика по-прежнему остаётся основой решений социальных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики всё активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм поддержания экономической и политической стабильности, стимулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.
В результате коренной трансформации российского общества изменяется характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики. Государство ушло от полной монополии на данный вид деятельности. В регулировании социальных процессов все более значимо участвуют многие субъекты: негосударственные предприятия и организации, общественные объединения и организации, частные лица. Социальная политика всё более приобретает государствено-общественный характер.
Основные аиды деятельности по реализации социальной политики государства:
а) правотворческая деятельность законодательных органов;
б) организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;
в) контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;
г) совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.
Управление социальным развитием, в аспекте которого осуществляется социальная политика чрезвычайно сложный процесс. В настоящее время это связано в первую очередь с формированием нового типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объёма и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.
Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство.
Характеристики социального государства:
а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;
б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;
в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, чёткая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни;
В настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. В российском обществе положено начало процессу выработки новых компонентов, нового опыта в процессах самоопределения людей. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.
Либеральная политика означает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставлении им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастания роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включённые в список минимальных гарантий.
Исходя из системы государственных приоритетов, в настоящее время можно шделить в социально-трудовой сфере следующие направления реформирования:
— сфера труда и распределения доходов;
— пенсионная система и социальное страхование;
— реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);
Социальная политика государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В разработке и реализации социальной политики государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные инвалиды).
Субъектами социальной политики выступают:
— государственные ведомства и учреждения;
— органы местного самоуправления; внебюджетные фонды;
— общественные, религиозные, благотворительные кли иные;
— коммерческие структуры и бизнес;
Профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики; граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).
3. Социальное право
Обширный круг общественных отношений в социальной сфере нормами социального права регулируется.
Предметом социального права является:
— правовое регулирование занятости;
— охраны труда и здоровья населения;
— социальное страхование и пенсионное обеспечение;
— правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;
— правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.
Социальное право, как отрасль российского права, связано с другими отраслями права Российской Федерации: конституционным или государственным правом, трудовым правом, гражданским правом, административным правом, финансовым правом и уголовным правом.
Основные правовые принципы социального права закреплены в Конституции Российской Федерации, ряде норм гражданского права, предусматривающих защиту права несовершеннолетних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан, используются и при социальной защите несовершеннолетних граждан, а также граждан, получивших увечье.
Например, при социальной защите женщин и несовершеннолетних используются нормы трудового права, регулирующие труд женщин и несовершеннолетних.
Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.
Социальное право выполняет следующие основные функции:
Выделение этих функций необходимо для понимания специфики и социального назначения социального права.
Экономическая функция социального права заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.
Политическая функции социального права заключается в том, что в его нормах зафиксированы основные положения социальной политики государства. А данное обстоятельство как раз и способствует реализации этой политики.
Организационная функция социального права — это создание системы служб социальной защиты, организация защиты от безработицы, организация социального обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта и отдыха.
Воспитательная функция социального права заключается в повышении культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к интересам других лиц, особенно к интересам социально неустроенных лиц, в воспитании доброты к людям, в утверждении принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в обществе.
Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успешное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной защиты состоит в том; что в ряде нормативных актов о социальной защите предусматривается система управления такой зашитой.
Структура этой системы следующая:
— управляющая подсистема (исполнительные органы государственной власти РФ, администрация городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной зашиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью);
— управляемая подсистема учреждения социальной зашиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством РФ);
— содержание мер по социальной защите;
— социальный контроль за исполнением нормативных актов о социальной защите и ответственность за их нарушение.
Общепризнанно, что социальный контроль один из регуляторов общественных тношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы и управление входящими в её структуру субъектами. Ответственность означает соблюдение рав и исполнение своих обязанностей субъектами, входящими в структуру системы. В силу этих причин социальный контроль и ответственность необходимые цементы структуры системы организации социальной политики.
Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегулированные нормами социального права, являются социальными правоотношениями. Участники, объекты этих правоотношений обладают взаимными обязанностями и правами.
Участники социальных правоотношений ограничены в выборе вариантов поведения рамками правовой нормы, регулирующими этот вид правоотношений. При уклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции. Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено повеление его участников.
Объекты социальных правоотношений могут быть самыми разными, пример, это оказание материальной или медицинской помощи, оказание правовых услуг, предоставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение определённых работ для обеспечения нормальных условий жизни лицам, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, ставших жертвой чрезвычайных происшествий и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения как раз и будет осуществление контентного вида социальной помощи, предусмотренного данным правоотношением.
Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и перемешаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами), шансы социального сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирмами и населением, но роли, финансовые обязательства и ответственность значительно отличаются в ЗАВИСИМОСТИ от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране.
В современной российской экономике разделение финансовых обязательств обеспечения социальной политики между государством, фирмами и населением занимает специфические формы. Они распределяются между государством и общественными хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняются. Субъектом социальной политики являются также работодатели. В большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать тем общим социальным правилам, которые устанавливаются государственными системами и местными властными структурами.
Так, в сфере социальной политики работодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наёмных работников (минимальный уровень заработанной платы; обязательное страхование по установленным нормативам — пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; социальные выплаты и компенсации. Относимые на фонд оплаты труда и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансовыми ресурсами, многие работодатели могут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наёмных работников своей высокой заработанной платой, различными социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).
Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них производства. В том случае, когда решения органов законодательной и исполнительной власти ошибочны или неточны, экономические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряжённости.
Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях в силу очень больших издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу же ставшие в России повсеместно дефицитными.
Бремя социальных расходов в весьма значительной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело её к глубокому кризису, к полной неспособности обеспечить советский уровень потребления социальных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммерциализации основных социальных услуг, то есть стихийное перекладывание финансовой нагрузки на доходы населения, как правило, без учёта растущее дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.
Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что всё более позитивную роль играют бюджеты субъектов РФ. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее время финансируют всё, что относится к жизнеобеспечению населения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.
Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, Для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотаци-‘онны, не располагают возможностями свободы финансового манввра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.
Профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода «идеологическую» роль. Они не располагают сколько-нибудь значительными но сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей финансовыми ресурсами регулярного характера.
Вместе с тем эти структуры являются представителями определённых слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с органами государственной власти и работодателями минимальный уровень социальной защищённости занятых в общественном производстве (профсоюзы) или других категорий граждан (общественно-политические движения и партии различных направлений).
Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной политики, выполняющих при её проведении инфраструктурные функции. Это — банковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики — человека.
Несмотря на существующие трудности и противоречия идет процесс формирования гражданского общества, его основных структур. В стране происходит развитиe негосударственных благотворительных, страховых фондов, неправительственных некоммерческих организаций, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня висит от многих условий порядка, в том числе мер экономического, финансового, законодательного.
5. Литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.
2. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998 г.
3. Дурова Л.И. Институционализация региональной социальной политики. М., 2000 г.
4. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. U».
5. Социальная политика и проблемы подготовки кадров. М., 1999 г.
6. Социальная политика России: история и современность Новочеркасск, 1999 г.
7.Социальное законодательство в России и Великобритании. Сб. ст. М., 2000 г.
8. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1998 г.
9. Социальные льготы граждан. М, 2000 г.
10. Шарков Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации. Чебоксары, 1998 г.
11. Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. М„ 199О г.
12. Холостова Е.И. Социальная политика. М., 2000 г.
13. Якушев Л.П. Социальная защита. М, 1998 г.
4. Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Дайте определение понятий «объект», « субъект» социальной политики.
2. Назовите основные характеристики субъектов социальной политики.
3. Определите четыре уровня социальной политики и их особенности.
4. Какими факторами определяется целостность социальной политики.
5. Основные виды деятельности по реализации социальной политики государством.
6. Социальное право, как основа регулирования деятельности субъектов социальной политики.
7. Дайте характеристики государственным и негосударственным субъектам социальной политики.
Источник