Способы обеспечения правовых норм

Источники права и способы создания правовых норм и обеспечения их исполнения

Способ создания правовых норм

Нормы международного права (МП) и внутригосударственное право действуют в разных юридических формах. Все виды международных юридических норм выражаются с помощью международных договоров, с использованием обычаев, актов мировых совещаний и конференций, документации международных организаций.

Внутригосударственные нормы включены в законы, указы, постановления и прочие внутригосударственные нормативные правовые акты. Источники национального права включают и правовые договоры государства (например, соглашения России и субъектов государства).

Субъектами международного права формируются международные нормы, в основе чего лежит свободное волеизъявление равноправных участников таких отношений. МП в качестве права координации, которое действует по горизонтали, создано на основе согласования воли суверенных образований, то есть государств. В параметрах академической новации Г. И. Тункин высказал концепцию согласования воли стран в качестве способа создать международно-правовые нормы. Это мнение было вполне обоснованно принято как реально действующая конструкция в отечественной науке МП. По этому вопросу в своих общетеоретических трудах высказывались несколько исследователей, включая И. И. Лукашука, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосова, А. Я. Капустина, Г. В. Игнатенко, Л. Н. Шестакова.

Внутригосударственное право представляет собой право иерархического соподчинения. Оно производит свое регулятивное воздействие сверху вниз (вертикально) по всему параметру физических и юридических лиц. Здесь суды в качестве органов, обеспечивающих права, действуют принудительно. Это отличает его от МП, в котором обращение в Международный суд происходит с помощью свободного согласия стран.

Таким образом, внутригосударственное право, если сравнивать его МП, является более жестким. В любой ситуации некоторые факты несоблюдения прав не могут говорить об ущербности определенной правовой системы. В едином режиме как международная, так и внутригосударственная система права ориентируется на обеспечении выполняемости правовых норм со стороны собственных субъектов. Формирование норм внутригосударственного права происходит в ходе государственно-властной деятельности (законотворческая деятельность, нормотворческая деятельность органов государства и должностных лиц).

Способ обеспечения исполнения норм

Обеспечение исполнения норм внутригосударственного права происходит с помощью государственных органов. Особенностью МП может являться то, что в рамках международных отношений не предусмотрены надгосударственные механизмы, которые осуществляют принуждение. Исполнение международных правовых норм, как и принуждение в случае необходимости, производят коллективно или индивидуально сами субъекты МП.

Межгосударственная система не содержит судебных и исполнительных органов, которые идентичны существующим в государствах. По этой причине действие МП, как и его использование значительно отличаются от работы и использования внутригосударственного права. Основное значение в функционировании МП имеют страны и международные организации. В системе миропорядка на основе верховенства права предусмотрено положение, что любой межгосударственный спор должен разрешаться с помощью Международного суда. О значении установки верховенства права в международных отношениях заявила Декларация тысячелетия, которая была принята на Саммите тысячелетия осенью 2000 года.

В рамках постановочного плана концепция верховенства права соизмеряется с концепцией примата в МП.

Современное МП — это уже устоявшаяся концепция примата (преимущественного значения) использования норм МП при взаимодействии с правовыми нормами внутригосударственного.

В рамках собственного регулятивного воздействия МП производит в политике приоритет права. Постановочно здесь говорится об установке соответствующих постулатов должного поведения, образующих вместе правовой базис для действий стран на мировой арене. Роль МП как основы внешнеполитической деятельности предельно четко сформулирована в трудах Г. И. Тункина и Д. Б. Левина. В рамках академической преемственности ее развивали труды И. И. Лукашука, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосова, А. Я. Капустина.

Читайте также:  Распространять информацию любым законным способом закреплено

Законодательное обеспечение норм МП

Примат МП в политике определяет себя через верховенство права в международных отношениях. Он находит собственное правовое подтверждение на высоком уровне Саммита нового тысячелетия, который проходил в Нью-Йорке осенью 2000 года. Акт Декларация тысячелетия был принят на основе участия 191 страны. Он четко ориентировал мировое сообщество на укрепление ООН. В рамках данной задачи была обозначена решимость стран-членов укреплять Международный суд для обеспечения правосудия и верховенства права в международных делах.

В мировых отношениях международно-правовой позитив в качестве закрепления верховенства права впоследствии подтверждается Итоговым документом Всемирного саммита, принятым в 2005 г.

В политике примат МП обеспечивается за счет повышения значения международных механизмов действия МП. Это предусмотрено для международных организаций, в первую очередь, для ООН, международных судов и арбитража, контрольных органов, которые наблюдают за исполнением странами их международных обязательств.

Национальное право стран способно существенно повлиять на эффективность МП. По этой причине необходимо, чтобы право любой страны находилось в соответствии с МП. Такое требование МП основано на принципе добросовестного выполнения основных международных обязательств.

Осуществление фактической реализации правовых норм в международном масштабе происходит с помощью их трансформации в правовые нормы, используемые в рамках страны. Таким образом, происходит определение имплементации МП Для приведения национальных нормативных правовых актов в соответствие с нормами МП страны могут принимать национальные законодательные акты в форме законов (закон, акт о ратификации международных договоров). Они воспроизводят нормы МП или провозглашают их действие на территории стран.

В нашей стране признанные всеми нормы и принципы мирового права и договоры РФ представляют собой составляющую часть ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Если в международном договоре РФ установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодателем, то используются правила международного договора. Аналогичные нормы содержания включены в конституции других стран (например, Испания, США).

Подписание с условием дальнейшей ратификации устанавливает обязанность не лишать договор его объекта и цели до момента, пока он не вступил в силу (18 статья Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров). Если подписание является актом, выражающим согласие на обязательность договоров, то страна принимает обязательство обеспечить его исполнение. Она не может ссылаться на нормы собственного национального права и отказываться от выполнения международных договоров, участником которого является (27 статья).

15 статья Конституции РФ содержит положение о том, что при наступлении коллизии между нормами права внутри страны и нормами МП, необходимо применять нормы второго из них.

Концептуально, в рамках параметров установленного приоритета, предусмотренных для международных правовых норм, в отношении норм внутригосударственного права отличают МП в качестве отрасли и науки (совокупности научных знаний), систему взглядов о МП. Наука вместе с действующим МП рассматривает теоретические проблемы. Они включают историю МП, роль и характер в межгосударственной системе и в целом в обществе, перспективные направления развития международного права и др. На основе научных знаний о МП складывается учебная дисциплина МП. Она представляет собой неотъемлемую часть юридического образования.

Как явление общественной жизни МП развивается непрерывно. Это сказывается на его структуре, что обусловлено формированием отдельных институтов, отраслей, принципов и норм.

Источник

Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

1. Общая теория права

1.1. Понятие и сущность права.

Читайте также:  Способы завязать шнурки с 5 дырками

1.2. Источники права. Нормы права.

1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

1.4. Российское право и «правовые семьи».

1.1. Понятие и сущность права

Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Читайте также:  Самый простой способ теста для пирогов

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Следует выделить также следующие функции права:

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Источник

Оцените статью
Разные способы