- Способы обеспечения обязательства налогового права
- Энциклопедия судебной практики. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (Ст. 72 НК)
- НК РФ Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Способы обеспечения исполнения налогового обязательства
Способы обеспечения обязательства налогового права
НК РФ Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, порядок и условия их применения устанавливаются настоящей главой.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных статьями 73 и 77 настоящего Кодекса, и о решениях о принятии обеспечительных мер, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с пунктом 10 статьи 101 настоящего Кодекса.
Состав размещаемых сведений и порядок их размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Источник
Энциклопедия судебной практики. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (Ст. 72 НК)
Энциклопедия судебной практики
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
(Ст. 72 НК)
1. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов не являются формой ответственности
Предприятие фактически подвергнуто штрафу за непринятие мер, направленных на погашение уже возникшей недоимки, то есть за деяние, не образующее состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Кодекса.
В этом случае для взыскания недоимки налоговый орган мог использовать способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренные статьей 72 Кодекса, а также взыскать налог принудительно в соответствии со статьями 46, 47 Кодекса.
2. Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Налоговый орган вправе начислить сумму пеней, поскольку в силу пункта 1 статьи 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (статья 72 Кодекса).
Инспекция вправе начислить пени, поскольку пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 72 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 72 Кодекса определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
По смыслу положений п. 1 ст. 72 НК РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Довод представителя ответчика о том, что пеня не подлежит взысканию, так как не является обязательными платежом, основан на неверном понимании норм права, поскольку согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, то есть не является ответственностью по нормам налогового законодательства и в силу п. 1 ст. 75 НК РФ должна выплачиваться налогоплательщиком в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
3. Арест имущества является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Согласно пункту 1 статьи 72 и пункту 1 статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации арест имущества налогоплательщика является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, который выражается в действии налогового органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налогового органа достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
4. Приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
В соответствии со ст. 72, п. 3 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения исполнения обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации; приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, соответственно при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом не может препятствовать исполнению судебного решения, вступившего в законную силу.
5. В отсутствие правового основания, подтвержденного размера, порядка расчета и периода начисления недоимки применение обеспечительных мер неправомерно
Из пункта 1 статьи 72 НК РФ следует, что пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Следовательно, начисление пеней является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств. Начисление пеней на недоимку, взыскание которой невозможно, противоречит названным нормам.
6. Применение обеспечительных норм при банкротстве должно соответствовать законодательству о несостоятельности
С момента вынесения судом определения, которым в отношении налогоплательщика введена процедура внешнего управления, решения налогового органа о применении обеспечительных мер могут быть приняты исключительно в рамках процесса банкротства.
7. Пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 72, пунктов 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования налогового органа о взыскании пеней необходимо в том числе установить наличие у налогоплательщика недоимки по уплате налога, на сумму которой начислены предъявленные к взысканию пени.
Из норм ст.ст. 71, 75 НК РФ следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
Согласно пункту 1 статьи 72, пунктам 1, 3 статьи 75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
8. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
Из правовых норм, содержащихся в ст.ст. 46, 72, 75 НК РФ, следует, что обязанность по уплате пеней в отличие обязанности по уплате налога следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на январь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.
Источник
НК РФ Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
1. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, порядок и условия их применения устанавливаются настоящей главой.
3. Утратил силу с 1 января 2007 года.
4. Сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных статьями 73 и 77 настоящего Кодекса, и о решениях о принятии обеспечительных мер, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с пунктом 10 статьи 101 настоящего Кодекса.
Состав размещаемых сведений и порядок их размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Источник
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства представляют собой правовые средства, стимулирующие добросовестную уплаты налогоплательщиком налоговым платежей либо позволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога.
Если в налоговом праве обеспечение исполнения налогового обязательства является новым институтом, то в цивилистике этот правовой феномен имеет многовековую историю.
В отличие от гражданского права, где источником мер обеспечения исполнения обязательства является не только закон, но и договор, в налоговом праве участники правоотношения лишены возможности использования иных, не предусмотренных законом способов. Таким образом, отличительной чертой обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является то, что оно осуществляется только установленными законом способами.
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства имеют целью предотвращение нанесения ущерба публичным интересам ввиду непоступления или несвоевременного поступления налогов и сборов. В налоговом праве, где обязанность по уплате налогов и сборов является публичной, институт обеспечения выполняет функцию создания условий для гарантированной уплаты налога и возмещения ущерба от возможной неуплаты или несвоевременной уплаты сумм налогов и сборов.
П. 1 ст. 49 НК устанавливает исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налогового обязательства:
— приостановление операций по счетам в банке;
Залог имущества и поручительство традиционно являются гражданско-правовыми способами обеспечения исполнения обязательств и наиболее полно разработаны именно в гражданском законодательстве, что и обусловило отсылку законодателя при регулировании отношений залога и поручительства в налоговой сфере к гражданскому законодательства, применяемого в налоговых отношениях (п. 2 ст. 50 и п. 1 ст. 51 НК).
В то же время залог и поручительство, применяемые во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиком не тождественны одноименным способам, применяемым в гражданско-правовом обороте, но суть этих правовых инструментов совпадает в силу наличия элементов диспозитивности, обусловленных результатом соглашения, договоренности между налогоплательщиком и налоговым органом. Естественно, будучи примененными в системе публично-правовых отношений, оба правовых средства отличаются от одноименных гражданско-правовых средств, т.к. их использование осуществляется в рамках, определенных налоговым законодательством.
Обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом и поручительством в случае изменения сроков исполнения налогового обязательства в части как уплаты самих налогов (сборов), так и пеней.
Договор о залоге имущества в соответствии с п. 2 ст. 50 НК заключается между залогодержателем – плательщиком (иным обязанным лицом) и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). При этом залогодержатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя (п. 3 ст. 50 НК).
Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, сборов (пошлин), пеней (п. 1 ст. 51 НК). В отличие от договора поручительства в гражданских правоотношениях поручительство в сфере налоговых отношений не может быть частичным, т.е. лицо отвечает за исполнение обязательства полностью. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязанностей налоговый орган вправе взыскать причитающиеся суммы налога, пени с поручителя или плательщика (иного обязанного лица).
Универсальным способом обеспечения исполнения налогового обязательства является пеня, так как применяется вне зависимости от использования других способов обеспечения обязательств, а также независимо от вины налогоплательщика.
Пеня в налоговом праве выполняет две функции стимулирующую и компенсационную. Стимулирующая функция пени проявляется на всех стадиях исполнения налогового обязательства – как до нарушения обязанности уплаты налоговых платежей, так и после. На начальной стадии стимулирующее воздействие пени оказывается посредством угрозы применения санкции, на стадии — после нарушения исполнения налогового обязательства – самим фактом ее применения и причинения при этом определенных лишений правонарушителю. Компенсационная функция пени обусловлена отрицательными имущественными последствиями, которые могут возникнуть в результате нарушения сроков уплаты налогов (просрочки исполнения налогового обязательства): просрочка уплаты налогов налогоплательщиком может привести к просрочке выполнения обязательств государства, которое становится должником по бюджетным ассигнованиям, включая заработную плату, выполнение важных целевых программ и иные финансовые обязательства; последствием несвоевременного поступления налоговых доходов в бюджет может стать вынужденное заимствование средств для покрытия текущих расходов. С целью недопущения различного рода отрицательных последствия в связи с несвоевременным выполнением налогоплательщиками своих налоговых обязанностей государство устанавливает для нарушителей дополнительных платеж с целью компенсации причиненного обществу ущерба по вышеуказанным причинам которым и является пеня.
В соответствии с п. 1 ст. 52 НК пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.
Пеня может применяться одновременно с любым из других способов обеспечения. Согласно п. 2 ст. 52 НК сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога. Пени за каждый день просрочки устанавливаются в процентах от неуплаченных сумм налога и определяются в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства.
Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налоговых платежей.
После исполнения налогового обязательства плательщик (иное обязанное лицо) может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
В отличие от залога и поручительства приостановление операций по счетам в банке более широко применяется в качестве обеспечения исполнения налоговых обязательств. Прежде всего это мера оперативного воздействия, которая означает прекращение банком расходных операций налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 53 НК приостановление операций по счетам в банкепризнается действие налогового или таможенного органа, ограничивающее право плательщика (иного обязанного лица) распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в банке, а также право этого лица на открытие новых счетов в этом же или другом банке. Указанное ограничение не распространяется на приходные операции по счету и платежи, связанные с исполнением налогового обязательства, уплатой пеней.
Законодательством четко определены случаи, когда налоговые или таможенные органы применяют данный способ обеспечения налогового обязательства, а именно:
— неисполнение плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;
— непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые или таможенные органы налоговых либо таможенных деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам);
— непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения налоговой проверки (п. 2 ст. 53 НК).
Решение налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) является основанием для привлечения этого банка и (или) его должностных лиц к ответственности, установленной законодательными актами.
Приостановление операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении таких операций до исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке.
Вместе с тем законодательством предусмотрена обязанность вышеуказанных органов своевременно отзывать из банка свои решения о приостановлении операций в случае устранения плательщиком оснований, повлекших их применение. Так, п. 6. ст. 53 НК предусмотрено, что приостановление операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) отменяется решением руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления в налоговый или таможенный орган документов, подтверждающих устранение плательщиком (иным обязанным лицом) нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) является основанием для привлечения этого банка и (или) его должностных лиц к ответственности, установленной законодательными актами.
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК арестом имуществапризнается действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (иному обязанному лицу), его представителю или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.
Основное назначение ареста имущества состоит в установлении препятствий к его возможному отчуждению или сокрытию. Основанием для ареста имущества в соответствии с п. 2 ст. 54 НК являются два одновременных условия:
— наличие неисполненного в установленный срок налогового обязательства, неуплаты пеней;
— наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.
Арест налагается только на то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, за исключением имущества на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней.
Порядок наложения ареста определяется п. 5-12 ст. 54 НК. Решение о наложении ареста на имущество плательщика (иного обязанного лица) принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме постановления о наложении ареста на имущество. Виды, объемы и сроки ограничения определяются в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для плательщика (иного обязанного лица), хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.
Налоговый кодекс установил новые положения по аресту имущества физического лица. Так, арест находящегося в жилище имущества физического лица производится по постановлению о наложении ареста на имущество с санкции прокурора.
Арест имущества плательщика производится в присутствии плательщика либо при участии его законного или уполномоченного представителя и в присутствии понятых.
При отсутствии законного или уполномоченного представителя плательщика (иного обязанного лица) либо отказе присутствовать при аресте имущества арест имущества производится в присутствии двух понятых с последующим уведомлением плательщика о явке его законного или уполномоченного представителя в налоговый или таможенный орган.
При отсутствии представителя плательщика (иного обязанного лица) или совершенного члена его семьи либо их отказе присутствовать при аресте имущества арест имущества производится с участием двух понятых, а в случаях, связанных с арестом имущества, находящегося в жилище, также и представителя местного исполнительного и распорядительного органа. При этом налоговые или таможенные органы обязаны уведомить плательщика (иное обязанное лицо) о произведенном аресте имущества.
Проведение ареста начинается с предъявления плательщику (иному обязанному лицу), его законному или уполномоченному представителю (иным лицам) постановления о наложении ареста (в случаях проведения ареста имущества в жилище физического лица – санкции прокурора) и документов, удостоверяющих полномочия должностных лиц. При проведении ареста составляется опись арестованного имущества. Имущество, подлежащее аресту, перечисляется и описывается в описи имущества с точным указанием наименований, количества, индивидуальных признаков предметов. А при возможности – их стоимости (балансовой стоимости). При необходимости имущество упаковывается и опечатывается на месте ареста.
Описанное имущество передается на хранение под расписку плательщику (иному обязанному лицу), его представителю или иному лицу, назначенному налоговым или таможенным органом. Лицо, которому передано на хранение арестованное имущество, если таковыми не является плательщик (иное обязанное лицо), получает вознаграждение, и ему возмещаются расходы по хранению имущества за счет плательщика (иного обязанного лица).
Отчуждение имущества (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа), на которое наложен арест, а также его растрата или сокрытие не допускаются. Несоблюдение указанного порядка является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 409 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
При прекращении налогового обязательства, уплате пеней решение об аресте имущества отменяется руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа, принявшим решение о наложении ареста, а имущество, переданное на хранение другим лицам, подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу).
Решение об аресте имущества действует с момента до отмены этого решения руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа, принявшим решение о наложение ареста, либо до отмены этого решения вышестоящим налоговым или таможенным органом либо судом.
Источник