Способы обеспечения норм морали укажите несколько вариантов ответа

Право и мораль

Одни поступки людей регулируются только нормами морали, другие — только законом. Конечно же, первых больше, чем вторых. Древнеримский философ Сенека по этому поводу утверждал: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы». Однако, есть жизненные ситуации, которые оцениваются как правом, так и моралью.

Марат солгал своему другу Николаю, нарушив норму морали, в этом случае он заслуживает только общественного осуждения, порицания, государство в этот процесс не вмешивается. Но если Марат не выполнил условий договора купли-продажи аудиокассеты (получил деньги, но кассету не передал), то он уже нарушил требования Гражданского кодекса, общеобязательного дли всех участников гражданского оборота в стране, а это влечет применение гражданско-правовой ответственности. Правда, и в этом случае Марат достоин морального осуждения за противозаконные действия.

Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т. д. В демократическом государстве все правовые правила поведения имеют в своей основе моральную основу. Все, что запрещено законом, запрещено и моралью. Хулиганство, воровство, наркомания запрещены законом. И мы не одобряем людей, которые их совершают. Наша мораль тоже несовместима с такими поступками.

Право не только покоится на нормах морали, по само воспитывает, учит справедливости, необходимости соблюдать чужие права и свободы. С этой точки зрения не совсем права русская пословица «Где закон, там и обида». Для лица, нарушившего закон, наступают определенные негативные последствия, «обида». Но эти последствия наступают за действия, которые, в свою очередь, грубо нарушили интересы других граждан, общества, государства. Поэтому это справедливая мера — не нарушай закон и тебе не будут причинены никакие «обиды». Человек с высокими нравственными качествами никогда не нарушит закона.

О праве и морали в нашем обществе мы пока говорили как о нормативных регуляторах, не показывая различий. Да, право и мораль в нашем обществе действительно построены на единых основах, выражают общечеловеческие ценности и идеалы. Но нельзя забывать, что право и мораль — это разные нормативные регуляторы. Они имеют свои особенности, свою область воздействия. В чем-то это воздействие совпадает, а в чем-то нет.

Кроме того, нормы морали по своей природе расплывчаты, Неконкретны. Даже члены одной семьи оценивают одни и те же поступки по-разному.

Право отличается четкостью, определенностью. Нормы права регулируют не чувства и настроения людей, а их поведение, действия. Чтобы уяснить себе различия между нормами права и нормами морали, внимательно изучите эту схему.

Различия между нормами права и нормами морали
Критерии
сопоставления
Правовые нормы Нормы морали
Сфера
регулирования
Наиболее важные общественные
отношения, затрагивающие существенные
интересы людей и общества
Все общественные и личные отношения типа:
человек — человек, человек — коллектив,
человек — общество, человек — государство
Форма
существования
Закреплен в законах Существуют, сложившись постепенно
в общественном сознании
Ответственность
в случае нарушения
Возможность государственного
принуждения
Моральное осуждение обществом,
коллективом или отдельными лицами
Когда становятся
обязательными
регуляторами
поведения человека
После их установления или
утверждения государством
После их внедрения в индивидуальное
сознание личности
Перепективы
развития
В будущем обществе нормы права сольются с нормами морали в единые нормы поведения людей

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам правонарушений в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Источник

Обществознание. 10 класс

Cуждения о морали

Выберите верные суждения о морали.

Моральные нормы отражают потребности общества.

Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

Мораль

Прочитайте суждения о морали.

Мораль является предметом изучения эстетики.

Нормы морали являются разновидностью социальных норм.

Нормы морали могут различаться в различные исторические эпохи.

Моральные ценности могут быть как положительными, так и отрицательными.

Мораль появляется позже религии и права.

Моральные и правовые нормы, обычаи

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Моральные нормы

Правовые нормы

Обычаи

Особенности моральных норм

Подчеркните верные суждения.

1 ) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде.

2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением.

3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение.

4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего поколения.

5 ) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются государством.

Определения понятий

Вставьте пропущенные слова:

1. Правила нравственности, а также сама нравственность — это .

2. Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии — это .

Черты, присущие только человеку

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом четыре черты, присущие только моральным нормам.

Мораль, этикет и поведение

Попарно соединяя фигуры, решите ребус-соответствие:

Термины и понятия
Понятие «искусство»

Заполните пропуски в тексте, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Слово «искусство» многозначно, как и многие , связанные с жизнью общества и . Мы назовем художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть человеческая , состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им , а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их.

Источник

Нормы права и морали общества

Выбранный для просмотра документ кл.час. Нормы права и морали общества.doc

Классный час по теме : «Нормы права и морали общества»

Цель : формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры

Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.

Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет»

в ситуации нравственного выбора.

Оформление: компьютерные презентации, цитаты, выставка книг .

Раздаточный материал : кроссворд, пример, «Моральное» лото.

Оборудование: компьютер, медиапроектор,

Изучение Конституции РФ.

Изучение статей административного и уголовного кодекса.

Подготовка примеров, кроссворда, лото.

Подготовка компьютерных презентаций.

1.« Истинный показатель цивилизации –

не уровень богатства и образования,

не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитанного страной.»

2. « Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная,

которая повелевает делать добро.»

3.«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.»

Нормы жизни в обществе.

Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий в примере №1.

Укажите на примере №2 какие поступки регулируются моралью, а какие – правом.

«Моральное» лото – проверка знания определений нравственных понятий.

Самооценка нравственных качеств.

Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5-10 классов, их родителей и учителей Соколов Я.В. и другие.

Система взаимодействий классного руководителя с учащимися старших классов. / Авт.-сост. А.А. Литвинова. Волгоград: Учитель, 2004

Ход классного часа:

Эпиграфом к Классному часу по теме: «Нормы права и морали общества»

будут справедливы следующие слова Р. Эмерсона ( давайте их прочитаем)

Предлагаю ознакомиться с планом урока (на доске записан)

Начнем с решения кроссворда .

Решение кроссворда (раздаю листочки с кроссвордом)

1.Человек без определенного места жительства.

2. Основной закон государства, определяющий, права и обязанности граждан.

3. Качество личности человека, которое характеризуется признаками: отсутствие

доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность.

4.Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям.

5.Чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

6. Выгода, преимущество перед другими.

7. Совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки

Какие из этих слов можно отнести нормам права , а какие морали общества

Нормы жизни в обществе.

Наступит год в котором большинство из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их?

Права и свободы человека и гражданина в РФ: ( читают учащиеся )

Право на жизнь: государство гарантирует любому человеку защиту от посягательств на его жизнь.

Охрана достоинства личности: когда говорят, что «государство должно служить народу», это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту достоинства каждого человека

Охрана достоинства личности: когда говорят, что «государство должно служить народу», это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту достоинства каждого человека.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Заключено в недопустимости действий со стороны государственных органов, посягающих на неё.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну: предусматривает право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.

Право определять и указывать свою национальную принадлежность

Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства

Свобода совести и свобода вероисповеданий (ст. 28 Конституции РФ) — принято понимать право человека как верить в Бога, так и быть атеистом.

2.Политические права и свободы

Участие в общественных объединениях.

Право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Равный доступ к государственной службе.

Право участвовать в отправлении правосудия.

Право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления.

Свобода мысли и слова, Данное право предполагает возможность свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

Читайте также:  Способ применения апилака применению

3.Экономические, социальные и культурные права

право частной собственности,

право на свободный труд

права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии.

право на образование

свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания .

Право граждан России на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.

Вы, учащиеся 1 курса, уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни : мораль и право . Рассмотрим их отличия.

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.

Эти нормы нигде не записаны.

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдались. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

Что такое – мораль ? (слайд № 7)

Здесь уместно вспомнить стихотворение Владимира Маяковского (какое)

« ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?» ( 4 ученик)

Крошка сын к отцу пришел

и спросила кроха:

— Что такое хорошо и что такое плохо?-

— У меня секретов нет :

папы этого ответ:

Если ты порвал подряд

книжицу и мячик,

про того говорят: ты

От ворон карапуз убежал, заохав.

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо.

Этот, хоть и сам с вершок,

спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится.

Как видим, в нас с детства воспитываются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложив-

шихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

— К месту ( 2 высказывание) Давайте прочитаем Д. Льюи

Мораль отличается от права тем, что носит неписаный характер и её требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиций обычаев, общепринятых норм и

Право и мораль как системы нормативного регулирования обладают едиными

чертами, основными из которых являются следующие

Единство права и морали состоит в следующем :

они являются разновидностями социальных норм. образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;

они преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни,защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

наличие одного объекта регулирования – общественных отношений;

право и мораль определяют пределы должного и возможного поведения индивидов;

Каждый член общества имеет возможность сознательного выбора своей правовой и моральной позиции;

они выступают в качестве фундаментальных и общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества;

как правило, право и мораль с течением времени прогрессируют под влиянием происходящих в обществе изменений.

Взаимодействие права и социальных норм

Опираются на представления о добре и

зле, чести, достоинсте порядочности.

Возникают в процессе юридической практики,

институтов общества и государства.

4.Групповая работа. (класс делится на группы)

1)Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. «А нам не задали», – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

Вопросы для беседы. (написаны на доске )

Хороший ли Толик сын? (какие поступки говорят об этом?)

Почему? Сколько норм морали нарушил мальчик (нарушено 8 норм )

Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:

Распивать алкогольные напитки Ловить рыбу

Угрожать расправой Бить стекла

Не дружить со слабыми Разводить костры

Не платить налоги Брать чужие вещи

Ломать деревья Перебегать улицу

Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?

Для проверки раздаю командам таблички со словами « право » и

« мораль ». Читаю вслух текст задания, а команды поднимают таблички

с ответом (если поступок регулируется и моралью и правом – поднимаются обе таблички). За правильный ответ команда получает цветную карточку.

Ответы на задание:

1)распивать алкогольные напитки – право и мораль;

2) угрожать расправой — право

5)не дружить со слабыми – мораль;

6) не платить налоги – право и мораль;

4) ловить рыбу – право и мораль;

5) бить стекла – право и мораль;

6) лгать – мораль;

7) разводить костры – право и мораль;

8) брать чужие вещи – право и мораль;

9) перебегать улицу – право и мораль.

12) Ломать деревья — право и мораль;

Существуют законы, регулирующие поведения в лесу. Рыбную ловлю, правила дорожного движения. Или, например, чужая вещь может быть взята с разрешения ее владельца. Если дочь без разрешения мамы взяла поносить ее перчатки, то наступает моральная ответственность. Если же человек тайно присвоит себе чужие перчатки, то наступает юридическая ответственность за кражу.

Подводя итог можно сделать вывод, что множество

людей стараются соблюдать моральные нормы, не нарушать

принятых в обществе правил поведения. Поэтому они никогда не

нарушают закон. Это значит, что им не обязательно знать отличие

моральной ответственности от юридической. Те же, кто постоянно

нарушают моральные нормы, обязательно нарушают закон.

Вопрос: Может ли человек нарушить правовые нормы, не нарушая при

этом нормы моральные, и наоборот?

Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с тем, что нарушаем нормы

морали, ради того чтобы не нарушить норма права. Реже приходится нарушать

правовые нормы, но при этом придерживаться морали.

Простой пример 1.

*** Нарушение норма права, соблюдение норм морали ***

Гражданин идет вечером через парк. Видит, что в кустах злоумышленник насилует девушку. По нормам морали человек ринется на защиту барышни, огрел злоумышленника камнем по голове, причинив черепно-мозговую травму, девушку спас и помог добраться до ближайшего травмпункта. Он не нарушил норм морали, он все сделал правильно. Злодей получил по заслугам, девушка спасена. Но злодей, получив травму, получил еще и средней тяжести вред здоровью. Он пошел в травмпункт, снял побои и обратился с заявлением в милицию. Тем самым гражданин, который спас даму несет ответственность за нанесение средней тяжести вреда здоровью, повлекшего временную нетрудоспособность.

*** Нарушение норм морали, соблюдение норм права ***

Гражданин, который ранее спас девушку, понес наказание за нанесение вреда здоровью злодея. Спустя пару лет он опять идёт, опять видит того же злодея но он уже насилует другую девушку. Гражданин, помня о том, что спасая даму он может опять получить за это наказание, быстренько сматывается с места происшествия в свою уютненькую квартирку, но звонит в милицию и сообщает о преступлении. Как результат, милиция не успела, девушка изнасилована и задушена, злоумышленник скрылся, гражданин не нарушил правовых норм, но нарушил нормы морали (ведь не спаси человека, — это аморально, правда?).

Как бы поступили вы?

Напрашивается вывод: ( слайд №14)

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Другими словами — через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали. Право, в целом, должно соответствовать моральным представлениям общества.

Этот этап урока хочется закончить афоризмом Бейль Пьера

«Мораль дает общие принципы поведения, оставляя без внимания конкретные обстоятельства.»

Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото.

Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит

обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца. Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример:

Вопросы для лото:

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Верность – качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

Читайте также:  Вязать тапочки самый простой способ для начинающих

Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личных качеств.

Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

10 )Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

11) Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

12 ) Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

13 ) Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адек

ватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

14) Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

15) Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

16) Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

17) Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

18) Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

19) Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к

20) Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принци

пиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Самооценка нравственных качеств.

Перед вами лежат карточки с записанными на них качествами личности. Пред-

проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

назовите то качество и нравственную категорию, которую вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.

Закончить наш классный час мне хочется словами : читаем хором

.«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.»

Спасибо за внимание.

Конституция – это основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Конституция – основа всего законодательства государства. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. референдумом. За неё проголосовало 53 % избирателей.

Дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Выделяют следующие виды дееспособности:

Полную, наступающую с 18-ти лет, а в случае вступления в брак – с 16-ти лет.

Неполную – у подростков с 14-ти до 18-ти лет. —

Частичную – у малолетних с 6-ти до 14-ти лет.

Дееспособность предполагает осознанность и правильную оценку человеком совершаемым им действий, имеющих правовое значение, т.е. это свойство субъекта гражданского права зависит от степени психической зрелости лица.

Права и свободы человека и гражданина в РФ:

Право на жизнь: государство гарантирует любому человеку защиту от посягательств на его жизнь.

Охрана достоинства личности: когда говорят, что «государство должно служить народу», это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту достоинства каждого человека.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Заключено в недопустимости действий со стороны государственных органов, посягающих на неё.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну: предусматривает право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.

Право определять и указывать свою национальную принадлежность

Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства

Свобода совести и свобода вероисповеданий (ст. 28 Конституции РФ) — принято понимать право человека как верить в Бога, так и быть атеистом.

Политические права и свободы

Участие в общественных объединениях.

Право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Равный доступ к государственной службе.

Право участвовать в отправлении правосудия.

Право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления.

Свобода мысли и слова, Данное право предполагает возможность свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

Экономические, социальные и культурные права

право частной собственности,

право на свободный труд

права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии.

право на образование

свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания .

Право граждан России на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.

Конституционные обязанности человека и гражданина

соблюдение Конституции и законов

уважение прав и свобод других лиц .

обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании

обязан платить законно установленные налоги и сборы

обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества.

Ответы к кроссворду 1.трусость 2.добытчик 3. обыденный 4.равнодушие

5.пассивность 6.винтик 7.предательство 8. калеки 9.льгота

— «В ком нет любви к стране родной, те сердцем низшие калеки». Т. Г. Шевченко . Гражданин – человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.

Есть две нормы жизни : мораль и право .

Доброму бог помогает.

На сердитых воду возят.

Не устоять худу против добра.

Добро-то забывается, зло вспоминается

Сто раз сделаешь добро — хорошо, на сто первый не сделаешь — всё пропало

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло добром — дело отважного

Ворованным добром не разбогатеешь.

Шутки добром не кончаются.

Змея кусает не для сытости, а ради лихости.

Добро следует за добром, зло за злом

Сосед спать не дает — хорошо живет

Высказывания о морали и нравственности

Обновляется регулярно. Лента обсуждений записи: RSS.

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

Говори по делу, живи по совести.

У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица.

Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт — добром к тебе вернётся.

Все мы — люди, да не все — человеки.

(Владимир Иванович Даль)

Общество праведного общежития не может быть составлено из негодяев.

(на основе слов Василия Осиповича Ключевского)

Величие не всегда справедливо, справедливость — всегда величава.

Хочешь изменить мир — начни с себя.

Посеешь мысль — пожнёшь поступок, посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу.

Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.

Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми.

(Василий Осипович Ключевский)

Мораль благородного человека подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер.

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

Эгоист подобен давно сидящему в колодце.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.

Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.

Предписания права таковы: честно жить, не вредить другим, воздавать каждому свое Мудрые мысли

Домиций Ульпиан (лат. Domitius Ulpianus)

Выдающийся римский юрист.

Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

Мораль благородного человека подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер.

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям.

о нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям .а по его повседневной жизни ( Б. Паскаль)

Мораль дает общие принципы поведения, оставляя без внимания конкретные обстоятельства. (Бейль Пьер)

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

| Автор: КАНТ Иммануил | Биография | Рейтинг автора: 8976|

воспитание правовой грамотности старших подростков, гражданской позиции личности студента.

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Другими словами — через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали. Право, в целом, должно соответствовать моральным представлениям общества.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм .

— нормы права и нормы морали являются разновидностями социальных норм.

В силу этого они обладают одинаковым набором черт, присущих всем

— они представляют одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенство-

вание общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гума –

— наличие одного объекта регулирования — общественных отношений,

— право и мораль определяют пределы должного и возможного поведения индиви —

— как право, так и мораль являются надстроечными категориями. Они обусловливаются экономическими, культурными и иными условиями существования определенного человеческого сообщества. Поэтому в каждом обществе нормы права и нормы морали близки между собой по содержанию, а нормы морали одного общества могут серьезно отличатся как от норм морали другого общества, так и от норм права того же общества;

Читайте также:  Способы оплаты деливери клаб

— право и мораль являются одним из основных социальных ценностей современно —

— как правило, право и мораль с течением времени прогрессируют под влиянием

происходящих в обществе изменений.

. Человек, в «ком нет любви к стране родной» (Т.Г. Шевченко). –( низшие калеки». 9. Выгода, преимущество перед другими.

1.Человек без определенного места жительства.

2. Основной закон государства, определяющий, права и обязанности граждан.

3. качество личности человека, которое характеризуется признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность.

Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям.

Человек, в «ком нет любви к стране родной» (Т.Г. Шевченко).

6. Выгода, преимущество перед другими.

Если у друзей лад – всякий этому рад.

Плохие поступки впечатляют и запоминаются сильнее хороших

3.1 Единство права и морали

Право и мораль как системы нормативного регулирования обладают едиными чертами, основными из которых являются следующие:

нормы права и нормы морали являются разновидностями социальных норм. В силу этого они обладают одинаковым набором черт, присущих всем социальным нормам;

как право, так и мораль являются надстроечными категориями. Они обусловливаются экономическими, культурными и иными условиями существования определенного человеческого сообщества. Поэтому в каждом обществе нормы права и нормы морали близки между собой по содержанию, а нормы морали одного общества могут серьезно отличатся как от норм морали другого общества, так и от норм права того же общества;

право и мораль являются одним из основных социальных ценностей современного общества;

право и мораль предполагают относительную автономию воли индивидов. Каждый член общества имеет возможность сознательного выбора своей правовой и моральной позиции;

право и мораль определяют пределы должного и возможного поведения индивидов;

право и мораль являются элементами культуры соответствующего общества;

право и мораль являются системами, которые можно охарактеризовать с точки зрения преемственности предыдущего социального опыта. При построении новой системы нормативного регулирования общественных отношений правовые и моральные нормы не создаются заново, а происходит заимствование накопленных в прошлом правовых и моральных принципов и норм, которые модифицируются применительно к развивающимся общественным отношениям;

как правило, право и мораль с течением времени прогрессируют под влиянием происходящих в обществе изменений.

Вопросы для беседы.

Хороший ли Толик сын?

Учителю необходимо добиваться самостоятельных ответов,

аргументированных оценок поступков героя рассказа. Формируется

очень важный навык, который лежит в основе умения давать

самооценку своим действиям.

Уместно предложить ученикам исправить поступки Толика – одна

из групп изменит его отношения с мамой, другая – с

одноклассником, с прохожими, с собакой.

Шестиклассники знакомы с правилами поведения в обществе,

поэтому они быстро справляются с заданием. Решение группы

обычно не вызывает несогласия у остальных детей.

На доске помещаются написанные на больших листах слова

«мораль» и «нормы морали». Учитель при помощи магнитов

прикрепляет к доске карточки-определения и спрашивает

участников игры, к какому слову их отнести. Надписи на

карточках: «нормы поведения в обществе», «образец поведения»,

«одобряется большинством людей». Ученики размещают карточки

на магнитной доске следующим образом

Схема дополняется графически фигурной скобкой, показывающей,

что и мораль, и нормы морали одобряются большинством людей, и

знаком, показывающим детям, что мораль одна, а норм морали –

В подтверждение этого наблюдения учитель предлагает

шестиклассникам вернуться к рассказу о Толике и подсчитать,

сколько норм морали нарушил мальчик (нарушено 8 норм).

Учитель задает вопрос: как накажут мальчика за нарушение

моральных норм (неодобрение, порицание, другие формы

4 . Детям предлагается прочитать еще один рассказ про

мальчика Гришу («Телефонный терроризм»).

По усмотрению учителя и в зависимости от развития техники

чтения рассказ читается вслух, либо про себя.

Детям можно задать тот же вопрос: какие нормы поведения в

обществе нарушил герой газетной статьи? Уточнению понятий

«моральная ответственность» и «юридическая ответственность»

поможет работать над вопросом: почему его не просто поругали,

как Толика, но и подвергли штрафу?

При ответе на эти вопросы шестиклассники должны обратить

внимание на общественно опасный характер поступка Гриши и на

то, что он нарушил норму, записанную в законе – статье 207 УК РФ

Учитель подчеркивает, что подросток нарушил законы государства

и поэтому несет не моральную ответственность, а юридическую.

В учебнике учащиеся находят и читают определение закона. Детям

предлагается сравнить, что общего и что различного в понятиях

Номы поведения в

5. Для проверки понимания изученного детям предлагается

определить, какие из перечисленных поступков регулируется

моралью, а какие – правом. Можно раздать командам таблички со

словами «право» и «мораль». Учитель читает вслух текст задания, а

команды поднимают таблички с ответом (если поступок

регулируется и моралью и правом – поднимаются обе таблички). За

правильный ответ команда получает цветную карточку.

Ответы на задание:

1)распивать алкогольные напитки – право и мораль;

2)не дружить со слабыми – мораль;

3) не платить налоги – право и мораль;

4) ловить рыбу – право и мораль;

5) бить стекла – право и мораль;

6) лгать – мораль;

7) разводить костры – право и мораль;

8) брать чужие вещи – право и мораль;

9) перебегать улицу – право и мораль.

По ходу игры могут возникнуть трудности с оценкой некоторых

примеров. Надо напомнить учащимся, что существуют законы,

регулирующие поведения в лесу. Рыбную ловлю, правила

дорожного движения. Или, например, чужая вещь может быть взята

с разрешения ее владельца. Если дочь без разрешения мамы взяла

поносить ее перчатки, то наступает моральная ответственность.

Если же человек тайно присвоит себе чужие перчатки, то наступает

юридическая ответственность за кражу.

Подводя итоги работы, учитель подчеркивает, что множество

людей стараются соблюдать моральные нормы, не нарушать

принятых в обществе правил поведения. Поэтому они никогда не

нарушают закон. Это значит, что им не обязательно знать отличие

моральной ответственности от юридической. Те же, кто постоянно

нарушают моральные нормы, обязательно нарушают закон.

После игры ребята подсчитывают, сколько цветных карточек

получила за работу каждая команда.

6. Домашнее задание.

Прочитайте учебный текст и раздел « Познай людей и самого

А вот еще один недавний пример.

16.11.04 сотрудниками ОРЧ при СК УВДТ по месту жительства была выявлена гражданка К., пенсионерка, совершившая 14.11.04 два заведомо ложных сообщения с угрозами взрыва железнодорожного вокзала на станции Таганрог. Причем звонила бабушка на телефон городского УВД «02». Из объяснений задержанной, зачем и с какой целью она совершила подобные противоправные действия, женщина ответила, что в ее жизни давно уже не было никаких приключений, к тому же она хотела таким странным образом отомстить своей соседке, чтобы из-за задержки пригородного поезда та опоздала к своим родственникам. Об уголовной ответственности за данный проступок женщина не имела совершенно никакого понятия. Сейчас действия пенсионерки квалифицированы по ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», возбуждено уголовное дело, материалы которого переданы в прокуратур

Вопрос: Может ли человек нарушить правовые нормы,не нарушая при этом нормы моральные,и наоборот?приведите пример.

Ответ: Простой пример. *** Нарушение норма права, соблюдение норм морали*** Гражданин идет вечером через парк. Видит, что в кустах злоумышленник насилует девушку

Вопрос о соотношении права и морали обсуждается по-моему во всех учебниках по ТГП. Много и статей на эту тему. Если вкратце, то очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с тем, что нарушаем нормы морали, ради того чтобы не нарушить норма права. Реже приходится нарушать правовые нормы, но при этом придерживаться морали.

*** Нарушение норма права, соблюдение норм морали***

Гражданин идет вечером через парк. Видит, что в кустах злоумышленник насилует девушку. По нормам морали человек ринется на защиту барышни, огрел злоумышленника камнем по голове, причинив черепно-мозговую травму, девушку спас и помог добраться до ближайшего травмпункта. Он не нарушил норм морали, он все сделал правильно. Злодей получил в дыню, девушка спасена. Но злодей, получив в дыню, получил еще и средней тяжести вред здоровью. Он вместо того чтобы пойти в жопу, пошел в травмпункт, снял побои и обратился с заявлением в милицию. Тем самым гражданин, который спас даму несет ответственность за нанесение средней тяжести вреда здоровью, повлекшего временную нетрудоспособность.

***Нарушение норм морали, соблюдение норм права***

Гражданин, который ранее спас девушку, понес наказание за нанесение вреда здоровью злодея. Спустя пару лет он опять идёт, опять видит того же злодея но он уже насилует другу девушку. Гражданин, помня о том, что спасая даму он может опять получить за это наказание, быстренько сматывается с места происшествия в свою уютненькую квартирку, но звонит в милицию и сообщает о преступлении. Как результат, милиция не успела, девушка изнасилована и задушена, злоумышленник скрылся, гражданин не нарушил правовых норм, но нарушил нормы морали (ведь не спаси человека, это аморально, правда?).

Кучу примеров можно привести в таком духе.

Единство права и морали состоит ы следующем:

*они являются разновидностями социальных норм. образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;

* они преследуют одни итеже цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни,защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

* наличие одного объекта регулирования – общественных отношений;

* право и мораль определяют пределы должного и возможного поведения индивидов ;

Каждый член общества имеет возможность сознательного выбора своей правовой и моральной позиции;

* они выступают в качестве фундаментальных и общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества;

* как правило, право и мораль с течением времени прогрессируют под влиянием происходящих в обществе изменений.

Источник

Оцените статью
Разные способы