Способы обеспечения налоговой безопасности государства

Понятие налоговой безопасности

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.
Читайте также:  Способы художественной коммуникации 8 класс искусство

Способы обеспечения налоговой безопасности

Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.

ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.

Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.

ВНИМАНИЕ! Для минимизации риска заключения договоров с недобросовестными контрагентами необходимо предварительно проверять их.

Схема проверки участников договорных отношений может включать такие мероприятия:

  • надо исключить вероятность того, что в роли контрагента выступает фирма-однодневка;
  • при ведении электронного документооборота рекомендуется проверять подлинность ЭЦП (сделать это можно при помощи специальных криптопрограмм или на портале Госуслуг бесплатно);
  • подтвердить реальность существования контрагента, убедиться в наличии записей о нем в государственных реестрах и базе ФНС;
  • удостовериться, что контрагент не находится в стадии банкротства;
  • письменно запросить у второй стороны копии лицензионной документации, приказов о праве подписи, справок о наличии ресурсной базы для выполнения задания.

При заключении договоров необходимо проверять их на соответствие нормам налогового и гражданского права. Выявление неточностей или некорректных формулировок может при проверке ФНС стать основанием для начисления штрафов. Особенное внимание надо уделять документации при требовании контрагента использовать только их шаблоны соглашений.

При комплексном подходе к обеспечению налоговой безопасности можно воспользоваться методикой комплаенса в налогах. Система предполагает ведение постоянной работы по выявлению потенциальных налоговых рисков и предотвращению ситуаций, связанных с ними. В зону возможных рисков попадают такие операции:

  1. Регистрация предприятия, обособленных подразделений, создание филиалов и представительств.
  2. Заключение договорной документации.
  3. Исчисление и уплата налоговых обязательств, калькуляция доходов и статей затрат, выведение налогооблагаемой базы в разрезе по видам налогов. В эту группу входит и соблюдение сроков осуществления платежей в бюджет, закрытие всей суммы текущих задолженностей.
  4. Составление и подача в контролирующие органы отчетной документации, расчетов, деклараций.
  5. Дача пояснений сотрудникам ФНС.

На каждом участке работы оценивается уровень риска, выстраивается шкала опасности и в соответствии с ней вырабатываются схемы действий внутри предприятия. Важно организовать систему так, чтобы лицо, ответственное за поиск рисков и путей их минимизации, не принимало окончательного решения о внедрении конкретных мероприятий. Для проведения налогового комплаенса рекомендуется распределять полномочия между несколькими сотрудниками.

Источник

Налоговая безопасность компании

Надежда Казьмина,
практикующий бухгалтер, член Палаты налоговых консультантов РФ

Проблема налоговой безопасности как никогда остро стоит перед российскими компаниями: более 98% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислением налогов, штрафов и пеней, все чаще и чаще налоговые инспекторы взыскивают в судебном порядке задолженность компании с учредителей, генеральных директоров, главных бухгалтеров и иных топ-лиц компании. Как не потерять свой бизнес, сохранить активы компании, законно снизить налоги, избежать начисления штрафов и не попасть под выездную проверку — это ежедневные задачи российского бизнеса.

В настоящее время в российской экономической литературе отсутствует общепринятое системное определение понятия «налоговая безопасность», ее составляющих, а также критерии ее оценки. Условно, в рамках определения понятия «налоговая безопасность компании», можно выделить ее следующие основные компоненты:

Читайте также:  Определите способ образования белоснежный

• оценка существующих способов оптимизации налоговых платежей и взносов компании;
• оценка существующих налоговых рисков компании;
• оценка существующей налоговой нагрузки компании;
• разработка системы налогового планирования компании, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Рассмотрим эти компоненты подробнее.

Оценка существующих способов оптимизации налоговых платежей и взносов компании — предполагает проведение ретроспективного анализа правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей и взносов.

В зависимости от степени легальности можно выделить следующие способы оптимизации налоговых платежей:

• «белые», полностью легальные схемы — по сути, это инструменты снижения налогового бремени, разрешенные действующим законодательством.
Например, применение компаниями специальных налоговых режимов, освобождающих от уплаты НДС и налога на прибыль, освобождение от уплаты НДС для предпринимателей с выручкой менее 2 млн руб. и т. д.;
• «серые схемы» — спорные способы снижения налогового бремени, использующие недоработки, бреши в законодательстве, арбитражная практика по которым неоднозначна. Например, назначение вместо директора управляющего ИП: с одной стороны, ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает передачу полномочий единоличного исполнительного органа управляющему, с другой стороны, контролирующие органы в судебном порядке нередко переквалифицируют такие договоры в трудовые, с доначислением налогов, взносов, пеней и штрафов;
• «черные схемы» — минимизация и уклонение от уплаты налогов с явным нарушением действующего законодательства. Например, использование фирм-однодневок для снижения НДС.

Нельзя не отметить, что спрос рождает предложение, и в настоящее время на рынке налогового консалтинга масса компаний предлагает как законные способы оптимизации налоговой нагрузки, так и использование «серых» и «черных» схем. Интернет пестрит такими предложениями. Однако, что касается разработки и реализации «серых» и «черных» схем через подобные компании — как правило, это устная договоренность, а следовательно, привлечь к ответственности подобного «налогового консультанта» не представляется возможным.

Оценка существующих налоговых рисков компании. Под налоговыми рисками следует понимать сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в результате принятия компанией определенного решения в сфере налогообложения.

Условно можно выделить следующие области риска компании:

• безрисковая область;
• область минимального риска;
• область повышенного риска;
• область критического риска;
• область недопустимого (катастрофического) риска, где безрисковой области соответствует минимальная возможность доначисления налогов и штрафов, а катастрофической — банкротство компании, уголовная ответственность.

По видам рисков можно выделить:

• риск неуплаты налогов — как следствие доначисление пеней и штрафов контролирующими органами;
• риск налогового контроля — риск проведения выездных налоговых проверок;
• риск усиления налоговой нагрузки — риск потери права применения специальных налоговых режимов, налоговых льгот;
• риск налоговой минимизации;
• риск уголовного преследования.

Также риски можно классифицировать на следующие:

• внешние и внутренние;
• непредсказуемые и предсказуемые;
• систематические и несистематические.

Читайте также:  Вязание укороченных рядов немецким способом спицами

Рисками, в том числе налоговыми, можно и нужно управлять (риск-менеджмент). Среди инструментов риск-менедж-мента, применяемых для снижения налоговых рисков, можно выделить:

• метод отказа — предполагает отказ от чрезмерно рисковой деятельности, например, тщательный контроль поставщиков, отказ от заключения сделок с сомнительными контрагентами;
• метод снижения — предполагает профилактику и диверсификацию рисков. Например, заключение однотипных сделок в разных вариантах, расширение присутствия компании на территориях с различными условиями налогообложения;
• метод передачи — предполагает аутсорсинг затратных рисковых функций. Например, передача функции ведения бухгалтерского и налогового учета сторонней специализированной организации и т. д.

Проводя оценку налоговых рисков, необходимо также провести оценку используемых компанией инструментов риск-менеджмента.

Оценка налоговой нагрузки компании. Ежегодно налоговики публикуют показатели безопасной налоговой нагрузки и рентабельности. Основными документами, определяющими налоговую нагрузку, являются:

• Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;
• Письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»;
• Письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589@.

Показатель налоговой нагрузки рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Расчет налоговой нагрузки произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Следует отметить, что значение данного показателя стоит первым в списке критериев отбора налоговиками компаний для выездных проверок. Чем ниже показатель налоговой нагрузки по сравнению с рекомендуемым — тем выше вероятность налоговой проверки, поэтому при оптимизации налоговых платежей стоит обращать внимание на среднеотраслевое значение показателя.

Система налогового планирования компании — налоговое планирование компании представляет собой активные целенаправленные действия компании с целью уменьшения налоговых платежей, минимизации налоговых рисков, как в краткосрочной, так и в долгосрочной и среднесрочных перспективах. На практике программа налогового планирования компании разрабатывается на период от 1 до 3 лет.

Подготовку программы налогового планирования компании можно разделить на следующие этапы.

1. Постановка целей и задач налогового планирования — на данном этапе необходимо определить особенности деятельности компании, составить перечень уплачиваемых налогов и взносов, провести анализ заключенных и планируемых к заключению договоров. В качестве целей и задач налогового планирования, как правило выступает либо оптимизация налоговых платежей компании, либо сокращение налоговых потерь по группе налогов и взносов или по конкретному налогу.

2. Выявление налоговых рисков — определение финансовых и иных потерь, связанных с проведением налогового планирования.

3. Определение инструментов налогового планирования:

• возможность применения налоговых льгот, специальных налоговых режимов, предусмотренных налоговым законодательством;
• использование различных форм договоров для оптимизации налоговых последствий — например, использование агентских договоров;
• использование налоговых льгот в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения для экспортно-импортных операций;
• оптимизация цен сделок и т. д.

4. Разработка схемы налогообложения сделок хозяйствующего субъекта — на основании данных полученных по итогам 1— 3 этапов налогового планирования разрабатывается оптимальная схема налогообложения.

5. Осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с разработанной программой.

Таким образом, обеспечение налоговой безопасности компании включает в себя как ретроспективный анализ уже свершившихся фактов финансово-хозяйственной жизни копании, что связано в первую очередь с тем, что в период проверки включают 3 календарных года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки, так и разработку программы налогового планирования на обозримое будущее.

Источник

Оцените статью
Разные способы