Способы обеспечения качества проекта

Управление качеством проекта

Согласно PMBOK, целью любого проекта является удовлетворение требований участников проекта [ 9 ] . Обеспечение данной цели достигается путем обеспечения качества проекта.

Качество — это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Примеры качества: готовность, безотказность , безопасность , надежность .

Управление качеством (в рамках управления проектом) — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований участников проекта к качеству самого проекта и его продукции. Как самостоятельная область профессиональной деятельности, управление качеством имеет собственные стандарты, к которым относятся:

  • ISO9000 (в России ГОСТ Р ИСО 9001-96) — стандарт для обеспечения качества результатов проектов;
  • ISO10006 — стандарт регламентирует качество осуществления процессов управления проектами.

Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:

  • ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования;
  • ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия.

Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000 :2000:

  • ориентация деятельности Компании на клиента;
  • управляемость и наблюдаемость всех процессов Компании;
  • вовлечение и мотивация персонала ;
  • процессное представление всех видов деятельности;
  • системный подход к управлению;
  • непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК);
  • достоверность информации для управленческих решений;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Стандарт ISO10006 имеет название » Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами». Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:

  • ориентация деятельности Компании на клиента;
  • ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;
  • представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;
  • сфокусированность на качестве продуктов и услуг как на необходимом условии соответствия целям проекта;
  • процессное представление всех видов деятельности;
  • системный подход к управлению проекта в целом.

Основными процессами управления проектами по стандарту ISO 10006:1997 являются процессы определения стратегии, процессы управления взаимосвязями в проекте, процессы управления реализацией проекта, включающие управление предметной областью, управление сроками, управление затратами, управление ресурсами , управление персоналом , управление информацией, управление рисками , управление материально-техническим снабжением.

Управление качеством проекта осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта. На рис. 8.1 представлены стадии управления качеством проекта.

Стадия «Концепция». На этой стадии определяется политика и стратегия для обеспечения качества разрабатываемого продукта, удовлетворяющего ожидаемым запросам потребителя. «Концепция» имеет следующие разделы :

  • Политика и стратегия качества;
  • Общие требования и принципы обеспечения качества;
  • Стандарты, нормы и правила;
  • Интеграция функций обеспечения качества;
  • Требования к системе управления качеством.

Стадия планирования. На стадии планирования качества определяются стандарты, которые следует использовать, чтобы содержание проекта оправдывало ожидания участников проекта. Планирование качества включает как идентификацию этих стандартов, так и поиск путей их реализации. Ниже перечислены основные задачи стадии планирования:

  • определение показателей оценки качества;
  • определение технических спецификаций;
  • описание процедур управления качеством;
  • составление списка объектов контроля;
  • выбор методов и средств оценки качества;
  • описание связей с другими процессами;
  • разработка плана управления качеством .
Читайте также:  Строфа размер способы рифмовки стихотворений

Стадия организации. Стадии организации контроля качества предполагает создание необходимых и достаточных организационных, технических, финансовых и др. условий для обеспечения выполнения требований к качеству проекта и продукции проекта и возможностей их удовлетворения.

Стадия контроля. Контроль качества заключается в определении соответствия результатов проекта стандартам качества и причин нарушения такого соответствия.

Стадии регулирования и анализа. Стадия осуществления контроля качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления фактического соответствия определенным ранее требованиям.

  • Сравнение фактических результатов проекта с требованиями.
  • Анализ прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла.
  • Формирование списка отклонений.
  • Корректирующие действия.
  • Документирование изменений.

Стадия завершения. На стадии завершения выполняются сводная оценка качества результатов проекта, завершающая приемка, составление списка претензий по качеству, разрешение конфликтов и споров, оформление документации, анализ опыта и полученных уроков по управлению качеством.

Основными процессами обеспечения качества проекта являются планирование качества, его обеспечение и контроль . Связь этих процессов, их входы и выходы представлены на рис. 8.2.

Источник

Управление качеством проекта

Процесс обеспечения качества

Обеспечения качества — процесс выполнения плановых систематических операций по качеству, которые обеспечивают выполнение всех предусмотренных процессов, необходимых для того, чтобы проект соответствовал установленным требованиям по качеству [ 9 ] . Функцию обеспечения качества может выполнять команда проекта , руководство исполняющей организации, заказчик или спонсор, другие участники проекта. Для контроля качества проекта проводятся аудиторские проверки, целью которых является выяснение, удовлетворяет ли качество проекта стандартам, установленным в плане обеспечения качества.

Процесс обеспечения качества включает методы непрерывного улучшения качества будущих проектов. Знания и опыт по обеспечению качества, накопленные в текущем проекте, должны использоваться при составлении планов обеспечения качества последующих проектов.

Входы процесса обеспечения качества

План управления качеством, содержащий описание, как будет осуществляться обеспечение качества в рамках проекта.

Результаты оценки качества.

План улучшения процесса.

Информация об исполнении работ — это информация (о состоянии результатов поставки, о необходимых корректирующих действиях, а также отчеты об исполнении), которая используется при проведении аудита, экспертной оценке качества и анализе процессов.

Одобренные запросы на изменение содержат изменения, касающиеся методов работы, требований к продукту, требований к качеству, содержанию и расписанию. Одобренные изменения проверяются на возможность их влияния на план управления качеством .

Контрольные списки качества (метрики качества). Контрольный список представляет собой страницу с инструкциями для проверяющего лица. Пункты списка должны быть достаточно значимыми, поскольку, если контрольный список будет перегружен, его не будут использовать. Пример контрольного списка приведен в таблице 8.3.

Таблица 8.3. Контрольные списки для проверки управления проектом и отчетности (фрагмент)
Этап проекта Ожидаемый результат Тип Да Нет
Анализ проекта Наличие протоколов по анализу результатов каждой фазы проекта Критический
Управление проектом Документирование корректирующих действий по уменьшению нежелательных последствий отклонений по срокам Серьезный
Управление проектом Управление изменениями происходит в соответствии с утвержденной процедурой Серьезный
Управление изменениями Документирование всех запросов на изменение в соответствии с принятой формой и их сохранение в единой базе Критический
Читайте также:  Способы проведения родительского собрания

Результаты контроля качества — результат выполнения операций по контролю качества. Данные о результатах контроля передаются исполняющей организации для использования в процессе обеспечения качества, для повторной оценки и анализа стандартов качества. Пример формы представления результатов контроля качества приведен в таблице 8.4.

Таблица 8.4. Форма представления результатов контроля качества
№ п.п Объект контроля качества Дата замечания Замечание Автор замечания
Процесс обеспечения качества: инструменты и методы

Инструменты и методы планирования качества могут использоваться для операций по обеспечению качества.

Аудит качества — независимая экспертная оценка, определяющая, насколько операции проекта соответствуют, и соответствуют ли, установленным в рамках проекта или организации правилам, процессам и процедурам. Целью аудита качества является выявление неэффективных и экономически не оправданных правил, процессов и процедур, используемых в проекте. Количество и сроки плановых проектных аудитов могут определяться основными этапами проекта или ключевыми событиями. Внеплановые аудиты проводятся по запросам Заказчика, руководителей департаментов и отделов. Аудиты качества проводятся на основе критериев, каждый из которых является следствием требований нормативной документации системы менеджмента качества (требование ISO 9000 ) и системы управления проектами (PMBOK). Схема проведения внутреннего аудита качества проекта может выглядеть следующим образом:

  • анализ исправления замечаний предыдущей проверки;
  • проведение проверки проекта в соответствии с контрольными списками ;
  • оформление отчета о контроле качества;
  • информирование команды проекта о появлении новых отчетных документов.

Анализ процесса предусматривает выполнение действий, описанных в плане улучшения процесса и направленных на выявление организационных и технических моментов, которые нуждаются в улучшении.

Процесс обеспечения качества: выходы

Запрошенные изменения имеют целью проведение специальных мероприятий по повышению эффективности правил, процедур и процессов в исполняющей организации.

Рекомендованные корректирующие действия. Корректирующее действиеэто рекомендованное к немедленному исполнению действие, выработанное в результате мероприятий по обеспечению качества (аудита или анализа процессов).

Активы организационного процесса (обновления). Обновленные стандарты качества используются в дальнейшем процессе контроля качества.

План управления проектом (обновления) подлежит обновлению согласно изменениям в плане управления качеством , выработанным в результате процесса обеспечения качества. Запрошенные изменения в план управления проектом и во вспомогательные планы (добавления, изменения, удаления) подвергаются экспертной оценке и вносятся в соответствующие планы в процессе общего управления изменениями.

Источник

Управление качеством проекта

На проектах, как правило, заняты специалисты из разных функциональных подразделений, имеющие разные базовые знания. Следствием этого понятие качества для различных участников проекта может формулироваться по -разному. Например, заказчик использует определение качества, ориентированное на продукт, маркетинговый отдел ориентируется на пользователя, отдел проектирования — на ценность продукта. Таким образом, каждое определение качества отражает точку зрения кросс-функциональных членов команды проекта.

Читайте также:  По способу принуждения различаются

Согласно PMBOK® [1], качество проекта определяется как степень соответствия характеристик проекта (продуктов, услуг) требованиям и ожиданиям заказчика, а управление качеством проекта направлено как на управление проектом , так и на поставляемые результаты проекта.

Управление качеством проекта предназначено для обеспечения планирования проекта, его управления и контроля, а также для удовлетворения ожиданий заинтересованных сторон. Это достигается путем выполнения требований и/или стандартов, обеспечивающих качество продукта или услуги. Следует отметить, что управление качеством выполняется на протяжении всего проекта.

В PMBOK®6 [1] отмечается, что управление качеством проекта обеспечивается тремя процессами: Планирование управления качеством, Управление качеством , Контроль качества.

Планирование управления качеством — процесс определения требований и/или стандартов качества для проекта и поставляемых результатов, а также документирования того, каким образом проект будет подтверждено соответствие требованиям и/или стандартам качества. Цель организации этого процесса состоит в разработке плана организации управления качеством и обеспечения его проверки на протяжении всего проекта. Результатом процесса планирования качества является план обеспечения качества, в котором определяются стандарты или требования для операций проекта.

В рамках процесса планирования разрабатывается программа обеспечения качества, в основе которой лежит СДР — структурная декомпозиция работ . Программа позволяет установить уровень качества выполнения работ , основываясь на требованиях и ожиданиях заказчика.

В рамках процесса планирования разрабатывается программа обеспечения качества проекта, в которой документируется план действий для достижения соответствия фактического качества проекта запланированному. Программа обеспечения качества проекта содержит информацию об элементах СДР, стандартах качества и метриках, которым должен соответствовать результат выполнения элементов СДР, а также действия (задачи), направленные на соответствие стандарту, матрица ответственности, график работ для обеспечения качества проекта. Пример программы представлен в таблице 6.1.

Процесс разработки программы обеспечения качества проекта состоит из следующих этапов:

  • Подготовка исходной информации.
  • Выбор элементов СДР.
  • Определение (установление) стандартов/ метрик качества.
  • Определение задач для обеспечения планируемого качества.
  • Распределение ответственности и сроков выполнения задач (матрица ответственности и расписание проекта).
Таблица 6.1. Программа обеспечения качества (фрагмент)
Элемент (задача) СДР Стандарт/ метрика качества задачи Действия по обеспечению качества Матрица ответственности Расписание май/июль неделя
Куратор проекта Менеджер по взаимодействию с клиентами Менеджер проекта Системный архитектор май 1-я неделя май 2-я неделя май3-я неделя май 4-я неделя
План обучения конечных пользователей Легкость чтения плана по Флешу (не менее 70) Выполнение тестов и переписывание S R V ** **
.
Документация по обучению конечных пользователей PMBOK® Пересмотр R S **
.
R = ответственный
A = курирующий
C = консультативный
I = информированный
V = проверяющий
S = утверждающий

В качестве метрик качества может быть использован: процент задач, завершенных в установленные сроки; выполнение запланированной стоимости; количество выявленных дефектов в расчете на день; общее время простоев в расчете на месяц; выявленные ошибки в расчете на строку кода программы; балл оценки удовлетворенности заказчика; процент требований, охваченных планом тестирования в качестве измерения тестового покрытия [1]

Источник

Оцените статью
Разные способы