Энциклопедия решений. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов (сборов), страховых взносов
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения установлены главой 11 НК РФ.
Так, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться:
— залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
— поручительством (ст. 74 НК РФ);
— банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ);
— приостановлением операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств (далее — ЭДС) организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 76 НК РФ);
— наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ).
Сведения о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые будут применены к участнику налоговых правоотношений в случае неисполнения им требования об уплате налога, содержатся непосредственно в требовании, направленном ему налоговым органом (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Основные особенности применения обеспечительных мер и их последствия в случае, если налогоплательщик в срок не исполнил обязанность по уплате причитающихся сумм налога (сбора) и соответствующих пеней:
В каких случаях применяется
Особенность оформления (расчета)
Обязательными не являются.
Допускаются в отдельных случаях, предусмотренных НК РФ, в т.ч.:
— при обеспечении исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п.п. 10, 11 ст. 101 НК РФ) (если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в нем)
Заключается договор между налоговым органом (залогодержателем) и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ, § 3 ГК РФ «Залог»)
Задолженность по налогу погашается за счет стоимости заложенного имущества
Оформляется договором между налоговым органом и поручителем в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 74 НК РФ, § 5 ГК РФ «Поручительство»).
Поручителем вправе выступать как юридическое, так физическое лицо
Поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.
При этом обязанность налогоплательщика по уплате налогов в полном объеме может быть исполнена поручителем.
При этом принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом только в судебном порядке
Может обеспечивать исполнение обязанности по уплате налога, а также сбора, пени и штрафа, в частности:
— при обеспечении исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п.п. 10, 11 ст. 101 НК РФ);
— при применении заявительного характера возмещения НДС (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ);
— в целях освобождения от уплаты акциза или авансового платежа по акцизу (пп. 4 п. 1 ст. 183, п. 2 ст. 184, п. 11 ст. 204 НК РФ)
Предоставляется банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (п. 3 ст. 74.1 НК РФ). Соответствующий перечень ведется Минфином России на основе данных, полученных от ЦБ РФ, и обновляется ежемесячно. См. письмо Минфина России от 28.04.2010 N 05-07-12/4
При поступлении соответствующего требования от налогового органа гарант (банк) обязан в течение 5 дней с момента получения этого требования в полном объеме исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налога и соответствующих пеней (п.п. 2, 7, 8 ст. 74.1 НК РФ)
Является обязательной мерой в случае уплаты налога (сбора) в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ)
Уплата производится исходя из самостоятельного расчета либо требования (расчета) налогового органа (п. 4 ст. 69, п. 5 ст. 75, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ)
Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой или после уплаты сумм налога:
— помимо причитающихся к уплате сумм налога;
— независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Приостановление операций по счетам в банке, а также переводов ЭДС
Применяется (может применяться):
— для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п. 1 ст. 76 НК РФ);
— в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ);*(1)
— при обеспечении исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п. 10 ст. 101 НК РФ)
Основанием является соответствующее решение, принимаемое руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и направляемое налоговым органом в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ).
Указанное решение подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ)
Банком прекращаются все расходные операции по данному счету (операции, влекущие уменьшение остатка ЭДС):
— в пределах суммы, указанной в решении;
— с учетом очередности исполнения платежей в соответствии со ст. 855 ГК РФ. Т.е. приостановление банковских операций не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (по списанию и перечислению денежных средств в счет уплаты налогов).
Как правило, снимается (отменяется) решением налогового органа, направляемым в банк после исполнения обязанности по уплате налога (представлению налоговой декларации) (п.п. 3, 4, 8, 9.1 ст. 76 НК РФ)
Арест имущества налогоплательщика
Применяется в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов с организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (п.п. 1, 3, 14 ст. 77 НК РФ):
— при недостаточности или отсутствии денежных средств на его счетах (или ЭДС);
— либо при отсутствии информации о счетах или реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов ЭДС
Руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа
выносится постановление о наложении ареста на имущество (п. 6 ст. 76 НК РФ).
Для снятия ареста имущества также принимается соответствующее постановление
С санкции прокурора налоговый или таможенный орган совершает действия по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества вплоть до прекращения обязанности по уплате налога (отмены решения об аресте) (п. п. 1, 9, 13 ст. 77 НК РФ, см. приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 22.03.2010 N 122).
Арест может быть заменен на залог имущества по просьбе налогоплательщика (п. 12.1 ст. 77 НК РФ)
*(1) С 1 января 2015 года основанием для приостановления операций по счетам в банке (перевода ЭДС) могут являться случаи неисполнения налогоплательщиком-организацией обязанности (также устанавливаемой с 1 января 2015 года пп. 5.1 ст. 23 НК РФ) по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган — в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.
Источник
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Правовое регулирование обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов регулируется в первую очередь гл. 11 Налогового кодекса РФ. Здесь содержатся следующие способы: залог имущества, поручительств, пеня, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика и банковская гарантия (ст. 72 НК РФ). Пункт 2 ст. 72 Налогового кодекса РФ ориентирует на то, что в гл. 11 Налогового кодекса РФ должен содержаться исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В то же время ст. 101 Налогового кодекса РФ фактически дополняет указанный перечень еще одним способом — запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (п. 10 ст. 101 НК РФ).
В литературе имеются различные подходы к определению способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов определяется как установленная законом мера по созданию условий для гарантированного взимания налогов и сборов, предотвращению и восполнению ущерба от его неуплаты, неполной или несвоевременной уплаты, а также побуждению налогоплательщика к точному и полному выполнению обязанности по уплате налогов и сборов [2].
Отдельные авторы, используя инструментальный подход к механизму правового регулирования, определяют понятия «способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов» через общеправовую категорию «правовые средства» и рассматривают их как предусмотренные налоговым законодательством правовые средства, направленные на побуждение налогоплательщика (плательщика сборов) совершить действия по уплате в установленном законом размере, порядке и сроке, суммы денежных средств, а также на защиту интересов государства и общества в случае несовершения таких действий [3].
В литературе осуществляется классификация способов по различным основаниям. «Сущностные особенности способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов наиболее полно раскрываются при их классификации на основании двух признаков: признака инициатора применения способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и признака возможности выбора налогоплательщиком способа обеспечения рассматриваемой обязанности. На основании предлагаемого комбинированного критерия способы подразделяются на диспозитивные и императивные. К диспозитивным способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов налогов и сборов относятся залог и поручительство. Основанием для характеристики этих способов в качестве диспозитивных является то, что они применяются по инициативе и по усмотрению налогоплательщика. Диспозитивность, как свобода выбора, в данном случае является не абсолютной, а проявляется в рамках и на условиях, определенных налоговым законодательством. Пеня, приостановление операций по счетам в банке, арест имущества относятся к императивным способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Инициаторами и основными исполнителями императивных способов являются налоговые органы, применяющие их исключительно по своему усмотрению. Свободой выбора в отношении вступления в правоотношения, связанные с пеней, приостановлением операций по счетам и арестом имущества, налогоплательщик не располагает» [2].
Среди предложенных в работе классификаций способов налогового обеспечения наиболее существенным является их разграничение по объекту воздействия на способы обеспечения уплаты налогов и сборов и их взыскания. К первой группе относятся залог имущества, поручительство и пеня, ко второй — арест имущества и приостановление операций по счетам в банке. При этом отмечается некоторая условность в обозначении первой группы как содействующей только добровольному исполнению налоговой обязанности (уплате налога), поскольку все способы обеспечения так или иначе направлены, в конечном счете, на взыскание налоговых платежей. В основу указанной классификации положен тезис о специальной направленности ареста имущества и приостановления операций по счетам в банке на взыскание налоговых платежей [1].
Имеется дискуссия относительно отраслевой принадлежности норм, регулирующих обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Одни авторы указывают, что «обеспечение налоговых платежей является институтом налогового законодательства. Данный институт представляет собой совокупность норм налогового законодательства, регулирующей отношения по установлению и реализации дополнительных гарантий исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Такие гарантии направлены на защиту финансовых интересов общественно-территориальных образований путем предупреждения возможных нарушений и восстановления их имущественных потерь, вызванных неуплатой или неполной уплатой налогов и сборов обязанными лицами» [1]. В то же время есть точка зрения, что «обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является комплексным институтом законодательства, включающим в себя нормы налогового, гражданского и административного законодательства. Исследуемый институт отвечает основным признакам выработанного наукой общей теории права учения о комплексных институтах законодательства» [2].
1. Имыкшенова Е.А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Томск, 2003.
2. Латыпова Е.У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: финансово-правовой аспект: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2004.
3. Нажесткин А.С. Правовое регулирование способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2011.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.
Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).
Источник