Способы обеспечения экономического роста

Тема 57. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ

1. Понятие экономического роста. Под экономическим ростом понимается стабильное увеличение производительной силы экономики в течение длительного периода времени.

Экономический рост измеряется двумя взаимосвязанными способами:

1. Увеличением реального валового национального продукта (ВНП) за определенный период (год).

2. Увеличением реального ВНП на душу населения за определенный период (год).

Для определения темпов изменения экономического роста применяются показатели:

Высокие темпы экономического роста не всегда оправданы, если они достигаются в ущерб качеству продукции. В этих случаях экономический рост осуществляется на не здоровой основе и рано или поздно подрывает экономический потенциал страны.

2. Цели, эффективность и качество экономического роста. Обеспечивая экономический рост, государство может достигнуть следующих целей:

1) улучшить условия жизни населения;

2) реализовать на практике достижения НТП;

3) увеличить производственные возможности экономики;

4) сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему.

Эффективность экономического роста выражается в улучшении качества национальных товаров и услуг и повышении их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, освоении новых производств, углублении специализации и кооперации производства, освоении новых технологий, а также преодолении «Х-неэффективности» (т. е. излишних издержек) за счет улучшения менеджмента.

Экономический рост имеет не только количественное выражение, но и качественное содержание, которое выражается в социальной защищенности нетрудоспособных членов общества и безработных; безопасных условиях труда и жизни людей; росте инвестиций в человеческий капитал; поддержке полной и эффективной занятости.

3. Факторы экономического роста. Факторы экономического роста – условия, обеспечивающие увеличение ВНП. Все факторы можно разбить на две группы:

прямые – факторы, обеспечивающие физический рост экономики, создающие ее экономический потенциал;

косвенные – факторы, влияющие на прямые путем их замедления или ускорения (рис. 57.1).

4. Способы обеспечения экономического роста. Экономический рост в стране можно обеспечить путем экстенсивного или интенсивного развития.

Сущность экстенсивного пути сводится к развитию экономики вширь за счет роста вовлечения в производство большего количества работников, сырья, средств труда, земли и т. д. С помощью экстенсивного роста общество решает важные проблемы:

– обеспечивает занятость и сокращает безработицу;

– развивает новые отрасли, реструктурирует экономику в соответствии с потребностями рынка;

Рис. 57.1. Основные факторы экономического роста и их взаимодействие

– вовлекает новые территории и ресурсы в хозяйственный оборот;

– устраняет территориальные диспропорции, позволяя подтягивать депрессивные и неразвитые регионы до среднего уровня по стране.

Сущность интенсивного пути выражается в развитии экономики вглубь за счет качественного совершенствования рабочей силы, применения прогрессивных технологий, более высокой производительности труда. Интенсивное развитие экономики позволяет:

– экономно расходовать имеющиеся ресурсы;

– повышать конкурентоспособность национальных товаров за счет улучшения качества, снижения издержек производства;

– внедрять достижения НТП в производство.

Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста всегда сосуществуют вместе, поэтому экономика страны может развиваться лишь преимущественно по какому-либо пути.

Источник

Способы обеспечения экономического роста

Без дополнительных мер темпы экономического роста в России на горизонте до 2030 г. составили бы в среднем 2% в год, поэтому для достижения целевого показателя выше 3% реализуются системные решения. Об этом заявил во вторник, 9 февраля, министр экономического развития России Максим Решетников, выступая на «Правительственном часе» в Государственной Думе.

«Основа нашего экономического развития – устойчивый рост доходов населения. Его вклад в ускорение роста экономики больше половины. Для этого реальные доходы должны расти темпами не ниже 2,5% в год», — сказал министр.

Сейчас, по его словам, крайне важно как можно скорее восстановить докризисную занятость, обеспечить снижение непроизводительных издержек и рост производительности труда в экономике. «И на этой основе – рост заработных плат», — подчеркнул глава ведомства.

Программы поддержки предпринимательства и дополнительные меры по поддержке занятости, которые сейчас принимаются, должны содействовать восстановлению и трудовых доходов и предпринимательских доходов, продолжил Максим Решетников.

Вторым фактором ускорения роста он назвал запуск нового инвестиционного цикла. «Его вклад в ускорение роста ВВП на горизонте до 2030 года составит около трети», — отметил министр. Здесь набирает темп механизм СЗПК с гарантией неизменности условий инвестирования и возможностью финансировать инфраструктуру в счет будущих налогов. Уже заключено 26 соглашений на 1 трлн рублей и 21 тыс. рабочих мест.

Читайте также:  Способ выделки шкур бобра

Кроме того, большой системный задел в прошлом году был сделан по новым финансовым инструментам – инфраструктурным, «вечным», зеленым облигациям, напомнил глава МЭР.

По его словам, важное место в запуске нового инвестиционного цикла отведено реформируемым институтам развития. Они должны активнее привлекать частные инвестиции в те проекты, которые традиционно финансировались из бюджета.

«Мы с вами понимаем, весь рост экономики идет в регионах. Поэтому в этом году стоит задача перезапустить региональный инвестиционный стандарт, усилить работу территорий опережающего развития, и в особенности поддержки развития особых экономических зон», — подчеркнул министр.

В прошлом году был принят важный закон о комплексном развитии территорий. Это перспективный инструмент для ускорения развития и городских центров и агломераций. Он уже дает регионам необходимые механизмы и сокращает время необходимое для развития инфраструктуры, обновления жилищного фонда городов, преображения депрессивных зон и общественных пространств.

Третий фактор увеличения темпов роста, на который приходится 10-15%, — увеличение экспортного потенциала, резюмировал Максим Решетников.

Источник

Способы обеспечения экономического роста

Экономический рост в стране можно обеспечить путем экстенсивного или интенсивного развития.

Сущность экстенсивного пути сводится к развитию экономики вширь за счет роста вовлечения в производство большего количества работников, сырья, средств труда, земли и т. д. С помощью экстенсивного роста общество решает важные проблемы:

  • обеспечивает занятость и сокращает безработицу;
  • развивает новые отрасли, реструктурирует экономику в соответствии с потребностями рынка;
  • вовлекает новые территории и ресурсы в хозяйственный оборот;
  • устраняет территориальные диспропорции, позволяя подтягивать депрессивные и неразвитые регионы до среднего уровня по стране.

Сущность интенсивного пути выражается в развитии экономики вглубь за счет качественного совершенствования рабочей силы, применения прогрессивных технологий, более высокой производительности труда. Интенсивное развитие экономики позволяет:

  • экономно расходовать имеющиеся ресурсы;
  • повышать конкурентоспособность национальных товаров за счет улучшения качества, снижения издержек производства;
  • внедрять достижения НТП в производство.

Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста всегда сосуществуют вместе, поэтому экономика страны может развиваться лишь преимущественно по какому-либо пути.

39. Социальная политика: понятие, функции, направления

Социальная политика государства — комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.

Цели социальной политики: повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

Уровни социальной политики: микроуровень — социальная политика фирм, корпораций, организаций; макроуровень — социальная политика страны и ее регионов; интеруровень — межгосударственная социальная политика.

Функции социальной политики: содействие развитию отношений справедливости в обществе; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов.

В структуре социальной политики выделяют: политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты.

Политика регулирования доходов населения. В западной экономической теории выделяют четыре точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное. Выбор подходов и принципов справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.

Виды доходов за определенный период времени: номинальный — сумма денежных поступлений; реальный — количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход; располагаемый — сумма номинального дохода после взимания с него налогов.

Слагаемые доходов: трудовые — в основном заработная плата и премии; предпринимательские — часть прибыли от кредита после уплаты процентов; от собственности — процент, дивиденд, рента и др.; социализированные — независимо от трудового вклада: выплаты из общественных фондов потребления, по социальному страхованию, трансфертные платежи; от теневой экономики — неучтенных и противоправных видов деятельности.

Распределение доходов населения отличается неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Парето — Лоренца — Джини. В концепции Парето дифференциация доходов рассматривается как неизменная и независимая от социальных и политических факторов величина. Согласно закону Парето, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно.

Читайте также:  Способы экономии своих денег

Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца, характеризующая неравномерность распределения и показывающая долю в национальном доходе, которую занимает каждая группа населения. Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстает от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот.

Степень экономического неравенства может быть измерена коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов используется децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых членов общества и средними доходами 10% наиболее обеспеченных.

Причины неравенства в распределении доходов определяются: условиями для получения доходов, способностями, образованием и обучением, размерами собственности, степенью господства на рынке (за счет монополии), случайными обстоятельствами.

Уровень жизни — степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

Показатели уровня жизни:

количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 10 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура; величина реальных доходов; развитие социальной сферы.

обобщающие: общий объем потребляемых благ; распределение населения по показателям и уровню доходов (характеризуют отдельные стороны жизни: калорийность, биологическую ценность рациона питания).

Важной особенностью политики распределения доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального партнерства. Социальное партнерство — взаимоотношения между профсоюзами, предпринимателями и правительством.

Коллективный договор — нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками. Предметом договора выступают: режим работы, оплата труда, продолжительность отпуска, условия работы, обеспечение безопасности труда, страхование, льготы.

Соглашение: нормативный акт, устанавливающий условия труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.

Основные принципы заключения коллективного договора (соглашения): социальное партнерство, равноправие сторон, обязательность ведения коллективных переговоров, если одна из сторон выступает с таким предложением, учет реальных возможностей реализации обязательств.

Источник

Способы обеспечения экономического роста

Обеспечение темпов роста экономики на уровне не ниже среднемировых и вхождение в пятерку крупнейших стран

Национальные цели в сфере экономики: вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение устойчивого роста экономики темпами выше среднемировых, создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора — базовые национальные цели развития. Их достижение позволит создать надежный фундамент для роста реальных доходов населения, снижения бедности и достижения других национальных целей. Без устойчивой и конкурентоспособной экономики невозможно обеспечить достойный уровень благосостояния и качества жизни граждан.

Для ускорения темпов экономического роста необходимо добиться:

— повышения качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП;

— роста уровня занятости в экономике и повышения производительности труда;

— повышения конкурентоспособности российских товаров и предприятий и роста вовлеченности в глобальную торговлю.

I. Ключевая задача повышения качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП. В части бюджетной и налоговой политики стимулирование инвестиций должно включать меры по трем ключевым направлениям:

Системные меры, в том числе:

— Формирование стабильных фискальных условий. За последнее время уже немало сделано в части формирования стабильных и предсказуемых фискальных и финансовых условий: введены «бюджетные правила», заложены основы долгосрочного бюджетного планирования, зафиксированы ключевые параметры налоговой системы.

Кроме того, предполагается законодательно закрепить отлагательные нормы вступления в силу изменений элементов налогообложения, ухудшающие положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия — изменения опубликованные после 1 сентября не должны вступать в силу ранее, чем через год. Преемственность бюджетной и налоговой политики и последовательность реализации принятых решений должны повысить доверие к созданным институтам и способствовать улучшению инвестиционного климата.

— Стабильность и предсказуемость неналоговых (квази-налоговых) платежей. В рамках работы по систематизации действующих неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации в первую очередь будут поэтапно включены (трансформированы в налоги и сборы) следующие платежи, имеющие квазиналоговый характер: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор.

— Формирование справедливых конкурентных условий. В целях устранения несправедливых конкурентных преимуществ теневого сектора и роста доходов бюджетов бюджетной системы будет продолжена реализация комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы — в том числе за счет цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации в единое информационное пространство. Особое внимание будет уделено повышению собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы), и созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов. Развитие новой формы налогового контроля — налогового мониторинга, позволит крупным компаниям организовать расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом и обеспечение доступа к данным в режиме реального времени. Налоговый мониторинг позволяет оперативно согласовывать подходы по налогообложению, осуществлять консультирование по совершенным и планируемым сделкам посредством представления мотивированного мнения налогового органа, сократить трудозатраты организаций на сопровождение налоговых проверок, представление уточненных налоговых деклараций, пояснений и истребуемых документов. Такой доступ позволяет применить риск-ориентированный подход на транзакционном уровне и проверять только те операции, которые содержат элементы риска.

Читайте также:  Дюфалак для беременных способ применения

Предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации, аналогично налоговой ставке в размере 13 процентов, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации.

Стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

— наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

— предоставление права на налоговый вычет по акцизам для организаций, осуществляющих деятельность по производству нефтегазохимической продукции на газоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностях, введенных в эксплуатацию или реконструированных после 1 января 2022 года, сырьем для которой является этан, в целях обеспечения развития новых проектов в нефтегазохимической отрасли и создания стимулирующих условий для вовлечения в глубокую переработку такого вида углеводородного сырья как этан.

— разработка законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности», предусматривающего предоставление инвесторам «базовой» налоговой стабилизации по основным видам налогов и возможность компенсации затрат на создание необходимой для проекта инфраструктуры общего пользования за счет вновь уплачиваемых налогов.

II. Росту занятости и повышению производительности труда будут способствовать:

— повышение продолжительности здоровой жизни и повышение экономической активности населения (в том числе в результате реализации национальных проектов «Демография», «Здравоохранение» и др.);

— снижение уровня структурной безработицы за счет модернизации работы служб занятости и мобильности населения (национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»);

— снижение административных барьеров, внедрение современных управленческих технологий — методов «бережливого» производства — управление запасами, логистика, другие способы улучшения производственных процессов (национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»); а также более широкое использование цифровых технологий и стимулирование инновационной деятельности и внедрение инновационных решений в производственные и управленческие процессы (национальная программа «Цифровая экономика»).

— увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»).

В части налоговых мер предполагается:

— Присоединение ряда субъектов Российской Федерации к участию в эксперименте по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД), а также предоставление права применять НПД физическими лицами, являющимися гражданами стран СНГ, не являющимися членами ЕАЭС.

— снижение административной нагрузки за счет отмены представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в связи с обязательным применением ими ККТ, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы.

— введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСН в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСН.

— предоставление права рыбохозяйственным организациям, являющимися налогоплательщиками ЕСХН, учитывать в расходах при исчислении налога расходы, связанные с участием в аукционах на приобретение доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.

— предоставление права налогоплательщикам патентной системы налогообложения уменьшать сумму исчисленного налога на уплаченные страховые взносы (аналогично другим специальным налоговым режимам).

Источник

Оцените статью
Разные способы