Способы обеспечения единства измерений вне сферы законодательной метрологии

Каталог

Предлагаем ознакомится с ответами госстандарта на часто задаваемые вопросы.

ВОПРОС : Какие средства измерений относятся к сфере законодательной метрологии? а какие — вне сферы?

ОТВЕТ от 28.12.2012:

Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при:

  • осуществлении торговли и расчетов между покупателем и продавцом;
  • определении налоговой базы;
  • осуществлении таможенных и банковских операций;
  • обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека;
  • проведении государственного технического осмотра транспортных средств, диагностике технического состояния транспортных средств;
  • обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности и радиационной безопасности;
  • осуществлении геодезической и картографической деятельности;
  • осуществлении гидрометеорологической деятельности;
  • оказании услуг почтовой связи и электросвязи;
  • проведении испытаний и осуществлении контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь;
  • проведении экспертиз;
  • обеспечении обороны и безопасности государства;
  • обеспечении охраны окружающей среды;
  • обеспечении охраны труда;
  • осуществлении государственного метрологического надзора;
  • осуществлении метрологического контроля;
  • осуществлении контроля за соблюдением требований, предъявляемых к фасованным товарам;
  • проведении лабораторно-диагностических исследований ветеринарной службой;
  • производстве и применении игровых автоматов и устройств с денежным выигрышем;
  • регистрации международных и национальных спортивных рекордов.

Законодательными актами Республики Беларусь сфера законодательной метрологии может распространяться на измерения, выполняемые в иных сферах деятельности.

Если рассматриваемое средство измерений попадает в одну из вышеуказанных областей, следует провести анализ:

– требований нормативно правовых актов и технических нормативно-правовых актов, касающихся конкретной области применения средства измерений и иных распорядительных документов, регулирующих применение СИ.

Комментарий : При отнесении средства измерений к СЗМ, следует проверить наличие прямых указаний НПА и ТНПА и др. на поверку этих средств измерений в органах Государственной метрологической службы (ГМС). Такое требование подразумевает применение СИ в СЗМ и его вывод из СЗМ возможен только после изменения соответствующих требований НПА и ТНПА. Например, Постановление Минсельхозпрода требует проведения поверки в ГМС термометров на овощехранилищах. В данном случае контроль температуры является технологической операцией, не попадающей ни в одну из областей СЗМ, и поверку могли бы делать иные юридические лица.

– наличия дублирующих средств измерений и устройств, выполняющих ту же функцию и подпадающих под метрологический или иной вид контроля;

Комментарий : Как правило, на опасных технологических объектах (см. области 4, 6, 14) предусмотрены дублирующие схемотехнические решения, обеспечивающие безопасность с вероятностью 99,9%. Например, в водонагревательных котлах наряду с манометрами установлены предохранительные клапаны давления. В таком случае п. 4, 6, 14 обеспечиваются именно клапанами, которые проходят отдельную проверку, а манометры выполняют второстепенную роль — контроля изменения температуры и могут быть выведены из СЗМ. Показывающие манометры также могут быть выведены из СЗМ.

– возможность выполнения метрологического контроля средства измерений.

Комментарий : Средство измерений, например, датчик вибрации, термопара, датчик давления и т.п., предназначенные для контроля критических нагрузок (см. области 4, 6, 14) установлены в таком месте технологического оборудования, которое не позволяет провести его метрологический контроль. В данном случае необходимо определиться, есть ли на оборудовании а) средства измерений, дублирующие указанные функции и обеспечивающие безопасность технологического оборудования в целом. Например, на узле подшипника парогенератора установлен бесконтактный термометр или накладной термопреобразователь, позволяющий проводить корреляцию значений температуры, регистрируемой недоступной для снятия термопары и генерировать управляющий сигнал. В некоторых случаях б) возможно проведение внешнего периодического контроля условий эксплуатации технологического оборудования. В указанных случаях средства измерений, установленные в труднодоступных местах, могут быть исключены из перечня, подлежащего контролю в сфере законодательной метрологии.

ВОПРОС : Просим дать разъяснения по вопросу правомерности применения термина «поверка» к средствам измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, эксплуатируемых на предприятии, в том случае, если данные работы проводятся силами работников предприятия (поверителями) без аккредитации поверочной (калибровочной) лаборатории; или же в соответствии с п.4.1 ТКП 8.003-2011 термин «поверка» применим только к СИ, поверяемым в аккредитованных поверочных лабораториях. Некоторые предприятия вышеуказанную процедуру обозначают а своих СТП как,например, «поверка», выполняя фактически все технические операции по методикам поверки. Правильно ли это?

ОТВЕТ от 05.08.2013:

В соответствии с определением, данным в Законе Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (в редакции Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 № 163-З, от 09.11.2009 № 53-З, от 04.01.2010 № 109-З), поверка представляет собой совокупность работ, в ходе которых подтверждаются метрологические характеристики средств измерений и определяется соответствие средств измерений требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений.

Читайте также:  Круговой способ движения это когда

Поверка средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, проводится для средств измерений, в отношении которых осуществлено утверждение типа средств измерений (они внесены в Госреестр средств измерений, имеется методика поверки). Поверка указанных средств измерений осуществляется юридическими лицами, аккредитованными для ее осуществления, либо юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство средств измерений, их ремонт, реализацию, применение, передачу в аренду (прокат), а также на основе договора иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (статья 25 Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»). Поверка должна осуществляться непосредственно поверителями при условиях, определенных методиками поверки средств измерений, с применением эталонов, поверенных юридическими лицами государственной метрологической службы.

В ТКП 8.003-2011 (пункт 4.1) указано, что Госстандарт, в случае необходимости, может предоставлять аккредитованным поверочным лабораториям других юридических лиц право поверки средств измерений, указанных в Перечне областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу.

Законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон) определено, что средства измерений, применяемые вне, сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке или калибровке либо в отношении этих средств измерений могут применяться иные способы обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, применяющими эти средства измерений (статья 13 Закона), при этом иной способ обеспечения единства измерений может быть назван, в том числе, «проверкой».

Источник

Способы обеспечения единства измерений вне сферы законодательной метрологии

Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции

Задачи системы обеспечения единства измерений:

  • разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений;
  • установление системы единиц величин, допускаемых к применению на территории Российской Федерации;
  • организация и проведение фундаментальных научных исследований;
  • создание и обеспечение функционирования системы передачи единиц величин и шкал измерений;
  • установление требований к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений, соблюдение которых гарантирует получение результатов измерений с заданными показателями точности и др.

Система обеспечения единства измерений аналогична другим элементами инфраструктуры экономики, таким как, например, транспорт, электроэнергетика, связь, которые необходимы для производства промышленной продукции, товарообмена, а также при реализации государственных функций, таких как налогообложение, оборона и безопасность.

Научной основой обеспечения единства измерений является метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности.

Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации определены ФЗ «Об обеспечении единства измерений»: установлены сфера и формы государственного регулирования, а также требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений.

Вопросы обеспечения единства измерений регулируются рядом международных документов, подписанными и признаваемыми Российской Федерацией. К ним относятся Международная метрическая конвенция 1875 года, документы МОЗМ, а также разделы Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., регламентирующие вопросы проведения согласованной политики в области обеспечения единства измерений в государствах – членах Евразийского экономического союза (приложение № 10 к Договору), и принятые во исполнение указанного приложения акты Евразийской экономической комиссии.

  • уполномоченный Правительством Российской Федерации ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
  • уполномоченный Правительством Российской Федерации ФОИВ, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и федеральному государственному метрологическому надзору в области обеспечения единства измерений – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);
  • уполномоченный Правительством Российской Федерации ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, безопасности процессов производства – Министерство экономического развития Российской Федерации;
  • уполномоченный Правительством Российской Федерации ФОИВ, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а также осуществляющий функции национального органа Российской Федерации по аккредитации – Федеральная служба по аккредитации;
  • территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, осуществляющие федеральный государственный метрологический надзор;
  • подведомственные Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии ГНМИ и ГРЦМ;
  • Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, руководство которыми осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • метрологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации, метрологические службы ФОИВ, осуществляющих деятельность в области обороны и безопасности государства, метрологические воинские части и подразделения;
  • метрологические службы объединений юридических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные на выполнение работ и оказание услуг в области обеспечения единства измерений.
Читайте также:  Способы решения неопределенной системы

Нормативно-методическую основу системы обеспечения единства измерений составляют международные, межгосударственные, региональные и национальные документы по стандартизации, методические документы ГНМИ, аттестованные методики измерений, установленные при утверждении типа средств измерений методики поверки.

Нормативно-методическая подсистема решает следующие задачи по обеспечению единства измерений:

  • установление общих метрологических норм и правил, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений и обеспечения сопоставимости и совместимости результатов измерений, испытаний и контроля;
  • установление требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам измерений, испытаний, контроля, методикам поверки и калибровки средств измерений, аттестации испытательного оборудования и других требований, соблюдение которых гарантирует получение результатов измерений, испытаний и контроля с требуемыми показателями точности;
  • предоставление стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;
  • установление целей методов и организации проведения метрологической экспертизы документов;
  • определение задач и порядка осуществления информационной поддержки работ по обеспечению единства измерений и другие.

Информационную основу системы обеспечения единства измерений составляет Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений: нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений.

Техническую основу системы обеспечения единства измерений составляют эталонная база Российской Федерации и эксплуатируемый парк средств измерений и стандартных образцов.

Эталонная база Российской Федерации включает в себя совокупность ГПЭ, которые воспроизводят единицы величин с наивысшей точностью, достижимой при существующих научно- технических возможностях в данной области измерений и других государственных эталонов. Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» в настоящее время к составу эталонной базы Российской Федерации не отнесены эталоны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом, более 90 тысяч утвержденных и зарегистрированных эталонов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно дополняют эталонную базу страны и способствуют решению задач по передаче единиц величин огромному парку применяемых средств измерений, обеспечивая прослеживаемость каждого результата измерений к соответствующему ГПЭ единицы величины.

Состав и научно-технический уровень эталонной базы Российской Федерации охватывает все области измерений и обеспечивает решение большинства практических задач промышленности, обороны и безопасности государства и экономики в целом.

Общее количество стандартных образцов, используемых в Российской Федерации, составляет более 10 млн. экземпляров, из них более 3 млн. – стандартные образцы утвержденного типа, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Основные потребители стандартных образцов — испытательные, калибровочные, поверочные, диагностические лаборатории организаций и предприятий различных отраслей (экологический мониторинг, контроль чрезвычайных ситуаций, здравоохранение, оборонно-промышленный комплекс).

В настоящее время общее количество средств измерений в Российской Федерации составляет около 1,5 млрд, единиц, из них около 150 млн. единиц применяется в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В результате развития наукоемких отраслей промышленности, реформы жилищно-коммунального хозяйства и прироста производства в связанных с ними областях экономики востребованность в средствах измерений по отдельным видам измерений в 2008-2015 годах увеличивалась на 10 – 15 млн. единиц в год.

Количество ежегодно утверждаемых в стране новых типов средств измерений составляет около 3500.

Значительно увеличивается количество СИ в торговле и учетно-расчетных операциях. Резко расширяется номенклатура с одновременным увеличением количества СИ в цифровой связи. Происходят изменения в структуре парка СИ используемых в интересах агропромышленного комплекса.

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Читайте также:  Какие есть способы обработки сырья

Государством выделены сферы национальной экономики, в которых государство принимает на себя ответственность за обеспечение единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование. К деятельности в этих сферах, перечень которых определен статьей 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», устанавливаются обязательные метрологические требования.

Установлено, что ФОИВ, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в указанных сферах деятельности, определяют виды измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования.

К настоящему времени установлены обязательные метрологические требования к более чем 400 измерениям. Предприятия и организации, осуществляющие измерения в указанных сферах деятельности, должны соблюдать обязательные метрологические требования к таким измерениям.

Система обеспечения единства измерений обеспечивает надежное и эффективное функционирование, в том числе в таких областях деятельности, как здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасных условий и охраны труда, выполнение государственных учетных операций, учет количества энергетических ресурсов, обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Приоритеты

В области социально-экономического развития Российской Федерации основными приоритетами являются повышение конкурентоспособности национальной экономики, улучшение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В сфере здравоохранения: повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, достижений в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий.

В сфере энергетической безопасности:

  • преодоление дефицита энергетических мощностей (в генерации и передаче электроэнергии), внедрение ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, использование экологически чистых, возобновляемых источников энергии;
  • широкомасштабное повышение энергоэффективности, распространение высокоинтегрированных интеллектуальных системообразующих и распределительных электрических сетей нового поколения, способствующих превращению энергосети из «пассивного» устройства передачи электроэнергии в «активный» элемент управления режимами работы.
  • создание системы нормирования допустимого воздействия вредных факторов на окружающую среду и их снижение до уровней, соответствующих наилучшим доступным технологиям, введение юридически обязывающих ограничений на выбросы углекислого газа;
  • создание технологий дистанционной оценки состояния экосистем; повышение экологических требований к зданиям и сооружениям, к продуктам питания, к потребительским товарам, к экологичности транспортных средств, к отходам.

Основные направления развития и приоритеты системы обеспечения единства измерений:

  • создание механизма прогнозирования потребностей экономики и общества в измерениях;
  • обновление законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений для его соответствия потребностям общества и государства;
  • развитие эталонной базы Российской Федерации;
  • развитие метрологического обеспечения в области обороны и безопасности государства;
  • развитие Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в соответствии с современными потребностями экономики;
  • повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;
  • повышение уровня информатизации и автоматизации функционирования системы обеспечения единства измерений, включая выполняемые работы и услуги;
  • решение задач по импортозамещению в части производства средств измерений, стандартных образцов, эталонов;
  • решение кадровых проблем системы обеспечения единства измерений.

В сферах национальной экономики, не относящихся к области государственного регулирования обеспечения единства измерений, государство создает необходимые условия для самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов по обеспечению единства измерений.

Современная наука и производство, такие высокотехнологичные виды деятельности, как транспорт, энергетика, медицина, сфера обеспечения обороноспособности и безопасности государства, насыщены СИ, показатели точности которых характеризуют уровень развития науки и производства. На современной постиндустриальной инновационной стадии развития общества результаты измерений, выполняемых с наилучшей возможной точностью, используются на всех стадиях жизненного цикла любой высокотехнологичной продукции, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Точность и разнообразие измерений определяют и характеризуют уровень развития науки, промышленности, здравоохранения, энергетики, транспорта, обороноспособности, что обусловливает необходимость опережающего развития системы обеспечения единства измерений. Опыт передовых стран показывает, что опережающее развитие системы обеспечения единства измерений как одной из наиболее высокотехнологичных сфер экономики оказывает стимулирующее воздействие на развитие других ее элементов.

Высокий уровень развития экономики может быть достигнут только путем внедрения в важнейшие сферы деятельности государства передовых технологий, основанных на современных достижениях науки, техники, информатизации, неотъемлемой частью которых являются точные измерения. В настоящее время нет ни одной высокотехнологичной и наукоемкой сферы деятельности, в которой не использовались бы результаты высокоточных измерений.

Источник

Оцените статью
Разные способы