Способы обеспечения безопасности туристов

14. Обеспечение безопасности в сфере туризма

Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов, сохранность их имущества, а также при совершении путешествий ненанесение ущерба местному населению, материальным и духовным ценностям общества, окружающей среде, безопасности государства.

Обеспечение комплексной безопасности туристов и объектов туристской деятельности включает действия всех участников туристской отрасли: турагентов и туроператоров, туристских фирм, предприятий общественного питания, коллективных средств размещения, транспортных компаний, государственных служб, ответственных за жизнь и здоровье граждан, и самих туристов.

Основные меры по обеспечению безопасности туристской деятельности направлены на:

предоставление государственными службами информации о рисках, связанных с туристской деятельностью, туристам и поставщикам туристских услуг, а также предоставление поставщиками туристских услуг информации туристам об основных рисках и мерах по их предотвращению;

развитие систем экстренной связи и оповещения туристов, информационных систем безопасности на туристских объектах;

проведение мониторинга состояния безопасности в туризме, включая вопросы профилактики несчастных случаев;

разработку общих требований безопасности к туристским маршрутам, в особенности к маршрутам, реализуемым в рамках детского туризма;

обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов при пользовании объектами транспортной и туристской инфраструктуры; модернизацию транспортной и туристской инфраструктуры, транспортных средств и оборудования с учетом требований безопасности; усиленный контроль за соблюдением правил эксплуатации и техническим состоянием объектов транспортной и туристской инфраструктуры, транспортных средств и оборудования, используемого в туристской деятельности;

обеспечение безопасности жизни и здоровья автотуристов и других групп туристов, использующих автомобильный транспорт, за счет улучшения качества автомобильных дорог и придорожной инфраструктуры;

увеличение при необходимости численности сотрудников правоохранительных органов и соответствующих объектов инфраструктуры на туристских территориях;

осуществление специальных мер по обеспечению безопасности при развитии туризма в горной и труднопроходимой местности, спелеологических, водных, промышленных и других объектах, в том числе развитие системы страхования жизни и здоровья туристов на маршрутах повышенной опасности, развитие системы подготовки, введение обязательной аттестации инструкторов и проводников, развитие системы обязательного оповещения Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий туристов, контроль за оказанием услуг только на зарегистрированном транспорте при сопровождении инструктором, прошедшим аттестацию;

развитие взаимодействия между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, туристско-информационными центрами, поставщиками туристских услуг по вопросам обеспечения безопасности туристов.

В рамках задачи обеспечения экологической безопасности и сохранения окружающей среды как базиса туризма необходимо осуществить следующие мероприятия:

формирование системы мониторинга и учета экологической нагрузки и экологической емкости при планировании и развитии туризма на туристских территориях;

разработка и внедрение системы оценки экологической нагрузки, экологической емкости и предельной нагрузки на туристских территориях;

проведение оценки экологической емкости и предельной экологической нагрузки как одного из параметров при предоставлении государственной поддержки реализации отдельных проектов в сфере туризма, а также реализации планов развития туристских территорий, проектов и программ субъектов Российской Федерации по развитию туризма;

проработка мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду функционирования транспорта на туристских территориях;

приоритетное включение проектов по развитию коммунальной инфраструктуры туристских территорий в мероприятия национального проекта «Экология», в особенности для территорий развития пляжного отдыха;

разработка индивидуальных мер по снижению нагрузки на окружающую среду, формируемой за счет туристской деятельности, для отдельных туристских территорий с наиболее критической экологической ситуацией;

обеспечение финансирования мероприятий по предотвращению деградации окружающей среды на туристских территориях, в том числе мероприятий по сбору и утилизации твердых бытовых отходов, восстановлению природных систем и их отдельных элементов, информированию туристов о правилах поведения и т.д.

Источник

Способы обеспечения безопасности туристов

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений;

устанавливает совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, общие требования к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий.

(в ред. Федерального закона от 16.10.2019 N 336-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть вторая в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 465-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:

о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания, о возвращении тела (останков) за счет лиц, заинтересованных в возвращении тела (останков), в случае отсутствия у туриста договора добровольного страхования (страхового полиса), о требованиях законодательства страны временного пребывания к условиям страхования в случае наличия таких требований;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 155-ФЗ)

об условиях договора добровольного страхования, о страховщике, об организациях, осуществляющих в соответствии с договором, заключенным со страховщиком, организацию оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания и ее оплату, возвращения тела (останков), а также о порядке обращения туриста в связи с наступлением страхового случая (о месте нахождения, номерах контактных телефонов страховщика, иных организаций), если договор добровольного страхования заключается с туристом туроператором, турагентом от имени страховщика;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 155-ФЗ)

об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;

о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);

об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;

(абзац введен Федеральным законом от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

об иных особенностях путешествия.

Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

С 01.07.2022 ч. 8 ст. 14 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).

С 01.07.2022 ч. 9 ст. 14 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.

Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.07.2022 ч. 10 ст. 14 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, в случаях и порядке, определенных в части второй настоящей статьи, обязаны соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами, являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также порядок уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.

(часть десятая введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ)

Источник

Энциклопедия решений. Обеспечение безопасности туристов

Обеспечение безопасности туристов

Туристские услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества туристов и окружающей среды. Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства (ст. 14 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», далее — Закон о туристской деятельности).

Перечень мер по обеспечению безопасности туристов приведен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (введен в действие для добровольного применения с 01.01.2016 приказом Росстандарта от 26.03.2014 N 228-ст).

В целях обеспечения безопасности туриста при заключении договора о реализации туристского продукта исполнитель обязан проинформировать туриста в письменной форме (п. 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452, далее — Правила оказания услуг):

— о правилах въезда в страну временного пребывания и выезда из страны временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы;

— об основных документах, необходимых для въезда в страну временного пребывания и выезда из нее, а также для получения визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

— об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

— о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

— об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия, о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний.

Так, согласно п. 4.20 СП 3.4.2318-08 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, при организации поездок в страны, неблагополучные по болезням, извещают граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, симптомах болезней, мерах личной профилактики, действиях в случае заболевания, и необходимости вакцинации.

Следует отметить, что в судебной практике встречается вывод о том, что исполнитель должен информировать туриста об эпидемиологически неблагополучных странах и риске инфекционных заболеваний только в том случае, если соответствующая информация направлена Роспотребнадзором заинтересованным ведомствам (в частности, Ростуризму, который доводит ее до сведения туроператоров и турагентов), а не просто опубликована на сайте Роспотребнадзора (см. например, постановление Семнадцатого ААС от 08.02.2012 N 17АП-103/12);

— о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие);

— об условиях договора добровольного страхования имущественных интересов туриста, заключаемого в пользу туриста исполнителем от имени страховщика, в соответствии с которым страховщик обязуется оплатить и (или) возместить расходы на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания, включая медицинскую эвакуацию туриста в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в страну постоянного проживания, и (или) возвращение тела (останков) в страну постоянного проживания; о страховщике; о лицах, организующих оказание медицинской помощи в стране временного пребывания; о порядке обращения туриста в связи с наступлением страхового случая (о местонахождении, номерах контактных телефонов страховщика, иных организаций) и т.д.*(1);

— о необходимости для туриста самостоятельно оплатить медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания, о возвращении тела (останков) туриста из страны временного пребывания в страну постоянного проживания за счет лиц, заинтересованных в возвращении тела (останков), в случае, если упомянутый договор у туриста будет отсутствовать; о требованиях законодательства страны временного пребывания к условиям страхования при наличии таких требований*(2);

— о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

— о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые потребитель может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу потребителя;

— об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних граждан в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних граждан без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

— о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

— об обеспечении экстренной помощи за счет средств резервного компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого исполнителем — членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

— о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;

— об иных особенностях путешествия.

При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма исполнитель обязан проинформировать в письменной форме заказчика туристского продукта, в частности:

— о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты и других сведений);

— о переходе к объединению туроператоров в сфере выездного туризма принадлежащего туристу права требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма по оказании экстренной помощи туристу (п. 8 Правил оказания услуг).

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения (ст. 14 Закона о туристской деятельности).

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

В упомянутом случае туристу, договор с которым был расторгнут, должна быть возвращена сумма, соответствующая общей цене туристского продукта, а если путешествие уже началось — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг (см. также апелляционные определения СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 26.07.2016 по делу N 33-13029/2016, СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 31.05.2016 по делу N 33-6252/2016).

В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» в случае, если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Приведенная норма не упоминает об услугах, но в судебной практике существует правовая позиция, согласно которой эта норма распространяется и на услуги, в частности, входящие в туристский продукт (постановления Девятого ААС от 05.02.2014 N 09АП-47277/13 и от 02.04.2013 N 09АП-6242/13, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26.04.2012 N 33-4943/2012, определения СК по гражданским делам Московского городского суда от 02.12.2011 N 33-39625, Свердловского областного суда от 14.02.2012 N 33-682/2012). Следовательно, при возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и имуществу туристов туроператор, турагент должен приостановить реализацию туристского продукта.

Кроме того, Ростуризм реализовал на Едином портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) возможность предоставления услуги «Информирование туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания» в электронной форме (см. информацию Федерального агентства по туризму от 31.01.2013). Это услуга позволяет туристу и (или) иному заказчику осуществить запрос информации по конкретной стране мира или субъекту Российской Федерации перед совершением путешествия и получить ответ о наличии угрозы безопасности в свой личный кабинет на Портале госуслуг и на адрес электронной почты.

На основании информации об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания гражданин самостоятельно принимает решение о выезде в ту или иную страну. Рекомендации о нежелательности въезда в конкретное государство не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации (см. информацию Федерального агентства по туризму от 16.07.2015 и от 21.07.2015).

*(1), (2) Правила, предусматривающие необходимость предоставления туристу такой информации, вступили в силу с 28.12.2015 (ст. 3, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 N 155-ФЗ, постановление Правительства РФ от 07.11.2015 N 1206).

Источник

Читайте также:  Как создать тульпу проверенный способ
Оцените статью
Разные способы