Памятка потребителю — Право потребителя на безопасность и качество товаров (работ, услуг)
Право потребителя на качество это одно из важнейших прав потребителя. Право потребителей на качество тесно связано с правом потребителя на безопасность. Это право означает, что товар, работа или услуга при обычных условиях их использования (т. е. по прямому назначению) не должны причинять вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также окружающей среде. Государство гарантирует безопасность потребителей. Для этого создаются специальные правила и нормы контроля, призванные предотвратить появление на рынке опасных товаров. Помимо этого государство принимает законы, в которых установлена ответственность за нарушение требований безопасности.
Разумеется, нельзя требовать от производителя, чтобы произведенный им товар служил вечно и при этом оставался безопасным для потребителя. Поэтому обязанность изготовителя по обеспечению безопасности продукции ограничивается сроком ее службы или сроком годности. Для продуктов питания, лекарств, косметики и иной продукции, которая по истечении времени становится непригодной к использованию, устанавливается срок годности, на остальные товары — срок службы, т. е. период, в течение которого товар будет выполнять свое потребительское предназначение.
Срок службы/годности устанавливает изготовитель товара. Далее там, где указано «срок службы», имеется в виду и «срок годности». Существует перечень товаров, на которые такой срок должен устанавливаться в обязательном порядке. ( постановлени е Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению») в перечень товаров длительного пользования включены, например: товары для детей игрушки; коляски и велосипеды, диваны, кушетки, бытовая вычислительная и множительная техника.
А товары, которые по истечении срока годности считаются не пригодными к использованию по назначению это, например: продукция хлебопекарной промышленности, консервная продукция, мясо и мясопродукты.
На товары, не входящие в перечень, срок службы устанавливается по желанию изготовителя. Продавец (изготовитель) обязан донести информацию о сроке службы до потребителя.
Если по истечении срока годности потребитель продолжает пользоваться товаром, то весь риск, связанный с возможным причинением вреда, он принимает на себя. В тех случаях, когда изготовитель не захотел установить срок службы, он отвечает за безопасность этого товара в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если же изготовитель «забыл» установить срок службы на товар, на который установление такого срока является обязательным, он будет отвечать перед потребителем независимо от времени, прошедшего с момента передачи тому товара.
При причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя продавец (изготовитель), виновный в таком нарушении, должен возместить вред в полном объеме. Обязанность возмещения вреда возлагается на него не только в случаях, когда ему было известно об опасности товара, но и тогда, когда такую опасность объективно нельзя было выявить) в момент производства товара. Если товар оказался опасным и причинил вред жизни, здоровью или имуществу гражданина, то изготовитель (продавец) несет ответственность за причиненный вред не только перед потребителем, но и перед любым другим человеком, пострадавшим от этого товара. Например, в автомобиле по вине изготовителя не сработали тормоза, и в результате был поврежден другой автомобиль. В этом случае владельцы обеих машин могут требовать компенсации с изготовителя того автомобиля, который стал причиной аварии.
Однако безопасность – не единственная характеристика качества. Потребителю нужно, чтобы товары (работы, услуги) могли удовлетворить ту потребность, для которой их приобретают.
Качество товара (работы, услуги) — это совокупность свойств (характеристик), отличающих его от других аналогичных товаров. Именно эти свойства являются основой потребительского выбора. Кстати, безопасность тоже одна из характеристик качества товара.
Право на качество означает, что потребителю будет передан товар, обладающий теми характеристиками, которые оговорены в договоре. Любое отступление от параметров, закрепленных в договоре, должно рассматриваться как нарушение условия о качестве. И еще одно правило: если потребитель предупредил продавца о конкретных целях использования товара, то данный товар должен быть пригоден для этих целей.
Во многих случаях при покупке товара вопрос о его качественных характеристиках специально не оговаривается. В тех случаях, когда стороны не договаривались о конкретных свойствах товара, потребителю должен быть передан товар, соответствующий обязательным требованиям, установленным законодательством, а при отсутствии таких требований — соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Для отдельных видов товаров понятие качества законодательно определено. Так, качество пищевых продуктов определяется как совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребность человека в пище при обычных условиях их использования ( статья 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
О качестве товаров говорится и в статье 469 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вопросы качества выполняемой исполнителем работы регламентируются статьей 721 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируется возмездное оказание услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пункт 5 статьи 4 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что, если законом предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу или оказать услугу), соответствующий этим требованиям. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ к документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся: национальные стандарты — стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций.
При применении правила настоящей статьи необходимо также учитывать, что в соответствии с законодательством РФ обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров (работ, услуг).
Постановлениями Правительства Российской Федерации установлены правила предоставления/оказания услуг в различных сферах, и именно этим требованиям должны руководствоваться исполнители услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 утверждены Правила оказания телематических услуг связи;
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.
Право потребителя на качество предполагает не только передачу потребителю товара (работы, услуги), обладающего определенными свойствами, но и гарантии поддержания товара в работоспособном состоянии. Изготовитель должен установить на свое изделие срок службы (годности). В течение этого срока товар (работа, услуга) должен быть пригоден для использования по назначению. Закон также возлагает на изготовителя обязанность обеспечивать возможность ремонта и технического обслуживания товара, производить и поставлять запасные части для ремонта в течение всего срока производства товара, а после снятия товара с производства — в течение срока службы или в течение 10 лет, если такой срок не установлен.
Изготовитель или продавец могут установить на товары и работы гарантийный срок . Это период, в течение которого изготовитель (продавец) несет повышенную ответственность перед потребителем за недостатки, возникшие в товаре (работе). В период гарантии продавец (изготовитель, импортер, исполнитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли по вине самого потребителя.
Гарантийный срок на товар (работу), как правило, устанавливает изготовитель (исполнитель). Если он этого не сделал, гарантию может установить продавец товара. В тех случаях, когда изготовитель установил свой срок гарантии, продавец может предложить потребителю (бесплатно или за деньги) дополнительный срок гарантийного обслуживания. Он начинается после завершения гарантии изготовителя. В период дополнительной гарантии права и обязанности продавца и потребителя регулируются договором, заключенным между ними. Причем в законе нет никаких обязательных требований о продолжительности этого срока. Срок гарантии (как, кстати, и срок службы) может исчисляться единицами времени (днями, неделями, годами и т. п.) или другими единицами. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» определяющее порядок продажи товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров. Правилами также урегулированы отношения между покупателем и продавцом товаров.
По общему правилу обязанность доказать отсутствие недостатков в услуге (товаре) на момент продажи и отсутствие причинно-следственной связи между причиненным потребителю ущербом и исполнением обязательств исполнителем возлагается на продавца (исполнителя).
Качество технически сложного товара
1. Требования к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, рассматриваются как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств.
2. Потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы, независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, если они были предъявлены в течение 15 дней со дня передачи его потребителю
3. По истечении 15 дней со дня передачи технически сложного товара потребителю отказ от исполнения договора купли-продажи или требование о замене могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей случаев: обнаружение существенного недостатка товара ( пункт 3 статьи 503 , пункт 2 статьи 475 ГК РФ), нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара ( статьи 20 , 21 , 22 Закона), невозможность использования товара более 30 дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
1. Потребитель имеет право на безопасность товаров, работ, услуг.
2. Обязанность изготовителя по обеспечению безопасности продукции ограничивается сроком ее службы или сроком годности.
3. Для продуктов питания, лекарств, косметики и иной продукции, которая по истечении времени становится непригодной к использованию, устанавливается срок годности, на остальные товары — срок службы, т. е. период, в течение которого товар будет выполнять свое потребительское предназначение.
4. Право на качество означает, что потребителю будет передан товар, обладающий теми характеристиками, которые оговорены в договоре. Любое отступление от параметров, закрепленных в договоре, должно рассматриваться как нарушение условия о качестве.
5. Если законом предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу или оказать услугу), соответствующий этим требованиям (установлены Федеральными законами, Постановлениями Правительства).
6. Право потребителя на качество предполагает не только передачу потребителю товара (работы, услуги), обладающего определенными свойствами, но и гарантии поддержания товара в работоспособном состоянии.
Закон возлагает на изготовителя обязанность обеспечивать возможность ремонта и технического обслуживания товара . Изготовитель или продавец могут установить на товары и работы гарантийный срок . Это период, в течение которого изготовитель (продавец) несет повышенную ответственность перед потребителем за недостатки, возникшие в товаре (работе). В период гарантии продавец (изготовитель, импортер, исполнитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли по вине самого потребителя.
Выбирайте качественные и безопасные товары!
Источник
ШКОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. Урок №79. «Право потребителя на безопасность товара, работы, услуги»
В России требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Закон) дано понятие безопасности товаров (работ, услуг) – это безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работ (оказания услуг).
Закон обязывает изготовителя (исполнителя) обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Пунктом 1 ст.5 Закона оговорено, что если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить их безопасность в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Как правило, любой товар рано или поздно приходит в негодность, и собственник ищет способ избавиться от него. Если при этом не придерживаться определенных правил, то товару, а иногда и людям, либо окружающей среде может быть причинен вред.
Изготовителю вменяется в обязанность выработать правила хранения, транспортировки и утилизации товара и указать эти правила в сопроводительной документации или на упаковке товара. Например, нередко можно встретить в продаже товары с наличием информации на первичной потребительской упаковке «Подлежит специальной утилизации» без указания правил утилизации. Законом обязанность доведения этих правил до сведения потребителя вменяется Продавцу. Тем более, что на основании статьи 10 Закона продавец в любом случае обязан обеспечить представление полной информации о товаре, в том числе: о правилах эффективного и безопасного использования товара, о сроке службы или сроке годности товаров (работ), установленном в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению. Поэтому обязанность продавца сообщить потребителю указанную информацию существует вне зависимости от того, разместил ее изготовитель в указанных Законом местах или нет.
Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Под отзывом товара следует понимать комплекс мер, предпринимаемых изготовителем товара или продавцом для информирования потребителей о необходимости отказаться от использования некачественных товаров, передачи их изготовителю, продавцу, или уполномоченному представителю с целью обмена или получения денежной компенсации, а также мер по приемке товаров от потребителей, выдачи им аналогичных качественных товаров либо выплате компенсаций.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги) подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
Кроме того, понятие безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации оговорено Федеральным Законом «О техническом регулировании» (далее – ФЗ «О техническом регулировании») – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» обязательные требования к товару устанавливаются техническими регламентами, а до их принятия – нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (ГОСТы, СНиПЫ и т.д), но только в определенных областях, в том числе в области безопасности.
Технические регламенты устанавливают обязательные для применения и соблюдения требования к товару, выпускаемому в обращение на территории Российской Федерации, к маркировке, к сопроводительным документам, включающим в себя правила безопасной эксплуатации и (или) утилизации (при необходимости), а также положения, относящиеся к оценке соответствия товара, и положения, относящиеся к предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей товара.
Принимаются технические регламенты в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Правительством до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» при обязательном подтверждении соответствия, как при декларировании соответствия, так и при обязательной сертификации, применяется один знак обращения на рынке.
Единый знак обращения применяется только в тех случаях, когда на выпускаемую продукцию подтверждено соблюдение требований безопасности, которые установлены в технических регламентах Таможенного союза.
Изображение единого знака обращения продукции состоит из сочетания трех букв «Е», «А» и «С», то есть «ЕАС», что расшифровывается, как Евразийское соответствие.
На данный момент уже действуют более тридцати регламентов Таможенного Союза. Ознакомиться с принятыми техническими регламентами, а также с сопутствующими документами, к числу которых относятся: разъясняющие письма, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, Приказы и другие документы, Вы можете на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http:// www.gost.ru/wps/portal/.
Ввиду вступления все большего количества российских технических регламентов на различную продукцию, появляется необходимость в разграничении маркировки товаров, которые прошли обязательные процедуры подтверждения безопасности.
Знак обращения, подтверждающий соответствие продукции национальным (Российским) техническим регламентам представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой на ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину. Изображение Знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.
Продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, на которую еще не вступили в силу технические регламенты, маркируется Знаком соответствия или как его обычно называют – «знак Ростеста» (РСТ), под которым расположено буквенное и цифровое обозначение кода органа по сертификации. Сертификация продукции делится на два основных вида: обязательная сертификация и добровольная, для этих систем сертификации предназначены разные знаки соответствия.
Для продукции, подлежащей обязательной сертификации, после получения документа предусмотрено нанесение знака соответствия, где отражена информация об органе по сертификации, выдавшего сертификат, а именно цифровое и буквенное обозначение.
Знак соответствия при декларировании наносится на продукцию без информационного кода органа по сертификации.
Для информирования потребителя после получения добровольного сертификата, у производителя появляется возможность нанесения знака соответствия с пометкой «добровольная сертификация». Нанесение данного знака не является обязательным требованием законодательства. При маркировке товара знаком добровольной сертификации код органа по сертификации не отражается.
Таким образом знак соответствия информирует покупателя продукции о том, что продукция сертифицирована и соответствует установленным стандартам качества и на нее оформлен сертификат соответствия или декларация.
Кроме того, законодательством установлена обязанность:
— продавца — по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительными документами на товар, содержащими по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона;
— исполнителя – применять (использовать) для выполнения заказа материал, соответствие которого установленным требованиям подтверждено документом (сертификатом, декларацией соответствия), если это его соответствие подлежит согласно законодательству Российской Федерации бязательному подтверждению.
Исполнитель, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его ненадлежащее качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества.
В соответствии со статьей 14 Закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в полном объеме. Причиненный вред компенсируется не только тому потребителю, который заключил договор купли-продажи или подряда, но и другим лицам, которые пользовались этим товаром или результатом работы (услуги) и которым в результате этого был причинен вред.
Надеемся, что наша статья поможет Вам при осуществлении деятельности в выбранной Вами сфере торговли либо оказании услуг потребителям.
Источник