Способы обеспечения безопасности персональных данных
Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
5) учетом машинных носителей персональных данных;
6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер, в том числе мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 515-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:
1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;
2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;
3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.
4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.
5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.
6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.
7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.
8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.
9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.
10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.
11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
Источник
Средства обеспечения безопасности персональных данных
Защита персональных данных
с помощью DLP-системы
В опрос защиты информационных прав человека и его персональных данных уже не первый год стоит на повестке дня. Меняются модели угроз, меняются используемые технические и информационные средства. Документы, издаваемые государственными ведомствами, не только стараются успеть за меняющейся реальностью, но и предоставляют операторам возможность самостоятельно выбирать средства для защиты персональных данных.
Нормативно-правовая документация
Система обеспечения конфиденциальности персональных данных регулируется Федеральным законом «О персональных данных», Постановлением Правительства № 1119, рекомендациями ФСТЭК России. В законе описаны основные термины и определения, устанавливаются права и обязанности оператора, в том числе в области выбора средств обеспечения персональных данных, ответственность операторов. Постановление Правительства определяет, по каким критериям информационные системы персональных данных относятся к различным уровням защищенности. Приказ ФСТЭК России № 21 называет конкретные 15 групп технических мер, применяемых для обеспечения безопасности. В каждой группе определяются и средства, которые вправе использовать оператор.
Классификация систем защиты персональных данных
Информационные системы персональных данных подразделяются по уровням защищенности – от низкого до максимального. Зависит это ранжирование от количества человек, чьи данные обрабатываются, и от характеристики данных. По рангам системы обеспечения безопасности данных разделяются операторами на две группы:
К первой группе относятся системы, чьей задачей становится только обеспечение режима конфиденциальности и безопасности данных. Понятие конфиденциальности подразумевает соблюдение двух параметров:
- обработка данных допустима только силами лиц, специально на это уполномоченных внутренней документацией организации-оператора;
- передача данных осуществляется только при условии их шифрования.
Для специальных систем обеспечения безопасности данных, кроме характеристики конфиденциальности, требуется обеспечить дополнительные меры защиты, хотя бы одну из перечня. К ним относятся:
- целостность. Этот термин подразумевает, что любые изменения данных производятся только в регламентированном порядке, например, изменения в амбулаторную карту больного вправе вносить только лечащий врач. Также целостность обеспечивается передачей данных по телекоммуникационным сетям только с использованием электронной подписи;
- доступность. Понятие предполагает, что система используется только определенными пользователями и в определенных временных рамках.
К специальным системам, требующим применения специальных средств обеспечения безопасности данных, относятся две группы:
- обрабатывающие данные, связанные со здоровьем человека;
- обрабатывающие персональные данные таким образом, что результат работ становится основанием для принятия юридически значимых решений.
Также системы защиты конфиденциальных данных можно разделить на автономные, без прямого подключения к телекоммуникационным сетям, и имеющие такие подключения, требующие повышенной заботы об обеспечении безопасности сведений.
Выбор технических средств защиты персональных данных
Выбор средств автоматизации, применяемых для обеспечения безопасности при обработке персональных данных, в конечном счете зависит от таких параметров:
- требуемого Постановлением Правительства уровня защищенности информационной системы персональных данных;
- финансовых и организационных возможностей операторов;
- применяемых для обеспечения безопасности технических решений;
- наличия или отсутствия лицензии ФСТЭК.
Опираясь на эти параметры, оператор может к базовым средствам защиты безопасности персональных данных добавлять инициативные, для достижения системой уровня безопасности, релевантного актуальным угрозам субъектам персональных данных и их информационным правам.
Таким образом, оператору необходимо обеспечить наличие технических средств, которые способны:
- идентифицировать и аутентифицировать пользователей, устанавливать индивидуальные уровни допуска к тем или иным категориям персональных данных;
- контролировать выход данных из системы, например, передачу по почте или в мессенджере, перенос на съемные носители. Эту задачу могут решить DLP-системы и SIEM-системы. Кроме того, необходимо обеспечить шифрование сведений, передаваемых по штатным каналам связи или находящихся непосредственно в информационных базах, при помощи средств криптографической защиты;
- обеспечивать максимально возможную защиту информационных баз персональных данных, подключенных к телекоммуникационным сетям, от внешних атак. Для этого требуется установка антивирусной защиты, других способов защиты от хакерских и иных атак, использование электронной подписи, шифрование исходящего трафика при помощи ключей и сертификатов, сгенерированных пользователем и зарегистрированных в удостоверяющих центрах;
- производить регистрацию всех действий пользователей в системе, что повышает уровень и безопасности персональных данных, и мотивации сотрудников на ее обеспечение.
Технические средства и программные продукты должны быть аттестованы и сертифицированы ФСТЭК России по классу не ниже АК2 по классификации ФСБ РФ. Для примера, операционной системой, соответствующей этому классу, является Windows XP с пакетом обновления Secure Pack Rus. Для специальных систем требуется соблюдение всех требований этого класса защищенности. Дополнительно потребуется аттестация ФСТЭК РФ помещения, в котором находятся компьютеры. Раз в три года необходимо проводить проверку соответствия применяемых средств текущим предъявляемым требованиям.
От опыта и технической подготовки оператора зависят и выбор средств обеспечения безопасности персональных данных, и сама их защищенность. При возникновении сомнений в своей компетенции лучше обратиться за профессиональными услугами.
Источник