- Тема 3. Правовое регулирование занятости и трудоустройство
- Оглавление
- 3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения
- 3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного
- 3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости
Тема 3. Правовое регулирование занятости и трудоустройство
Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:
- Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
- Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
- Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.
Оглавление
3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения
В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.
Государственная политика в сфере занятости является одним из элементов социальной политики, цель которой состоит в создании такой ситуации на рынке труда, когда реализация спроса на труд и его предложение происходили бы в самые краткие сроки, а заинтересованные субъекты могли бы свободно выбирать контрагента в будущих отношениях. Таким образом, необходимо создать условия для сокращения сроков поиска работы, оптимизировать процесс поиска, а также обеспечить средствами для достижения указанной цели. Конкретная реализация государственной политики в сфере занятости содержится в Концепции действий на рынке труда, которая определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения и совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения (Распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2003 г. № 568-р).
Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:
- свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
- недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
- обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
- приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
- направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
- приоритет активной политики занятости;
- направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
- координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.
Данные принципы реализованы в законодательстве РФ о занятости населения и представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ (1991), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19. апреля 1991 г. № 1032-1 (с последующими изменениями), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), Положение о федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324), Положение об организации общественных работ (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 с последующими изменениями).
Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.
Гарантии безработным гражданам
— свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
— защита от безработицы;
— осуществление мер активной политики 2 занятости населения,
— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
— бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
— информирование о положении на рынке труда.
— компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.
Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.
Иностранная рабочая сила привлекается на территорию РФ на определенных условиях, которые определены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.
К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.
3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного
Все население РФ можно разделить на занятых и незанятых граждан. Термин «незанятые граждане» можно определить как «трудоспособные лица, которые не имеют работы, доходы», а термин «занятость» – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (заработок).
Закон «О занятости населения в РФ» указывает перечень граждан, которые считаются занятыми в РФ (ст. 2):
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах);
- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.
Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:
- граждане должны быть трудоспособными;
- не иметь работы и заработка;
- быть зарегистрированными в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и быть готовы приступить к ней
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.
Однако безработными не могут быть признаны граждане:
- граждане не достигшие 16-летнего возраста;
- граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.
В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.
Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.
Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,
Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.
Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:
- обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
- являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
- ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.
Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.
3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости
Социальные гарантии – это материальные условия, которые государство и общество должны обеспечить гражданину в случае потери им работы и при безработице. Согласно международным нормам (см. Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г.) гражданам в этот период должен быть обеспечен достаточный жизненный уровень в виде социальных гарантий, уровень которых зависит от возможностей страны на данном этапе его развития.
Гарантией социальной поддержки безработных является пособие по безработице – ежемесячные денежные выплаты из пенсионного фонда, которое по общему правилу выплачивается не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении 36 календарных месяца. Круг лиц, размеры и условия выплаты данных пособий определяются в соответствующих ст. ст.29 – 34 закона «О занятости населения в РФ».
К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.
Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.
Источник