Способы нормирования товарных запасов предприятий

Как осуществляется управление запасами на предприятии

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Правильное управление запасами позволяет поддерживать производственный процесс и своевременно обеспечивать нужды потребителей. В итоге при верной политике компания сможет извлекать максимальную прибыль.

Цели и задачи политики управления запасами

Основная цель управления запасами – обеспечение производственных процессов и снижение сопутствующих затрат. Конечной целью является извлечение прибыли, обеспечение стабильности работы. Рассмотрим задачи политики:

  • Установление точного объема запасов, имеющихся на складе на данный момент.
  • Установление объема запасов, который нужно закупить в ближайшее время.
  • Определение оптимальных сроков исполнения заказов.

Под управлением понимается расчет норм запаса, контроль над фактическими объемами, своевременное пополнение запасов. Налаженная политика необходима для достижения следующих конкурентных преимуществ:

  • Уменьшение трат, возникающих вследствие недостатка сырья.
  • Сокращение излишек ТМЦ.
  • Повышение скорости оборота.
  • Уменьшение затрат компании на хранение ТМЦ.
  • Оптимизация налогообложения.
  • Сокращение потерь, возникающих вследствие порчи или износа резервов.

С 2021 г. на бухгалтерскую (финансовую) отчетность в обязательном порядке станет распространяться Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) 5/2019 «Запасы». Для правильного понимания новых нормативных требований, которые необходимо адаптировать к учетным системам уже сейчас, нужно проанализировать те изменения, которые носят концептуальный, системообразующий характер.
Посмотреть анализ

Рассмотрим пример. Пищевое предприятие занимается производством колбасы. Ингредиенты для ее производства хранятся на складе. Если запасов будет недостаточно, процесс производства будет приостановлен. Из-за этого потребители колбасы не получат тот продукт, который они желают приобрести. Следовательно, предприятие не сможет извлечь прибыль от реализации. Однако избыток запасов не менее опасен, чем недостаток. Если ингредиентов будет слишком много, их не удастся пустить в производство в полном объеме. Часть запасов будет испорчена в связи с истечением срока годности. Следовательно, фирма понесет убыток.

Порядок управления запасами

Управление запасами – это особая процедура, предполагающая следующий алгоритм:

  1. Анализ объема запасов за предыдущий период. В ходе этого этапа устанавливается действительно нужный объем снабжения. Также определяется эффективность его использования.
  2. Определяются цели использования резервов. К примеру, это может быть максимальное обеспечение производства в текущий момент, установление размера снабжения в сезонный период.
  3. Оптимизация объема запасов для обеспечения основного производства. То есть находится тот размер, который действительно необходим.

К сведению! В рамках процедуры нужно пройти каждый из этапов. Оптимизация объема невозможна без предварительного анализа производства.

Управление оптимальным размеров запасов

Неверно выполненная оптимизация может привести к этим негативным моментам:

  • Недостаток средств для обеспечения производства, находящихся в обороте.
  • Нарушение нормального функционирования складских помещений.
  • Претензии со стороны заказчиков и потребителей.
  • Истечение срока годности продукции.

В каждом предприятии имеется страховой резерв. К примеру, для нормального производства нужно 1000 единиц. Однако на складе хранится 1050 единиц. Дополнительные 50 штук нужны для использования в критической ситуации. К примеру, произошло резкое повышение спроса на продукцию. В этом случае для удовлетворения спроса потребителей будет задействован страховой резерв.

Читайте также:  Способы регулирования конфликта по дарендорфу

При определении оптимального объема нужно руководствоваться этими критериями:

  • Ценовая политика производителя.
  • Особенности закупки и реализации продукции.
  • Внешние факторы. В частности, конкуренция.

Нельзя допускать переизбытка запасов. Это может привести к следующим негативным последствиям:

  • Повышению расходов на хранение.
  • Увеличению имущественного налога.
  • Риску неполучения дохода на излишках продукции.
  • Истечению срока годности.

Дефицит продукции, в свою очередь, влечет за собой эти последствия:

  • Приостановку процесса производства.
  • Сокращение размеров реализации.
  • Необходимость в срочной закупке дополнительного сырья на невыгодных условиях.

Главное последствие неправильной политики – это появление упущенной прибыли у предприятия.

Анализ данных

Оптимизация включает в себя анализ данных. Процедура эта объединяет следующие шаги:

  • Анализ настоящего спроса. Если потребители закупают в магазине 50 единиц товара, бессмысленно приобретать 200 единиц. Поэтому нужно точно проанализировать уровень текущего спроса на продукцию. На основе выполненного анализа предприятие сможет закупать именно то число запасов, которое получится продать до будущей закупки.
  • Расчет страхового запаса. В рамках расчета нужно учесть все факторы, влияющие на реализацию. К примеру, это может быть сезонный спрос, поведение потребителей. Например, в среднем потребители закупают 1000 единиц продукции в месяц. Это средняя планка. Однако в теории спрос может подняться до 1200 единиц. Оптимальный страховой запас составит 200 единиц. Расчет может выполняться на основании этих стратегий: увеличение прибыли, уменьшение объема закупок, снижение затрат на хранение, удовлетворение нужд потребителей.
  • Анализ излишков и дефицита. В ходе этой процедуры устанавливается текущее положение. К примеру, представители предприятия могут совершать системную ошибку: закупку избыточного объема продукции. Анализ обеспечит уменьшение вероятных рисков.
  • Оптимизация товарной линейки. Определяются товары с хаотичным или стабильным спросом.
  • Управленческая отчетность. Вся информация поставляется руководству в форме отчетности. Своевременное определение отрицательных тенденций позволяет быстро стабилизировать производство, не допуская существенных убытков.

Именно на основании собранной информации осуществляется управление запасами.

Стратегии управления формированием запасов

Существуют эти стратегии управления:

  • Консервативная. Предприятие запасается большим объемом страховых резервов. Они нужны в случае сбоев поставок, увеличения спроса. К примеру, не удалось договориться с поставщиком о закупке сырья. В этом случае можно в течение какого-то времени пользоваться страховым резервом. Консервативная стратегия уменьшает вероятные риски.
  • Умеренная. Закупаются страховые резервы на случай сбоев производства. Стратегия подразумевает средние риски и среднюю рентабельность.
  • Агрессивная. Резервы максимально сокращаются. Нужно это для предельной минимизации сопутствующих трат. В этом случае предприятие будет нести минимальные расходы. Однако в случае сбоев компания понесет убытки.

Не существует оптимальной стратегии. Подбирается она на основании конкретной специфики деятельности предприятия.

Модели управления

Выделяют множество моделей управления. Рассмотрим самые распространенные:

  • Модель Уилсона. Является основной. Подходит для расчета нужного объема запасов, оптимизации товара. Траты на запасы делятся на две категории: стоимость партии товара и расходы на хранение. При минимизации трат на запасы можно направить средства на хранение.
  • Модель ABC. В рамках этой модели осуществляется объемно-стоимостный анализ. Резервы подразделяются на три группы. Группы формируются исходя из этих категорий: стоимость, объем, частота пользования. Группа «А» – это дорогостоящая продукция с длительным циклом пользования. Группа «В» – это запасы, которые меньше воздействуют на непрерывное производство. Группа «С» – это продукция с низкой стоимостью, которая не влияет на окончательный финансовый результат.
  • Модель MRP. Представляет собой компьютерную систему со следующими функциями: обработка заказа, создание графика запасов.
  • Модель установленного уровня. Новые закупки осуществляются только при достижении определенного порога запасов. Порог этот определяется самой компанией.
Читайте также:  Мотилиум способ применения взрослым

Модель определяется в зависимости от конкретной ситуации.

Методы оценки стоимости

Выделяют эти методы оценки:

  • LIFO. Сначала в производстве используются те запасы, которые пришли последними. Метод позволяет снизить налог и уменьшить колебания цикла.
  • FIFO. Сначала в производство поступает сырье, полученное ранее. Этот метод отличается существенным минусом – прямое влияние хозяйственного процесса на уровень прибыли.
  • Метод средней цены. Стоимость резервов определяется исходя из средней стоимости в начале производственного периода.
  • Метод наименьшей цены. Является консервативным методом. Подходит для продукции, для которой характерны колебания в стоимости.

Подбирать следует тот метод, который позволяет извлечь максимум прибыли при минимуме налоговых расходов.

Источник

Нормирование товарных запасов

Важный инструмент, который сегодня используют предприятия в сфере торговли, — нормирование и управление оборотными средствами. От успешности использования этого инструмента напрямую зависит и выручка, и прибыль. На выручку влияет постоянное наличие в ассортименте тех товаров, на которые есть спрос. Пришел покупатель в магазин — нужного именно ему товара нет, нет выручки, покупатель ушел, возможно, навсегда. Поэтому правильное нормирование товарных запасов на предприятии — это вопрос выживания предприятия и его рентабельности.

С другой стороны, если закупить всевозможные товары по профилю магазина без учета норм и расчетов, то затраты на хранение и подбор нужного наименования на большом складе быстро съедят всю прибыль. А скоропортящиеся продукты, вообще, могут быть списаны из-за того, что товар не продался в течение срока годности. Таким образом, нормирование товарных запасов, как и вся наука об управлении запасами, решают задачу двух противоречий:

  • Ассортимент должен быть широким и иметь достаточный запас по каждой позиции в соответствии со спросом на нее.
  • Запас каждой позиции должен стремиться к минимуму, чтобы сократить расходы на его хранение и не допустить превышения сроков хранения продукции.

При небольшом запасе не поддерживается спрос, а при большом тормозится товарооборот и снижается прибыль. Решается это противоречие математически и практически обоснованным расчетом норм запаса по каждому наименованию.

Нормируемые оборотные средства отличаются по стоимости, условиям доставки, уровню спроса. Поэтому максимально учесть все исходные данные можно только автоматически, добавив их в программу управления запасами ForecastNOW!

Методы нормирования товарных запасов

В разных сферах работы будут полезны разные методы нормирования товарных запасов. Одним из самых распространенных является опытно-статистический метод. Он предполагает сбор статистики по запасам и продажам и анализ полученных данных.

При использовании метода технико-экономических расчетов выделяют такие составляющие:

  • Запас для размещения в торговом зале и демонстрации покупателю;
  • Запас для обеспечения потребности в товаре в перерыве между поставками;
  • Страховой запас — на случай если будет отмечен всплеск спроса или произойдет сбой в поставках;
  • Запас, который необходим, пока уже доставленный товар будет взвешиваться, сортироваться и готовиться к продаже.

Нормирование товарных запасов на год в сумме можно рассчитать по следующей формуле:

Читайте также:  Гуаровая камедь способ приготовления

Н год = Р опт х Н д ,

Р опт — планируемая реализация товаров в оптовых ценах в день;

Н д — планируемый норматив товарных запасов в днях;

При этом планируемый норматив товарных запасов в днях определяется как относительная величина, в зависимости от количества рабочих дней.

Товарные запасы в днях рассчитываются по формуле:

З ОБ = З ПП +З Р +½ З ТП +З С ,

З ОБ — общий запас;

З ПП — запас на время приемки и подготовки товара (обычно — 1 день);

З ТП — запас текущего потребления;

З С — страховой запас.

Также для расчета общего запаса предварительно нужно рассчитать такой показатель, как З Р — рабочий запас, который должен постоянно находиться в торговом зале:

З Р = (З РД + З РОО ) / З РОО

где З РД = K х Ц

K — Количество разновидностей одного товара в ассортименте, ед., (например, общее количество ассортиментных разновидностей продаваемых в аптеке витаминов составляет 15 единиц);

Ц — средняя цена одного товара в ассортиментной линейке (например, средняя цена витаминов составляет 25 руб.).

З РД = 15×250 = 375 руб.

З РОО — запас в размере одного дневного оборота, который обязательно должен храниться в зале и пополняться каждый день (например, в течение дня витаминов в аптеке продается в среднем на 500 руб.).

З Р = (З РД + З РОО ) / З РОО = (375 + 500) / 500 = 1,75 = 2 дня.

ЗТП = (T / V) х (K / K1)

Т — количество дней в периоде — (например, 90 дней в квартале);

V — количество оборотов в разах (например, 3 раза в квартал происходит поставка товаров);

К — количество разновидностей по ассортиментному перечню (15 ед. — продолжаем пример с витаминами);

К 1 — количество разновидностей в одной партии поступающего товара (например, каждый раз поступает 2 ед. неповторяющихся ассортиментных разновидностей).

З ТП = (90 / 3) х (15 / 2) = 15 дней.

З с — страховой запас составляет, например, для аптечной сети 25% от запаса текущего пополнения. Произведем расчет:

З с = 25% х 15 = 4 дня.

Теперь можно рассчитать в днях общий запас:

З об = 1 + 2 + ½ 15 + 4 = 14,5 = 15 дней.

Соответственно, общий запас по витаминам в рублях рассчитывается как произведение среднедневной выручки на общий запас в днях:

500 * 15 = 7500 руб.

Как видите, даже рассчитав вручную нужные показатели, довольно сложно контролировать их наличие без программных средств. Даже в небольшой аптеке или магазине десятки, если не сотни, групп товаров. Поэтому только автоматический расчет и отслеживание наличия товара поможет предприятию поддерживать нужный уровень запасов по каждому наименованию.

Нормы товарных запасов регулируют также в соответствии с определенной сферой работы. Например, нормирование товарных запасов в аптеке учитывает такие нюансы:

  • сезонность спроса на разные лекарственные средства;
  • сроки годности препаратов;
  • режим работы поставщиков;
  • законодательство, в сфере регулирования фармацевтической отрасли, предусматривающее обязательное наличие или наценку на жизненно-важные препараты.

Нормирование товарных запасов в торговле позволяет:

  • Поддерживать нужную широту ассортимента;
  • Проводить выбранную ценовую политику для достижения наилучших финансовых показателей;
  • По возможности максимально удовлетворять спрос покупателей.

Это важный и просто необходимый инструмент в торговом предприятии любой сферы.

Источник

Оцените статью
Разные способы