Речевая агрессия и как её избежать!
Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия» (лат. invectiva (oratio) – бранная речь) широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних десятилетий. Что же такое речевая агрессия? Как определить это понятие? И как избежать такого проявления негативных эмоций?
Речевую агрессию в самом общем виде можно определить следующим образом. Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения.
С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций (реакций на внешние и внутренние раздражители окружающей среды) и чувств. К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение, презрение и пр.
Такая агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель. Например, человеку нагрубили в магазине, наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре – ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.
С другой стороны, речевая агрессия может возникать и как особое намерение – целенаправленное желание говорящего нанести словесный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).
Так, например, школьники могут преднамеренно высмеивать одноклассника, чтобы повысить собственную самооценку («мы лучше тебя»), продемонстрировать «власть», доминантную позицию («мы можем себе это позволить»), укрепить свой авторитет в детском коллективе («мы заставим тебя слушать даже то, что тебе неприятно»).
Агрессия «в чистом виде» наиболее опасна в коммуникативном отношении, поскольку она представляет собой продуманный, спланированный, подготовленный речевой акт, цель которого – нанесение коммуникативного вреда адресату, разрушение гармонии общения.
Речевая агрессия – сложное, многоаспектное явление, существует две основные точки зрения на природу человеческой агрессивности:
– биологический подход, определяющий агрессию как врожденное, генетически обусловленное качество человека (теория влечений, этологическая концепция);
– социальный подход, рассматривающий агрессию как приобретаемое в процессе социализации (бихевиоризм) или ситуативное (фрустрационная теория) поведение.
Будучи специфической человеческой деятельностью или формой поведения, вербальная агрессия должна контролироваться во всех ее проявлениях как в повседневном, бытовом общении, так и в профессиональной речи, и прежде всего – педагогическом общении.
Как же противостоять речевой агрессии, если в общении она уже проявилась?
Игнорирование – один из эффективных способов в таком случае, когда ситуация не переходит в открыто обидное, неприемлемое общение. «На гнилое слово держи ухо глухо» – гласит по этому поводу пословица. У обидчика игнорирование вызывает нарушение его сценария, запал пропадает, негатив медленно, но улетучивается.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, профессия которого предполагает повышенную ответственность за свои речевые действия, – особенно необходимая.
Изучение правил и норм речевого этикета – мощный защитный механизм против агрессии. Важность «хороших манер» заключается также и в том, что они способствуют объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия.
Итак, необходимо помнить: наша речь должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения!
Использованы материалы книги: Ю. В. Щербинина. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления.
Материал подготовлен С.Ю. Гончарук, методистом ГМЦ ДОгМ
Источник
Способы преодоления речевой агрессии
Вряд ли можно говорить о полном устранении агрессии из речевого общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать и преодолевать вербальную агрессию, не прибегая при этом к ответной грубости.
Самое серьезное препятствие на пути преодоления речевой агрессии – это беспечная лояльность современного человека в оценке агрессии слова. И если человек отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, стыдливо заменяя это понятие абстрактными «несдержанность», «резкость», «неуравновешенность» и утешая себя тем, что «сейчас все так говорят», он ничего не сможет изменить в своем общении с другими людьми. Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии – самонаблюдение и самоконтроль человека над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию оппонента, «быть выше ссоры».
Ю. В. Щербина выделяет приемы контроля над вербальной агрессией в конкретных речевых ситуациях:
1. Игнорирование речевой агрессии.
Не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти), а затем продолжение общения в спокойной, ровной тональности.
«Механизм метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «Он мне – слово, а я ему – десять». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий». Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение».
2. Переключение внимания.
Попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние, перевести разговор на другую тему. Основные способы переключения внимания – неожиданный вопрос («Неужели ты думаешь, что…?», «Сколько времени мы уже потратили на ссору?») или отвлекающее предложение («Поищем ответ на этот вопрос в…», «Давай попросим помощи у . » и т.п.).
3. Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций.
Зная «сильные» стороны и положительные качества собеседника, в определенной ситуации мы можем актуализировать (обозначить, напомнить) эти качества с помощью высказываний, которые подчеркивают неожиданность, случайность проступка. Например:
· Напоминание («Ты же взрослая, рассудительная женщина!»);
· Удивление («Неужели ты мог сказать такое?!»);
· Разочарование («А я-то думала, ты поступишь по-другому. »);
· «Тактическое сомнение» (или метод «подзадоривания») – частная разновидность метода проецирования, целенаправленная словесная «провокация». Например: «Ну и кто самый смелый – кто первым подойдет мириться?»; «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!».
4. Положительные оценочные высказывания, целенаправленная демонстрация одобрения и доброжелательного отношения к собеседнику, похвала, препятствуют речевой агрессии.
Очень важно, чтобы выражение одобрения было разнообразным по форме. Выражением позитивной оценки могут быть не только традиционные «молодец!» и «умница!», но и обращение к прошлым успехам («Вчера всё было сделано отлично, давайте сегодня сделаем еще лучше!»).
5. Открытое словесное порицание.
На первый взгляд осуждающее замечание – самый простой способ противостоять агрессии. Однако он часто неэффективен, поскольку упрек, запрет, требование могут иметь прямо противоположный результат – вызвать ответный отказ, возражение, протест. Поэтому порицание должно быть выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых формул вежливости. «Этот способ наиболее целесообразно использовать в ситуациях, когда надо особо акцентировать внимание на негативности проступка, например, подчеркнуть, что собеседник вел себя нетактично, поступил непорядочно, высказался несправедливо: «Пожалуйста, прекратите ругаться! Вы ведете себя очень некрасиво!».
6. Шутка, юмор и смех будут несовместимы с открытой агрессией.
Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания – это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию.
Существуют требования, нарушение которых делает убеждение неэффективным и может вызвать раздражение собеседника. Например, во избежание ответной агрессии не следует разъяснять вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) – лучше корректно напомнить («На эти слова я могу обидеться»), не нужно повышать тон (говорить раздраженно или излишне пафосно). Начинать всегда лучше с описания достоинств собеседника, его достижений, успехов. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, настроить на позитивное общение, снизить возможность протеста. В процессе убеждения эффективен прием смены ролей: моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию: «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал мне?»; «Представь, что ты оказался в подобной ситуации. »; «Подумай, как бы ты поступил на его месте».
Очень часто наши ложные представления о достоинстве («Просить прощение унизительно») и эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правыми («Все виноваты, кроме меня») приводят к тому, что извинение звучит в речи гораздо реже, чем это необходимо. Мы должны помнить о том, что извинение «меняет знак» конфликтной ситуации – с отрицательного на положительный, определяет общую установку общения: от разобщенности, отчуждения, враждебности к примирению, единению, достижению согласия.
9. Вежливое выражение протеста.
Зачастую несогласие с мнением собеседника выражается в резкой и категоричной форме («Какую ерунду ты говоришь!», «Ты мелешь чушь!»), что провоцирует справедливые возмущение, обиду, протест. Однако то же самое возражение может быть высказано в необидных для собеседника формах:
· Предположения («Возможно, это не совсем так»);
· Сомнения («Сомневаюсь, что это правильно»; «Неужели это так и есть?»);
· Неуверенности («Не уверен, что это вполне справедливо»);
· Опасения («Боюсь, ты не совсем точен»).
«Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие слова или выражения вместо грубых или бранных. Например:
· использование описательных оборотов речи, перефразирование («человек, который присвоил что-то» вместо «вор»);
· слова с приставкой не («неправда» вместо «вранье»);
· косвенное информирование – намеки, иносказания («ты поступил как непорядочный человек» вместо «ты негодяй»).
Заключение.
В заключение хотелось бы отметить, что в той или иной мере агрессия будет присутствовать всегда. И хотя полностью искоренить ее не представляется возможным, необходимо стремиться уменьшить ее объем. Решение подобной задачи — одна из главных задач современного общества и государства, которое так же играет большую роль в регулировании и контроле речевой агрессии[2].
Список использованной литературы.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
2. И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.
3. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.Е. «Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии», 2011 г.
4. Петрова Н.Е. «Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте», 2006 г.
5. Щербинина Ю.В. «Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления», 2004 г.
6. Щербинина Ю.В. «Проблемы речевой агрессии в общении школьников», 2003 г.
7. Воронцова Т.А. «Речевая агрессия: Вторжение в коммуникативное пространство», 2006 г.
[1] Агитация — действие, преследующее задачу убедить кого-либо в чем-либо.
[2] Пример контроля речевой агрессии государством: ГК РФ ст. 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации».
Источник
» . $title . «
Приемы противостояния речевой агрессии в журналистской практике
Конкретные и актуальные примеры из журналистской практики
Сегодня для русского языка характерно снижение уровня языковой культуры, инвективизация и вульгаризация речи, что говорит об агрессивности общественного сознания. Задача средств массовой информации — не только отражать существующие проблемы, но и искать пути их решения. Именно поэтому многие современные исследователи языка СМИ признают необходимость политкорректности и толерантности речевого поведения журналиста как части успешной коммуникации и возможности гармонизации коммуникативного и социального пространства.
Стоит отметить, что речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения, затрудняет обмен информацией, восприятие и понимание коммуникантами друг друга. Журналистам, для которых эффективная коммуникация является основой профессиональной деятельности, необходимо знать основные формы существования данного явления, уметь распознавать и противостоять им, владеть навыками преодоления конфликта и тактиками бесконфликтного поведения.
Понятие речевой агрессии неоднозначно трактуется исследователями. Так, О.Н. Быкова связывает с ним осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно «явное и настойчивое навязывание собеседнику определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты». А.П. Сковородников характеризует его как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок или поражение в полемике». В данном исследование мы ориентируемся на другое определение этого термина, представленное в стилистическом энциклопедическом словаре русского языка под редакцией М.Н. Кожиной: «использование языковых средств для выражения неприязненности, враждебности; манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие, достоинство».
Традиционно в сфере межличностного общения выделяют следующие типы речевой агрессии:
Оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.
Угроза — обещание причинить адресату вред или зло в случае, если он не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие.
Грубое требование — грубое, выраженное в решительной, категорической форме распоряжение.
Грубый отказ — выраженный в неподобающей форме отрицательный ответ на просьбу или требование. Обычно эта форма речевой агрессии не содержит необходимых формул вежливости (извините, пожалуйста), сопровождается повышенным тоном и не содержит объяснения причины отказа.
Враждебное замечание — это замечание, которое сводится к выражению негативной позиции к адресату или окружающим.
Порицание — выражение неодобрения, осуждения.
Насмешка (колкость) — это обидная шутка, высказанная в чей-либо адрес с целью сказать собеседнику неприятное, подвергнуть его осмеянию.
Ссора — сложный речевой жанр межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия. Существует несколько видов тактик развертывания ссоры — тактика возмущения, тактика насмешки, тактика колкости, тактика упрека, тактика демонстрации обиды, тактика оскорбления и тактика угрозы.
Разберем приведенные выше типы речевой агрессии и тактики развертывания ссоры на примере спора между членами СПЧ, историком Николаем Сванидзе и журналистом Максимом Шевченко, который перерос в драку в прямом эфире радио «Комсомольская правда» (эфир от 30 января 2018 г.).
Оппоненты обсуждали вопрос «Является ли сталинизм болезнью, которую надо лечить».
Сванидзе: Он (Сталин) довел страну до войны с Гитлером в катастрофическом состоянии… К концу 41-го года у нас в немецком плену было 3,8 миллиона человек… Это благодаря Сталину…
Шевченко: Но в отличие от Франции Советский Союз на коленях не стоял, извиняюсь, подмахивая немцам. Советский Союз сражался. А Николай Карлович плюет сегодня на могилы погибших под Москвой…
Сванидзе: Врешь! Врешь ты, мерзавец!
Шевченко: . потому что французы сдались и были союзниками немцев…
Сванидзе: Я не плюю на могилы…
Шевченко: Наши офицеры сражались… Благодаря сталинскому руководству мы были единственной страной, которая дала отпор фашистским захватчикам!
Сванидзе: Благодаря героизму советского народа мы сражались! И потеряли почти 30 миллионов человек!
Шевченко: Демагогия! Конченый демагог!
Сванидзе: Когда ты говоришь, что я плюю на могилы, ты мерзавец! Был бы ближе, по морде бы получил!
Шевченко: Да пожалуйста. Вот я тут. Встань и дай.
Сванидзе: Хочешь?
Шевченко: Давай!
Сложившаяся ситуация является ссорой. Тактика возмущения ярко выражена в начале ссоры словами Максима Шевченко: «Но в отличие от Франции Советский Союз на коленях не стоял, извиняюсь, подмахивая немцам. Советский Союз сражался». Далее мы можем наблюдать тактику упрека, она выражается порицанием и оскорблением оппонента: «А Николай Карлович плюет сегодня на могилы погибших под Москвой…».
Тактика оскорбления (она возникает обычно в кульминации ссоры) и тактика демонстрации обиды ярко выражены в следующих фразах: «Врешь! Врешь ты, мерзавец!», «Демагогия! Конченый демагог!».
И, наконец, в высших по накалу стадиях ссоры, возникает тактика угрозы: «Был бы ближе, по морде бы получил!».
В данной ситуации коммуникантам помогло бы следование правилам бесконфликтного поведения. Например, профессор И. А. Стернин выделяет в качестве важнейшего «принцип терпимости к собеседнику», который включает в себя следующие советы:
не пытаться переделать собеседника во время разговора;
пытаться преодолеть негативную установку в отношении собеседника;
во время общения отвлекаться от недостатков собеседника;
приспосабливаться к собеседнику (учитывать его настроение, уровень речевой подготовленности и т.п.).
О бесконфликтном поведении говорит и правозащитница Людмила Алексеева: «Я уже давно научилась на самые возмутительные, даже оскорбительные вопросы и реплики отвечать спокойно. Уверяю вас, не потому, что меня это не возмущает. Иной раз просто матерятся! А я выслушаю и говорю: «Напрасно вы так горячитесь, молодой человек. Если говорить по существу, я вам вот что отвечу. » Вот и все. Очень хорошо действует даже на самых-самых агрессивных вопрошателей».
Кроме данных правил также существуют и способы преодоления речевой агрессии в конкретных коммуникативных ситуациях. Приведем несколько из них:
Игнорирование. «Не замечать» враждебности со стороны собеседника и не отвечать грубостью на грубость — весьма продуктивный способ защиты от речевой агрессии. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание или отказ от продолжения общения. Опытные и выдержанные собеседники могут продолжить общение спокойным тоном. Такая тактика в большинстве случаев не позволяет продолжать беседу в воинствующем ключе.
Так, журналист Олег Пирожков в эфире радио Sport FM (эфир от 22 декабря 2014 г.) в ответ на реплики журналиста и футболиста Александра Бубнова «Послушай сюда, ты че здесь уже как адвокат выступаешь или прокурор, да?», «Если ты не знаешь, я персона нон-град давно в Спартаке, понял? Или для тебя это новость?», «А че ты эти вопросы задаешь дурацкие?», «Чего ты от меня хочешь, чтобы передача закончилась? Она закончится», «Че ты смеешься?» продолжает задавать вопросы спокойным тоном, не реагируя на провокацию со стороны оппонента. В данном случае ситуация окончилась уходом из студии Александра Бубнова.
Переключение внимания. Этот прием заключается в отвлечении собеседника от его агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние, например, переведя разговор на другую тему. В качестве возможных способов переключения внимания можно назвать следующие: неожиданный вопрос, отвлекающее предложение, апелляцию к прошлому опыту («По этому поводу мне вспоминается случай. »); шутка («У нас прямо как в анекдоте. ») и другие. Возможно, именно этот способ мог бы помочь избежать конфликта в ситуации, сложившейся в эфире радио Sport FM.
Использование правил речевого этикета. Юлия Щербинина отмечает, что речевой этикет также может помочь преодолеть речевую агрессию оппонента. В частности, это:
А. Употребление обращений.
Основная цель обращений — установление и поддержание контакта между собеседниками. Вежливое и уместное обращение — один из самых простых способов демонстрации благожелательного и уважительного отношения к человеку.
Б. Вежливая просьба.
Часто нам приходится обращаться к людям с самыми разными просьбами. Вежливая просьба — как побудительное, но не повелительное речевое действие — противостоит грубому требованию по трем признакам: интонация (спокойная, доброжелательная, просительная); объяснение причины (это надо сделать, потому что…); наличие этикетных формул (пожалуйста, извините и др.).
В. Вежливый отказ.
В повседневном общении часто возникают и противоположные ситуации — требующие вежливо отказать в выполнении просьбы.
Г. Вежливое несогласие.
Несогласие с мнением, суждением, оценкой собеседника, недоверие к его действиям, поступкам, словам иногда выражаются грубо, резко, некорректно. «Какую ерунду ты говоришь!»; «Ты мелешь чушь!»; «Твои слова — полный бред!»; «Вы абсолютно не правы!», «Я с вами категорически не согласен!» — подобного рода высказывания очень обидны и часто провоцируют резкое возражение или протест.
Д. Эвфемизация речи.
Примером использования речевого такта можно назвать речевое поведение Владимира Соловьева в ситуации, когда кандидат в президенты России Владимир Жириновский в ходе дебатов на канале «Россия 24» позволил себе громкие и нецензурные реплики в эфирное время, принадлежащее другому кандидату, а также оскорбил Ксению Собчак, в частности, неоднократно назвав ее «дурой» (эфир от 28 февраля 2018 года). В ответ на некорректное поведение кандидата, ведущий старался уладить ситуацию репликами, в которых использовал обращения и вежливые просьбы: «Владимир Вольфович, я не имею права вас останавливать, но я прошу держать себя в руках», «Вы находитесь на дебатах президентских. Народ выбирает себе главнокомандующего. Пожалуйста, ведите себя соответствующе. Дайте сказать господину Бобурину», «У меня к вам большая просьба. Давайте все же придерживаться хотя бы элементарных приличий. Избиратели, которые нас смотрят, слышат матерную брань, слышат оскорбления. Как бы вы не относились друг к другу, пожалуйста, вы должны показывать пример не только джентельменского, хотя бы достойного отношения друг к другу. Мы не можем на глазах у всей страны устраивать такое».
Источник