Проблема интерпретации невербального поведения
Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение. К этим правилам могут быть отнесены следующие:
1) использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым;
2) мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства («кодировать»);
3) наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербальных знаков («декодировать»).
Вместе с тем выполнение этих правил оказывается не такой простой задачей. Основные проблемы интерпретации невербальных сообщений (их кодирования и декодирования) связаны с самой природой невербальной коммуникации. Например, в группе есть человек, который никогда не выступает. Его молчание является определенным сообщением, но каково его содержание? Стесняется этот человек или ему нечего сказать? Он погружен в свои личные проблемы или просто устал? Найти правильный ответ нам не удается. Молчание передает сообщение, но это сообщение остается неясным.
ТЕОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
В статье В. А. Лабунской и М. В. Бураковой (Лабунская, Буракова, 1998) приводится обзор результатов исследований, выявляющих обусловленность полом отдельных невербальных проявлений. Оказывается, мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины предпочитают прикосновения к себе. Более позитивно воспринимаются прикосновения «мужчина → женщина», чем «женщина → мужчина». Такой элемент невербального поведения, как контакт глаз, также взаимосвязан с тендерным фактором. Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в периоды слушания и говорения.
Некоторые исследователи приводят сведения о преимуществе женщин в умении и точности выражать эмоции. Например, в некоторых исследованиях было выявлено, что женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины – гнева и злобы.
Отмечается связь невербальных паттернов доминантного и подчиненного поведения с невербальными паттернами маскулинности и феминности. Так, в ряде исследований показано, что для мужской аудитории являются менее влиятельными и предпочтительными женщины с компетентным стилем, а наиболее влиятельными оказываются женщины, сочетающие невербальные паттерны компетентного и социального стиля. Женщины, которые в общении демонстрируют невербальные паттерны высокостатусного поведения, воспринимаются мужчинами как угрожающие до тех пор, пока не продемонстрируют «соблазняющего» невербального поведения. Высоко экспрессивные женщины воспринимаются мужчинами как более дружелюбные, чем низко экспрессивные женщины.
Перечисленные в первом параграфе особенности невербальных сообщений – контекстуальность, многозначность, спонтанность и ненамеренность – предопределяют сложность процесса интерпретации невербального поведения. Мы не можем «читать человека как книгу», так же как другие не могут «читать» нас. Тем не менее люди, которые общаются с нами, придают определенное значение нашему поведению и на основании своих наблюдений могут делать важные выводы и принимать решения.
Установлено, что устойчивыми и однозначными являются лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и некоторых других. Остальные способы невербального кодирования подвержены влиянию множества факторов. Среди них:
- общая ситуация общения;
- индивидуальные особенности проявления состояний каждым из участников общения;
- пол;
- возраст;
- степень значимости партнеров друг для друга;
- культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности.
Очевидно, что учесть все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействия с целью точной интерпретации невербальных посланий практически невозможно. Поэтому мы постоянно ошибаемся в определении содержания многих невербальных сообщений, перепроверяем свои выводы, уточняем их, а иногда остаемся в заблуждении.
Итак, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты:
- уникальность невербального языка;
- неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;
- изменчивость способов невербального выражения;
- зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.
Интерпретация невербального поведения превращается в творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.
1. Невербальная коммуникация – это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, то есть сообщений, закодированных и передаваемых особым образом, а именно: посредством выразительных движений тела; звукового оформления речи; определенным образом организованной микросреды, окружающей человека; использования материальных предметов, имеющих символическое значение. От вербальных сообщений невербальные отличает большая многозначность, ситуативность, синтетичность, спонтанность.
2. Невербальное поведение в общении полифункционально. Оно регулирует пространственно-временные параметры общения; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; указывает на актуальные психические состояния личности; позволяет экономить речевые сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.
3. В основу выделения подструктур невербального поведения положены как характеристики невербальных средств, так и системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная. Среди способов кодирования невербальной информации выделяют внешность и ее оформление, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, невербальные аспекты речи, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений не существуют изолированно. Они находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. Тем не менее каждое средство экспрессии имеет самостоятельную традицию исследования.
4. Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты: уникальность невербального языка; неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием; изменчивость способов невербального выражения; зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений. Интерпретация невербального поведения – творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.
Основные понятия:
Вопросы для самопроверки
1. Что общего между вербальным и невербальным языками?
2. Можно ли общаться только с помощью невербальных посланий?
3. Какие функции выполняют невербальные сообщения при взаимодействии с вербальными?
4. Перечислите известные вам способы кодирования невербальной информации.
5. Что такое кинесическая структура невербального поведения?
6. Какие функции в общении выполняют взгляды?
7. Что изучает проксемика?
8. Можно ли по голосу определить характер человека?
9. Что можно сказать о человеке по его походке?
Задание 1. Выразите два противоположных состояния (например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость):
а) используя только мимику;
б) используя только жесты;
в) используя мимику и жесты.
Задание 2. Сделайте по возможности видеозапись интервью между участниками вашей группы, при этом постарайтесь выступить в роли как интервьюера, так и интервьюируемого. При анализе видеозаписи отмечайте мимику и жесты, которые наиболее эффективно подчеркивают смысл ваших слов.
Задание 3. Послушайте и посмотрите выступления двух-трех ведущих прямого эфира на радио и телевидении. Оцените их речь с точки зрения использования интонаций (на радио), жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии (на телевидении). Обратите внимание на то, как влияют на восприятие содержания сообщения такие детали, как цвет и стиль одежды, украшения, косметика, прическа.
Дополнительная литература:
Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980.
Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. – М.: Независимая фирма «Класс», 1993.
Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-н/Д, 1986.
Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997 (глава II, §5).
Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998.
Ниренберг Г., Калеро Г. Читать человека, как книгу. – М., 1990.
Пиз А. Язык жестов. – Воронеж, 1992. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1997.
Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1999 (разд. VIII).
Фаст Дж. Язык тела. – М.: Вече, Персей, ACT, 1995.
Источник
Способы невербального кодирования подвержены влиянию ряда факторов
Введение
Невербальное общение — это такой вид общения, для которого характерным является использование невербального поведения и невербальных коммуникаций в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния па другого человека, утверждает В.А. Лабунская. [21]
В психологической науке накоплен богатейший материал по влиянию профессии, пола, возраста, опыта на восприятие и понимание личности, формирование его эталонов, участие в этом процессе памяти, воображения, мышления. По мнению Г.А.Ковалёвой, Л.Г.Кононович, В.Н.Парфёрова, Х.Миккина в литературе большое внимание отводится невербальному поведению, его структуре и элементам, но психологическое содержание интерпретации различных видов невербального поведения практически не изучены. [17]
В отечественной психологии благодаря исследованиям В.А. Лабунской преодолена неоднозначность в толковании терминов «невербальное общение», «невербальная коммуникация» и «невербальное поведение». В исследованиях Ч.Дарвина, Ф. Дельсарта, Д.Эфрона, А. Шефлена, П. Экмана просматривается тенденция сведения невербального общения к комплексу разнообразных движений тела. [19]
Проблема влияния невербальной информации на восприятие, регулирование и интерпретацию поведения детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития изучена недостаточно. Данную проблему исследовали многие отечественные и зарубежные психологи. О.К.Агавелян, М.С.Агавелян занимались изучением учёта особенностей понимания и вербализации кинесических знаков. Вопросам изучения уровня восприятия и понимания картин в целом и в частности эмоций у детей с ретардационным типом дизонтогенеза посвящено несколько работ в дефектологии. Умственно отсталые не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей. Имеются данные о сниженных возможностях умственно отсталых школьников в опознании основных эмоциональных состояний по выражению лица относительно учеников массовой школы и учеников с ЗПР. [1]
В специальной психологической литературе практически нет исследований по вербализации и семантической адекватности кинесических знаков поведения со стороны детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с задержкой психического развития. Поэтому в числе наиболее актуальных проблем изучения детей с ретардационным типом дизонтогенеза младшего школьного возраста можно отметить необходимость исследования невербального компонента общения.
На основании вышеизложенного можно определить следующую проблему нашего исследования: каковы особенности невербального общения у младших школьников развивающихся по типу ретардации.
Цель исследования: изучить и сравнить особенности невербального компонента общения младших школьников с ретардационным типом дизонтогенеза и нормально развивающихся детей.
Объект исследования: процесс формирования невербального компонента общения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности невербального общения младших школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать адекватные методики изучения невербального общения младших школьников и провести диагностику невербального компонента общения у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
3. Провести количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
4. Выявить особенности невербального компонента общения младших школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать следующую гипотезу: развитие ребёнка по типу ретардации обуславливает задержку или стойкое недоразвитие психики, следовательно, может отрицательно сказываться на формировании невербального компонента общения у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста и обуславливать её качественные особенности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Методы исследования:
1. теоретический анализ педагогической, специальной психологической, медицинской литературы;
2. экспериментальный метод (констатирующий этап эксперимента);
3. анализ медико-психолого-педагогиче-ской документации;
Научная новизна: научное изучение особенностей невербального компонента поведения у детей с ретардационным типом дизонтогенеза с позиции учения С.Л. Рубинштейна о единстве природного и социального, естественного и исторического, о выразительном поведении, которые используются современными исследователями для объяснения многообразия форм невербального поведения, противоречивых связей между ним и психологическими особенностями личности.
Теоретическая значимость: уточнение понятий умственная отсталость, задержка психического развития, невербальное поведение, невербальное общение, невербальная коммуникация в свете новых данных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики.
Практическая значимость: определяется возможностью использования достигнутых результатов курсовой работы в теоретическом курсе по специальной психологии, специалистами-дефектологами, специальными психологами, родителями. Подобранный и апробированный нами пакет психодиагностических методик может быть использован в педагогической практике, родителями, детей с особыми потребностями, студентами специальности «Логопедия», «Специальная психология».
Апробация и внедрение результатов исследования: основные теоретические и практические положения работы обсуждались на творческом заседании научной проблемной группы «Развитие ребёнка в условиях психической депривации». Результаты теоретического анализа и экспериментальной работы были оформлены в виде статьи «Исследование невербального компонента общения у детей с ретардационным типом дизонтогенеза» и представлены на III международной конференции «Научный потенциал студенчества в 21 веке», которая состоялась 24 апреля 2009 года в Северо-Кавказском государственном техническом университете г. Ставрополь.
База исследования: муниципальная специальная коррекционная образовательная школа №33 г. Ставрополя; МОУ СОШ №13 с. Надежда; МОУ СОШ №32 г. Ставрополя.
1. Теоретическое изучение проблемы исследования невербального компонента общения у детей с ретардационным типом дизонтогенеза
1.1. Анализ проблемы невербального общения в трудах отечественных и зарубежных психологов
Выступая одной из сторон бытия, общение является важнейшим понятием современной психологии. Вне общения невозможно само существование человеческой психики. Б.Ф. Ломов утверждает, что особую роль общение играет в организации совместной деятельности, взаимопонимании людей, развитии межличностных отношений. [23]
Рассматривая общение как основной фактор познания людьми друг друга, регулирующий поведение человека по отношению к другим через психическое отражение объекта восприятия, А.Л. Бодалев отмечает, что общение — эго не только речь, но и отражение людьми друг друга во время взаимодействия и одновременно это отношение их друг к другу. Ранее В.Н. Мясищев отмечал, что общение начинается с взаимопонимания, затем оно проявляется во взаимоотношении и затем разворачивается во взаимообращении людей. (10)
В психологической литературе проблеме общения посвящены работы многих исследователей: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, Б.Ф.Ломова, В.И.Лубовского, А.В.Мудрика, В.Н.Мясищева, В.Г.Петровой, Л.А.Петровской, широко освящена данная проблема и в зарубежной психологии — Р.A.Хинде, A.Кeндoм, С.Ландис, которые едины в понимании общения, как сложного многогранного явления, проявляющегося во многих сферах человеческой жизни. [21]
Исследованием социальной перцепции занимались А.А.Бодалёв, А.Г.Ковалёв, Я.Л.Коломинский, Л.Г.Кононович, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, К.Тойм; учёт особенностей понимания и вербализации кинесических знаков изучали О.К.Агавелян, Я.Вальсинер, Дж.Давидз, В.Н.Куницина, В.А.Лабунская, П. Экман; состав активного и пассивного словарного запаса у детей с олигофренией исследовали М.С.Певзнер, С.Я.Рубинштейн, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова; единство возрастных закономерностей при нормальном и аномальном психическом развитии ребёнка и роли субъективного и объективного факторов в этом процессе — Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский, Д.Б.Эльконин.
Особое место в межличностных отношениях в аспектах социальной перцепции занимает тема невербального поведения. Невербальные компоненты имеют немаловажное значение и несут определенную смысловую нагрузку, выполняя важную роль в общей ситуации взаимодействия, определяя продуктивность диалога-общения. Установлено, что вербальная часть сообщения обычно накладывается на предварительно развернутую схему невербальных компонентов. По мнению Т.И.Горелова отношения партнеров по общению, их психические состояния, социальные роли репрезентируются в общении с помощью кинесической структуры раньше. [12]
Согласно научным данным, интерес к диагностическим возможностям выразительных движений проявляется с античных времен и до настоящего времени. До конца XIX века исследования в данной области носили эмпирический характер и проводились в рамках различных научных дисциплин: философия, естествознание, литература, медицина, неврология, психиатрия и т.д. (Гиппократ, Парацельс, Ч. Белл, К. Дюшен, Ч. Дарвин). Данные исследования анализировали выразительные движения с двух точек зрения: клинической — диагностики внутренних состояний, психических и поведенческих расстройств и физиогномической — обусловленности анатомическим строением человека. [38]
С именем Ч. Дарвина связано возникновение эволюционно-биологического подхода к исследованию выразительных движений. Он заключил, что с рождения человек обладает инстинктивной способностью распознавать эмоциональные состояния. Конец XIX века знаменуется новый экспериментальным этапом изучения выразительных движений. Они рассматривались с точки зрения психологии эмоций, их изучением занимались В. Вунд,
У. Джеймс, Г. Ланге. В 50-х годах XX века психологическое изучение выразительных движений выделяется как самостоятельное направление [5].
Заслуга отечественных психологов в истории исследования невербального поведения состоит в рассмотрении выразительных движений и переживаний в их подлинном единстве. Традиции изучения невербального поведения как
внешнего проявления личности были заложены работами В. Классовского, И.М. Сеченова, И.А. Сикорского, С.Л. Рубинштейна. Особенно значительное влияние на развитие теории отечественной психологии невербального поведения оказали идеи С.Л. Рубинштейна о единстве природного и социального, естественного и исторического, о выразительном поведении. В 60-е годы XX столетия идеи отечественных психологов о взаимосвязи личности и экспрессии легли в основу трактовки феноменов понимания человека человеком. Формирование социально-перцептивного подхода к экспрессии человека связано с именем А.А. Бодалева. Он указывает, что экспрессия личности непосредственно связана с её психологическими особенностями. [7]
В определение нейрофизиологических основ невербального поведения большой вклад внесли отечественные физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, П.К. Анохин. Сеченов подчеркивал, что «всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится лишь к одному явлению — мышечному движению», тем самым, доказывая, что и выразительные движения служат средством проявления психических процессов. На основе его работ стал развиваться подход к выразительным движениям как средству объективизации психологических характеристик личности. Открытый П.К. Анохиным механизм двойной регуляции внешних выражений эмоций предполагает участие коры и подкорковых структур в осуществлении контроля над выразительными движениями. Современные исследования объективно доказывают активность разных участков коры и подкорковых образований при формировании выразительных движений и их опознании.[6]
Анализ имеющейся литературы по психологии невербального общения, поведения показывает, что в настоящее время одной из главных проблем в данной области знания является «проблема, обозначенная как терминологическая путаница и возникшая в результате расчлененности самого феномена «невербальное общение» на отдельные его проявления. Термин «невербальное» стал категорией, объединяющей различные явления, и превратился в широкое понятие «несловесный язык». В самом широком смысле слова термин «невербальный» обозначает всё, что несет информацию о человеке, говорит нечто о нём бессловно, по образному выражению И.Л. Горелова и В.Ф.Енгалычева, система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения и влияния на людей. В отечественной психологии В.А. Лабунской преодолена неоднозначность в толковании терминов «невербальное общение», «невербальная коммуникация» и «невербальное поведение». Понятие «невербальное общение» является более широким, чем «невербальная коммуникация» и «невербальное поведение». «Невербальное общение» — это такой вид общения, для которого характерным является использование невербального поведения и невербальных коммуникаций в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния па другого человека». Основанием определения данного понятия служит понимание Л.С. Выготским общения как «процесса, основанного на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующего известной системы средств». [8]
Самое узкое понятие «невербальная коммуникация» определяется как система символов, знаков, жестов, необходимых для передачи сообщения с большой степенью точности и не коррелирующих с психологическими и социально-психологическими качествами личности. И, наконец, невербальное поведение — это разнообразные движения, сопряженные с изменяющимися психическими состояниями человека, с его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения. В структуре невербального поведения выделяют кинесическую, просодическую, такесическую, экстралингвистическую и ильфакторную системы. Наряду с устойчивыми движениями, в него входят элементы, соответствующие динамическим состояниям личности. Они накладываются на индивидуальные и групповые программы невербального поведения. Поэтому невербальное поведение не являемся системой кодов с жестко закрепленными знамениями. [19]
В зарубежной психологии можно выделить два основных подхода к пониманию невербального поведения. По утверждению Д. Эфрона, П. Экмана, Л. Холла в своем узком и более точном смысле понятие невербальное поведение относится к действиям, которые отличаются от речи. Таким образом, сюда входят мимика, жесты кисти и руки, позы, положения тела и разнообразные движения тела, или ног, иди ступней. [20]
П. Экман и У. Фривен выделяют пять основных видов невербального поведения, которые иллюстрируют некоторые из этих функций. Первый вид — символы, включающие небольшую группу невербальных действий, которые можно точно перевести в слова (например, покачать головой, улыбнуться) — Второй вид — иллюстраторы, являются до некоторой степени частью речи и выполняют функцию акцентирования (например, движения головы или кисти, которые человек часто делает, произнося слова, находящиеся под логическим ударением). Сюда же относятся жесты-указания, и другие движения, выполняющие функцию помощника речи. Третий из основных видов -выражение аффекта. К четвертому виду — к регуляторам — относятся действия, которые помогают инициировать и заканчивать речь участников в ситуации социального взаимодействия. К последнему виду — к адаптерам — относятся действия, которые связаны с удовлетворением телесных потребностей, например, почесывание или изменение положение тела на более удобное. [27]
Основной функцией невербальной коммуникации является передача намерений, установок участников общения, проявляющихся в их оценках, эмоциях, отношениях к партнеру. По мнению Лабунской В.А. невербальное поведение выполняет информационную, регулятивную и аффективную функции в общении. Невербальные знаки полифункциональны. Важным для понимания процесса опознания невербального поведения является положение о механизме обратной связи, благодаря которому человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые кажутся боле эффективными. В его основе лежит психофизиологической механизм «опережающего отражения» как образа ожидаемого результата действия, раскрытый в теории функциональных систем. При осуществлении поведенческого акта реальное действие сравнивается с ожидаемым. Сравнение возможно за счет поступления в мозг информации о реальном действии. В случае несовпадения реального результата с ожидаемым формируется новый поведенческий акт с включением других структур и процессов. Восприятие другого можно представить как получение, обработку и синтез информации, необходимой для адаптации к ситуации, к особенностям партнера по общению. Основные способы понимания невербального поведения — эмпатия, рефлексия, анализ ситуации общения и речевого поведения общающихся, оценка состояния на основе внешнего вида невербального поведения. [11]
Таким образом, невербальное поведение — разнообразные движения, сопряженные с изменяющимися психическими состояниями человека, с его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения. В структуре невербального поведения выделяют кинесическую, просодическую, такесическую, экстралингвистическую и ольфакторные системы. Современные исследования различных элементов невербального поведения четко свидетельствуют об их полифункциональности. Невербальное поведение выполняет информационную (диагностическую), регулятивную и аффективную функции в общении. Развитие социально-перцептивного подхода позволило понять невербальную коммуникацию как процесс, построенный по модели когнитивного процесса приема и переработки социальной информации. Разрабатываемая в отечественной психологии модель двухфакторной системы общения людей убедительно показывает паритетность невербального плана в передаче информации от человека, к человеку.
1.2. Особенности невербального общения у детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей.
Ретардация — задержка физического развития и формирования функциональных систем организма, зависит от начала функционирования органа и следовательно от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез. [36]
В ретардационный тип дизонтогенеза входит задержка психического развития и умственная отсталость. Задержка психического развития — отставание в развитии психической деятельности ребёнка с минимальными органическими повреждениями нервной системы, а также длительно находящегося в условиях социальной депривации, характеризующееся незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием познавательной деятельности и имеющее свои качественные особенности. Умственная отсталость — стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. [37]
В психологической литературе практически нет исследований по вербализации и семантической адекватности кинесических знаков поведения со стороны подростков с интеллектуальной недостаточностью. В то время как данные исследователей: Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, В.Ю. Карвялиса, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, E.Миллера, Ф.Н. Уолза, свидетельствуют, что проблемы принимают специфичность, если решаются на уровне патологии. Несмотря на то, что при умственной отсталости искажены механизмы общения (речь, словарный запас, пространственный компонент), эмоционально-волевая сфера в целом более сохранна, чем интеллектуальная, а значит и развитие личности для успешного общения в социальной среде представляется одним из вероятных путей коррекции. [14]
Известно, что уровень понимания, осознания ребенком своей речи как деятельности может служить средством диагностики уровня интеллектуального развития. В исследованиях, посвященных активному словарному запасу умственно отсталых подростков, практически не акцентируется внимание на понимание и возможностях вербализации эмоциональных состояний данной категорией детей. Уровень развития психологии невербального поведения позволяет констатировать факт наличия различных механизмов его опознания, что базируется на особенностях самого невербального поведения как специфического знака, сохраняющего свой когнитивный и коммуникативный инварианты. Если, в целом, в психологии встречаются методы диагностики способов опознания и вербализации невербального поведения, то в коррекционной психологии, подобных разработок значительно меньше. [2]
Влияние культурно-специфического контекста на успешность опознания невербального поведения приведено в некоторых фундаментальных исследованиях. Однако и в них основной акцент сделан на выяснении уровня адекватности опознания и практически не ставится вопрос об изменении содержания поля психологических значений, способов интерпретации в зависимости от установки вообще и от словесной психологической установки в частности. Тем самым как бы игнорируется картина видения субъектом познания невербального поведения.[6]
Исследования В.Вярянена, Дж.Лауве, Д.И.Намазбаевой, У.В.Ульенковой, Н.Я.Семаго показывают реальную возможность овладения умственно отсталыми детьми и детьми с ЗПР элементами общения между людьми, понимания невербальных компонентов. Однако анализ практической литературы выявил ограниченное количество программ по развитию социальных умений, обучению понимания и вербализации невербальной информации с учетом специфики восприятия умственно отсталыми школьниками. Наличие же подобных курсов в арсенале коррекционных педагогов и психологов, способствовали бы расширению социально-перцептивной, эмоциональной сферы, способствовали бы пополнению активного и пассивного словарного запаса, помогали бы в преодолении ограниченности жизненного опыта подростков закрытых типов учреждений. В исследованиях О.К.Агавеляна, А.Г.Асмолова, М.ЛХомелаури, Ш.А. Надирашвиллн, Д.Н,Узнадзе доказано, что если испытуемый получает предварительную словесную или какую-либо другую информацию об объекте наблюдения, то она часто может оказать свае воздействие при формировании образа. Основной акцент в исследованиях по невербальному поведению сделан на изучении экспрессивной функции и функции создания образа партнера по общению. Круг психологических условий успешного опознания невербального поведения определен, главным образом, в исследованиях по восприятию мимики, интонации. Проблема влияния невербальной информации на восприятие, регулирование и интерпретацию поведения диады и группы изучена недостаточно. Исследование влияния различных видов психологических установок на процесс понимания, вербализации кинесических знаков подростков с умственной отсталостью и ЗПР встречается только в работах О.К.Агавеляна. Но вопрос влияния положительной и отрицательной словесной психологической информации на восприятие, регулирование, интерпретацию поведения детей с олигофренией и ЗПР не исследовался. [3]
Процессы социального развития общества определяют приоритетные задачи в области специальной психологии, где большое значение приобретают новые формы подготовки личности детей с проблемами развития к межличностным взаимодействиям, способствующие оптимизации процесса их адаптации. Это доказывает значимость исследований специфических структур социального взаимодействия, которые лежат в основе развертывания невербального поведения и его вербализации [15].
Учащиеся вспомогательной школы постоянно сталкиваются с разнообразной знаковой информацией невербального характера и с необходимостью ориентироваться, опознавать и вербализовывать знаковые системы, адекватно на них реагировать и пользовать для перекодировки поступившей информации в систему реального поведения. Переход от установочного слова к образу, процессы конкретизации и спецификации познаваемого объекта базируются на системе полимодальных связей. В этих процессах происходят трансформации сенсорных компонентов образа из одних модальностей в другие, их объединение и расчленение, усиление и ослабление и т.д. Слово выступает как средство таких трансформаций, Б.Г.Ананьев писал: «В психическом развитии человека, как и духовном развитии человечества, теснейшим образом связаны две тенденции: перевод всех образов любой модальности на зрительные схемы (тенденция визуализации чувственного опыта) и развитие обозначающей (сигнификативной) функции речи посредством абстрагирующей и обобщающей работы мысли. Вследствие этого развития речи, опосредующего и регулирующего общий ход психической деятельности, происходит вербализация всего жизненного опыта». Вербализованные образы разных уровней сложности рассматриваются исследователями как естественные и необходимые компоненты содержания любого речевого взаимодействия. В процессе школьного обучения необходимо готовить детей к адекватному и осознанному опознанию и вербализации невербальной знаковой системы человека как условию формирования собственного поведения в социуме. [5]
Основная причина дезадаптации умственно отсталых кроется в неумении общаться: дети-олигофрены часто не могут подойти к человеку и получить от него требуемую информацию. [18]
Экспериментальные исследования высшей нервной деятельности у детей с олигофренией показали, что среди многих нарушений ведущим является патологическая инертность нервных процессов. Она особенно выражена во второй сигнальной системе, с него связана тугоподвижность образованных связей и сложность образования новых связей. Клинические наблюдения показывают, что ребенок с олигофренией в игровой деятельности и в поведении стереотипно повторяет одни и те же формы и с большим трудом переходит от старых стереотипных связей к новым формам игры и поведения. Недоразвитие всех сторон речевой функции, недоразвитие пассивной и активной сторон речи, искажение семантики слов затрудняет или делает невозможным коррелирование поведения ребенка. [16]
Л.С.Выготский подчеркивал, что особенности взаимоотношения умственно отсталых детей с окружающими, как вторичные осложнения основного дефекта, в большей степени поддаются коррекции, чем первичные нарушения. Более того, отношения умственно отсталого ребенка с окружающими Л.С.Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности, «ибо из коллективного повеления, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции». [9]
Знакомство с любым человеком представляет значительные трудности для детей-олигофренов, которые в силу инерции мыслительных процессов, слабости речевой регуляции поведения в целом, неумения отделить второстепенное от значимого, недифференцированного и узкого восприятия (в психологическом и социально-психологическом смыслах), приверженности к стереотипам и косвенности мышления очень затрудняются на первых этапах непосредственных контактов с людьми, не умеют построить общую линяю поведения и поэтому делают значительные ошибки, которые нарушают процессы социальной адаптации. Но так как эмоционально-волевая сфера олигофренов в целом более сохранна, чем интеллектуальная, то развитие личности для успешного общения в социальной среде представляется одним из вероятных путей коррекции. [35]
Умение адекватно воспринимать эмоциональные выражения и состояния человека, понимать эта состояния составляет начало эмоциональной культуры человека, которая складывается из эмоциональной отзывчивости, способности понимать и ценить чувства других людей, умения сопереживать и сочувствовать другим людям, делить с ними свои переживания и понимать чувство ответственности за свои эмоциональные проявления. Вопросам изучения уровня восприятия и понимания картин в целом и в частности эмоций у детей-олигофренов посвящено несколько работ в дефектологии. Умственно отсталые «пусть не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей». Имеются данные о сниженных возможностях умственно отсталых школьников в опознании основных эмоциональных состояний по выражению лица относительно учеников массовой школы и учеников с ЗПР. Исследование О.П. Гаврилушкиной показало, что умственно отсталые дошкольники при рассматривании картин плохо отражают выразительные средства, которые воспринимаются ими изолированно, вне связи с эмоциональными состояниями действующих лиц и общим эмоциональным фоном. В большинстве исследований по невербальному поведению акцент делался на изучении экспрессивной функции и функции создания образа партнера по общению, проблема же влияния невербальной информации на восприятие, интерпретацию и вербализацию эмоций в группах и диадах изучена слабо. [11]
Таким образом, умственно отсталые не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, у них снижены возможности в опознании основных эмоциональных состояний по выражению лица относительно учеников массовой школы. Имеются различия в овладении невербальным общением в зависимости от вида ретардации. У детей с умственной отсталостью имеются более грубые нарушения в овладении невербальным компонентом общения, чем у детей с ЗПР. Дети с задержкой психического развития при рассматривании картин плохо отражают выразительные средства, которые воспринимаются ими изолированно, вне связи с эмоциональными состояниями действующих лиц и общим эмоциональным фоном, но, несмотря на это умственно отсталые дети и дети с ЗПР имеют реальную возможность овладения элементами общения между людьми, понимания невербальных компонентов.
2. Экспериментально-психологиче-ское исследование невербального компонента общения у детей с ретардационным типом дизонтогенеза.
2.1. Организация и методики исследования невербального компонента общения младших школьников, умственной отсталостью, с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников.
Эксперимент проводился на базе специальной коррекционной образовательной школы №33 г. Ставрополя в классе коррекционно-развивающего обучения, где обучаются дети с умственной отсталостью; в МОУ СОШ №13 с. Надежда с детьми с задержкой психического развития. Они составили экспериментальную группу в нашем эксперименте. В качестве контрольной группы нами были отобраны 6 учащихся МОУ СОШ №32 г.Ставрополя с нормальным психофизическим развитием. В экспериментальной работе участвовало 18 детей в возрасте 7 — 9 лет.
Методика 1. «Определи выражение лица».
Цель: оценить уровень эмпатии или эмоциональной восприимчивости ребёнка. Методика предназначена для детей от 5 лет.
Инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций. Его задача назвать, какие эмоции соответствуют этим схемам. Для этого он должен каждую схему попытаться изобразить на своём лице, а затем уже назвать соответствующее чувство.
Экспериментатор проверяет по ключу, насколько точно вообразил ребёнок каждое состояние и смог назвать его.
Обработка результатов: 1. радость; 2. спокойствие; 3. грусть; 4. удовольствие; 5. смущение; 6. насмешка; 7. злость; 8. недовольство; 9. страх.
Далее проводится это же задание, но с использованием рисунков с изображением эмоций.
Обработка результатов: 1. сожаление; 2. радость; 3. злость; 4. удовольствие; 5. разочарование; 6. испуг; 7. восторг; 8. недоверие. Ответы детей, их эмоциональные проявления фиксировались в протоколе.
Результаты оценивались по следующей шкале:
высокая степень — ребёнок справился с заданием, изобразил от 7 до 9 эмоций и смог правильно назвать их — 3 балла;
средняя степень — ребёнок частично справился с заданием, изобразил и назвал от 3 до 6 состояний — 2 балла;
низкая степень — ребёнок не справился с заданием или изобразил только 1-2 эмоциональных состояния — 1 балл.
Методика 2. «Составления невербального портрета». Методика предложена Субботиной Л.Ю. Предназначена для детей от 6 лет.
Цель: позволяет выявить умения в соотнесении отдельных невербальных признаков (глаза, губы и руки) между собой, создающих в комплексе динамические особенности образа, соответствующего определенному эмоциональному состоянию. А также позволяет выявить определённые образы-эталоны у конкретного ребёнка и следовательно узнать, на что он ориентируется в жизни.
Инструкция: предлагается ряд изображений отдельных выразительных элементов мимики и жестикуляции. За каждым скрывается определённое чувство. Экспериментатор предлагает ребёнку составить из элементов «самого хорошего» и «самого плохого» человека. Затем на основании выбранных элементов составляется эмоционально-чувственный портрет. Ребёнка просят объяснить, почему он выбрал именно эти элементы. Элементы соотносятся с личностными характеристиками, представленными в ключе.
Источник