- ЕГЭ. Экономика. Тема 13. Конкуренция
- Конкуренция
- Функции конкуренции
- Виды конкуренции
- Закон о защите конкуренции
- Неценовая конкуренция
- Что такое неценовая конкуренция
- Чем отличается от ценовой конкуренции
- Когда применяется
- Преимущества и недостатки неценовой конкуренции
- Виды неценовой конкуренции
- Продуктовая
- Функциональная
- Сервисная
- Инновационная
- Дифференциация продукта
- Коммуникативная
- Реклама и продвижение
- Направления
- Формы
- Основные стратегии неценовой конкуренции
- Основные отрасли
- Дифференциация продукта
- Реклама и продвижение
- Методы неценовой конкуренции
- Примеры неценовой конкуренции
- Программы лояльности
- Уникальные торговые точки
- Накопление положительных отзывов
- Послепродажное обслуживание
- Неценовая конкуренция и сверхприбыль
- Стимулы для неценовой конкуренции
- Регулирование цен
- Акты сговора и картельных соглашений
- Дела с участием совместных предприятий
- Антимонопольное право и неценовая конкуренция
- Заключение
ЕГЭ. Экономика. Тема 13. Конкуренция
Конкуренция — одно из условий эффективности рынка. Что же такое конкуренция и каковы её виды?
Конкуренция
Конкуренция – от лат. сталкиваться, состязаться. Это соперничество участников рынка за лучшие условия производства и купли-продажи.
Быть конкурентоспособным — значит превосходить остальных по качеству предлагаемой продукции, по её разнообразию, постоянно искать новые пути обеспечения привлекательности товаров и услуг, идти в ногу со временем.
Функции конкуренции
- Регулирующая– воздействие на предложение, на производство необходимых благ.
- Аллокационная( от лат. размещение) – эффективное использование факторов производства в тех местах, где будет от них большая отдача.
- Инновационная– использование новейших технологий, достижений научно- технического прогресса.
- Адаптационная – рациональное приспособление к условиям рынка, постепенный переход от простого самосохранения, самовыживания на рынке до расширения сфер влияния на нём.
- Распределительная— прямое или косвенное воздействие на объём и вид продукции.
- Контролирующая – недопущение монополистического диктата одних участников рынка над другими
Все данные функции конкуренции в единстве и взаимосвязи обеспечивают эффективную работу рыночного механизма.
Виды конкуренции
По методам соперничества:
- Ценовая . Её суть заключается в том, что предприниматели снижают цены на продукцию.
- Неценовая.
Методы неценовой конкуренции:
- предложение товара более высоко качества и удобного, яркого внешнего оформления, упаковки
- придание новых свойств уже имеющимся товарам (например кухонная посуда с антипригарным покрытием)
- создание новых товаров, которых ранее не было ( например, в своё время это были хлебопечки, мультиварки, планшетники и др.)
- широкое использование рекламы
- качественное обслуживание
- дополнительные виды услуг: обучение покупателей тому, как пользоваться товаром, установка оборудования, гарантированное обслуживание и др.
По условиям протекания:
- Совершенная (свободная или чистая )конкуренция. При совершенной конкуренции ни один из участников рыночного хозяйства не может повлиять на установку цен на товары и услуги. Это некая идеальная модель рынка, своеобразный «бег вместе».
Условия для свободной конкуренции:
- небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара
- однородность товара
- ничем не ограниченный доступ и выход с рынка
- продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно
- неограниченное число участников
- мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов
- наличие полного объёма информации ( о спросе, предложении, процентной ставке и др.)
- однородность одноимённых товаров ( то есть нет торговых марок, так как они ставят в привилегированное положение кого-либо).
- отсутствие монополий, инфляции, вынужденной безработицы.
- Несовершенная конкуренция . При такой конкуренции есть обстоятельства, которые её ограничивают, например, монополия, если нарушено хотя бы одно условие свободной конкуренции.
Особенности несовершенной конкуренции:
- раздел рынка между крупными компаниями
- ограничение самостоятельности участников рынка
- контроль сегментов рынка (сегменты рынка- это группы , обладающие схожими характеристиками, например, одинаковым товаром).
- использование нечестных способов соперничества
По масштабам развития:
- Индивидуальная – предприниматель стремится достичь лучших для себя условий деятельности на рынке.
- Местная— соперничество на определённой территории между предпринимателями.
- Отраслевая – стремление получить наибольшую прибыль в рамках одной отрасли (её ещё называют горизонтальная конкуренция)
- Межотраслевая — борьба производителей разных отраслей за покупателей для удовлетворения определённой потребности (вертикальная конкуренция), например, удовлетворением потребности в информации занимаются радио, Интернет, телевидение, газетно-книжные издательства.
- Национальная— соперничество на рынке страны
- Глобальная – соперничество на мировом рынке.
По характеру поведения хозяйствующих объектов
- Гарантирующая – стремление сохранить своё положение на рынке, повышение качества продукции, предоставление дополнительных услуг. Она свойственна для тех производителей, у которых нет средств для серьёзной, масштабной модернизации своей продукции.
- Приспособленческая – для такой конкуренции свойственно лишь копирование инновационных разработок соперников.
- Креативная— это создание новых товаров, видов услуг, широкое применение рекламы.
Существует так называемая нечестная конкуренция — при ней используют противоправные способы борьбы со своими конкурентами, вплоть до доведения до банкротства, разорения.
Признаки нечестной конкуренции:
- распространение ложной информации о качестве и производстве товаров
- распространение сведений об опасности продукции конкурента
- резкое снижение цен на свои товары, чем привлекаются покупатели
- переманивание кадров
- промышленный шпионаж
- блокировка доставки конкурентам сырья и пр.
Закон о защите конкуренции
Конкуренция защищается на государственном уровне, так как является одним их важнейших условий эффективности рынка страны в целом.
Закон « О защите конкуренции» принят в РФ в 2006 году.
Цели:
- пресечение недобросовестной конкуренции
- пресечение монополистической деятельности
- пресечение ограничения конкуренции органами власти
В законе определено, что действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат закону, требованиям добропорядочности , разумности и справедливости, причиняют или могут причинить убытки хозяйствующим субъектам, нанести вред их деловой репутации.
В законе установлены формы недобросовестной конкуренции в статье 14:
- распространение ложных, неточных или искажённых сведений , способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации
- введение потребителей в заблуждение относительно характера , способа и места изготовления , потребительских свойств, качеств товара
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов
- продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения услуг работ.
- получение, использование, разглашение научно- технической, производственной, торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца
Источник: «Закон о защите конкуренции».
Демпинг — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. В ряде стран он запрещён официально, так как подрывает конкуренции на рынке.
«Административный ресурс» — это нарушение государственными должностными лицам своих полномочий, то есть коррупция.
Таким образом, конкуренция защищается государством, чтобы создать максимально удобные условия для её развития, а значит, и для усовершенствования рыночного хозяйства в стране в целом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Неценовая конкуренция
Владельцы бизнеса часто используют цены на товары в качестве регулирующего фактора, который призван повысить конкурентоспособность за счет привлечения внимания клиентов. Поэтому снижение цены — простой способ работы с клиентами, но который не всегда действует безотказно. Рано или поздно цены приходится поднимать, из-за чего покупатели переходят к конкурентам. Поэтому завоевывать лояльность лучше с помощью неценовой конкуренции.
Что такое неценовая конкуренция
Неценовая конкуренция — это разновидность борьбы на рынке, которая привлекает внимание покупателей не за счет стоимости товара, а за счет других рыночных факторов. Это выражается в расширении ассортимента, улучшении характеристик товаров, дизайна, внедрении новых технологий, гарантийном обслуживании.
Чем отличается от ценовой конкуренции
При ценовой конкуренции главным фактором привлечения внимания становится снижение стоимости продукта. При неценовой используются другие методы. В первом случае уменьшают стоимость за счет снижения расходов на выпуск продукта. Во втором случае расходы не уменьшаются, благодаря чему товар или услуга не теряют качества.
Когда применяется
Неценовая конкуренция используется когда:
Нет возможности уменьшить стоимость продукта. Это может быть связано с государственным надзором или с наличием картельного соглашения, регламентирующего минимальную цену.
Покупательский спрос больше предложения.
При производстве и распространении продукции потрачена большая сумма, из-за чего снижение стоимости становится убыточным для компании.
Преимущества и недостатки неценовой конкуренции
Подобная стратегия на рынке характеризуется плюсами и минусами, зависящими от способа применения этого инструмента. Преимущества неценовой конкуренции:
доступность для собственников бизнеса;
конкурентам понадобится время на разработку собственной политики неценовой конкуренции;
компании могут сосредоточиться на тех инструментах, которые подходят больше всего (разработка нового дизайна или рекламная кампания).
из ЦА исключаются клиенты, для которых главным фактором выбора продукта остается стоимость;
необходимость нанимать профессионалов для правильной реализации неценовой политики;
противодействие со стороны конкурентов.
Виды неценовой конкуренции
Виды неценовой конкуренции используются не по отдельности, а сразу несколько для усиления эффекта.
Продуктовая
Заключается в обширном ассортименте. Производитель увеличивает выпуск продукции, магазины закупают больше товаров для привлечения клиентов.
Функциональная
Основывается на расширении сферы через внедрение услуг, не относящихся к деятельности компании. Например, в торговом центре ставят устройство для ксерокопий, а напротив отделения банка — кофейный аппарат.
Сервисная
Этот вид должен удовлетворить потребности покупателя через хороший сервис. Сюда относится организация круглосуточной техподдержки, бесплатная доставка. Для этого требуются грамотные сотрудники.
Инновационная
Основана на оперативном внедрении технологических новинок. К этому виду относят онлайн-консультации, возможность заказать продукты на сайте, мобильные приложения для управления личным кабинетом.
Дифференциация продукта
Главная цель ― придание товару особенных свойств. Товар выделяют в глазах потребителя среди другой продукции сегмента, наделяют незаменимыми качествами.
Коммуникативная
Используется чаще в розничной торговле. Основывается на создании ощущения у клиентов, что они принадлежат к определенной социальной группе, для которой характерен одинаковый образ жизни. Например, магазины с вегетарианской продукцией.
Реклама и продвижение
С помощью рекламы привлекают внимание, повышают узнаваемость бренда и интерес к товару. Правильно спланированная рекламная кампания заставляет покупателей делать покупки даже без учета характеристик товара.
Направления
Неценовая политика строится по одному из двух, а иногда и сразу по обоим направлениям:
конкуренция в области рынков сырья;
конкуренция в области сбыта товаров или реализации услуг.
Формы
Популярные формы неценовой политики:
улучшение качества обслуживания;
предоставление выгодных условий сотрудничества;
оформление привлекательного дизайна;
проведение масштабной рекламной кампании.
Основные стратегии неценовой конкуренции
При проведении политики неценовой конкуренции компания производит товар с улучшенными характеристиками или пересматривает систему сбыта. Оба направления представляют собой важные стратегические решения, которых необходимо придерживаться последовательно.
Основные отрасли
Есть две основные отрасли, они взаимодополняют друг друга и редко используются отдельно.
Дифференциация продукта
Основана на изменении товаров и услуг или смене их позиционирования на рынке. Это помогает выработать уникальный продукт, к которому можно добавить дополнительные сопутствующие услуги по сопровождению и обслуживанию сделки. Это сформирует в глазах потребителей дополнительную ценность продукта.
Реклама и продвижение
Аудиторию заинтересовывают за счет рекламы и PR кампаний. Это способ привлечь внимание к переработанному или новому продукту. При организации продвижения важно выделить особенности товара или услуги, которые будут ориентированы на целевую аудиторию.
Методы неценовой конкуренции
В методы неценовой конкуренции входят:
предоставление преимуществ через улучшение продуктов: расширение ассортимента, улучшение качества товаров, дифференциация;
стимулирование сбыта товаров: выдача пробных образцов, проведение лотерей, акций, скидок, организация игр и других мероприятий;
организация рекламы и выстраивание связей с общественностью: разные форматы рекламной подачи, презентация продукта на конференциях, коллаборация с другими компаниями.
Примеры неценовой конкуренции
Внедрение новой стратегии происходит разными способами, рассмотрим наиболее популярные.
Программы лояльности
Компании вводят программы лояльности для удержания клиентов. С помощью клубных карт они получают скидки, подарки, копят баллы, что заставляет привязываться к бренду и покупать продукцию.
Уникальные торговые точки
Это помогает привлечь внимание клиентов необычным дизайном и функционалом торговой точки. Такой способ хорошо подходит для воздействия на старых покупателей и новых.
Накопление положительных отзывов
Положительная репрезентация подкупает клиентов, они начинают считать товар или услугу проверенными. Отзывы реальных людей стимулируют других покупателей.
Послепродажное обслуживание
Качественный сервис повышает лояльность клиентов и укрепляет уверенность в качестве товара. Компании это обходится не так дорого и одновременно формирует ее важное конкурентное преимущество на рынке.
Неценовая конкуренция и сверхприбыль
Сверхприбыль — это доход, который компания может получить больше показателей стандартной выручки. Ценовая конкуренция создает возможности для получения сверхприбыли на короткий период, в то время как неценовая конкуренция требует длительных усилий, но работает на долгий срок. Приемы этой стратегии формируют лояльную базу клиентов, готовых приобретать у компании больше товара по фиксированной стоимости.
Стимулы для неценовой конкуренции
Используют несколько основных стимулов построения стратегии неценовой конкуренции.
Регулирование цен
Влияние на стоимость товаров — не прямое условие формирования политики неценовой конкуренции. Когда другие компании снижают цены на предлагаемые продукты, бизнесу стоит не следовать их примеру, а создавать собственную стратегию продвижения на основании неценовых факторов.
Акты сговора и картельных соглашений
При заключении картельных соглашений участники рынка договариваются о покупке или продаже продукции по определенной стоимости. Договор регулирует объемы продаж, закупок для давления на текущий уровень цен. Это становится причиной внедрения стратегии неценовой конкуренции, что обусловлено невозможностью компании повлиять на это другими методами.
Дела с участием совместных предприятий
Совместные предприятия — это способ сотрудничества сторон, при котором происходит взаимодействие. Это помогает создать выгодные для обеих сторон условия.
Антимонопольное право и неценовая конкуренция
Конкуренция ― неотъемлемая часть рынка, так как создает условия для эффективного использования ресурсов. Антимонопольное законодательство не ограничивает методы неценовой конкуренции, если бизнес действует в рамках закона. В ином случае антимонопольное регулирование происходит следующим образом:
поощрение формирования товаров-заменителей;
поддержание форм среднего и малого бизнеса;
привлечение инвестиций, создание совместных предприятий;
финансирование мероприятий по расширению товаров для устранения главенствующего положения субъектов.
Заключение
Неценовая конкуренция ― составная часть рыночных отношений, которая помогает бизнесу привлекать клиентов. В перспективе такая стратегия приводит гораздо большую аудиторию, чем одномоментное снижение цен, однако для этого необходима проработанная политика, включающая в себя несколько инструментов.
Источник