Нетрадиционные методы лечения: когда они полезны?
Главная > Консультации > Детский врач > Нетрадиционные методы лечения: когда они полезны?
Большинство родителей, скорее всего, не будут давать ребенку никакие лекарства кроме, разве что, парацетамола, не посоветовавшись предварительно с врачом. Некоторые — без рекомендации не дадут малышу даже витаминку. Но в то же самое время многие из них, совершенно ни о чем не задумываясь, приобретают в аптеке разнообразные «народные» средства (в том числе травы) для лечения у ребенка простуды, гриппа или запора.
Таких действительно много. Очевидно, что народные и другие нетрадиционные методы — будь то эхинацея, призванная «задавить простуду в зародыше», лаванда для снятия стресса, ромашковый чай, облегчающий страдания при коликах и т. д. — прочно обосновались в родительской практике лечения маленьких детей.
Но все же вызывает сомнение, место ли им там? На протяжении долгого времени альтернативная медицина — и те, кто ее практикует и проповедует, — существовали где-то на периферии врачебного сообщества. Сегодня же она в той или иной форме проникла практически во все области традиционной медицины — от кардиологии до онкологии. Но, к несчастью, научные исследования, посвященные применению ее в педиатрической практике, пока редки.
Для начала давайте разберемся, что является нетрадиционной медициной. Нетрадиционная медицина — это комплекс знаний, которые были тщательнейшим образом, отобраны нашими предками, о вреде и пользе различных растений, минералов, и многих факторов, которые, так или иначе, влияют на здоровье человека в целом. Эти знания собирались по крупицам, методом ошибок и проб на протяжении длительного периода времени. По мере того, как развивалось человечество, эти знания совершенствовались. По своей сути эти знания, этот опыт являются очень ценными для человечества. Тогда почему традиционная медицина отрицает нетрадиционные методы лечения? На самом деле, зачастую люди неверно пользуются рецептами альтернативной медицины. Современная медицина в своем арсенале использует достаточно эффективные методы лечения множества заболеваний, вводятся прогрессивные способы, довольно часто многие изобретения основываются на методах и способах нетрадиционной медицины. Нетрадиционная медицина является отголоском прошлого, когда не существовало таких возможностей, которые имеются сегодня. Неужели можно забыть обо всех тех знаниях, которые мы получили от наших предков? Нет, ни в коем случае!
На протяжении многих тысячелетий люди искали наиболее эффективные способы лечения болезней. Дикая природа и животный мир давали человеку ценные лекарства. Проверенные временем народные рецепты, сведения о полезных веществах, лекарственных средствах и травах культивировались, передавались из поколения в поколения и сегодня представляют для нас огромный практический интерес.
Нетрадиционное лечение – методы
- Акупунктура (иглоукалывание, иглотерапия) — метод лечения многих заболеваний уколами (специальными иглами) в определенные точки тела.
- Анималотерапия — лечение с помощью животных. Дельфинотерапия — один из видов анималотерапии. Он оказывает положительное влияние на физиологические и психологические процессы организма. Воздействие дельфинотерапии для коррекции состояния детей и беременных неоценимо. Дельфинотерапия используется как метод медико-психологической коррекции и реабилитации. В основном ее пациентами становятся дети с различными нарушениями в развитии. Данная терапия может использоваться как самостоятельный метод, так и в комплексе с другими способами лечения. Весомая часть воздействия относится к коррекции психического состояния, как детей, так и взрослых. Психологи называют его нетрадиционным, альтернативным методом психотерапии. Также используется термин натуропсихотерапии. Восстановление пациентов с депрессивным синдромом может проходить даже без принятия антидепрессантов и сеансов психотерапевта. Дельфины обладают экстрасенсорным воздействием на человека. Кроме того, общение с ними однозначно дает позитивную установку пациенту. При общении с дельфинами нет привычных для нас культурных, языковых барьеров. Существует и механистическая сторона их воздействия. То есть подразумевается физиологическое влияние их ультразвуковых сигналов на биологически активные точки нашего организма. Также пациент получает виброакустическое воздействие, гидромассаж и рефлексотерапию. После терапии повышается уровень эндорфинов, укрепляется иммунная система. Через сонофорез дельфинотерапия дает обезболивающий эффект. Сонофорез позволяет увеличить поток гормонов через мембраны клеток, приток кальция, натрия и отток калиевых ионов. Дельфинотерапия осуществляется с участием тренера, ветеринара, психолога или дефектолога, психотерапевта, врача-специалиста.
- Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства, применение пчелиного яда и его препаратов с лечебной целью.
- Ароматерапия — нетрадиционное лечение эфирными маслами.
- Аутогенная тренировка — воздействие на физическое и психическое состояние при помощи самовнушения.
- Аэрозольтерапия — вдыхание аэрозолей лекарственных веществ с целью профилактики и лечения заболеваний органов дыхания.
- Аэроионотерапия — лечение ионизированным воздухом воспалительных заболеваний дыхательных путей.
- Бальнеология — раздел курортологии, изучающий минеральные воды и их лечебно-профилактическое применение.
- Баротерапия — нетрадиционное лечение повышенным или пониженным давлением воздуха.
- Биоэнерготерапия — лечение при помощи биологической энергии.
- Вибротерапия — метод лечения заболеваний с помощью создаваемой специальными аппаратами вибрации.
- Водолечение (гидротерапия) — применение с профилактической и лечебной целью воды в виде местных и общих ванн, обтираний, душей, обертываний, компрессов, обливаний.
- Гелиотерапия — лечение солнечными ваннами.
- Гирудотерапия — лечение пиявками.
- Голодание лечебное — метод лечения ожирения и ряда других заболеваний временным ограничением или полным прекращением приема пищи.
- Гомеопатия — применение минимальных доз веществ, вызывающих в больших дозах явления, которые похожи на признаки болезни.
- Грязелечение — метод термотерапии грязями минерально-органического происхождения, а также грязеподобными веществами (торф, глина и др.). Применяют в форме общих или местных грязевых ванн, аппликаций, тампонов.
- Диатермия — глубокое прогревание тканей токами высокой частоты и большой силы, получаемыми от специального аппарата.
- Нетрадиционное лечение керосином.
- Лечение перекисью водорода.
- Лечение синим йодом.
- Лечение дыханием.
- Литотерапия — нетрадиционное лечение камнями.
- Магнитотерапия — лечение постоянными и импульсными магнитными полями.
- Мануальная терапия — комплекс биомеханических приемов, выполняемых руками направленных на устранение боли и восстановление подвижности позвоночника и суставов.
- Металлотерапия — прикладывание к телу пластинок из различного металла.
- Натуротерапия — лечение лекарственными средствами природного, минерального, растительного или животного происхождения.
- Нафталанолечение — лечебное применение нафталанской нефти в виде ванн парового или солнечного нагрева.
- Озонотерапия
- Остеопатия.
- Парафинолечение — применение расплавленного парафина в виде аппликаций, наслаивания или ванн.
- Скипидарные ванны.
- Стоун-терапия — техника массажа с использованием различных природных камней.
- Талассотерапия — лечение морской водой, морскими водорослями, солями и грязями.
- Торфолечение — вид грязелечения: аппликации из торфа, соответствующего определенным требованиям, подогретого до температуры 42–52 °С.
- Уринотерапия — наружное или внутреннее применение мочи человека или животных с лечебной целью. Традиционная медицина относится к ней крайне негативно.
- Ультразвуковая волновая терапия.
- Фитотерапия — лечение лекарственными травами.
- Фунготерапия — нетрадиционное лечение грибами.
Наиболее распространено нетрадиционное лечение в Китае и России. В остальных странах оно запрещено или строго ограничено.
В настоящее время ряд исследований находится в стадии проведения; но гораздо больше еще лишь ждут своей очереди. Так что пока, принимая решение о применении методов нетрадиционной медицины для лечения ребенка, задумайтесь о следующих вещах.
Во-первых, в отличие от традиционных лекарственных средств, растительные не подвергаются такой строгой проверке и регламентации. Они не проходят проверку на эффективность, безопасность и дозировку даже для взрослых.
Во-вторых, «природное» вовсе не тождественно «безопасному». Растительные средства вовсе не обязательно должны быть безопаснее фармацевтических препаратов, а в некоторых случаях могут быть гораздо более опасными. Некоторые травы могут оказывать на детей весьма серьезное побочное воздействие; другие — препятствовать воздействию традиционных средств, прописанных ребенку. Каждое растение имеет свои свойства, и притом разные. Все зависит от способа приготовления. А в наше время рецептов, а тем более людей умеющих это готовить мало. И вам могут продать то, что не поможет, это в лучшем случае, а в худшем еще и навредит.
И еще один маленький минус нетрадиционной медицины. Они не могут поставить вам четкий диагноз, и определить есть ли у вас аллергия на тот или иной компонент «их» лекарства.
В-третьих, даже в случае нетрадиционных средств, полезность которых доказана, использовать их без консультации с опытным врачом неразумно и, возможно, небезопасно. Если вы хотите лечить ребенка нетрадионными методами, все равно обязательно проконсультируйтесь у вашего лечащего педиатра.
В пользу нетрадиционным методам лечения (нетрадиционной медицины, альтернативной медицины) можно сказать то, что основаны они на опыте, накопленном в течение нескольких тысячелетий разными народами. Оно доказало свою эффективность уже тем фактом, что нетрадиционные методы лечения существовали на протяжении всей истории человечества и востребованы в настоящее время. Достоинством нетрадиционной медицины, прежде всего, является то, что она использует природные средства лечения. Другим её достоинством является альтернативный характер нетрадиционных методов лечения, то есть, возможность выбора различных путей исцеления (к нетрадиционной медицине можно обратиться, если академическая медицина бессильна), а иногда можно и совмещать традиционное и нетрадиционное лечение.
Традиционные методы лечения очень эффективны при обострении заболеваний, при состояниях, требующих немедленной помощи, быстрого и грамотного лечения. Такое лечение может назначить только опытный врач.
Нетрадиционное лечение — лучший помощник при хронических заболеваниях, когда нужно укрепить организм, предупредить развитие болезни, появление обострений или осложнений, когда сиюминутной опасности для жизни или тяжести заболевания нет. Травяные чаи, лечение медом, закаливание, грязелечение, ароматерапия и др. — лучшие способы профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Сегодняшние традиционные методы лечения просто необходимы в периоды острых проявлений болезни, когда пациент нуждается в экстренной помощи. Выявить это может только квалифицированный опытный доктор. Нетрадиционные методы могут помочь тогда, когда заболевание проходит вяло, является хроническим, когда нужно поддержать организм, не допустить развития болезни, дабы избежать осложнений или обострений, когда отсутствует опасность для человеческой жизни. Настои из трав, холодные обливания, различные гимнастики (йога, ушу и другие) являются восполняемыми источниками энергии, снимают стресс, повышают выносливость организма и омолаживают его! Вот именно поэтому, традиционная медицина без нетрадиционных способов лечения совсем не так сильна. Довольно часто необходимо перестать глотать пригоршнями таблетки и всевозможные аптечные лакомства и начать пить отвары из трав, увеличить физическую нагрузку, сесть на диету, расстаться с вредными привычками, а иногда просто погулять в лесу, парке, по морскому берегу. Стоит обращать внимание на окружающую красоту природы, пение птиц, полюбоваться на необыкновенные закаты и красоту цветов. Медицинские специалисты давно заметили, что достаточно большое количество продолжительно и тяжко болеющих пациентов, изменив привычный образ жизни, пользуясь грамотными травными рецептами, используя гимнастику и другие полезные упражнения, становились на путь выздоровления, хотя никаких предпосылок для выздоровления не было. Исходя из этого, можно смело сделать вывод, что изменив образ жизни, образ мышления, начав относиться к своему здоровью с большей ответственностью и умом, пользуясь эффективными рекомендациями грамотных специалистов, мы обязательно получим положительные плоды от нетрадиционных способов лечения!
Источник
Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Светлана Бойко
Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Краткая аннотация
Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении освоение нетрадиционных методов оздоровления и здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Дать определение понятию здоровья. Познакомить участников мастер-класса с здоровьесберегающими технологиями в ДОУ, а так же с нетрадиционными формами оздоровления детей.
Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области «Физическое развитие». Мастер класс рассчитан на педагогов ДОУ с целью заинтересованности в работе по- новому.
Пояснительная записка
Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий которые мы проводим обычно, т. е физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. Предлагаемые здоровьесберегающие технологии, надеюсь, знакомы всем педагогам. Я предлагаю новый взгляд на традиционные средства оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.
Мастер класс рассчитан на педагогов с целью заинтересованности в работе по- новому.
Тема: «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Цель: Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми нетрадиционными методами (формами) оздоровления детей
Задачи: Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.
Условия реализации: Обязательное использование ИКТ.
Выразительные средства: ИКТ (презентация, музыкальное сопровождение.
Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.
Вступительное слово:
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре-деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель-ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием — 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами.
Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению основными культурно — гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, — как говорил великий философ Аристотель, — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти. Ведь совсем не зря А. Шварценеггер говорит: «Основное внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это азбука движений.
Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т. е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.
К нетрадиционным формам (методам) оздоровления относятся:
Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников: «Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически активных точек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее современных эффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при посещении дошкольного учреждения.
Закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» — хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома.
При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
Закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики. Она помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное настроение.
Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма.
Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж).
Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является само-массаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.
Также к нетрадиционным методам оздоровления относится:
Гимнастика для глаз, музыкотерапия (сон под музыку, пение, аутотренинг и психогимнастика,- это лечение искусством (лепка, рисование пальцами, рисование сухими листьями и т. д., снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги, сказкотерапия -это воспитание и лечение сказкой, русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. ; игротерапии (на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц можно применять такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки, песочная терапия – игротерапия (игры с песком, игропластика включает в себя пальчиковую гимнастику, релаксация и т. д.
Пальчиковая гимнастика, благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения не только развлечет детей, но и будет способствовать формированию представлений об окружающем мире.
Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим определение здоровью. (участники высказывают свое мнение.)
Таким образом, можно сделать вывод: здоровье — это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека.
Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья детей, а так же повышение его потенциала.
Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, дыхательную гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
I ЧАСТЬ: «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»
Задания для педагогов
Педагогам предлагается «Цветик –семицветик».
Необходимо оторвать лепесток, и выполнить предложенное задание.
1. Красный лепесток –
1) Гранатовый сок полезен при анемии? В нем нет железа, это миф.
2) Правда ли, что при плоскостопии противопоказан массаж стопы? Массаж полезен.
3) Узкие джинсы могут вызвать боли в ногах? Могут, так как они пережимают подкожные нервы, они могут нарушать кровообращение.
2. Оранжевый лепесток
1) Дыхательная гимнастика улучшит иммунитет? Помогает, так как улучшает ток крови из лимфы.
2) Физическими упражнениями лучше заниматься вечером? Лучше заниматься физкультурой утром.
3) Черная смородина улучшает состояние суставов? Улучшает, в смородине много витамина С.
3. Желтый лепесток
Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье
Будет здоровье – будет — все
Здоровье за деньги не купишь
В здоровом теле – здоровый дух
Здоровье – это движение
Здоровому и врач не надобен
Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т. д.
4. Зеленый лепесток
1) Телевизор можно смотреть в темноте? Не следует смотреть телевизор в темноте, глаза устают.
2) Препараты черники влияют на зрение? Польза черники — это вымысел.
3) Подушка из синтепона может вызвать головную боль? Может. Синтепон не держит форму и мышцы шеи оказываются напряженными всю ночь.
5. Голубой лепесток
1) Болгарский перец полезен для суставов? Полезен, в нем много витамина С, а этот витамин стимулирует выработку коллагена.
2) Многие полагают, что спать на животе не полезно. Это действительно так. Лучшей является для сна поза на боку. Если вы спите на животе, то часто пережимаются сосуды шеи, будет давление внутри брюшной полости, желудочный сок будет забрасываться в пищевод.
3) Молоко полезно пить на ночь? Полезно, оно улучшит сон.
4) Вредно ли для зрения читать лежа? Это так. При чтении лежа глазные мышцы испытывают двойную нагрузку, это пагубно влияет на глазное яблоко и остроту зрения, мышцы перенапрягаются.
6. Синий лепесток
1) Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)
2) Детский зимний транспорт? (санки)
3) Коньки на лето? (ролики)
7. Розовый лепесток
-Холода не бойся, сам по пояс… (мойся).
— Курить – здоровью (вредить).
— Кто спортом занимается, тот силы … (набирается).
— Здоровье дороже … (богатства).
— Солнце, воздух и вода … (наши верные друзья).
II ЧАСТЬ: «ПРАКТИЧЕСКАЯ»
1. Гимнастика для глаз.
Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Глазки влево, глазки вправо —
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
2. Пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
1. Способствует овладению навыками мелкой моторики.
2. Помогает развивать речь.
3. Повышает работоспособность коры головного мозга.
4. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
5. Снимает тревожность
Педагоги, выполняют пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая игра «Гонки»
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики руки полезными являются занятия с разнообразными предметами. В представленных играх для проведения массажа используются маленькие детские машинки и обычный карандаш, словом то, что всегда найдется под рукой.
(Муз. сопровождение В. Агутин «Шоферская», слова Н. Нищева,
авт. аранжировка О. Мячикова)
Массаж выполняется с помощью маленькой детской машинки.
Раз, два, три, четыре, пять Возят машинку по каждому пальчику
вперед и назад, начиная с большого пальца.
Можно гонки начинать. Теперь – начиная с безымянного.
По кругу, по кругу. Теперь – по кругу в одну и другую сторону.
Но пальцы машинку мою Вновь катают машинку по пальчикам,
Тормозят. которые слегка согнуты.
Закрылись. Машинка стоит в гараже. Сжимают кулак.
И фары погасли, не светят уже. Заглядывают в маленькое отверстие
Заводим мотор, выезжаем! Действия повторяются на другой руке.
Пальчиковые игры «Гусенок» и «Птички клюют»
Пальчиковые массажные игры с использованием бельевых прищепок.
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук полезными являются занятия с разнообразными предметами.
Такие игры является эффективным способом развития тактильной чувствительности, координации движений пальцев и кистей рук. Также стимулируют развитие пространственно — образного мышления и творческих способностей.
Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе.
Музыка же в свою очередь создает благоприятный эмоциональный фон, учит вслушиваться и повторять заданный ею ритм, повышает активность.
(Слова Е. А. Ульева, муз. сопр. «Утренняя роса» ООО «Астико-центр»)
Массаж проводится с использованием не тугих бельевых прищепок.
Шел гусенок по тропинке.
Видит: вкусные травинки. Растопыриваем пальчики.
Ам-ам-ам, ам-ам-ам! «Гусенок щиплет пальчики, как травку» —
Никому я их не дам. прихватить поочередно каждый
По другой тропинки шел, Упражнение повторяется на другой руке.
Снова травку он нашел!
Все гусенок скушал сам.
Массаж «Птички клюют»
Массаж проводится с помощью не тугих пластмассовых прищепок. Поочередно «кусаем» подушечки пальцев от большого пальца к мизинцу.
Снегири и сорока, и клест и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Музыкальные массажные игры с шишками.
Играя с шишками, дети познают окружающий мир, становятся общительнее и спокойнее. Колючие шишки для массажа дарят силу рукам, гибкость, свободу движений. Это прекрасный природный стимулятор речи ребенка.
Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.
Педагог предлагает детям корзину, в которой лежат еловые и сосновые шишки. И задает примерные вопросы: С какого дерева шишка? Какая она по форме? Какая на ощупь? На что похожа?
Далее педагог показывает и выполняет вместе с детьми круговые движения шишкой между ладонями.
Такие игры под музыкальное сопровождение дарят детям положительные эмоции, раскрепощают, помогают созданию сказочного сюжета.
Сказка, о которой пойдет речь в предложенных играх посвящена маленькому мишутке.
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут,
Колются не больно,
Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения.
3 Дорожка Здоровья.
Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование, изготовленное родителями и педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют. И сейчас предлагаю вам пройти по дорожке здоровья, по которой наши дети ходят босиком.
Педагоги 2-3 раза проходят по выложенным на полу массажным дорожкам.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Фиточай — это чай, приготовленный из листьев, цветков и плодов лесных, луговых и садовых растений.
Это одно из древнейших лечебных средств.
Фиточай помогает восстановить силы, повышает иммунитет и жизненный тонус. Фиточаи широко применяются в фитотерапии при лечении многих болезней. Кроме лечебных свойств, фиточаи обладают тонким и изысканным ароматом, приятным вкусом.
Чай с шиповником – это не просто напиток, но также и уникальная кладезь витаминов, дарящая организму жизненные силы!
Мята имеет набор полезных свойств и используется в лечении и профилактике множества заболеваний. Содержание в ней эфирного масла составляет 3%, мята содержит пинен, пиперитон, дубильные вещества. Существует больше 25 видов растения. Кроме ментола, в мяте содержится аскорбиновая кислота и каротин.
К полезным свойствам мяты относятся:
• тонизирующее и т. д.
Чай с мятой хорошо помогает при лечении простудных и вирусных заболеваний. Свежий чай избавит от головной боли и мигрени, устранит первые симптомы простуды.
На взрослый организм, чай с мятой влияет успокаивающе. Но вот влияние на организм ребенка до конца не известно. Мята, содержание в ней ментола, может спровоцировать у ребенка аллергию, кожный зуд, сыпь. Чай с мятой следует давать ребенку старше 3 лет, и желательно после консультации с педиатром, чтобы избежать неблагоприятных последствий.
Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может — релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие.
Включается звуки лесного водопада
Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.
Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. А главное – всё это доставляет огромное удовольствие.
Спасибо. Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Прикреплённые файлы:
prezentacija_jhnkq.ppt | 3305,5 Кб |
«Удивительные камни». Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Автор: Анна Соколова Все средства для совершенствования физического развития ребенка.
Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.
Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методический семинар на конкурс «Воспитатель года 2018» Пояснительная записка Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии.
Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.
Семинар-практикум «Методы формирования духовной культуры дошкольников» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Методы формирования духовной культуры дошкольников». Подготовила и провела: воспитатель Недогарок С. В. Дошкольное.
Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС» Начнём наш семинар с игр, которые можно использовать в работе с детьми. Педагоги встают в круг. Игра «Приветствие» Поздоровайтесь друг с.
Семинар «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» ПРОГРАММА СЕМИНАРА: 1. Приветствие: Игра «Приветствие», игра «Передай сигнал». 2. Актуальность темы 3. Здоровьесберегающие технологии 4.
Здоровьесберегающие технологии семинар для воспитателей Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии» Забота о здоровье ребёнка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм.
Источник