- Способы научного доказательства истинности
- мелгйс 7. бтзхнеофбгйс. дплбъбфемшуфчп й пртпчетцеойе
- 1. бТЗХНЕОФБГЙС Й ДПЛБЪБФЕМШУФЧП.
- 2. пРТПЧЕТЦЕОЙЕ Й ЕЗП ЧЙДЩ.
- 3. чЙДЩ ДПЛБЪБФЕМШУФЧ. рТБЧЙМБ Й ПЫЙВЛЙ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ Й ПРТПЧЕТЦЕОЙС.
- фБВМЙГБ РТБЧЙМ Й ПЫЙВПЛ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ
- ч ЛБЮЕУФЧЕ БТЗХНЕОФПЧ Ч ДПЛБЪБФЕМШУФЧЕ НПЗХФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС:
- Доказательство – способ обоснования истинности
Способы научного доказательства истинности
мелгйс 7. бтзхнеофбгйс. дплбъбфемшуфчп й пртпчетцеойе
- бТЗХНЕОФБГЙС Й ДПЛБЪБФЕМШУФЧП.
- пРТПЧЕТЦЕОЙЕ Й ЕЗП ЧЙДЩ.
- чЙДЩ ДПЛБЪБФЕМШУФЧ. рТБЧЙМБ Й ПЫЙВЛЙ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ Й ПРТПЧЕТЦЕОЙС
1. бТЗХНЕОФБГЙС Й ДПЛБЪБФЕМШУФЧП.
рПД БТЗХНЕОФБГЙЕК УМЕДХЕФ РПОЙНБФШ ПРЕТБГЙА ПВПУОПЧБОЙС ЛБЛЙИ-МЙВП УХЦДЕОЙК, Ч ЛПФПТПК ОБТСДХ У МПЗЙЮЕУЛЙНЙ РТЙНЕОСАФУС ФБЛЦЕ ЬНПГЙПОБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙЕ, ТЕЮЕЧЩЕ Й ДТ. ЧОЕМПЗЙЮЕУЛЙЕ НЕФПДЩ Й РТЙЕНЩ ХВЕЦДБАЭЕЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС
фБЛЙН ПВТБЪПН, бТЗХНЕОФБГЙС — ЬФП РТЙЧЕДЕОЙЕ ДПЧПДПЧ, У ГЕМША ЙЪНЕОЕОЙС ХВЕЦДЕОЙС ДТХЗПК УФПТПОЩ.
дПЛБЪБФЕМШУФЧП — ЬФП УПЧПЛХРОПУФШ МПЗЙЮЕУЛЙИ РТЙЕНПЧ ПВПУОПЧБОЙС ЙУФЙООПУФЙ ЛБЛПЗП-МЙВП УХЦДЕОЙС У РПНПЭША УЧСЪБООЩИ У ОЙН УХЦДЕОЙК, ЙУФЙООПУФШ ЛПФПТЩИ ХЦЕ ХУФБОПЧМЕОБ.
тБЪМЙЮБАФ ДЧБ УРПУПВБ ХУФБОПЧМЕОЙС ЙУФЙООПУФЙ УХЦДЕОЙС: ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩК Й ПРПУТЕДПЧБООЩК.
оЕРПУТЕДУФЧЕООЩК УРПУПВ (ЬНРЙТЙЮЕУЛПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП) ПУОПЧБО ОБ ЬНРЙТЙЮЕУЛЙИ РТПГЕДХТБИ (ОБВМАДЕОЙЕ, ЬЛУРЕТЙНЕОФ, ЙЪНЕТЕОЙЕ Й Ф.Д.)
пРПУТЕДПЧБООЩК (МПЗЙЮЕУЛПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП) ПУОПЧБО ОБ МПЗЙЮЕУЛЙИ ЖПТНБИ. уПУФПЙФ Ч ХУФБОПЧМЕОЙЙ ОЕПВИПДЙНПК МПЗЙЮЕУЛПК УЧСЪЙ ДПЛБЪЩЧБЕНПЗП ХФЧЕТЦДЕОЙС У РПМПЦЕОЙСНЙ, ЙУФЙООПУФШ ЛПФПТЩИ УЮЙФБЕФУС ХУФБОПЧМЕООПК.
ч УФТХЛФХТХ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ ЧИПДСФ УМЕДХАЭЙЕ ПУОПЧОЩЕ ЬМЕНЕОФЩ:
1)ФЕЪЙУ — ДПЛБЪЩЧБЕНПЕ РПМПЦЕОЙЕ,
2)БТЗХНЕОФЩ(ПУОПЧБОЙС) — ХФЧЕТЦДЕОЙС, РТЙ РПНПЭЙ ЛПФПТЩИ ПВПУОПЧЩЧБЕФУС ЙУФЙООПУФШ ФЕЪЙУБ ,
3)ДЕНПОУФТБГЙС (ЖПТНБ) — МПЗЙЮЕУЛБС УЧСЪШ ФЕЪЙУБ У БТЗХНЕОФБНЙ.
фЕЪЙУ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ — УХЦДЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ РПДМЕЦЙФ ПВПУОПЧБОЙА. ч ДЕДХЛФЙЧОЩИ ОБХЛБИ ФЕЪЙУ ОБЪЩЧБЕФУС ФЕПТЕНПК.
рПУЛПМШЛХ БТЗХНЕОФЩ УХФШ ЙУФЙООЩЕ ХФЧЕТЦДЕОЙС, У РПНПЭША ЛПФПТЩИ ПРТЕДЕМСАФ ЙУФЙООПУФШ ФЕЪЙУБ, Ч ПВЩДЕООПН СЪЩЛЕ ЙИ ОБЪЩЧБАФ «ДПЛБЪБФЕМШУФЧБНЙ». ч ЖПТНБМШОЩИ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБИ ХРПФТЕВМСАФУС ФЕТНЙОЩ «РПУЩМЛЙ», ЙМЙ «ПУОПЧБОЙС».
2. пРТПЧЕТЦЕОЙЕ Й ЕЗП ЧЙДЩ.
пРТПЧЕТЦЕОЙЕ — ЬФП МПЗЙЮЕУЛБС ПРЕТБГЙС РП ХУФБОПЧМЕОЙА МПЦОПУФЙ ФЕЪЙУБ.
дПЛБЪБФШ ФЕЪЙУ б — ЪОБЮЙФ ПВПУОПЧБФШ ЕЗП ЙУФЙООПУФШ, Б ПРТПЧЕТЗОХФШ ФЕЪЙУ б — ЪОБЮЙФ ПВПУОПЧБФШ ЕЗП МПЦОПУФШ. мАВПЕ РПМПЦЕОЙЕ НПЦЕФ ВЩФШ РПДЧЕТЗОХФП ДЧХН ЧЙДБН БТЗХНЕОФБГЙЙ. мЙВП ВХДХФ ОБКДЕОЩ БТЗХНЕОФЩ, РПДФЧЕТЦДБАЭЙЕ ЧЩДЧЙОХФПЕ Ч ДЙБМПЗЕ РПМПЦЕОЙЕ, МЙВП ВХДХФ ХЛБЪБОЩ БТЗХНЕОФЩ РТПФЙЧ ДБООПЗП РПМПЦЕОЙС (ЛПОФТБТЗХНЕОФЩ), Ф. Е. ПРТПЧЕТЗБАЭЙЕ ЕЗП. оБ РТБЛФЙЛЕ ПРТПЧЕТЦЕОЙЕ ЙУРПМШЪХЕФУС ФБЛ ЦЕ ЫЙТПЛП, ЛБЛ Й ДПЛБЪБФЕМШУФЧП, Й ЙНЕЕФ ФБЛХА ЦЕ УФТХЛФХТХ.
пРТПЧЕТЦЕОЙЕ УПУФБЧМСАФ УМЕДХАЭЙЕ ЬМЕНЕОФЩ:
1)ФЕЪЙУ — РПМПЦЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ОЕПВИПДЙНП ПРТПЧЕТЗОХФШ;
2)БТЗХНЕОФЩ (ПУОПЧБОЙС) — РПМПЦЕОЙС (ЙУФЙООЩЕ УХЦДЕОЙС), РТЙ РПНПЭЙ ЛПФПТЩИ ПРТПЧЕТЗБЕФУС ФЕЪЙУ;
3)ДЕНПОУФТБГЙС (ЖПТНБ ПРТПЧЕТЦЕОЙС) — МПЗЙЮЕУЛЙК УРПУПВ УЧСЪЙ БТЗХНЕОФПЧ Й ФЕЪЙУБ ПРТПЧЕТЦЕОЙС. пРТПЧЕТЦЕОЙЕ НПЦЕФ ЙНЕФШ ДЧБ ЧЙДБ:
рТСНПЕ ПРТПЧЕТЦЕОЙЕ ФЕЪЙУБ ПЪОБЮБЕФ ПВПУОПЧБОЙЕ МПЦОПУФЙ ФЕЪЙУБ Й ЙУФЙООПУФЙ БОФЙФЕЪЙУБ. пОП ОБЮЙОБЕФУС У ДПРХЭЕОЙС ЙУФЙООЩН ПРТПЧЕТЗБЕНПЗП ФЕЪЙУБ. йЪ ОЕЗП ЧЩЧПДСФУС УМЕДУФЧЙС. («рХУФШ ФП, Ч ЮЕН чБУ ПВЧЙОСАФ, — ЙУФЙОБ. оП ФПЗДБ ДПМЦОЩ ВЩФШ УМЕДУФЧЙС…» — ЬФП ИПД ТБУУХЦДЕОЙС РП МПЗЙЛЕ ПРТПЧЕТЦЕОЙС). ъБФЕН ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС ОЕУППФЧЕФУФЧЙЕ ИПФС ВЩ ПДОПЗП ЙЪ УМЕДУФЧЙК ДЕКУФЧЙФЕМШОПНХ РПМПЦЕОЙА ЧЕЭЕК ЙМЙ ТБОЕЕ ДПЛБЪБООПНХ. («оП ЬФЙ УМЕДУФЧЙС ПФУХФУФЧХАФ ЙМЙ РТПФЙЧПТЕЮБФ ЖБЛФБН…») оБ ПУОПЧБОЙЙ ЮЕЗП ЙЪ МПЦОПУФЙ УМЕДУФЧЙС ЪБЛМАЮБАФ П МПЦОПУФЙ ПУОПЧБОЙС, Ф. Е. ДПРХЭЕОЙЙ ЙУФЙООПУФЙ ФЕЪЙУБ. ъОБЮЙФ, ФЕЪЙУ МПЦЕО, Ф. Е. ПРТПЧЕТЗОХФ.
рПЬФБРОП ЬФП ЧЩЗМСДЙФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:
Б) ОЕПВИПДЙНП ПРТПЧЕТЗОХФШ ФЕЪЙУ б;
В) ДПРХУЛБЕН, ЮФП б — ЙУФЙООП;
Ч) ЙЪ б РПМХЮБЕН УМЕДУФЧЙС, ПДОП ЙЪ ЛПФПТЩИ (ч) — МПЦОП, Ф. Е. ОЕ-ч;
З) ПФ МПЦОПУФЙ УМЕДУФЧЙС ЪБЛМАЮБЕН Л МПЦОПУФЙ ПУОПЧБОЙС:
Д) ЪОБЮЙФ, б (ФЕЪЙУ ПРТПЧЕТЦЕОЙС) — МПЦОП, ЮФП Й ФТЕВПЧБМПУШ ПВПУОПЧБФШ.
еУМЙ б, ФП ч |
оЕ-ч |
уМЕДПЧБФЕМШОП, ОЕ-б |
оЕФТХДОП ЪБНЕФЙФШ, ЮФП РТСНПЕ ПРТПЧЕТЦЕОЙЕ Й ЛПУЧЕООПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП УЧСЪБОЩ РП УНЩУМХ. оБРТЙНЕТ, ПРТПЧЕТЗОХФШ ПВЧЙОЕОЙЕ Ч ХВЙКУФЧЕ ПЪОБЮБЕФ ДПЛБЪБФШ ОЕЧЙОПЧОПУФШ Й, ОБПВПТПФ, ДПЛБЪБФШ ЧЙОХ ПЪОБЮБЕФ ПРТПЧЕТЗОХФШ ОЕЧЙОПЧОПУФШ.
рТСНЩН ПРТПЧЕТЦЕОЙЕН ВХДЕФ УМЕДХАЭЕЕ ТБУУХЦДЕОЙЕ: «рТЕДРПМПЦЙН, ЮФП ПО ДЕКУФЧЙФЕМШОП ХВЙМ ЬФПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. оП Ч ЬФПН УМХЮБЕ ДПМЦОЩ ВЩФШ УМЕДЩ РТЕУФХРМЕОЙС, НПФЙЧ, ПТХДЙЕ. оЙЮЕЗП ЬФПЗП ОЕФ. ъОБЮЙФ, ОЕФ Й УПУФБЧБ РТЕУФХРМЕОЙС». лПУЧЕООПЕ ПРТПЧЕТЦЕОЙЕ ФЕЪЙУБ ПЪОБЮБЕФ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП ЙУФЙООПУФЙ БОФЙФЕЪЙУБ. еУМЙ ХДБЕФУС ПВПУОПЧБФШ МПЦОПУФШ ФЕЪЙУБ, ФП РП ЪБЛПОХ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙС ЪБЛМАЮБАФ ПВ ЙУФЙООПУФЙ БОФЙФЕЪЙУБ. лБЛ ЧЙДЙН, МПЗЙЮЕУЛЙК УНЩУМ ЛПУЧЕООПЗП ПРТПЧЕТЦЕОЙС ФПФ ЦЕ, ЮФП Й Ч ЛПУЧЕООПН ДПЛБЪБФЕМШУФЧЕ. тБЪОЩНЙ СЧМСАФУС МЙЫШ МПЗЙЮЕУЛЙЕ ЪБДБЮЙ, УФПСЭЙЕ РЕТЕД ДПЛБЪБФЕМШУФЧПН Й ПРТПЧЕТЦЕОЙЕН. лПУЧЕООПЕ ПРТПЧЕТЦЕОЙЕ ЙНЕЕФ УМЕДХАЭХА УФТХЛФХТХ:
Б) ОЕПВИПДЙНП ПРТПЧЕТЗОХФШ ФЕЪЙУ б;
В) ДПРХУЛБЕН ЙУФЙООПУФШ БОФЙФЕЪЙУБ ОЕ-б;
Ч) ЙЪ ОЕ-б РПМХЮБЕН УМЕДУФЧЙС, ПДОП ЙЪ ЛПФПТЩИ (ч) -МПЦОП, Ф. Е. ОЕ-ч;
З) ЙЪ МПЦОПУФЙ УМЕДУФЧЙС ЪБЛМАЮБЕН П МПЦОПУФЙ ПУОПЧБОЙС (ДПРХЭЕОЙС ЙУФЙООПУФЙ ОЕ-б):
еУМЙ ОЕ-б, ФП ч ОЕ-ч |
уМЕДПЧБФЕМШОП, б |
Д) ЪОБЮЙФ, ОБЫЕ ДПРХЭЕОЙЕ (ОЕ-б) ПЛБЪБМПУШ МПЦОЩН Й РП ЪБЛПОХ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙС ЙУФЙООЩН ВХДЕФ РТПФЙЧПТЕЮБЭЕЕ ЕНХ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ б, ЮФП Й ФТЕВПЧБМПУШ ПВПУОПЧБФШ. оБРТЙНЕТ, РТЕРПДБЧБФЕМШ ИПЮЕФ ПРТПЧЕТЗОХФШ ЪБСЧМЕОЙЕ УФХДЕОФБ, ЮФП ПО ЪОБЕФ РТЕДНЕФ. пО НПЦЕФ ДЕМБФШ ЬФП РТСНП, ДПРХУЛБС, ЮФП ПО ЪОБЕФ ЬФПФ РТЕДНЕФЕО ХУФБОПЧЙФШ МПЦОЩЕ УМЕДУФЧЙС (ПФУХФУФЧЙЕ ПФЧЕФБ ОБ ЧПРТПУ). б НПЦЕФ ДЕМБФШ ЬФП ЛПУЧЕООП, УМЕДХС МПЗЙЛЕ ЛПУЧЕООПЗП ПРТПЧЕТЦЕОЙС.
лТПНЕ ПРТПЧЕТЦЕОЙС ФЕЪЙУБ НПЗХФ ВЩФШ ПРТПЧЕТЗОХФЩ ФБЛЦЕ БТЗХНЕОФЩ Й ДЕНПОУФТБГЙС.
3. чЙДЩ ДПЛБЪБФЕМШУФЧ. рТБЧЙМБ Й ПЫЙВЛЙ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ Й ПРТПЧЕТЦЕОЙС.
тБЪМЙЮБАФ РТСНЩЕ Й ЛПУЧЕООЩЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ.
рТСНПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП — ЬФП ДПЛБЪБФЕМШУФЧП, Ч ЛПФПТПН ФЕЪЙУ ОЕПВИПДЙНП УМЕДХЕФ ЙЪ БТЗХНЕОФПЧ (ОЕ ОХЦОП РТЙВЕЗБФШ Л РПНПЭЙ ЛБЛЙИ-МЙВП ДПРПМОЙФЕМШОЩИ РПУФТПЕОЙК).
нПДХУ РПОЕОУ Й НПДХУ Barbara (ббб) УБНЩЕ ТБУРТПУФТБОЕООЩЕ ЖПТНЩ РТСНПЗП ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ. рТСНПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОБЙВПМЕЕ ЬЖЖЕЛФОП Й ЛТБУЙЧП
лПУЧЕООПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП — ДПЛБЪБФЕМШУФЧП, Ч ЛПФПТПН ЙУФЙООПУФШ ФЕЪЙУБ ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС ЮЕТЕЪ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП МПЦОПУФЙ РТПФЙЧПТЕЮБЭЕЗП ЕНХ БОФЙФЕЪЙУБ
чЩДЕМСАФ ДЧБ ЧЙДБ ЛПУЧЕООЩИ ДПЛБЪБФЕМШУФЧ БРБЗПЗЙЮЕУЛЙЕ Й ТБЪДЕМЙФЕМШОЩЕ ЛПУЧЕООЩЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ.
бРБЗПЗЙЮЕУЛПЕ ЛПУЧЕООПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП (ЗТЕЮ. apagoge — ЧЩЧПД; apagogos — ХЧПДСЭЙК, ПФЧПДСЭЙК) ЛПУЧЕООПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП («РТЙЧЕДЕОЙЕ Л БВУХТДХ») УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП НЩ ОБЮЙОБЕН ЧЩЧПДЙФШ ЙЪ БОФЙФЕЪЙУБ УМЕДУФЧЙС Й РПЛБЪЩЧБЕН, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЬФЙИ УМЕДУФЧЙК (ИПФС ВЩ ПДОП) СЧОП РТПФЙЧПТЕЮБФ ЙЪЧЕУФОЩН ЙУФЙООЩН РПМПЦЕОЙСН. фБЛЙН ПВТБЪПН, РТЙОСФЙЕ БОФЙФЕЪЙУБ ЧЕДЕФ Л РТПФЙЧПТЕЮЙА (Л БВУХТДХ), РПЬФПНХ ЕЗП УМЕДХЕФ РТЙЪОБФШ МПЦОЩН. оП ФПЗДБ ФЕЪЙУ ОЕПВИПДЙНП РТЙЪОБФШ ЙУФЙООЩН.
рХУФШ, ОБРТЙНЕТ, НЩ ДПЛБЪЩЧБЕН ФЕЪЙУ: «зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ЮЙОПЧОЙЛЙ ВЕТХФ ЧЪСФЛЙ». нЩ НПЦЕН ДЕМБФШ ЬФП РТСНП: РТЙЧПДЙН БТЗХНЕОФЩ — «юЙОПЧОЙЛ чЪСФЛЙО ВЕТЕФ ЧЪСФЛЙ», «юЙОПЧОЙЛ цХМЙЛПЧ ВЕТЕФ ЧЪСФЛЙ», «юЙОПЧОЙЛ пВНБОЭЙЛПЧ ВЕТЕФ ЧЪСФЛЙ»… ъБФЕН ЙЪ ЬФЙИ РПУЩМПЛ РПУТЕДУФЧПН ЙОДХЛФЙЧОПЗП ЧЩЧПДБ РПМХЮБЕН ОБЫ ФЕЪЙУ: «уМЕДПЧБФЕМШОП, ЗПУХДБТУФЧЕООЩЕ ЮЙОПЧОЙЛЙ ВЕТХФ ЧЪСФЛЙ». оП НПЦОП РТПЧЕУФЙ Й ЛПУЧЕООПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП ДБООПЗП ФЕЪЙУБ. рТЕДРПМПЦЙН, ЗПЧПТЙН НЩ, ЮФП ЗПУХДБТУФЧЕООЩЕ ЮЙОПЧОЙЛЙ ОЕ ВЕТХФ ЧЪСФПЛ. — ьФП ОБЫ БОФЙФЕЪЙУ. фПЗДБ ЙЪ РТЙОСФПЗП РТЕДРПМПЦЕОЙС ЧЩФЕЛБЕФ, ЮФП ЮЙОПЧОЙЛЙ ЦЙЧХФ ОБ ПДОХ ЪБТРМБФХ, ЛПФПТБС РП ПЖЙГЙБМШОЩН ДБООЩН ОЕ ПЮЕОШ ЧЕМЙЛБ. оП ЕУМЙ ПОЙ ЦЙЧХФ ОБ ПДОХ ЪБТРМБФХ, ПОЙ ОЕ НПЗХФ РПЛХРБФШ ДБЮ, БЧФПНПВЙМЕК, ПФРТБЧМСФШ УЧПЙИ ДЕФЕК ХЮЙФШУС Ч ЪБЗТБОЙЮОЩЕ ЛПММЕДЦЙ Й ХОЙЧЕТУЙФЕФЩ Й Ф. Р. пДОБЛП ИПТПЫП ЙЪЧЕУФОП, ЮФП ЮЙОПЧОЙЛЙ чЪСФЛЙО, цХМЙЛПЧ, пВНБОЭЙЛПЧ … ЙНЕАФ ДБЮЙ, БЧФПНПВЙМЙ Й РТПЮЙЕ ВМБЗБ ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ. чПФ НЩ Й РТЙЫМЙ Л РТПФЙЧПТЕЮЙА, ЛПФПТПЕ ЪБУФБЧМСЕФ ОБУ РТЙЪОБФШ, ЧЩДЧЙОХФЩК БОФЙФЕЪЙУ МПЦОЩН: «оЕЧЕТОП, ЮФП ЗПУХДБТУФЧЕООЩЕ ЮЙОПЧОЙЛЙ ОЕ ВЕТХФ ЧЪСФПЛ». уМЕДПЧБФЕМШОП, ПВПУОПЧБОБ ЙУФЙООПУФШ ФЕЪЙУБ: «зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ЮЙОПЧОЙЛЙ ВЕТХФ ЧЪСФЛЙ».
тБЪДЕМЙФЕМШОПЕ ЛПУЧЕООПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП УПУФПЙФ Ч РПУФТПЕОЙЙ ТБЪДЕМЙФЕМШОПЗП УХЦДЕОЙС, ЬМЕНЕОФБНЙ ЛПФПТПЗП СЧМСАФУС ДПЛБЪЩЧБЕНЩК ФЕЪЙУ Й ОЕЛПФПТЩЕ ОЕУПЧНЕУФЙНЩЕ У ОЙН ХФЧЕТЦДЕОЙС (ФБЛ УЛБЪБФШ, БОФЙФЕЪЙУЩ). ъБФЕН РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП ЪБ ЙУЛМАЮЕОЙЕН ФЕЪЙУБ ЧУЕ ЬМЕНЕОФЩ ТБЪДЕМЙФЕМШОПЗП УХЦДЕОЙС МПЦОЩ. уМЕДПЧБФЕМШОП, ОХЦОП РТЙЪОБФШ ФЕЪЙУ ЙУФЙООЩН — ЬФП МАВЙНБС УИЕНБ ТБУУХЦДЕОЙС ЧУЕИ УЩЭЙЛПЧ Й УМЕДПЧБФЕМЕК, ЙВП ЬФП ОЕ ЮФП ЙОПЕ ЛБЛ ЙЪЧЕУФОБС ОБН УИЕНБ НПДХУБ ФПММЕОДП-РПОЕОУ ТБЪДЕМЙФЕМШОП-ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛПЗП УЙММПЗЙЪНБ.
оБРТЙНЕТ, ЧБН ОХЦОП ДПЛБЪБФШ, ЮФП РТЕУФХРМЕОЙЕ УПЧЕТЫЙМ йЧБОПЧ. чЩ УФТПЙФЕ ТБЪДЕМЙФЕМШОПЕ ЛПУЧЕООПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП. жПТНХМЙТХЕФЕ ТБЪДЕМЙФЕМШОПЕ УХЦДЕОЙЕ, РЕТЕЮЙУМСС Ч ОЕН ЧУЕИ РПДПЪТЕЧБЕНЩИ: «рТЕУФХРМЕОЙЕ НПЗ УПЧЕТЫЙФШ йЧБОПЧ ЙМЙ рЕФТПЧ ЙМЙ уЙДПТПЧ». ъБФЕН РПЛБЪЩЧБЕФЕ, ЮФП ОЙ рЕФТПЧ, ОЙ уЙДПТПЧ Л РТЕУФХРМЕОЙА ОЕ РТЙЮБУФОЩ. пФУАДБ УМЕДХЕФ, ЮФП РТЕУФХРМЕОЙЕ УПЧЕТЫЙМ йЧБОПЧ, — ЮФП Й ФТЕВПЧБМПУШ ДПЛБЪБФШ.
фБВМЙГБ РТБЧЙМ Й ПЫЙВПЛ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ
фЙР РТБЧЙМБ | рТБЧЙМП | пЫЙВЛБ |
1. рТБЧЙМБ ФЕЪЙУБ | ||
2. рТБЧЙМБ БТЗХНЕОФПЧ |
ч ЛБЮЕУФЧЕ БТЗХНЕОФПЧ Ч ДПЛБЪБФЕМШУФЧЕ НПЗХФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС:
ЛПОУФБФБГЙЙ ЖБЛФПЧ, ЙУФЙООПУФШ ЛПФПТЩИ ПВПУОПЧЩЧБЕФУС ПРЩФПН Й ОБВМАДЕОЙЕН, ОБРТЙНЕТ, «пЗПОШ ЦЦЕФ», «тЕЛБ чПМЗБ ЧРБДБЕФ Ч лБУРЙКУЛПЕ НПТЕ», «х РПДПУЙОПЧЙЛПЧ ЛТБУОЩЕ ЫМСРЛЙ» Й Ф. Р.;
ПРТЕДЕМЕОЙС РПОСФЙК, РТЕДУФБЧМСАЭЙЕ УПВПК УПЗМБЫЕОЙС П УНЩУМЕ ХРПФТЕВМСЕНЩИ ФЕТНЙОПЧ, ОБРТЙНЕТ: «пЛТХЦОПУФШ ЕУФШ ЛТЙЧБС ЪБНЛОХФБС МЙОЙС, ТБЧОП ХДБМЕООБС ПФ ОЕЛПФПТПК ФПЮЛЙ», «зЕОПН ОБЪЩЧБАФ РТПУФЕКЫХА ЕДЙОЙГХ ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ», «уМПЧП «НЕУСГ» Ч ТХУУЛПН СЪЩЛЕ ЙНЕЕФ ФП ЦЕ ЪОБЮЕОЙЕ, ЮФП Й УМПЧП «мХОБ» Й Ф. Р.;
БЛУЙПНЩ, ЙМЙ РПУФХМБФЩ, ФПК ПВМБУФЙ ЪОБОЙС, Ч ТБНЛБИ ЛПФПТПК РТПЧПДЙФУС ДПЛБЪБФЕМШУФЧП, ОБРТЙНЕТ, ЕУМЙ ЧЩ ДПЛБЪЩЧБЕФЕ ФЕПТЕНХ Ч ПВМБУФЙ ЕЧЛМЙДПЧПК ЗЕПНЕФТЙЙ, ЧЩ НПЦЕФЕ Ч ЛБЮЕУФЧЕ БТЗХНЕОФПЧ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЙЪЧЕУФОЩЕ 5 БЛУЙПН еЧЛМЙДБ; ЕУМЙ ТЕЮШ ЙДЕФ П ЖЙЪЙЛЕ, ЧЩ НПЦЕФЕ ПРЙТБФШУС ОБ РТЙОГЙРЩ УПИТБОЕОЙС, ЪБЛПОЩ ФЕТНПДЙОБНЙЛЙ, РТЙОГЙРЩ ЛЧБОФПЧПК НЕИБОЙЛЙ; Ч ВЙПМПЗЙЙ — ОБ ЕУФЕУФЧЕООЩК ПФВПТ дБТЧЙОБ Й ЪБЛПОЩ нЕОДЕМС Й Ф. Р.;
ОБЛПОЕГ, Ч ЛБЮЕУФЧЕ БТЗХНЕОФПЧ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ Й ТБОЕЕ ДПЛБЪБООЩЕ РПМПЦЕОЙС: ЕУМЙ Ч ИПДЕ ЧБЫЙИ ТБУУХЦДЕОЙК ЧЩ ДПЛБЪБМЙ ЛБЛПК-ФП ФЕЪЙУ, ФП Ч ДБМШОЕКЫЕН ЬФПФ ФЕЪЙУ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ЛБЛ БТЗХНЕОФ ДМС ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ ДТХЗЙИ РПМПЦЕОЙК.
Источник
Доказательство – способ обоснования истинности
Получение опосредованных, выводных знаний происходит не только в форме умозаключения. Доказательствостроится на умозаключениях, но не сводится к ним. Открывая истину, человек стремится передать ее другим людям, а для этого он должен убедиться сам в ее истинности, и убедить в этом других. Только так она получает общественное признание.
Доказательство — это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже не вызывает сомнений. В логике и в повседневной жизни доказательства понимается по-разному. В обыденности под доказательством понимают: факты, с помощью которых обосновывается истинность какого-то положения, т.е. саму действительность. Логика исследует доказательство как мыслительную структуру, форму мысли, конструкцию логически связанных между собой нескольких мыслей, обосновывающих исходную мысль. По форме оно сложнее, чем умозаключение, состоит порой из нескольких умозаключений. Отличие от умозаключения и в том что оно предназначено для выведения новых знаний, а доказательство для установки истинность или ложность того или иного знания, оно служат важным средством формирования убеждений — уверенности в правоте тех или иных знаний.
В действительности немногие истины являются самоочевидными и не требующими доказательств. К ним относятся истины факта, получаемые с помощью органов чувств; аксиомы (ценный, бесспорный, заслуживающий доверия), в истинности которых убеждает вся предшествующая практика человечества; постулаты, положения, принимаемые на веру. Грань между не доказываемыми и доказываемыми положениями подвижна, условна, относительна, с одной стороны, с ростом знаний растет и число аксиом, а с другой — наука всемерно стремится сузить их число, доказать.
Эмпирические и дедуктивные доказательства
Различают доказательства дедуктивного и индуктивного характера. Дедуктивные доказательства более распространены в математике, теоретической физике, философии и других науках, имеющих дело с неспецифицированными объектами, с объектами, не воспринимаемыми непосредственно. Индуктивные доказательства — в опытных, экспериментальных, прикладного характера науках.
Структура доказательства
Во всяком доказательстве различают три части: доказываемое положение, или тезис — то, что должно быть доказано или сделано очевидным, выражается в форме суждения; основание доказательства, или аргументы; — то, при помощи чего тезис доказывается или делается очевидным; демонстрация — форма доказательства, или способ, каким тезис выводится из аргументов. Тезис — соответствует заключению в силлогизме, аргументы – посылкам. Демонстрация — логическая схема, при помощи которой выводится заключение. Аргументы и тезис, поскольку они суждения, могут связываться между собой либо по фигурам категорического силлогизма, либо по правильным модусам условных, разделительных и условно-разделительных силлогизмов.
При сопоставлении структурных элементов доказательства и умозаключения, видно их сходство и различие. Простейшее доказательство может выглядеть в виде одного, как бы перевернутого умозаключения, например, простого категорического. Тезисом в этом доказательстве будет то суждение, которое в силлогизме является выводом. Аргументами будут выступать посылки умозаключения, а демонстрацией — логическая связь между посылками, обуславливающая возможность вывода-тезиса.
Пример: доказать, что «Железо плавится» — это тезис.
Для доказательства воспользуемся двумя аргументами: «Все металлы плавятся» и «Железо — металл». Построив силлогизм, мы докажем наш тезис.
Самое трудное в доказательстве — показать, что между аргументами и тезисом существует определенная логическая связь, что тезис действительно вытекает из приведенных аргументов. В повседневной жизни часто, высказав некоторые аргументы, человек присоединяет к ним свой тезис с помощью слов «таким образом», «поэтому», «итак», «следовательно» и т.п. Но эти слова не создают логической связи между аргументами и тезисом. Если в действительности такой связи нет, то она и не появится от этих слов. Доказательство безупречно тогда, когда рассуждениям придается вид определенного умозаключения. Если нужно доказать тезис «Этот проводник нагревается», то аргументами будут суждения: «Если по проводнику проходит электрический ток, то он нагревается» — физический закон — и «По этому проводнику проходит электрический ток» — установленный факт. Из них по утверждающему модусу условно-категорического силлогизма выводим тезис: «Следовательно, этот проводник нагревается».
Но не всегда связь аргументов с тезисом представлена в виде умозаключения, часто она усматривается интуитивно и важно то, чтобы эта связь действительно существовала.
Прямое и косвенное доказательство
По способу проведения доказательства делятся на два вида, прямое (прогрессивное) и косвенное (регрессивное). При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы найти такие убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис, и тезис непосредственно следует из аргументов. Косвенное доказательство имеет более сложную структуру. К элементам доказательства добавляется еще один элемент — антитезис, утверждение, противоречащее тезису, а затем показывается, что он ложен, т.е. устанавливается справедливость тезиса тем, что вскрывается ошибочность противопоставляемого допущения. Это дает право утверждать, что тезис истинен. Такое косвенное доказательство называют «доказательством от противного». Другая разновидность косвенного доказательства – «разделительное», когда из нескольких возможных тезисов методом исключения доказывается один, т.е. путем исключения всех членов разделительного суждения по разделительно-категорическому силлогизму, кроме нашего тезиса, являющегося одним из членов этого разделительного суждения. Данный вид доказательства будет осуществляться по разделительно-категорическому или условно-разделительному силлогизму.
В этих случаях необходимо опираться на требования логики к этим формам мысли, на законы, строго соблюдать их. При формулировке антитезиса необходимо, чтобы он был действительно противоречащим тезису, а не противоположным ему, потому что противоречие не допускает одновременной ни истинности, ни ложности этих суждений, а противоположность допускает их одновременную ложность, поэтому обоснование ложности противоположного тезису суждения, не гарантирует истинность тезиса. Косвенными доказательствами пользуются тогда, когда нет аргументов для прямого доказательства, когда невозможно обосновать тезис прямо. При разделительном косвенном доказательстве, необходимо соблюдать все требования логики к разделительному суждению, к процессу деления объема данной предметной области, а именно главные требования логики к делению — расчленение по одному основанию деления, последовательно (без скачков, пропусков), полно, соразмерно и чтобы члены деления исключали друг друга.
Пример: доказать, что «сумма углов четырехугольника равна 360°».
Доказательство: разделим четырехугольник на два треугольника, следовательно, сумма его углов равна сумме углов двух треугольников. Известно, что сумма углов треугольника составляет 180°, поэтому сумма углов четырехугольника равна 360°.
Пример: построить косвенное доказательство тезиса: «Квадрат не является окружностью».
Выдвигается антитезис: «Квадрат является окружностью» и покажем, что он ложный. Выводим из него следствия, и если хотя бы одно из них, окажется ложным, это будет означать, что и само утверждение, также ложно. Неверным является следствие: «У квадрата нет углов». Поскольку антитезис ложен, исходный тезис должен быть истинным.
Опровержение
Опровержение — это отрицание доказательства, обоснование ложности или несостоятельности либо элементов, либо доказательства в целом. Опровержение структурно мало чем отличается от доказательства. Оно может быть направлено против тезиса доказательства, против аргументов его, против демонстрации. Опровергая тезис — формулирует антитезис; опровергая аргументы — выдвигает другие; опровергая демонстрацию доказательства — показывает строгое соблюдение логических связей между своими аргументами и антитезисом.
Обоснование истинности антитезиса рассматривается и как доказательство антитезиса, и как опровержение тезиса. Обоснование несостоятельности аргументов — не доказывает ложности тезиса, а указывает на недостаточность приведенных аргументов, лишь отвергает их. Т. о., опровержение аргументов не всегда можно назвать антидоказательством.
Опровергая демонстрацию, обосновывая неправильность, нелогичность связи тезиса с аргументами, указывают на нарушение логики, но этим не отрицается сам тезис и аргументы. И то, и другое может оказаться приемлемым, если найти более правильные непосредственные или опосредованные связи между ними, поэтому, не всякое опровержение отбрасывает доказательство в целом.
Видам опровержения (опровержение тезиса, аргументов и демонстрации) соответствуют и способы опровержения. Тезис можно опровергнуть путем доказательства антитезиса и путем выведения следствий из тезиса, противоречащих действительности. Аргументы можно опровергнуть как путем обоснования их ложности, так и тем, что для доказательства тезиса приведенных аргументов мало и они сами нуждаются в обосновании.
Примеры: Закон сохранения и превращения энергии в физике, опровергающие возможность создания вечного двигателя; в биологии Ч. Дарвин эволюционным учением опроверг линнеевский тезис о неизменности видов животных и растений («Видов столько, сколько их создал Бог»).
Требование к элементам доказательства
Обсуждение различных вопросов в обыденной жизни, так и научные рассуждения, приводят к истинным результатам, если соблюдены правила аргументации по отношению к тезису, аргументам, демонстрации.
Правила тезиса
Доказуемый тезис должен быть истинным, истинность тезиса не рождается, а лишь устанавливается, раскрывается. Все попытки нарушить это правило, которое вытекает из самой сущности истины как соответствия мысли действительности, завершались неудачей.
Тезис должен быть четко и ясно сформулирован, без двусмысленности, противоречивости. Описание тезиса с помощью новых терминов допустимо, но необходимо четко выявить их смысл через раскрытие содержания понятий.Четкое определение тезиса наряду с выявлением смысла употребляемых терминов включает анализ суждения, в форме которого выставляется тезис.
Если тезис — простое суждение, то нужно выявить Sи P, уяснить качество (отрицание или утверждение) и количество (общее или частное), а так же выяснить, является оно неопределенным(«некоторые, а может быть, и все») или определенным(«только некоторые») частным суждением.
Пример: «Люди — эгоисты» или «Люди самонадеянны».
Здесь не ясно — обо всех или о некоторых людях идет речь. Такого рода тезисы трудно отстаивать и трудно опровергать.
Если тезис — сложное суждение, то нужен дополнительный анализ логических связок. Предполагается его расчленение на относительно самостоятельные части с выделением существенных элементов, которые выполняют роль основных пунктов разногласия, что позволяет поэтапно обсуждать тезис — принимать или отвергать важнейшие его элементы.
Тезис на всем протяжении доказательства должен оставаться одним и тем же. Правило неизменности тезиса запрещает отступать от первоначально сформулированного положения в процессе рассуждения. Если под влиянием новых фактов выясняется, что тезис неточный, то его можно изменить, при этом необходимо оппонента поставить в известность. Негласное отступление от первоначального тезиса запрещается.
Правила аргументов
Аргументы должны быть истинными и их истинность не должна вызывать сомнений.Это правило неразрывно связано
с первым правилом тезиса.
Истинность аргументов должна устанавливаться автономно, т.е. независимо от доказываемого тезиса. Иначе может получиться, что недоказанным тезисом обосновываются недоказанные аргументы.
Аргументы должна быть непротиворечивыми. Если один из ваших аргументов противоречит другому, то, хотя бы один из них ложен. Содержательно из противоречивых оснований с необходимостью не вытекает ни одно положение.
Каждый аргумент должен быть необходимым и достаточным для вывода тезиса. Один аргумент почти никогда не дает обоснования тезиса, его доказательная сила мала. Но несколько взаимосвязанных аргументов способны создать логическую основу для вывода. Правило достаточности аргументов проявляется по-разному, в зависимости от видов умозаключений, при аналогии проявляется в малом числе сходных признаков, неубедительно и индуктивное обобщение, если исследованные случаи не отражают особенностей образца.
Правила демонстрации
Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция и аналогия, поэтому правила демонстрации сводятся к соблюдению правил соответствующих умозаключений.
Источник