Международное научно-техническое сотрудничество и интеграция
Одной из ключевых задач научно-технического развития России является обеспечение международного лидерства в том числе за счет повышения вклада Российской Федерации в определение глобальной научно-технологической повестки и ее реализации.
При этом лидерство в данной сфере не является самоцелью для нашего государства. Россия в целях достижения поставленных задач придерживается принципа взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества с другими участниками НТР.
Приоритетные направления, цели и задачи политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества определены Концепцией международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации.
Министерством проводится системная работа как в рамках двустороннего взаимодействия (к примеру, активно ведется работа по реализации двусторонних «дорожных карт» с Германией и Францией; совместно с министерствами иностранных дел проводится «Российско-Германский год научно-образовательных партнёрств»), так и многостороннего сотрудничества.
Российская Федерация вносит существенный интеллектуальный, организационный и финансовый вклад в реализацию важнейших международных исследовательских проектов, таких как Большой адронный коллайдер Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL), Центр по исследованию ионов и антипротонов в Европе (FAIR), Европейский центр синхротронного излучения (ESRF), Международный термоядерный экспериментальный реактор ИТЭР (ITER). Во многих из них Россия является ключевым участником.
Ниже приведены данные о доле участия России в деятельности этих организаций.
Европейская организация ядерных исследований ( CERN )
3% от стоимости БАК;
5% от стоимости детекторов;
10% — доля в экспериментальной программе
Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL)
Европейский центр по исследованию ионов и антипротонов (FAIR)
Международный термоядерный экспериментальный реактор ИТЭР (ITER)
Европейский центр синхротронного излучения (ESRF)
Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН)
Сотрудничество Российской Федерации с Европейской организацией ядерных исследований насчитывает десятки лет. 16 апреля 2019 г. подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области физики высоких энергий и других областях взаимного интереса и Протокола к нему между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН). Ежегодно проводятся заседания Комитета «Россия-ЦЕРН», 27 апреля 2020 г. состоялось очередное 42-е заседание указанного Комитета под со-председательством С.В. Люлина, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, и Ф. Джанотти, генерального директора ЦЕРН.
10 июня 2019 г. состоялся первый в истории визит Председателя Правительства Российской Федерации в ЦЕРН.
В настоящий момент в рамках межправительственных соглашений в XFEL участвуют 12 стран. Россия является вторым по величине инвестором проекта после ФРГ, доля российского участия составляет 27%. Проект XFEL расположен в Германии (Гамбург). Российская Федерация участвует в этом международном проекте на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 1025-р «Об участии Российской Федерации в проекте по строительству и эксплуатации установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах».
На мегаустановке протяженностью три с половиной километра генерируется рентгеновское электромагнитное излучение высокой интенсивности. Данный проект открывает возможности для изучения химических и физических процессов, происходящих в веществе, позволяя выйти на новый уровень исследований в области физики, химии, материаловедения, биомедицины.
Конвенция о сооружении и эксплуатации ФАИР подписана 4 октября 2010 г., распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 245-р. Доля участия Российской Федерации составляет порядка 17,45 % от общей стоимости этого международного научного мегапроекта в г. Дармштадте (Германия).
Направления исследований на данной установке посвящены фундаментальным вопросам строения материи: кварк-глюонная плазма, релятивистская ядерная физика, прикладные исследования в области атомной физики, физики плазмы.
Проект ИТЭР реализуется в рамках межправительственного соглашения (Agreement on the Establishment of the ITER International Fusion Energy Organization for the Joint Implementation of the ITER Project ), подписанного в 2006 году и ратифицированного всеми участниками проекта, в том числе в Российской Федерации Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 143-ФЗ, распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. № 1234-р (в редакции распоряжения от 15 октября 2008 г. № 1508-р). Проект локализован во Франции, неподалеку от французского ядерного центра «Кадараш». Доля участия Российской Федерации в проекте составляет 9,09% на стадии сооружения, на стадии эксплуатации и вывода из эксплуатации — 10%.
Цель проекта ITER – продемонстрировать возможности использования термоядерной энергии в мирных целях, что позволит овладеть неисчерпаемыми топливными ресурсами при их высокой степени безопасности.
ESRF представляет собой самый высокоэнергетичный источник синхротронного излучения третьего поколения, расположен в Гренобле (Франция). Комплекс основан в 1994 году. 23 июня 2014 года ратифицировано соглашение о членстве Российской Федерации в Европейском центре синхротронного излучения. Согласно подписанному протоколу о России отошло 6% от общей доли Управляющей компании Европейского центра синхротронного излучения.
Важным направлением международного научно-технического сотрудничества является реализация «Российско-Германской Дорожной карты сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций» , подписанной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральным министерством образования и научных исследований Федеративной Республики Германия 10 декабря 2018 года.
Документ разработан на 10 лет и включает в себя четыре направления:
I. Сотрудничество в области развития крупной исследовательской инфраструктуры (направление «Крупная исследовательская инфраструктура»)
II. Совместные научно-исследовательские проекты в приоритетных для обеих стран областях научно-технического сотрудничества (направление «Приоритеты»).
III. Взаимовыгодная поддержка молодых учёных и молодых талантов в сфере высшего, а также среднего специального образования в обеих странах (направление «Молодые таланты»).
IV. Наука и научные исследования для наведения мостов между наукой, обществом и экономикой в обеих странах (направление «Инновации, наука и общество»).
Координацию деятельности, связанной с реализацией «Дорожной карты», осуществляет Смешанная Российско-Германская комиссия по научно-техническому сотрудничеству, очередное заседание которой состоялось 25 июня 2020 г. в формате видеоконференции под со-председательством С.В. Люлина, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, и В.-Д. Лукаса, статс-секретаря Федерального министерства образования и научных исследований Германии.
Источник
Международное право. Особенная часть
Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
Жизнь современного общества во многом определяется развитием его научно-технического потенциала. Научно-технический прогресс расширил сферу национальной научно-технической деятельности и привел к усложнению и удорожанию научно-исследовательского процесса, он также обусловил необходимость объединения усилий государств в решении наиболее сложных научно-технических проблем, поскольку ни одно государство, обладающее мощным научно-техническим потенциалом, не может одновременно вести исследования по всем важнейшим направлениям науки и техники. Научно-технический прогресс является фактором, порождающим межгосударственную интеграцию.
Потребность межгосударственного сотрудничества в сфере науки и техники, вызванная научно-техническим прогрессом, требует надлежащего правового закрепления, выражающегося в создании международно-правовых норм. Таким образом, возникает группа правовых норм, регулирующих международные отношения в области науки, техники и технологии, другими словами, международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества.
Глобальные технологии, порожденные научно-техническим прогрессом, потребовали соответствующего уровня сотрудничества государств, в результате существенно расширилась сфера международно-правового регулирования. Это произошло не только за счет совершенно новых областей производственной деятельности человека, но и в результате смещения сфер регулирования между национальным и международным правом. Использование космического пространства и небесных тел, генная инженерия и защита окружающей среды — йот лишь некоторые примеры областей, в которых национальное право не может удовлетворить всех потребностей в правовом регулировании. Научно-технический прогресс в значительной мере способствовал восприятию человечеством идей общности судьбы, взаимозависимости, универсальности международной безопасности. Вопросы, считавшиеся ранее сугубо внутренним делом государств, вошли в сферу международных отношений, а значит, попали под действие международно-правовых норм 1 См.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1973. С. 23. .
В настоящее время не до конца разрешены вопросы о месте правовых норм, регулирующих международное научно-техническое сотрудничество, в системе международного права, а также о соотношении международного экономического и международного научно-технического сотрудничества. На протяжении длительного времени в зарубежной и отечественной доктрине научно-техническое сотрудничество государств рассматривалось в рамках международного экономического права. Не отрицая данной позиции, ряд ученых считают уместным особо выделять из совокупности экономических отношений отношения сотрудничества в области науки и техники. Акцент при этом делается на то, что экономическое взаимодействие государств — это прежде всего разновидность торговых отношений. Под влиянием научно- технического развития международные экономические отношения все более расширяются, из чисто внешнеторговых перерастают в промышленное и научно-техническое сотрудничество, и оно является особым видом межгосударственных взаимоотношений 2 См.: Тункин Г.И. Международное право. М.: Юрид. лит., 1994. С. 335. .
Специфика международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества обусловлена содержанием и целью общественных отношений, а именно достижением научного и (или) технического результата, который может выражаться, например, в решении определенной проблемы (парниковый эффект, экологическая безопасность, поиск новых форм жизнедеятельности и др.). Данная цель обусловлена интересом государств, который зачастую не преследует разрешение экономической задачи. Именно эта характеристика свидетельствует об отличии научно-технических отношений от экономических. Такая специфика отношений обусловлена их материальным содержанием.
Вместе с этим следует отметить, что нормы, регулирующие международное научно-техническое сотрудничество, могут быть связаны с правовым регулированием отношений в сфере экономики, экологии, территорий (космические, морские), прав человека и других областях международного сотрудничества. Это обстоятельство обусловливает комплексный характер международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества. Несмотря на разнообразие отношений, правовые нормы, регулирующие научно-техническое сотрудничество, обладают собственным специфическим содержанием и целью.
Базу международно-правового регулирования научно-технических отношений составляют основные принципы международного права. Однако, устанавливая общие рамки взаимоотношений государств, они все же недостаточно конкретны для регулирования международных научно-технических отношений, в связи с чем возникают специальные (отраслевые) принципы.
Специальные принципы правового регулирования международного научно-технического сотрудничества обстоятельно исследованы в трудах К.Г. Борисова, который выделил принципы: свободы научных исследований; свободы выбора формы организации научно-технических связей; сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса; научно-технического содействия, равноправия и недискриминации в научно-технических связях; эквивалентности при обмене научно-техническими достижениями; взаимности 3 См.: Борисов К.Г. Основы международно-правового регулирования многостороннего научно-технического прогресса государств мирового сообщества: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1990. .
В настоящее время нет широкого универсального международно-правового акта, содержащего специальные принципы международного научно-технического сотрудничества. Однако следует отметить, что на региональном уровне подобные документы имеются.
Самостоятельные цели и задачи международного научно-технического сотрудничества зависят в первую очередь от того, на какой основе оно осуществляется: 1) на универсальной основе, когда в решении научно-технических проблем принимают участие государства, находящиеся в разных регионах земного шара; 2) в пределах отдельных групп стран, составляющих в своей совокупности международное региональное сообщество; 3) на двусторонней основе.
В последние десятилетия большой объем международного научно- технического сотрудничества приходится на долю межгосударственных контактов. Однако в международном научно-техническом сотрудничестве участвуют самые разные субъекты: государства и отдельные ученые, международные и национальные компании, организации. Значительное число международных контактов в области науки и техники происходит в рамках международных межправительственных и неправительственных организаций 4 См. подробнее: Маркушина В. И. ООН и международное научно-техническое сотрудничество. М.: Наука, 1983. .
Рассматриваемое многообразие отношений в области международного научно-технического сотрудничества позволяет утверждать, что в мире сформировалась система универсального, регионального и двустороннего международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются государства, международные и национальные организации, отдельные ученые и их коллективы. Эта система охватывает:
- международные научные связи, направленные на разрешение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки (например, в рамках ЮНЕСКО; программа ЕС «Эврика»);
- международные технические и технологические связи (например, универсальное сотрудничество в области электросвязи);
- связи в сфере промышленной собственности (например, в рамках Евразийской патентной организации);
- подготовку кадров (например, программы, реализуемые МОТ, программа ТАСИС);
- международное содействие выполнению работ и созданию технологических процессов (например, в рамках ПРООН, ЮНЕСКО);
- обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса (например, сотрудничество в рамках МАГАТЭ);
- предотвращение ущерба окружающей среде (например, сотрудничество в рамках ЮНЭП) и др.
Международное научно-техническое сотрудничество как самостоятельная область отношений, регулируемая международным правом, появляется относительно недавно, а именно во второй половине XX в. Тем не менее в настоящее время наблюдается быстрое развитие международно-правовою регулирования данного вида сотрудничества. Вызвано это научно-техническим прогрессом, важностью достижений научно-технической деятельности для мирового сообщества, появлением новых видов и форм сотрудничества и другими причинами. Основываясь на выводах относительно критериев выделения отраслей международного права и многообразия научно-технической деятельности, подчеркнем, что международные научно-технические отношения являются особой разновидностью международных отношений. Их специфика определена самостоятельным предметом правового регулирования, а именно отношениями в области науки, техники и технологии, значительным объемом нормативного материала, критериями новых свойств (содержания) этого нормативного материала, качественной обособленностью группы правовых норм, заинтересованностью общества в развитии новой отрасли права. Поэтому нормы международного права, призванные урегулировать данные отношения, также носят особый характер и представляют собой систему норм международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в сфере науки и техники, другими словами — право международного научно-технического сотрудничества .
Источник