Способы научно познавательной деятельности

Методы научного познания: классификация, виды, описание

Научное познание — это исторически сложившийся процесс по сбору, проверке, систематизации и закреплению знаний об окружающем мире. В отличие от обыденного повседневного опыта познания мира процессу научного познания свойственна большая широта исследования, что способствует теоретическому обоснованию и закреплению знаний, которые человечество применяет не только на данном историческом этапе, но и будет применять в обозримой перспективе.

Методы научного познания — это система, включающая в себя принципы регуляции, а также способы и приемы, при помощи которых люди получают возможность объективно познавать окружающую действительность.

Разновидности методов научного познания

В научно-познавательном процессе выделяют несколько разновидностей методов:

  • Универсальные методы, общие как для научного, так и для практического накопления знаний;
  • Научные методы, подразделяющиеся на две основные разновидности: эмпирические и теоретические.

Вместе с перечисленными выше методами выделяют и узкоспециальные способы накопления знаний, которые формируются и применяются исключительно внутри какой-либо конкретной научной дисциплины, развиваясь и совершенствуясь в относительной обособленности.

Универсальные методы

В число универсальных научно-познавательных методов входит:

  1. Аналогия — метод, основанный на переносе знаний, полученных при рассмотрении конкретного предмета на другой, схожий с ним, но менее изученный предмет. Аналогия отталкивается от сходства определенных объектов между собой, при этом сам факт сходства устанавливается уже при сравнении двух объектов, т.е. фундаментом аналогии выступает сравнительный метод. Однако применять указанный способ познания в научной сфере следует осторожно и деликатно, поскольку два схожих по каким-нибудь важным признакам предмета либо явления могут вызвать ложные аналогии. Так, и лошадь, и автомобиль, можно использовать как средство передвижения, но переносить знания об анатомии лошадей в сферу устройства автомобиля — не только ошибочно, но и глупо.
  2. Моделирование — построено на изучении предмета с помощью модели данного предмета и последующем переносе на оригинальный объект полученной в ходе исследовательской работы модели информации. Как и в случае с аналогией, основой методики является сходство двух объектов, следовательно, моделирование, как и аналогия, также требует к себе осторожного и взвешенного подхода.
  3. Анализ, основой которого является процедура по мыслительному либо реальному расчленению объекта на ряд составляющих его частей, с дальнейшим изучением этих частей. Анализ строится на переходе от познания цельного объекта к познанию его части, а потому применение этого метода потребует от исследователя полного абстрагирования от связи, которая объединяет несколько составных частей одного объекта. Обычно анализ берет на себя функции лишь первой стадии исследования, он необходим при изучении строения, состава и функций любого предмета. Но полноценное знание не может строиться исключительно на изучении состава и признаков определенного предмета, ученым нужно прослеживать связи составных частей объекта между собой, только так можно понять принципы функционирования того или иного объекта (или явления). Разрешить этот вопрос призван синтез.
  4. Синтез — соединение разнообразных составных частей объекта воедино с последующим научным изучением их связей и причин их взаимодействия между собой. При этом синтез не является методом по конструированию предметов, он призван лишь дать картину целого, соединив все составные части, ранее выделенные посредством анализа. К тому же синтез не просто соединяет разрозненные элементы в строгую систему, он обобщает их, так как его главной задачей является определение места и роли каждого из представленных в системе элементов, а также прослеживание их связи между собой. Этот аспект тесно связывает синтез с анализом, оба описанных метода существуют в тесной взаимосвязи.
  5. Классификация — метод, призванный объединять предметы и объекты в единые классы, обобщая и систематизируя их на основе схожести основных признаков. Именно классификация позволяет ученым свести в одно целое массив накопленных ранее различными исследователями материалов и сведений, параллельно выявив их общие черты и зафиксировав устойчивые связи. Обычно материал классифицируется в виде схем, текстов и таблиц.

Естественно, многообразие научно-познавательных методов может вызвать у исследователей определенные проблемы, связанные с применением на практике той или иной методики. Разрешить данные проблемы призвана методология — особая научная дисциплина, изучающая происхождение, способы применения и другие основные характеристики методов научного познания.

Эмпирические методы

Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами.

К данной разновидности методов относят:

  1. Наблюдение, т.е. целенаправленную деятельность по воспроизводству предметов и явлений нашей реальности. Суть метода заключается в чувственном отражении окружающих исследователя предметов и явлений, что позволяет ученому получить первичные сведения о них. По этой причине наблюдение является первейшей стадией изучения любого объекта. Итоги наблюдений фиксируются в описаниях, там учеными подробно и объективно описываются отмеченные ими свойства и признаки исследуемого объекта.
  2. Измерение — называют деятельность по определению исследователем качественных характеристик объекта с помощью предназначенных для этого специализированных технических средств, работающих как механически, так и автоматически (к примеру, в наши дни техника позволяет ученым сразу же приступать к обработке только что полученных данных). Немалая роль в процессе измерений отводиться эталонам, т.е. тем единицам измерения, с которыми в дальнейшем сравнивают уже полученные результаты. Эталоны делятся на базисные (также они известны как основные) и производные (их выводят при помощи определенных математических операций).
  3. Эксперимент — это целенаправленный и четко контролируемый вид научно-познавательной деятельности, главной задачей которого является воздействие ученого на предмет с целью изучения всего спектра присущих ему связей, признаков и отношений. Ставя эксперимент, ученый производит вмешательство в процессы, протекающие естественно, вместе с тем он преобразовывает объект исследования, и, если это необходимо, помещает данный объект в искусственные, не свойственные ему ранее условия. Одной из специфических черт эксперимента является возможность изучения конкретного явления или предмета в «чистом виде», благодаря возможности искусственно исключить воздействие на данное явление или предмет посторонних факторов, что никогда не будет возможно в естественных условиях. Такой тип исследования позволяет ученым понять суть функционирования разнообразных явлений и объектов, к тому же именно эксперимент помогает подтверждать и закреплять уже имеющиеся у исследователей знания.
Читайте также:  Норма высева рыжика при рядовом способе посева

К перечисленным методам следует добавить и методы, применяемые в гуманитарных дисциплинах, а именно:

  • Симуляцию, при которой наблюдения производятся в искусственно созданных для этого условиях (что роднит данную разновидность наблюдения с экспериментом);
  • Проведение опросов, интервью и бесед;
  • Психологическое тестирование;
  • Работа по изучению документов и иных материальных свидетельств;
  • Анализ печатных материалов и публичных выступлений;
  • Применение социометрических методов, призванных визуализировать отношения внутри определенной группы;
  • Вмешательство в происходящие процессы;
  • Применение клинической методики с детальным рассмотрением каждого интересного исследователю случая.

Теоретические методы

Теоретическое познание — это высший (по сравнению с эмпирическим) этап процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент (при этом, чувственный компонент на данном этапе не устраняется полностью, но становится вторичным).

В состав этой группы входят:

  1. Абстрагирование, чья суть заключена в мысленном отвлечении исследователя от признаков исследуемого предмета, прямо не относящимся к его гипотезе. Результатом абстрагирования является абстракция, к примеру, множество.
  2. Идеализация — это мысленное выделение исследователем одного реального свойства исследуемого им предмета, имеющего ключевое значение в его теории, а затем — дальнейшая работа по конструированию этого объекта с обязательным наделением его выбранным свойством. Естественно, полученный благодаря такой творческой работе идеальный объект (к примеру, некий идеальный газ) не может существовать в реальности, поскольку в мире нет объектов, имеющих лишь одно свойство.
  3. К формализации относят процесс по замене существующего в реальности объекта специальным символом (примером формализации является широкое использование учеными математической символики). Указанный метод позволяет научному работнику исследовать предмет, но не обращаться к нему прямо, а лишь кратко и лаконично фиксировать полученные итоговые результаты.
  4. Индукция и дедукция. Индукция помогает формулировать логические умозаключения с помощью обобщения информации, полученной посредством наблюдения за объектом или в процессе экспериментальной деятельности, при этом выводы делаются на основе предпосылок частного характера, т.е. исследователь движется от частного к общему. Индукция немыслима без дедукции, еще одного метода научного познания, основанного на выводах, идущих уже наоборот, от общего к частному. Однако дедукция не позволяет ученому получать новые по своему содержанию знания, она является только методом по выявлению конкретики в уже имеющихся общепринятых предпосылках. Но, несмотря на это, указанная методика показывает существенную эффективность при прояснении отдельных деталей, касающихся общепринятых знаний.

Критерии научного познания

В основе любой познавательной методики лежат принципы объективности, систематичности и воспроизводимости. Кратко остановимся на каждом из них:

  • Объективностью называют отчуждение субъекта познавательной деятельности от ее объекта. Данный принцип позволяет исследователю отделить личное субъективное представление от исследуемого объекта, оставив лишь объективные знания о нем.
  • Системность — упорядоченность познавательного процесса, его четкую последовательность и системность.
  • Принцип воспроизводимости позволяет исследователю повторять (т.е. воспроизводить) каждую стадию процесса познания совместно с другими исследователями, получая при этом аналогичные (либо максимально схожие и не входящие в противоречия с полученными им ранее) результаты. Указанный принцип является своеобразной проверкой знаний на достоверность.

Несоответствие конкретного научного метода приведенным здесь критериям делает процесс познания невозможным, а сам метод — неэффективным.

Источник

Классификация методов познавательной деятельности

І. Основными методами эмпирического исследования являются:

Наблюдение–такой способ познания, когда человек непосредственно воспринимает существование какого-либо явления и его изменения в пространстве и во времени.Наблюдение – специальное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачами деятельности.

Наблюдение непосредственно связано с чувственным восприятием конкретной действительности, но научное наблюдение как метод познания, отличается от обычного восприятия. В отличие от него наблюдение как научный метод познания представляет собой не случайное и неупорядоченное восприятие объекта, а такой процесс, когда наблюдение ведется преднамеренно, выборочно или по определенной системе, которая позволяет воспринимать объект многократно и в самых разнообразных случаях.

Для наблюдения характерны такие черты:

преднамеренность (наблюдение ведется для решения вполне определенных задач);

планомерность, которая определяется задачами наблюдения, поставленными перед исследователем;

целенаправленность, благодаря которой внимание исследователя останавливается лишь на интересующих его явлениях или сторонах явления;

активность наблюдения, когда исследователь не просто воспринимает все то, что попадает в поле зрения, а ищет именно те объекты, которые его интересуют;

применение специальных приемов и широкое использование различных приборов, которые не только усиливают возможности органов чувств, но и дают нам дополнительные органы восприятия.

Результаты наблюдения дают исходный фактический материал для теоретического обоснования, то есть предоставляют нам первичную информацию о мире. Они является первичной предпосылкой познавательной деятельности человека.

Невзирая на ряд позитивных свойств метода наблюдения, его возможности все же ограничены, поскольку наблюдение само по себе не допускает вмешательства в ход изучаемого процесса, его повторения в нужном для исследования направлении. Этот недостаток преодолевается путем эксперимента, тесно связанного с наблюдением.

Эксперимент –это такой метод исследования объекта, когда исследователь активно влияет на изучаемый объект путем создания искусственных условий, необходимых для изучения тех его свойств или сторон, которые интересуют ученого, когда сознательно меняется направление, протекание процессов исследуемого объекта.

Эксперимент – это специфическая форма практической деятельности в области науки, более сложный и более эффективный метод эмпирического познания. Познавательная роль эксперимента заключается в том, что, во-первых, он позволяет исследовать изучаемое явление в самых разнообразных условиях и поэтому позволяет сделать такие теоретические выводы, которые невозможно вывести из простого наблюдения данного явления в его естественном состоянии. Вторым важным преимуществом эксперимента является то, что он дает возможность многократно воспроизвести явление, которое изучается, в самых разнообразных условиях, что помогает глубже изучить его сущностные черты и установить разнообразие его связей с другими явлениями.

В зависимости от познавательной цели, используемых средств, а также объектов познания можно выделить такие виды эксперимента:

– исследовательский, или поисковый эксперимент;

– проверочный, или контрольный;

– преобразующий, или воспроизводящий;

– качественный, или количественный;

– физический, химический, социальный, биологический эксперимент.

Важным преимуществом эксперимента является то, что он позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях – при сверхвысоких и сверхнизких температурах, при повышенном давлении, при огромных напряжениях электрических и магнитных полей и др.

Читайте также:  Способом изготовления гипсовых слепков является

Различают два основных вида эксперимента: натуральный и модельный. При натуральном эксперименте объект исследования находится в обычных условиях, которые изменяются в нужном направлении. Но не всегда возможно проводить эксперименты в натуральном виде. Нередко эксперимент такого типа невозможен по причине недоступности объекта для непосредственного исследования или с точки зрения экономической нецелесообразности. В этих условиях реальный объект и воздействующая на него среда заменяются моделью (например, испытания моделей самолетов, моделей кораблей в открытых бассейнах и т. п.) Эксперимент играет важную роль в подтверждении или опровержении (отрицании) определенных теоретических выводов, то есть выступает критерием истинности полученных знаний.

К числу эмпирических методов познания относится сравнение. Это один из наиболее распространенных и универсальных методов познания. Сравнительный метод существует очень давно. Еще древние мыслители утверждали, что сравнение является «матерью познания».

Сравнениемназывается такой метод, прием познания, когда устанавливается тождественность, сходство или отличие предметов и явлений. Только сравнивая предметы между собой, мы получаем возможность правильно познавать их и таким образом правильно ориентироваться в окружающем объективном мире и влиять на него. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам; такое понимание общего, повторяющегося в явлениях, является ступенью на пути к познанию закона.

Для того, чтобы сравнение было результативным, оно должно отвечать двум основным требованиям:во-первых, сравниваться должны лишь такие предметы и явления, между которыми может существовать какая-либо объективная общность; нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи; во-вторых, сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам, сравнение по несущественным признакам может привести к ошибке.

Таким образом, сравнение является необходимым приемом научного исследования, который широко используется на различных этапах развития познания. В конце концов, без сравнения вообще невозможно научное познание.

Предметы могут сравниваться непосредственно или благодаря сравнению с третьим объектом, независимо один от другого. Такое сравнение называется измерением. Измерение это процесс определения числового значения некоторой величины с помощью единицы измерения. Измерение предусматривает объект, единицу измерения (эталонный объект), приборы, методы измерения, наблюдателя. Измерение позволяет формулировать эмпирические законы и служит источником формирования научных теорий.

ІІ. К группе методов, которые применяются на эмпирическом итеоретическом уровнях исследования, относятся:

Абстрагированиев мыслительной деятельности человека является наиболее универсальным методом. Суть этого метода заключается в том, что в процессе познания человек отказывается от ряда несущественных свойств и признаков предмета и отношений между ними, выделяя в нем, в то же время, некоторые стороны, которые интересуют исследователя.

Абстрагирование позволяет временно упростить явление за счет некоторого отхода от действительности для того, чтобы глубже понять его сущность и его связь с другими явлениями.

Результатом абстрагирования и обобщения является образование понятий, категорий и формулирование законов. Абстрагирование строится на основе диалектической взаимосвязи единичного, особенного и общего в реальной действительности.

Абстрагирование и обобщение невозможно без применения таких методов, как анализ и синтез.

Анализом называется такой метод познания, с помощью которого изучаемый предмет фактически или мысленно разделяется на составные части, которые изучаются отдельно как части единого целого.Формы и методы анализа различны. Они зависят от цели изучения и самой природы исследуемого объекта.

Для изучения предметов и явлений одного анализа недостаточно. Чтобы познать предмет или явление, понять взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей данного предмета, необходим синтез. Синтез –это метод объединения частей в целое, это практическое или воображаемое соединение составных элементов изучаемого объекта в единое целое. Причем, это не простое механическое соединение ранее расчлененных элементов целого, а такой процесс познания, когда раскрывается место и роль каждого элемента в системе целого. Синтез показывает, что различные элементы изучаемого объекта, его стороны и составные части не просто сосуществуют в этом объекте, а находятся в нем в неразрывном диалектическом единстве, обусловливают друг друга и оказывают влияние друг на друга. Поэтому анализ и синтез используются в процессе познания в неразрывном единстве.

В познании издавна получили широкое применение такие методы научного исследования, как индукция и дедукция.

Индукция (от лат.: inductio – наведение)– метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, от фактов – к теоретическим выводам и обобщениям.Особенность этого метода заключается в том, что для достоверного обобщения необходимо рассматривать все без исключения частные случаи, то есть осуществить полную индукцию, что возможно лишь при сравнительно небольшом числе объектов. Чаще всего рассмотреть все возможные объекты (ситуации) практически невозможно, поэтому индукция оказывается неполной, а вывод, сделанный на ее основании, является проблематичным.

В реальном процессе познания индукция всегда выступает в единстве с дедукцией. Дедукция –метод познания, который базируется на движении знания от общего к частному, от закона к его проявлению, от знания класса предметов – к знанию отдельных предметов этого класса.Первостепенное значение дедукция имеет в теоретических исследованиях (от общего понятия, вопроса к частичным фактам).

Наряду с индукцией и дедукцией существует умозаключение по аналогии. Аналогия как метод исследования основывается на сравнении и сходстве неодинаковых объектов в одном каком-то аспекте. На основании этого делается вывод об их сходстве и в других отношениях. Например, объект А имеет признаки а, b, с, а объекту В присущи признаки b, с. На основе сравнения делают вывод о сходстве и относительно третьего признака – а.

Следовательно,аналогия –это соответствие элементов, совпадение свойств, что создает предпосылки для переноса информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). Это осуществляется в форме вывода по аналогии.

Аналогия играет важную эвристическую роль в научных открытиях, она является одним из источников научных гипотез, индуктивных рассуждений. На базе аналогии как метода научного исследования возник метод моделирования.

Моделирование –метод познания, заключающийся в том, что изучение свойств объектов осуществляется с помощью модели. Модель – это условный образ или образец какой-либо вещи или процесса, в котором воспроизводятся определенные свойства и связи исследуемого объекта. Модель – это материально-вещественный объект (или система), выступающая как промежуточное звено между исследователем и исследуемым объектом и называется «объект-оригинал».

Читайте также:  Найти способ безопасно отключить bugbear киберпанк

Метод моделирования во многом подобен методу аналогии (соответствия) – методу установления сходства в каких-либо свойствах и отношениях между нетождественными объектами. Вследствие этого научное знание, полученное с помощью моделирования, не является абсолютно истинным, так как полной аналогии между объектом исследования и его моделью добиться невозможно.

Различаются модели вещественные (материальные), которые в более-менее наглядной форме материально воспроизводят особенности структуры, поведения, а также другие свойства оригинала, и логические, или идеальные модели – это разумные конструкции, различные знаковые системы, теоретические схемы, которые воспроизводят в идеальной форме свойства и связи исследуемых объектов.

Хотя любое моделирование огрубляет и упрощает объект познания, но оно служит важным вспомогательным средством познавательного процесса. Оно дает возможность осуществлять исследование явлений, характерных для оригинала, при условиях отсутствия самого оригинала, что часто бывает необходимо по причине неудобства или невозможности исследовать сам оригинал.

ІІІ. К третьей группе общенаучных методов познания относятся методы теоретического исследования. Они включают в себя:

– метод восхождения от абстрактного к конкретному,

– исторический и логический,

Метод восхождения от абстрактного к конкретному является законом отображения действительности в мышлении. Это способ, с помощью которого мышление усваивает конкретное, воспроизводит его духовно как конкретное. В соответствии с этим методом, в процессе познания выделяются два самостоятельных этапа:

▪ На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному определению. Единый, целостный объект расчленяется и описывается посредством множества понятий, которые отображают отдельные стороны и свойства объекта. Всякий процесс мышления начинается с образования хотя бы элементарных абстракций, в которых обобщаются отдельные признаки, свойства предметов материального мира.

▪ На втором этапе познания осуществляется процесс перехода от абстрактного к конкретному. Суть этого процесса заключается в том, что проходит движение мысли от абстрактных значений объекта к всестороннему, многогранному знанию изучаемого объекта. На этом этапе осуществляется связь отдельных абстрактных понятий в целостную систему, которая отображает объективное расчленение исследуемого объекта и единство его сторон. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта.

Конкретное в мышлении является самым глубоким и содержательным знанием о явлениях действительности, так как своим содержанием оно имеет отражение не внешних признаков предмета и их непосредственной связи, доступной живому созерцанию, а разнообразные существенные стороны и отношения в их внутренней необходимой связи.

Таким образом, можно сказать, что метод восхождения от абстрактного к конкретномупредставляет собой закон познания, согласно которому мышление переходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении.

В научном познании действительности широко применяются методы – исторический и логический.

Исторический метод –это метод, при котором в мыслях воспроизводится исторический процесс развития объекта с учетом всех подробностей, случаев, фактов, малозначимых и значительных, в их последовательном развитии и во временной связи.

Но исследование развивающегося объекта предусматривает не только знание его эмпирической истории, но и знание его сущности, его внутренней закономерности развития, знания объективной «логики» предмета. Логическоепроявляетсяв обоснованных законах, существенных сторонах явления или процесса и служит для обобщенного отображения исторического процесса.

Историческое – процесс становления и развития объекта; логическое – теоретическое воссоздание и развивающего, и развиваемого объекта во всех его существенных, закономерных связях и отношениях.

Следовательно, логическое – это воображаемое воссоздание исторического через анализ взаимосвязи и взаимодействия сторон предмета в его развитом состоянии. Логический метод предусматривает выявление исторической перспективы, рассмотрение объекта в единстве настоящего, прошлого и будущего. Развитый объект дает возможность полнее понять в истории то, что дано в ней в неразвитом виде. «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны» (К. Маркс). Следовательно, логическое – ключ к пониманию исторического.

К теоретическим методам исследования относится метод идеализации, когда для целей научного познания широко используются идеальные объекты, не существующие в действительности; причем их даже невозможно вообще практически задействовать и реализовать. Идеальный объект может быть сформирован в сознании либо 1) путем многоступенчатого абстрагирования, либо 2) путем простого абстрагирования, путем исключения, отбрасывания некоторых реальных свойств объектов; тем самым происходит наделение их не реальными, а вымышленными, гипотетическими свойствами.

Идеализация как специфическое упрощение действительности не всегда оправдана. Любая идеализация правомерна лишь в определенных границах. Она служит для научного решения лишь некоторых проблем.

В теоретическом познании широко применяется метод формализации –изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, с помощью самых разнообразных «искусственных языков» (математического языка, математической логики, химии, радиотехники и т. п.).

Метод формализации базируется на использовании специальной символики, введение которой обеспечивает сжатую и четкую фиксацию знаний. Данный метод приписывает отдельным символам или их системам определенные значения, что позволяет избежать многозначности терминов (полисемии), которая свойственна обычнымязыкам. Поэтому оперирование формализованными системами характеризуется четкостью и строгостью, а выводы – доказательностью. Метод формализации тесно связан со многими другими методами – моделированием, абстрагированием, идеализацией и т. п.

Одним из широко распространенных способов организации научного знания является аксиоматический метод, т. е.такая система построения научной теории или дисциплины, когда ряд утверждений в науке принимается без доказательств, а все последующие знания выводятся из них по специальным логическим правилам.

Положения, которые принимаются без доказательств, называются аксиомами. Все последующие предложения теории выводятся из аксиом, то есть доказываются на основе логических правил вывода и правил определения, допустимых в данной теории. В случае аксиоматизации какой-либо теории необходимо:

▪ во-первых, определить совокупность законов логики, которые будут использоваться далее;

▪ во-вторых, избрать аксиомы;

▪ в-третьих, вывести из аксиом на основе правил вывода все последующие истинные утверждения данной теории.

Аксиоматичный метод нередко выступает в форме гипотетико-дедуктивного метода: теория строится в соответствии с принципами аксиоматического метода, а ее положения, в том числе и аксиомы, рассматриваются как гипотезы, которые должны быть эмпирически проверены. Такая проверка осуществляется при помощи особой совокупности утверждений, которые связывают некоторые положения теории с эмпирически наблюдаемыми фактами. В результате часть положений теоретической системы получает непосредственную эмпирическую проверку, а последние – опосредствованную, через их связь с первыми.

Источник

Оцените статью
Разные способы