Способы научно исследовательской работы студентов

Научно-исследовательская
работа студентов

Процесс обучения в вузе предполагает не только прохождение учебных программ. Помимо освоения специальности, студенты еще учатся тайм-менеджменту, завязывают знакомства и устанавливают связи, раскрывают свой творческий потенциал, а главное — пробуют себя на ниве научной деятельности.

Научно-исследовательской работе и посвящена наша статья. В новом материале ЛаЛаЛань определит, что это такое, в чем отличие научно-исследовательской работы от учебно-исследовательской, как к ней подступиться, зачем ей вообще заниматься и с чего начать, если вообще-то не очень хочется быть ученым.

Научно-исследовательская деятельность: что туда входит?

Научно-исследовательская работа в широком значении — это и процесс (деятельность), нацеленный на расширение имеющихся знаний, на получение новых данных, на проверку существующих научных гипотез и на установление новых закономерностей, явлений в природе и социуме, и результат этого процесса.

  • Научно-исследовательская работа (НИР) — это деятельность научного характера, которая связана с научным поиском, проведением исследований, экспериментами.

В такой процесс включена не только учебная работа студента в вузе и подготовка рефератов и курсовых или написание ВКР, но и его внеучебная деятельность в научных кружках, на конференциях и в проблемных лабораториях.

Выделяют фундаментальные НИР и прикладные НИР. В чем их отличие?

Фундаментальные НИР нацелены на теоретическое и экспериментальное постижение мира и его основополагающих явлений, на поиск закономерностей, ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, за протекание процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений.

Это исследования, которые призваны изучать глубинные процессы и явления, лежащие в основе всего. Такая научная деятельность в целом направлена не на одномоментное решение научной или практической задачи, а на перспективу развития науки в целом.

В этом кроется отличие фундаментальных научных работ от прикладных НИР . Прикладные исследования, напротив, направлены на практическое решение технических и социальных проблем, в том числе с использованием достижений фундаментальной науки.

Отметим, что это деление достаточно условно, поскольку в результате развития фундаментальной науки появляются новые достижения в прикладных исследованиях и наоборот. Однако иметь представление даже об этом условном делении необходимо: ведь как иначе выбрать область научных интересов и подступиться к исследовательской работе?

В целом можно сказать, что НИР как деятельность состоит из нескольких этапов: планирование, построение гипотезы, проведение исследования, написание научной работы. Последний этап представляет собой своеобразный результат проведенной работы.

Также в качестве результата научно-исследовательской деятельности допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, где обязательно необходимо представить опытный образец изделия, конструкторскую документацию или разработанную новую технологию.

Однако именно опубликованный научный труд является основным результатом НИР — это своеобразный отчёт о проведении исследования. Такой отчет может быть представлен в разных жанрах: от очерка до ВКР.

Какие формы может принимать отчет по научно-исследовательской работе?

Например:

  • очерк, изложение, отчет;
  • подготовка и защита курсовой работы;
  • написание и защита ВКР — выпускной квалификационной работы;
  • выступление с докладом на академической лекции, научной и научно-практической конференции регионального или международного уровня.

О некоторых из этих видов НИР ЛаЛаЛань уже писала. Просто перейдите по гиперссылке, чтобы узнать больше о жанрах научных работ.

Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность: в чем отличие?

В высших учебных заведениях НИР, безусловно, занимает особое место, поскольку сквозь весь многолетний образовательный процесс красной нитью проходит идея подготовки не просто специалиста в своей области, но и ученого.

Для этого используется как учебно-исследовательская, так и научно-исследовательская работа. В чем их отличие и как они интегрированы в студенческую жизнь?

Учебно-исследовательская работа позволяет студенту приобрести практические и теоретические знания по проведению исследований: так изучаются научные методы познания, на практике осваивается и оттачивается навык поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т. д.).

Учебное исследование направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое. Это процесс самостоятельного поиска — в этой самостоятельности студента и кроется одна из ключевых характеристик учебного исследования.

Читайте также:  Способ маркировки стали это

Научная работа, напротив, предполагает совместную деятельность студента и педагога, его руководителя. В научно-исследовательской работе важен не только результат, но и процесс поиска. Результат научной работы является весомым для всего мирового научного сообщества.

Источник

Виды и формы научно-исследовательской работы (НИР) студентов

  • 12 января 2021 г.
  • 7 минут
  • 30 170

Вуз готовит не только специалистов определенного направления, но и кадры для научной деятельности. Чтобы у студентов сформировались необходимые навыки, их приобщают к научно-исследовательской работе (НИР). Пусть вас не пугает сложное название: мы расскажем, какие виды научно-исследовательских работ бывают и что в них нужно писать.

Больше ценных советов от преподавателей и студентов получают подписчики нашего телеграм-канала. Присоединяйтесь, наши подписчики получают только самую полезную информацию.

Что характеризует понятие «научно-исследовательская работа»

НИРС — важная часть учебного процесса в любом вузе. Она предусмотрена учебными планами, а потому обязательна для каждого студента.

Понятие «научно-исследовательская работа» включает в себя исследования различного рода, которые учащиеся готовят самостоятельно или под руководством преподавателя.

В каждом институте есть своя специфика организации НИР: формы и темы зависят от профиля факультета и кафедры, а также учебного плана специальности. Однако есть общепринятые формы научно-исследовательских работ, которые готовят студенты любого вуза.

Виды научно-исследовательских работ

Чаще всего студенты выполняют следующие виды НИР:

Реферат

Это самая простая разновидность НИР, их учатся готовить еще в школе. Это краткое изложение одного или нескольких источников, объединенных конкретной темой.

Готовя реферат, студент учится искать и конспектировать информацию, от него не требуется выдвигать или доказывать свои гипотезы.

Эссе — творческая работа, которая должна показать, что автор усвоил материал, может выдвигать собственные идеи в рамках определенной темы и аргументировать свою позицию.

В эссе требуется четко формулировать мысли, подкреплять тезисы аргументами, а также уметь опровергать существующие контраргументы.

Проект

Проект как вид научно исследовательской работы студента подразумевает оригинальную разработку, которую студент сам планирует и реализует. Она может быть посвящена теме, которая интересна учащемуся и перекликается с научной направленностью кафедры.

С проектами студенты часто участвуют в конкурсах и турнирах.

Курсовая

Курсовая работа — исследование научно-практического характера, которое демонстрирует приобретенные студентом знания и навыки по конкретному предмету.

В курсовой обязательно присутствует теоретическая и эмпирическая часть: это подтверждает, что студент может эффективно применять полученные знания для решения реальных задач.

Диплом

Дипломная работа является финальным этапом в обучении специалиста. Цель этого типа НИР — углубленное изучение одного из аспектов выбранной темы.

В дипломной работе студент не просто пересказывает имеющиеся теории, а предлагает решение конкретной проблемы с помощью новой программы, методики и пр.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

НИРС часто становится основой для серьезных научных трудов

НИР в аспирантуре

Если после окончания вуза студент решает продолжить обучение в аспирантуре, основной формой НИР становится кандидатская диссертация. Кроме того, он пишет научные статьи (чаще всего в соавторстве с научным руководителем и другими преподавателями).

Формы научно исследовательской работы студентов во внеучебное время

Помимо типов НИР, предусмотренных учебным планом, студент также может заниматься ей в свободное время.

К этому виду научно-исследовательских работ относится:

  1. Участие в кружках и секциях.
  2. Подготовка тезисов на конференции.
  3. Написание научных статей.

Работа в секциях

Кружки делятся на предметные и проблемные. На первых занимаются студенты младших курсов, глубже изучая выбранную дисциплину. Старшекурсники предпочитают посещать узконаправленные проблемные секции, работая над интересующей темой.

Студенческие конференции

Участие в конференциях в большинстве вузов необязательно, но некоторые учащиеся готовя тезисы и доклады по интересующей их проблематике.

Сертификаты об участии в конференции могут принести дополнительные баллы по соответствующим предметам.

Публикации

Научные статьи обычно готовят магистранты, которые собираются остаться в аспирантуре и глубоко исследовать выбранную тему. К этому типу НИР предъявляется много требований: определенный объем, количество источников и т. д.

Написать научную статью, диплом или обычную курсовую бывает непросто. Студенты тратят на это много времени, изучают специализированную литературу, проводят исследования и эксперименты. Или обращаются за помощью в студенческий сервис. Его специалисты помогут с подготовкой любой учебной или научной работы.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также:  Корень алтея способы применения

Источник

Методы организации научно-исследовательской работы студентов

Есть два уровня исследований: эмпирический и теоретический. На эмпирическом — устанавливают новые научные факты и на основе их обобщения формируют закономерности. На теоретическом уровне выдвигаются и формулируются основные общие закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предусмотреть факты и явления, которые состоятся в будущем.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на конкретный объект: явление, процесс или закономерность — и опирается на данные наблюдений и экспериментов. К методов эмпирического исследования относят: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, эксперимент.

Теоретическое исследование связано с развитием и совершенствованием поняттєвого аппарата соответствующей науки и направлено на всестороннее познание объективной действительности вместе с ее существенными связями и закономерностями. К теоретических методов исследования относят: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логические методы (сравнение, различение, сходство). К теоретических методов исследования относят также моделирование и частично — эксперимент.

Следует заметить, что экспериментально-эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. На структуру педагогического эксперимента влияют логико-теоретические методы, используемые в процессе выдвижения гипотезы, ее обоснования и проверки.

Теоретические методы исследования предусматривают глубокий анализ фактического материала, абстрагирование от всего второстепенного, выявление процесса в чистом виде, раскрытие его существенных закономерностей, объяснения внешнего внутренним и т.д. Эмпирические методы предусматривают исследования на уровне явлений, теоретические — на уровне их сущности.

Теоретическое осмысление полученных на эмпирическом уровне достоверных фактов — основной путь получения действительно научных знаний. Опираясь на теоретические методы исследований, можно построить правильно, объективно интерпретацию накопленных фактов.

С помощью анализа можно в явлении выявить и рассмотреть отдельные его стороны, признаки, особенности, свойства. Анализ помогает разобраться с самыми сложными явлениями. Это означает отделить одни однородные факты от других, сопоставить их, выявить, какие факты случаются чаще, а какие — очень редко, что является типичным для этого явления и что — случайным.

Метод наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов как целостной и общей картины их изменений. Педагогическое наблюдение только тогда правильно отражает явление, которое изучается, когда есть четкий план его проведения, который определяет объекты наблюдения, его цель, задачи, время, продолжительность и предсказуемый результат, ожидаемые изменения.

Анкетирование является методом получения информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждое из которых логически связано с целью исследования. Анкеты классифицируют по содержанию, функцией, форме. По содержанию анкеты могут касаться фактов; характеристик отдельных людей, явлений, процессов; намерений.

По функциями анкеты разделяют на вопросы-фильтры с функцией рассеяния и проверочные, контрольные вопросы, основная функция которых — проверить достоверность полученной информации. По форме анкеты можно разделить на открытые (предполагают свободные ответы) и закрытые (предусматривают выбор ответа из ряда предложенных).

Исследователь, составляя анкету, должен придерживаться определенных требований. Вопрос закрытой анкеты должны предусматривать лишь равно значительные ответа («да», «нет», «не знаю» или несколько ответов). Нельзя предлагать вопросы, которые требуют моральной или социальной оценки своих качеств («считаете Ли вы себя самоуверенным или неуверенной человеком?»). Вопросы должны быть лаконичными, точными, ясными, понятными по содержанию, доступными для понимания простыми, конкретными. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы объективность ответов. В анкете должны быть вопросы как в прямой, так и косвенной форме, как личные, так и безличные.

Целесообразно в начале анкеты предлагать легкие вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, затем сложные (направленные на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующих принятия решения, выбора ответа). В завершение предлагаются снова простые вопросы.

Анкетирование как метод исследования имеет преимущества, к которым можно отнести:

— большую скорость сбора информации;

— легкость обработки результатов;

— возможность получения письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме остаются без ответов;

— возможность сравнения результатов нескольких обследований;

— удобный способ фиксации фактов (при использовании вопросов открытого типа);

— уменьшение возможности неправильного понимания вопросов (при использовании вопросов закрытого типа).

Исследователь должен знать, что надежность результатов исследования зависит от адекватно подобранном комплекса методов, ведь каждый из них в отдельности может иметь определенные недостатки, которые заключаются в том, что они:

Читайте также:  Способы повышения учебной мотивации у подростков

— не дают возможность охарактеризовать все стороны объекта;

— не позволяют глубоко войти в ситуацию;

— не дают возможность прогнозировать исключительную правильность, полноту, точность ответов;

— не позволяют вмешиваться в опрос, и поэтому их нельзя считать достаточно гибкими;

— не дают возможность получить ответы высокого уровня объективности;

— составляют искусственный, неестественный метод, который не позволяет учитывать разницу в понимании вопросов респондентами.

Беседа — это метод установления особенностей респондентов во время непосредственного общения, который дает возможность получить от них информацию, интересующую исследователя с помощью заранее подготовленных вопросов. Во время беседы могут быть выяснены особые характеристики респондента, мотивы его поведения, оценки различных аспектов жизни, основные факты биографии. Целесообразно в беседе использовать косвенные вопросы. Они помогают получить информацию о скрытых сторонах жизни респондента. Стоит помнить, что беседа — это не только метод исследования, но и метод воспитания.

Для того чтобы беседа была надежным методом исследования, необходимо четко сформулировать ее цели, продумать вопросы, определить место и время проведения. Необходимо придерживаться правил проведения беседы:

— стоит начинать беседу с приятной респонденту тематики, чтобы он говорил охотно (это способствует установлению контакта);

— надо проявлять искренний интерес и уважение к его мнению, установить доброжелательные, оптимистичные взаимоотношения в разговоре, желание убедить, а не принудить к увязывание;

— необходимо правильно выбрать место и время, помня, что нежелательной является присутствие посторонних лиц, а важным фактором — настроение респондента;

— беседа должна быть не случайной, а спланированной;

— не стоит начинать беседу с вопросов анкетного характера;

— лексика исследователя должна быть понятной респонденту;

— при уточнении ответа не стоит давать подсказку, лучше задать вопрос типа: «Как это понимать?», «Что это означает?», «Объясните, пожалуйста, свое мнение»;

— во время беседы необходимо проявлять высокую культуру общения и такт;

— беседа не должна длиться более 30-40 минут.

Интервью это вид беседы, когда исследователь ставит вопрос одному или нескольким собеседникам. В этом случае вопросы имеют более четкий характер, ответы занотовуються. Целесообразно сначала записать интервью на магнитофонную пленку, а затем оформить письменно.

Важно расширить круг вопросов (основных и вспомогательных), которые позволяют исследователю выяснить современность проблем, которые его интересуют. При этом необходимо предусмотреть удобные формы фиксации информации, приобретенной в течение беседы или интервью, которые дали бы возможность быстро вести записи. Интервью полезно применить в тех случаях, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов на поставленные вопросы. Это объясняется тем, что интервью не предусматривает постановки ряда уточняющих вопросов, которые присущи обычной беседе.

Тесты — это объективное и стандартизированное определения выбора поведения. Целью испытаний является определение разницы между индивидами или между реакциями одного индивида в различных условиях. Например, если тестирование проводится в учебном заведении, то его задачами могут быть:

— выявление относительного уровня развития (научуваність, память, воображение, интеллектуальные способности);

— анализ изменений уровня развития ученика под влиянием определенных действий;

— выявление за потенциями уровня психического развития.

С помощью теста можно определить:

— уровень умственного развития (коэффициент интеллекта);

— состояние человека и его особенности (утомляемость, апатия, активность);

— структурные качества личности (самооценка, общительность, эмоциональная устойчивость);

— прогнозируемую предел возможностей дальнейшего развития человека.

Подаем отдельные методы исследования, применяемые в педагогике.

Анализ результатов деятельности учащихся. Анализируя контрольные работы, сочинения, тетради с отчетами о прочитанном, различные изделия, изготовленные учениками, можно получить информацию о аккуратность, систематичность работы, особенности восприятия, наличие практических умений, направленность творческих интересов.

Шкалирование означает определение масштаба, единицы измерения. Это диагностический метод определения, с помощью которого реальные качественные явления получают свое числовое отображение в форме количественных оценок. Он может быть использован для оценки качеств личности при составлении характеристик учащихся, выявлении их отношение к различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой и т.п.).

Есть несколько видов шкал, которые можно использовать при написании квалификационной или дипломной работы, в частности шкалы оценивания (простые). их сущность заключается в том, что определенное реальное явление (качество) моделируют (отображают) с помощью числовых систем по заранее обоснованными оценками (баллами). Например, для оценки характера взаимоотношений учителя с учениками можно использовать такую шкалу (табл. 16).

Источник

Оцените статью
Разные способы