- Статья 8. Основания национализации имущества
- Способы национализации государственного имущества
- Цели и принципы национализации — объекты, методы и основные принципы
- Национализация: цели, объекты, методы национализации
- Институт «национализации» как способа принудительного прекращения прав собственности
- Цели национализации
- Основные принципы национализации
Статья 8. Основания национализации имущества
Статья 8. Основания национализации имущества
1. Национализация объектов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется как мера на основании постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов субъектов Российской Федерации о национализации, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Постановление Правительства Российской Федерации, нормативный акт субъекта Российской Федерации о национализации может быть принят в отношении одного объекта национализируемого имущества или нескольких объектов.
3. Основаниями для принятия решения о национализации являются:
1) не эффективное управление организацией, не обеспечивающей потребности населения в социально значимых товарах и услугах;
2) угроза массового сокращения штата (численности) работников градообразующей организации или социально значимой организации, вызванная действиями (бездействием) собственника имущества градообразующей организации или социально значимой организации либо органа управления такой организации;
3) фактическое прекращение функционирования организации, имеющей стратегическое значение, признание его несостоятельным (банкротом);
4) объявление национализируемого объекта общенациональным достоянием;
5) монопольное или доминирующее положение организации, которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или иных причин при наличии достаточных для этого оснований;
6) приватизация государственных и муниципальных предприятий, проведенная с нарушением законодательства Российской Федерации или по заведомо заниженным ценам;
7) приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе российских государственных организаций-монополистов, нерезидентами с иностранным капиталом;
8) иные основания, определяемые в соответствии с целями обеспечения государственных нужд и интересов Российской Федерации, связанные с необходимостью повышения общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Способы национализации государственного имущества
Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 201-ФЗ)
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3 — 4. Утратили силу. — Федеральный закон от 31.05.2010 N 106-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Источник
Цели и принципы национализации — объекты, методы и основные принципы
Содержание:
Национализация — это процесс экспроприации частной собственности в государственную на основании специального закона компетентного органа.
Национализация затрагивает главным образом те секторы и отрасли, которые требуют крупных и долгосрочных инвестиций, или которые пострадали от мирового кризиса и стали убыточными, или в которых предприятиям грозит закрытие.
После Второй мировой войны многие европейские страны прибегли к масштабной национализации отдельных отраслей или отраслей промышленности; эта мера используется и по сей день. Законодательство определяет национализацию как меру в общественных интересах с компенсацией владельцу национализированной собственности.
Целью национализации является удовлетворение потребностей Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения национальной обороны и государственной безопасности (стратегическая продукция), а также в производственных мощностях, необходимых для производства указанной продукции.
Предметом национализации могут быть производственно-технологические объекты и вспомогательные средства, предназначенные для производства стратегических продуктов, а также неотъемлемые права на недвижимость в объеме, необходимом для обеспечения производства стратегических продуктов (производственно-технологического комплекса).
Национализация: цели, объекты, методы национализации
Основной принцип национализации заключается в том, что без национализации невозможно обеспечить потребности Российской Федерации в стратегических продуктах в требуемые сроки.
Выплата компенсации производится в денежной форме авансом к дебету ассигнований на указанные цели, предусмотренных Законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год.
Все выплаты должны производиться на основании федерального закона «О федеральном бюджете» на соответствующий год, который в федеральной целевой программе, финансируемой из федерального бюджета, предусматривает перечень и необходимые объемы стратегической продукции, обоснование выделения средств на национализацию конкретных объектов, состав указанных объектов и объем средств, необходимых для выплаты компенсаций собственникам.
При этом обязательным является заключение договора с собственником о размере компенсации за объект национализации, в случаях, когда собственник не согласен — размер компенсации определяется на основании решения суда.
Если производство стратегической продукции требует использования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущественные права на указанные результаты национализируются. Владельцы этих прав обязаны заключить с государством договоры о передаче этих прав, которые предусматривают выплату компенсации в соответствии с общим порядком выплаты компенсации владельцу в случае национализации. Исключительные неимущественные права владельцев, а также их имущественные права на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки не подлежат национализации. Размер компенсации за объект национализации определяется исходя из рыночной стоимости такого объекта, а также суммы убытков, понесенных владельцем в результате национализации, определенной в соответствии с заключением независимого эксперта.
Причины и порядок проведения национализации: принятие федерального закона «О федеральном бюджете» на соответствующий год, который предусматривает включение стратегических продуктов в перечень федеральных программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета, представляемый Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию для утверждения в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.
Собственник не имеет права обременять национализированный производственно-технологический комплекс и непосредственно связанную с ним недвижимость на дату принятия указанного закона.
Решение о национализации принимается Правительством Российской Федерации с указанием состава национализированного производственно-технологического комплекса, размера и срока выплаты компенсаций собственнику, а также с указанием федерального государственного предприятия, которому передается этот комплекс, или с указанием создания на его базе нового федерального государственного предприятия.
После принятия решения о национализации необходимо достигнуть договоренности с владельцем о размере и сроках выплаты компенсаций.
Институт «национализации» как способа принудительного прекращения прав собственности
Среди концепций, отражающих изменение существующих форм собственности, есть институт «национализации». Это один из основных методов изменения весов в системе стимулов к экономической деятельности и направлено на повышение эффективности экономики.
Особенностями института «национализации» является наличие цели изъятия — удовлетворение государственных нужд, а также наличие принципа «национализации» — обязательное восстановление стоимости арестованного имущества.
Согласно гражданскому законодательству, «право на собственность» — это «право субъекта, признаваемое и охраняемое государственными законодательными актами, 1) владеть, 2) пользоваться и 3) распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению».
«Право на собственность» может быть определено как:
- Как «право владения»;
- как «право пользования»;
- как «право распоряжаться».
Существует два вида причин для прекращения «права собственности».
- Зависит от воли владельца;
- независимо от воли владельца.
Среди форм прекращения права собственности, независимо от воли собственника, законодатель называет такую процедуру как «национализация». Таким образом, институт «национализации» — это своего рода принудительное отчуждение частной собственности для государственных нужд.
Особенностью института «национализации» является наличие цели экспроприации — удовлетворение государственных потребностей, а также наличие принципа «национализации» — обязательной реституции стоимости экспроприированного имущества.
Институт «национализации» является достаточно важным элементом гражданского законодательства, особенно в период становления и развития рыночной экономики, направленной на защиту стратегических интересов государства, в связи с обеспечением его обороны и безопасности.
Цели национализации
Осуществляя «национализацию» экономики, государство может ставить перед собой следующие задачи
- Обеспечить сохранение отдельных предприятий и других объектов производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение;
- для обеспечения национальной безопасности страны;
- для обеспечения экологической безопасности страны;
- для защиты отечественных потребителей от злоупотреблений со стороны предприятий, являющихся естественными монополиями.
- Проведение структурной перестройки отраслей национальной экономики;
- для пресечения незаконного оттока средств за границу;
- установить контроль над использованием финансовых ресурсов;
- создание условий для реализации основных социально-экономических задач, поставленных в плане развития национальной экономики.
Таким образом, необходимо унифицировать нормы о национализации и принять специальный закон «О национализации», который бы установил порядок, методы и условия его реализации, что послужило бы способом решения всех проблем, связанных с вопросами принудительного прекращения прав частной собственности.
Основные принципы национализации
Основные принципы, на которых основывается национализация, включают в себя:
1. Установление конкретных оснований для процедур национализации.
Основанием для национализации являются положения Конституции государства, согласно которым «права и свободы собственника имущества могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это будет сочтено необходимым для защиты основ Конституции, нравственных устоев, здоровья, прав и законных интересов других лиц, национальной безопасности и обороны государства».
С этих позиций «национализация» осуществляется с целью «удовлетворения потребностей государства в продукции, которая обеспечивает безопасность и обороноспособность государства и которая не может быть обеспечена без осуществления национализации».
Во-вторых, в основе «национализации» может лежать потребность в определенных предприятиях, которые играют важную роль в развитии источников национальной экономики, или основной задачей которых является предоставление определенных услуг всему обществу (услуги связи, транспорта).
В-третьих, «национализация» осуществляется для обеспечения надежного функционирования той или иной отрасли в условиях, когда государство не может обеспечить иную замену продукции, производимой данным предприятием.
2. Определение способа принятия решения о национализации;
При проведении «национализации» предполагается осуществить ее:
- либо сначала общий закон, регулирующий общий порядок национализации и порядок возмещения собственнику стоимости национализированного имущества, а затем, в соответствии с общим законом, отдельные правовые и административные акты о национализации конкретных объектов — предприятий, отраслей экономики;
- или принятие отдельных законодательных актов о национализации конкретных объектов.
Надлежащее осуществление процедур «национализации» возможно только при соблюдении условия их законности, т.е. акт «национализации», не соответствующий закону, будет ничем иным, как актом произвола и насилия, наносящим ущерб в результате противоправных действий должностных лиц государственных органов и может быть оспорен в суде.
3. Определение порядка компенсации владельцу национализированной собственности.
- Сначала проводится инвентаризация конфискованного имущества, производится оценка национализированного имущества, определяется порядок передачи имущества на хранение;
- Во-вторых, владельцу выплачивается равная компенсация за стоимость арестованного имущества;
- В-третьих, арест национализированной собственности осуществляется владельцем;
- В-четвертых, собственность переходит в государственную собственность.
4. Порядок прекращения права собственности фиксирован.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Источники финансирования доходов государственного бюджета — содержание, роль и концепция
- Клиентоориентированность в современной экономике — подходы, концепция и причины
- Формы бюджета — концепция, суть и классификация
- Перспективы информационной экономики — развитие, концепция и тенденции
- Национальные газетные рынки: общая характеристика — механизмы, особенности и характеристики
- Промышленность Греции — отрасли, особенности и исторические условия возникновения
- Горнодобывающая промышленность — виды продукции, добыча и отрасли
- Реформирование пенсионной системы РФ — этапы и особенности
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник