- Техника сутаж для начинающих
- Обзор сутажной тесьмы
- Материалы и иструменты
- Как обшить бусину
- Как сделать «ушко» с бусиной
- Как сделать «ушко» с завитком
- Как сделать бисерную дорожку
- Как обшивать стразы и кабошоны на фетре
- Обжим страз сутажом
- Объемные завитки
- Крепление капли с бисером
- Сутажные диски
- Как пришить соединительное кольцо
- Как оформить изнанку
- Как крепятся швензы
Техника сутаж для начинающих
Наверняка вы видели красивые изящные броши, серьги, колье в стиле сутаж. И их можно делать своими руками! В сутажной технике вышивки можно сшить много оригинальных украшений, бижутерию с использованием бусин, бисера, полудрагоценных камней. Об этом виде рукоделия статья для начинающих от Юлии Запара.
Обзор сутажной тесьмы
Что такое сутаж? Это особый вид отделочной тесьмы с необычной структурой. Французское слово «soutache» — хлопковая тесьма. Она может быть изготовлена из разных материалов, но суть одна — это два шнура, сплетённых нитью таким образом, что в середине получается ложбинка, через которую его очень удобно можно прошивать.
Сутаж отличается по ширине, плотности, жёсткости и качеству. Ширина обычно варьируется от 2 до 3 мм. Самый узкий, жёсткий и плотный сутаж производят в Белоруссии. Рис. 1.
Он же является самым популярным среди рукодельниц за счёт того, что хорошо держит любую форму и даже самые изощрённые завитки будут плотно держаться в украшении. Однако работать с ним крайне сложно: для работы с таким сутажом надо брать самую тоненькую иголку, но даже она не сможет прошить сутаж, если попадет мимо ложбинки. В то время как мягкие виды сутажа легко можно проткнуть в любой части, и иголки могут использоваться более толстые и прочные. Это и плюс, и минус одновременно, так как прошивать все же следует только через серединку, иначе изделие будет выглядеть неаккуратно. И если с жёстким сутажом ошибиться трудно, то с мягким надо быть более внимательным.
Наименее плотный, а потому и широкий мягкий сутаж — украинский. Рис. 2. Ширина его 3 мм.
Он отличается более текстурной поверхностью за счёт ребристости. Изделия с ним получаются очень нежными, а работать с таким сутажом одно удовольствие. Однако, как и с любым мягким материалом, тоже требуется определенная сноровка. Если немного сильнее затянуть сутаж при сшивании — это будет очень заметно в готовом изделии, будет выглядеть неаккуратно и нарушит симметричность.
Очень похожую текстуру имеет турецкий сутаж, он чуть менее пышный и текстурный, но тоже достаточно мягкий. Рис. 3. У турецкого сутажа, в отличие от украинского, очень широкая и интересная цветовая гамма.
Очень красиво в готовых изделиях смотрится атласный сутаж, благодаря переливам на свету. Много стран занимаются его производством: Китай (рис. 4), Россия (рис. 5), и многие другие.
Здесь очень важно не продешевить. Атласный сутаж хоть и смотрится очень выигрышно, однако его очень легко испортить при работе. Сделать аккуратную работу из китайского сутажа зачастую не получается даже у опытных мастеров. Он слишком мягкий и совсем не держит форму. Рис. 6.
Но чаще всего в магазинах для рукоделия можно купить только его. Лучше всего использовать сутаж европейского производства или более дешёвый, но вполне годный российский аналог. Рис. 7.
И вишенка на «сутажом торте» — металлизированный сутаж. Рис. 8,9.
Он есть практически у всех производителей и позволяет очень расширить границы фантазии дизайнеров украшений. Можно использовать его как самостоятельно, так и в комбинации с другими видами сутажа. Кроме дополнительного блеска, он даёт укрепление изделию, так как он всегда немного плотнее своего матового аналога. Лучше всего комбинировать сутаж от одного производителя, либо сопоставлять ширину, чтобы она была одинаковой. Например, металлизированный эмиратский сутаж (рис. 9) шириной 3 мм, прекрасно сочетается с украинским. Хотя эти правила довольны условны, и художник может задумать и сделать все по-своему, нарушив все границы, в этом и заключается магия творчества.
Материалы и иструменты
Чтобы делать украшения из сутажа, помимо самой тесьмы понадобится набор инструментов и других материалов.
Инструменты:
• Ножницы – для отрезания сутажа и ниток. Рис. 10.
• Зажигалка – чтобы опалить осыпающиеся концы. Рис. 11.
• Длинногубцы – необходимы, чтобы работать со швензами, соединительными кольцами, вытащить иголку, если она застряла в сутаже. Рис. 12.
• Иглы – для сшивания сутажа, лучше всего использовать длинные иглы для работы с бисером. Рис. 13.
• Мононить – можно обойтись только прозрачной мононитью или добавить в свой арсенал цветную, например, черную, так как это наиболее популярный и универсальный цвет в украшениях. Рис. 14.
Также могут понадобится:
• Круглогубцы – для формирования петельки пина, например, чтобы прицепить бусинку. Рис. 15.
• Бокорезы – для обрезки металлической фурнитуры – проволоки, пинов и т.д. Рис. 16.
• Держатели для украшений – нужны для хранения, презентации украшений и фотографий в 3D формате. Рис. 17.
Декоративные элементы.
На самом деле зачастую центральным элементом украшений является совсем не сутаж, а яркие декоративные элементы. Они очень разнообразны:
• Стразы пригодятся как в оправе, так и без. Рис. 18.
• Бисер разного размера. Рис. 19.
• Декоративные шнуры. Рис. 20.
• Бусины из натуральных камней, акриловые, стеклянные, граненные, подвески. Рис. 21, 22, 23, 24.
• Кабошоны могут быть из полудрагоценных натуральных камней или обычные недорогие акриловые. Рис. 25, 26.
• Если вы не хотите тратить время на намотку кистей, вполне можно приобрести готовые, они ничем не хуже. Рис. 27, 28.
• Натуральные окрашенные перья. Рис. 29, 30.
• Стразовая цепь. Рис. 31.
Фурнитура и материалы.
Вспомогательные детали, с помощью которых сутажная вышивка превращается в украшение:
• Швензы нужны для изготовления сережек. Могут быть с обычными крючками, с английским или французским замком. Рис. 32.
• Соединительные кольца – скрепляют украшение и швензу. Рис. 33.
• Основы для булавок. Рис. 34.
• Основы для колец. Рис. 35.
• Держатели для колье и кулонов. Рис. 36.
• Основы для заколок, гребней. Рис. 37.
• Цепи и карабины для колье и браслетов. Рис. 38.
• Зажимы. Рис. 39.
• Пины (булавки). Рис. 40.
• Клей. Рис. 41.
• Фетр как основа для приклеивания кабошонов и страз. Рис. 42.
• Натуральная или искусственная кожа и замша, красивая плотная ткань для изнанки. Рис. 43.
Как обшить бусину
Один из самых базовых элементов в сутажных украшениях – бусина, обшитая сутажом. Сделать это достаточно просто. Понадобится сама бусина и два-три небольших отрезка сутажного шнура. Рис. 44.
Длина отрезков зависит от того, насколько сложный декор из них планируется дальше. Но всегда можно заранее предположить длину, проделав все задуманные завитки одним шнуром. И оставить 1-2 см запаса.
Итак, сутаж нужно согнуть пополам, вставить в центр бусину и пройтись иголкой сквозь эту конструкцию. Рис. 45.
Затем прошить сутаж под бусиной, чтобы закрепить элемент. Рис. 46.
Как сделать «ушко» с бусиной
Из оставшихся отрезков сутажа зачастую делают «ушки» с меньшими по размеру бусинками. Для этого нужно вывернуть кончик сутажа в обратную сторону, вставить бусину и прошить ее. Рис. 47.
Затем завести концы за украшение и пришить их там. Лишнее можно обрезать и опалить зажигалкой, чтоб концы не пушились. Рис. 48.
Спереди это будет выглядеть вот так. Рис. 49.
Как сделать «ушко» с завитком
Более сложный вариант этого элемента. Бусина также вшивается. Рис. 50.
Но концы сутажа не заводятся за украшение, а пришиваются параллельно. Рис. 51.
Затем формируется завиток, чуть выше «ушка». Рис. 52.
И только потом концы заводятся назад и фиксируются. Рис. 53.
Как сделать бисерную дорожку
Бисерной дорожкой называется ряд из одинаковых бисеринок, вшитый между слоями сутажа. Иголку нужно вывести в начале бисерной дорожки, отступив от сгиба сутажа место, равное размеру половины бисерины, чтобы она поместилась там. Нанизать бисер. Рис. 54.
Затем пройти иголкой через два верхний слоя сутажа. Рис. 55.
Вернуть назад и прошить бисерину в обратную сторону. Рис. 56.
Таким образом каждая бисеринка прошивается дважды. Это помогает им ложиться ровнее. Рис. 57.
В этом фрагменте важно правильно отступать место для прокола иглой. Если места будет слишком мало, бисер не поместится и будет сбиваться в кучу. Если слишком много будут некрасивые просветы между бисеринками. Рис 58.
Можно пройтись такой дорожкой до конца изделия или остановиться в середине и сделать симметричный повтор, с другой стороны. Рис. 59. Все зависит от задуманного дизайна.
Как обшивать стразы и кабошоны на фетре
Помимо бусин, в качестве центрального элемента композиции часто используют стразы или кабошоны. Чтобы их обшить, надо сначала закрепить страз на фетре. Если деталь имеет отверстие, то пришить, если нет, то приклеить с помощью высокопрочного клея, например, b-7000. Чтобы нить не было видно при пришивании, лучше всего воспользоваться бисером. Для этого надо закрепить нить сзади фетра, пройти через отверстие, нанизать бисерину и вернуться в место прокола. Рис. 60, 61, 62.
Обрезать фетр, отступив 0,5 см от стразы. Рис. 63.
Отрезать необходимое количество сутажных шнурков. Чтобы определить размер, обогните сутаж и бусины, которые будут в «ушках». Лучше добавить 1-2 см на всякий случай. Рис. 64.
Иголку вывести через фетр вверху стразы. Проколоть сутаж по центру. Рис. 65.
Прошить через фетр под верхним сутажным шнуром. Рис. 66.
Таким образом прошить сутаж в одну и другую сторону вокруг стразы так, чтобы сутаж как можно сильнее прилегал к нему. Рис. 67.
Прошить сутаж под стразой. Рис. 68.
Обрезать лишний фетр. Рис. 69.
Обжим страз сутажом
Есть еще один более простой способ оправления сутажом страз. Этот способ используется, когда стразы без отверстий и не имеют цап в комплекте. Сутаж лучше использовать широкий. Стразу необходимо обернуть сутажом по всему периметру и плотно сжать снизу. Рис. 70.
Ребро стразы должно лежать строго в ложбинке, как бы «утонуть» в сутаже, для надежного крепления. Прошить необходимо внизу, как можно крепче и ближе к ребру стразы. Рис. 71.
Для надежности можно обработать элемент клеем сзади. Лучше не использовать «Момент», так как он разъедает напыление страз многих производителей.
Объемные завитки
Отрезать два-три сутажных шнура. Длина определяется также — предварительным наложением завитков + 1 см для креплений + 1-2 см запаса. Рис. 72.
Концы крепятся в начале предполагаемого завитка сзади изделия. Рис. 73.
Для этого сначала сутажные шнуры сшиваются между собой, а затем пришиваются к основной вышивке, проходя через слои сутажа так, чтобы не оставлять стежков на лицевой стороне. Рис. 74.
Оставив в воздухе желаемый объемом сутажа, сформировать завиток возле предполагаемого места крепления и пришить его основание к ребру изделия (сшиваются соприкасамые поверхности в горизонтальном направлении). Рис. 75.
Кончики сутажа закрепить на изнаночной стороне строго за завитком. Рис. 76.
Крепление капли с бисером
Иголкой выйти в том месте, где должна крепиться капля. Нанизать саму бусину и бисеринку. Рис. 77.
Вернуться иглой в отверстие бусины и пришить к сутажу. Рис. 78.
Таким образом бисер закрепляет бусину. Рис. 79.
Сутажные диски
Сутажные диски можно обшивать вокруг бусины, стразы в цапах с горизонтальным сквозным отверстием или вокруг самого сутажа. Отступив от конца шнура пол сантиметра сложить его пополам. В сгиб вложить бусину, стразу или обшивать вокруг этого сгиба. Рис. 80, 81.
Прокладывать сутаж по спирали, пришивая его горизонтальными стежками. Рис. 82, 83.
Когда желаемый диаметр будет достигнут – загнуть сутаж на изнанку. Рис. 84.
Пришить конец, отрезать сутаж и опалить зажигалкой срез.
Как пришить соединительное кольцо
Кольцо приложить к изнанке изделия так, чтобы половина выглядывала. Рис. 85.
Прошить вертикально с двух сторон. Рис. 86. Можно закрепить снизу капелькой клея.
Как оформить изнанку
Понадобится натуральная или искусственная кожа, или любая плотная ткань. Рис. 87.
На оборотной стороне очертить контуры изделия, приложив его. Рис. 88. Вырезать. Рис. 89.
Зафиксировать клеем изнаночными сторонами друг к другу. Прошивать вертикально пунктиром, отступая 1 мм от края. Рис. 90, 91, 92.

Как крепятся швензы
Для крепления швенз понадобятся длинногубцы, которыми нужно отодвинуть пол петельки в сторону. Рис. 93.
Просунуть через соединительное кольцо или верхний слой сутажа и закрыть петельку назад. Рис. 94, 95.
С помощью этих техник можно создать огромное количество эксклюзивных украшений ручной работы и даже открыть свой маленький бизнес по их продаже. Творческих успехов!
Источник