- Как написать научную работу: этапы
- Выбор темы
- Составление и реализация плана
- Оформление работы
- Методика написания научной статьи
- Написание научных статей для публикации
- Из чего состоит научная статья
- Содержание научной статьи
- Что обязательно должна содержать научная статья?
- Название статьи
- Аннотация
- Ключевые слова
- Введение
- Основная часть
- Заключительная часть
- Список литературы
- Куда направить статью для публикации
- Какие темы для научных статей выбрать?
Как написать научную работу: этапы
Прежде, чем начать разбираться, как правильно писать научную работу, будет логично уточнить, что же следует понимать под этим термином. В принципе, с необходимостью писать научные работы сталкивается каждый, кто взялся получать высшее образование по какой-либо специальности.
Строго говоря, научной является любая письменная работа, раскрывающая некую научную тему, будь то реферат, курсовая, статья, диссертация и т.п. Разумеется, требования к ним различаются как по объему текста, так и по глубине исследования. Однако общие закономерности в написании присущи каждому виду.
- Выбор темы.
- Составление и реализация плана.
- Оформление.
Теперь рассмотрим каждый из этих этапов подробно. Отметим, что чем более тщательно будет проработан каждый этап, тем выше шансы на успешную защиту или публикацию. Справиться с этой задачей поможет научное мышление, развить которое под силу каждому из нас.
Выбор темы
Как правило, исследователь – студент, аспирант или учёный – не на все 100 процентов самостоятелен в выборе темы. Студентам, особенно младших курсов, тему часто назначают директивно. Старшекурсники уже могут выбирать тему курсовой работы или диплома из предложенного списка.
Аспиранты и молодые учёные обладают бОльшими возможностями манёвра, однако и им приходится считаться с тематикой основных научных исследований, проводимых в их вузе либо НИИ. Хотя бы из тех соображений, что их будущий научный руководитель – как правило, из числа сотрудников того же вуза или НИИ – должен быть компетентен в тематике исследования своего подопечного.
Точную и окончательную формулировку темы следует обсудить с научным руководителем после ряда предварительных исследований. Следует изучить прошлые работы по выбранной и смежной темам, оценить наличие доступного для исследования материала, а также возможности проведения собственных изысканий. Например, постановки лабораторных опытов, участия в археологических раскопках, этнографических экспедициях и так далее. Написание научной работы – это творческий процесс, а значит, тут требуется творческий подход.
Особняком стоят уже состоявшиеся исследователи и так называемые соискатели – люди, уже работающие в реальном секторе экономики но желающие, так сказать, «остепениться», то есть получить учёную степень кандидата наук. Они обычно предлагают свою тему, напрямую связанную с их повседневной деятельностью. Однако и тут для выбора темы диссертационного исследования следует учесть несколько критериев.
Критерии выбора темы научной работы:
- Актуальность.
- Новизна.
- Значимость (прикладная или методологическая).
Актуальность подразумевает, что в научном сообществе существует запрос на исследования в том или ином направлении, и при этом есть так называемое «поле для исследований»: специальное лабораторное оборудование и стенды, археологические раскопки в исследуемом регионе и прочее. Не стоит брать темы, которые исследованы вдоль и поперёк либо же потеряли свою актуальность в виду развития научных технологий. Впрочем, это самоочевидно, если подключить рациональное мышление.
Новизна научной работы заключается в том, чтобы раскрыть те аспекты тематики или направления, которые не были раскрыты предыдущими исследованиями. Не следует понимать новизну как нечто абсолютно новое и совершенно неисследованное: такая тема вряд ли имеет шанс быть утвержденной. Кроме того, абсолютно новое сложно исследовать из-за малого количества доступных для исследования данных.
И, наконец, значимость, прикладная или методологическая. Другими словами, практическая или теоретическая. Так называемые «кабинетные» ученые обычно выбирают теоретические исследования, а пришедшие из реального сектора экономики соискатели часто сосредотачиваются на практических исследованиях, итоги которых в перспективе можно будет внедрить у себя на производстве.
Следует понимать, что любая прикладная научная работа должна будет пройти апробацию, поэтому еще на этапе выбора темы следует оценить доступность производственных мощностей для внедрения промежуточных итогов исследования. В некоторых случаях будет достаточно апробации в лабораторных условиях, однако этот аспект следует обсудить с научным руководителем, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными сложностями внедренческого характера.
Составление и реализация плана
После того, как исследователь определился с темой, важно составить четкий план научной работы. План должен обеспечить полное и исчерпывающее раскрытие заявленной темы исследования. Вот почему так важно проработать формулировку темы и оценить все доступные возможности для будущего исследования. В случае если план раскрывает тему не полностью, такая работа может быть не допущена к защите. Именно поэтому корректная постановка задачи и стремление к точности в данном случае не просто полезные мыслительные привычки, а базовый навык, необходимый для успешной научной работы.
Как правило, научная работа состоит из введения, двух, трех или четырех глав, заключения. Такая структура позволяет наилучшим образом систематизировать материал и спланировать работу над его сбором. Главы должны быть примерно одинаковы по объему и вмещать в себя примерно равное количество основных постулатов. Если какой-либо аспект темы обязательно должен быть рассмотрен, но материала по нему крайне мало, то лучше его сделать отдельным подпунктом какой-либо главы, нежели отдельной главой.
В заключении должны быть сопоставлены цели и итоги работы, сделаны выводы по теме, подтверждена актуальность исследования, описано прикладное или методологическое значение полученных результатов. В идеале заключение должно содержать рекомендации автора: например, относительно возможности дальнейшего внедрения на производстве или проведения новых исследований более высокого уровня, которые могут стать основой для докторской диссертации.
И, наконец, введение. Да, вот такой лайфхак: введение лучше писать в последнюю очередь, когда закончите всю исследовательскую часть, сделаете выводы и удостоверитесь, что итоги исследования полностью релевантны заявленной теме. Основной задачей введения является ввод читателей в курс дела, постановка целей, описание текущего состояния темы исследования и актуального направления дальнейших изысканий.
Из введения должно быть четко понятно, в чем именно будет заключаться новизна исследования, и какой результат намерен получить автор. Согласитесь, всё это будет легче изложить понятным языком, когда вы уже проделали всю работу и точно знаете, к каким выводам пришли в ходе написания диплома, статьи или диссертации.
Уточним, что введение не должно содержать готовых выводов: оно должно раскрывать, в каком направлении будет работать автор. В упрощенном виде это можно представить так: во введении вы ставите задачу узнать, насколько икс отличается от игрека, а в заключительной части оповещаете читателя, что икс в два раза больше, чем игрек. То есть х=2у. Чтобы не дублировать общие формулировки, развивайте словарный запас.
Тщательно продуманный и хорошо структурированный по пунктам план работы – это, считайте, 50 процентов всей сделанной работы. Далее остается лишь идти четко по плану, подбирая нужную литературу, проводя нужные исследования и выполняя нужные расчёты. Чтобы получить адекватные поставленным задачам результаты, следует использовать критическое мышление и весь арсенал креативных приемов работы с информацией.
Если для подготовки научной работы требуются выездные исследования, то планируйте поездки заранее так, чтобы они не пересекались по времени с другими важными мероприятиями. Если вы пишете кандидатскую или докторскую диссертацию, что предполагает промежуточную презентацию результатов на конференциях, то помните, что доклад и тезисы к нему должны быть готовы минимум за три месяца до даты конференции.
Оформление работы
Оформление работы является столь же важным аспектом, как и все предыдущие пункты. От того, как оформлена работа, будет зависеть первое впечатление от вас как исследователя у тех, кто призван решать дальнейшую судьбу вашего научного труда: допускать или не допускать к защите, публиковать или не публиковать в журнале. К слову, умение проверить всю цепочку действий и довести работу до логического конца является признаком эффективного и сильного мышления.
Требования к оформлению титульного листа, страниц текста и списка использованной литературы следует уточнять отдельно в каждом случае. Если пишется статья для журнала, то требования к оформлению статьи узнавайте в редакции, если готовится диплом, то на выпускающей кафедре, если диссертация, то у ответственных сотрудников ВАК (Высшей аттестационной комиссии).
Обычно авторам дают указания относительно предпочитаемых шрифтов, размеров, отступов, оформления списков, нумерации страниц и прочего. Возможности форматирования в обычном текстовом редакторе, как правило, позволяют полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к письменной научной работе.
Помните, что работа должна быть написана связным языком, иметь логические переходы между абзацами и разделами, не иметь грамматических и орфографических ошибок. Сокращения и аббревиатуры, использованные в тексте, следует пояснить и расшифровать, особенно, если они малоизвестные или не слишком распространенные в нашем государстве. Если к работе предусмотрены поясняющие графики, таблицы и диаграммы, то нужно отдельно уточнить, в каком виде или формате их следует представить.
В целом, ничего сверхсложного в написании научной работы нет: если вы четко представляете себе все этапы и готовы их тщательно прорабатывать, то успех вашему труду обеспечен. Освоить эти навыки желательно чем раньше, тем лучше.
Если вы начнете сознательно подходить ко всему, что пишите, уже с первого курса, то ближе к окончанию вуза будете готовы как к научной работе, так и к требованиям реального сектора экономики. В конце концов, подготовка любой презентации в коммерческой фирме включает в себя те же этапы работы, что при написании научного труда, только в меньшем объеме. Поэтому учитесь писать связно, четко, по делу и будьте уверены, что этот навык вам всегда пригодится!
Источник
Методика написания научной статьи
Необходимость написать научную статью для публикации может быть обоснована разными мотивами.
- Студентам она нужна для получения повышенной стипендии или допуска к предстоящей защите квалификационной работы.
- Абитуриентам – для поступления в магистратуру или аспирантуру.
- Институтам – для поднятия рейтинга учебного заведения.
- Аспирантам и преподавателям – для получения ученых степеней, делать научную карьеру.
- Сотрудникам вузов – для повышения заработной платы (с учетом индекса Хирша, подсчитывающего количество публикаций и их научного цитирования).
Содержание:
Чтобы цель публикации статьи в конечном итоге была достигнута, необходимо разобраться в том, что представляет собой процесс подготовки научной статьи.
Написание научных статей для публикации
Прежде чем приступить к процессу написания, следует определиться с темой, выбрать актуальную проблему и остановиться на одной из разновидностей научных статей. Они бывают:
- научно-теоретические, основанные на результатах аналитического исследования;
- научно-практические, базирующиеся на проведенных экспериментах и опытах;
- обзорные, на основе анализа достижений современной науки за последние годы.
Технология написания включает три основные этапа:
- Подготовительный (сбор информации). Занимает около 70% времени.
- Подготовка набросков – черновика (10% занятости).
- Внесение корректив (20% от общего затраченного времени).
Ценность научной статьи заключается в том, что она содержит авторские разработки, результаты исследования и выводы, ранее нигде не опубликованные (подтверждается проверкой на антиплагиат). Ее качество определяется несколькими составляющими:
- актуальность темы;
- научная новизна;
- соответствие содержания поставленной теме;
- глубина раскрытия;
- соблюдение научного стиля;
- грамотность и последовательность изложения;
- правильность оформления.
Правила оформления научных работ регламентированы ГОСТ 7.32-2001 . При подготовке рукописи следует ознакомиться с основными требованиями конкретных журналов.
Оформление научной статьи должно соответствовать принятым стандартам. Общепринятый шрифт – Times New Roman (дополнительные параметры: 14 размер, полуторный межстрочный интервал). Для печати чаще всего принимаются статьи размером не более 15 печатных страниц.
Из чего состоит научная статья
Начинающему исследователю рано или поздно придется публиковаться в отраслевом журнале или в издании из списка ВАК. Материал исследования должен иметь четкую структуру и логическую организацию. Поэтому важно знать, из чего состоит научная статья и как правильно ее написать.
Содержание научной статьи
Предварительно продуманная структура работы поможет логически ее выстроить, не упустить важных моментов и обобщить результаты исследования. Содержание зависит от области научного знания, в которую вовлечен автор, и специфики самого исследования. Статьи могут быть следующего типа:
- Обзорная – сопоставление научных точек зрения различных авторов по определенной проблеме, их анализ.
- Теоретическая – выдвижение новой теории, обоснованной на базе существующего знания.
- Методологическая – предложение новой или корректировка существующей методологии исследований.
- Практическая – демонстрация эксперимента и наработок автора с описанием хода получения новых результатов, а также сами результаты.
Исследование всегда базируется на ключевых понятиях, которые следует раскрыть в максимально полном виде. Материал должен быть полностью уникальным – допускается лишь незначительная доля заимствований, которые, в свою очередь, должны быть корректно оформлены в виде прямых цитат или ссылок на источник. Данные должны обладать достоверностью и актуальностью.
Что обязательно должна содержать научная статья?
Научная статья должна содержать отдельную часть, посвященную методам исследования с описанием инструментария и оборудования. Основная текст должен содержать предложения по практическому применению знаний.
Содержание основной части значительно различается в зависимости от типа статьи. Если статья носит прикладной характер, в ней могут быть приведены таблицы с полученными данными, схемы и формулы. Цитаты и ссылки на авторов должны быть обязательно пронумерованы и помещены в тексте.
Cтруктура научной статьи включает следующие пункты:
Название статьи
Должно быть достаточно кратким, ясным, раскрывающим суть исследования.
Аннотация
Аннотация – краткое изложение содержания (объемом 200-300 слов). Несмотря на то что она следует сразу за названием, ее задача – заинтересовать читателя. Напишите аннотацию только по завершении работы.
Перед аннотацией указываются сведения об авторах – фамилия и инициалы, степень, звание, кафедра, вуз.
Ключевые слова
Предназначены для осуществления поиска статьи в электронных базах данных в Интернете. Чтобы читатели, интересующиеся вашей темой, могли найти исследование и ознакомиться с ним, грамотно составляйте список основных терминов и словосочетаний, определяющих суть. Слова перечисляются через запятую.
Введение
Формулирование темы, предмета, объекта, цели и задач работы (не более 10% от общего объема текста). Во введении следует раскрыть актуальность научного исследования, оригинальность авторского подхода; подвести читателя к цели научной работы, обосновать ее значимость.
Основная часть
Собственно материал исследования (примерно 80% общего текста). Содержит три подраздела:
- Объект и методы. Начинается с подробного описания объекта и методов исследования. Для наглядности работа сопровождается иллюстрациями, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами и прочими выразительными средствами. Следует позаботиться о том, чтобы наглядный материал был высокого качества.
- Результаты. В этой части автор приводит излагает результаты проведенных им опытов и экспериментов.
- Обсуждение результатов. Предполагает приведение авторских рассуждений, сравнений, анализа, обобщения. Одна из самых творческих и сложных частей научной работы.
Заключительная часть
Краткие обоснованные выводы по исследованию, здесь подчеркивается значимость полученных результатов и прогнозы. Автор делает заключение, в котором указывает, была ли достигнута поставленная им в начале работы цель. Как правило, эта часть занимает не более одной стандартной печатной страницы.
Список литературы
В нем указываются все источники (например, документы) и литература (книги, статьи, интернет-ресурсы), использованные в ходе работы. Размещается в алфавитном порядке. Чтобы правильно оформить список, ознакомьтесь с требованиями издательства, в которое планируете отправить заявку на публикацию (они могут различаться).
Куда направить статью для публикации
Журнал выбирается в соответствии с дисциплиной и темой исследования. Если вы уверены, что работа заинтересует аудиторию издания, отправляйте ее в издательство электронной почтой, прикрепив к ней заявку на публикацию. Не забудьте указать контактные данные и персональную информацию об авторе.
После этого необходимо дождаться ответа с рецензией. Российские издания, принимающие в печать обзорные статьи и научные исследования:
Какие темы для научных статей выбрать?
Если вам необходимо написать статью в научный журнал, выберите тему, которая действительно представляет интерес не только для вас, но и для научного сообщества в целом. Читатель всегда интуитивно чувствует заинтересованность автора, его увлеченность, кроме того, это позволяет написать более качественную статью.
Источник