Способы написания исследовательской работы

Как написать научную работу: этапы

Прежде, чем начать разбираться, как правильно писать научную работу, будет логично уточнить, что же следует понимать под этим термином. В принципе, с необходимостью писать научные работы сталкивается каждый, кто взялся получать высшее образование по какой-либо специальности.

Строго говоря, научной является любая письменная работа, раскрывающая некую научную тему, будь то реферат, курсовая, статья, диссертация и т.п. Разумеется, требования к ним различаются как по объему текста, так и по глубине исследования. Однако общие закономерности в написании присущи каждому виду.

  1. Выбор темы.
  2. Составление и реализация плана.
  3. Оформление.

Теперь рассмотрим каждый из этих этапов подробно. Отметим, что чем более тщательно будет проработан каждый этап, тем выше шансы на успешную защиту или публикацию. Справиться с этой задачей поможет научное мышление, развить которое под силу каждому из нас.

Выбор темы

Как правило, исследователь – студент, аспирант или учёный – не на все 100 процентов самостоятелен в выборе темы. Студентам, особенно младших курсов, тему часто назначают директивно. Старшекурсники уже могут выбирать тему курсовой работы или диплома из предложенного списка.

Аспиранты и молодые учёные обладают бОльшими возможностями манёвра, однако и им приходится считаться с тематикой основных научных исследований, проводимых в их вузе либо НИИ. Хотя бы из тех соображений, что их будущий научный руководитель – как правило, из числа сотрудников того же вуза или НИИ – должен быть компетентен в тематике исследования своего подопечного.

Точную и окончательную формулировку темы следует обсудить с научным руководителем после ряда предварительных исследований. Следует изучить прошлые работы по выбранной и смежной темам, оценить наличие доступного для исследования материала, а также возможности проведения собственных изысканий. Например, постановки лабораторных опытов, участия в археологических раскопках, этнографических экспедициях и так далее. Написание научной работы – это творческий процесс, а значит, тут требуется творческий подход.

Особняком стоят уже состоявшиеся исследователи и так называемые соискатели – люди, уже работающие в реальном секторе экономики но желающие, так сказать, «остепениться», то есть получить учёную степень кандидата наук. Они обычно предлагают свою тему, напрямую связанную с их повседневной деятельностью. Однако и тут для выбора темы диссертационного исследования следует учесть несколько критериев.

Критерии выбора темы научной работы:

  1. Актуальность.
  2. Новизна.
  3. Значимость (прикладная или методологическая).

Актуальность подразумевает, что в научном сообществе существует запрос на исследования в том или ином направлении, и при этом есть так называемое «поле для исследований»: специальное лабораторное оборудование и стенды, археологические раскопки в исследуемом регионе и прочее. Не стоит брать темы, которые исследованы вдоль и поперёк либо же потеряли свою актуальность в виду развития научных технологий. Впрочем, это самоочевидно, если подключить рациональное мышление.

Новизна научной работы заключается в том, чтобы раскрыть те аспекты тематики или направления, которые не были раскрыты предыдущими исследованиями. Не следует понимать новизну как нечто абсолютно новое и совершенно неисследованное: такая тема вряд ли имеет шанс быть утвержденной. Кроме того, абсолютно новое сложно исследовать из-за малого количества доступных для исследования данных.

И, наконец, значимость, прикладная или методологическая. Другими словами, практическая или теоретическая. Так называемые «кабинетные» ученые обычно выбирают теоретические исследования, а пришедшие из реального сектора экономики соискатели часто сосредотачиваются на практических исследованиях, итоги которых в перспективе можно будет внедрить у себя на производстве.

Следует понимать, что любая прикладная научная работа должна будет пройти апробацию, поэтому еще на этапе выбора темы следует оценить доступность производственных мощностей для внедрения промежуточных итогов исследования. В некоторых случаях будет достаточно апробации в лабораторных условиях, однако этот аспект следует обсудить с научным руководителем, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными сложностями внедренческого характера.

Составление и реализация плана

После того, как исследователь определился с темой, важно составить четкий план научной работы. План должен обеспечить полное и исчерпывающее раскрытие заявленной темы исследования. Вот почему так важно проработать формулировку темы и оценить все доступные возможности для будущего исследования. В случае если план раскрывает тему не полностью, такая работа может быть не допущена к защите. Именно поэтому корректная постановка задачи и стремление к точности в данном случае не просто полезные мыслительные привычки, а базовый навык, необходимый для успешной научной работы.

Как правило, научная работа состоит из введения, двух, трех или четырех глав, заключения. Такая структура позволяет наилучшим образом систематизировать материал и спланировать работу над его сбором. Главы должны быть примерно одинаковы по объему и вмещать в себя примерно равное количество основных постулатов. Если какой-либо аспект темы обязательно должен быть рассмотрен, но материала по нему крайне мало, то лучше его сделать отдельным подпунктом какой-либо главы, нежели отдельной главой.

В заключении должны быть сопоставлены цели и итоги работы, сделаны выводы по теме, подтверждена актуальность исследования, описано прикладное или методологическое значение полученных результатов. В идеале заключение должно содержать рекомендации автора: например, относительно возможности дальнейшего внедрения на производстве или проведения новых исследований более высокого уровня, которые могут стать основой для докторской диссертации.

Читайте также:  Какие существуют способы образования земельных участков

И, наконец, введение. Да, вот такой лайфхак: введение лучше писать в последнюю очередь, когда закончите всю исследовательскую часть, сделаете выводы и удостоверитесь, что итоги исследования полностью релевантны заявленной теме. Основной задачей введения является ввод читателей в курс дела, постановка целей, описание текущего состояния темы исследования и актуального направления дальнейших изысканий.

Из введения должно быть четко понятно, в чем именно будет заключаться новизна исследования, и какой результат намерен получить автор. Согласитесь, всё это будет легче изложить понятным языком, когда вы уже проделали всю работу и точно знаете, к каким выводам пришли в ходе написания диплома, статьи или диссертации.

Уточним, что введение не должно содержать готовых выводов: оно должно раскрывать, в каком направлении будет работать автор. В упрощенном виде это можно представить так: во введении вы ставите задачу узнать, насколько икс отличается от игрека, а в заключительной части оповещаете читателя, что икс в два раза больше, чем игрек. То есть х=2у. Чтобы не дублировать общие формулировки, развивайте словарный запас.

Тщательно продуманный и хорошо структурированный по пунктам план работы – это, считайте, 50 процентов всей сделанной работы. Далее остается лишь идти четко по плану, подбирая нужную литературу, проводя нужные исследования и выполняя нужные расчёты. Чтобы получить адекватные поставленным задачам результаты, следует использовать критическое мышление и весь арсенал креативных приемов работы с информацией.

Если для подготовки научной работы требуются выездные исследования, то планируйте поездки заранее так, чтобы они не пересекались по времени с другими важными мероприятиями. Если вы пишете кандидатскую или докторскую диссертацию, что предполагает промежуточную презентацию результатов на конференциях, то помните, что доклад и тезисы к нему должны быть готовы минимум за три месяца до даты конференции.

Оформление работы

Оформление работы является столь же важным аспектом, как и все предыдущие пункты. От того, как оформлена работа, будет зависеть первое впечатление от вас как исследователя у тех, кто призван решать дальнейшую судьбу вашего научного труда: допускать или не допускать к защите, публиковать или не публиковать в журнале. К слову, умение проверить всю цепочку действий и довести работу до логического конца является признаком эффективного и сильного мышления.

Требования к оформлению титульного листа, страниц текста и списка использованной литературы следует уточнять отдельно в каждом случае. Если пишется статья для журнала, то требования к оформлению статьи узнавайте в редакции, если готовится диплом, то на выпускающей кафедре, если диссертация, то у ответственных сотрудников ВАК (Высшей аттестационной комиссии).

Обычно авторам дают указания относительно предпочитаемых шрифтов, размеров, отступов, оформления списков, нумерации страниц и прочего. Возможности форматирования в обычном текстовом редакторе, как правило, позволяют полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к письменной научной работе.

Помните, что работа должна быть написана связным языком, иметь логические переходы между абзацами и разделами, не иметь грамматических и орфографических ошибок. Сокращения и аббревиатуры, использованные в тексте, следует пояснить и расшифровать, особенно, если они малоизвестные или не слишком распространенные в нашем государстве. Если к работе предусмотрены поясняющие графики, таблицы и диаграммы, то нужно отдельно уточнить, в каком виде или формате их следует представить.

В целом, ничего сверхсложного в написании научной работы нет: если вы четко представляете себе все этапы и готовы их тщательно прорабатывать, то успех вашему труду обеспечен. Освоить эти навыки желательно чем раньше, тем лучше.

Если вы начнете сознательно подходить ко всему, что пишите, уже с первого курса, то ближе к окончанию вуза будете готовы как к научной работе, так и к требованиям реального сектора экономики. В конце концов, подготовка любой презентации в коммерческой фирме включает в себя те же этапы работы, что при написании научного труда, только в меньшем объеме. Поэтому учитесь писать связно, четко, по делу и будьте уверены, что этот навык вам всегда пригодится!

Источник

Композиция и способы написания научного текста

Тема 3.3. Написание текста научно-исследовательских работ

1. Структура научно-исследовательской работы.

2. Композиция и способы написания научного текста.

Структура научно-исследовательской работы

Любое исследование научного характера можно условно разделить на три части:

Большинство научно-исследовательских работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов:

1) титульный лист;

4) основная часть, разбиваемая на главы, разделы, параграфы, пункты;

6) список использованных источников.

7) приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы (необязательный элемент).

Титульный лист– первая страница работы, содержащая, прежде всего, основные сведения по документу в целом. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Расположение основных сведений на титульном листе следует располагать в центральной части титульного листа и выделять размером шрифта основной текстовой части.

Читайте также:  Способы плазменной резки металла

К основной информации относится:

заглавие(название темы работы): пишется всегда прописными буквами;

сведения об авторе и руководителе: указываются фамилии, инициалы имени и отчества студента и его руководителя; для студента приводится обозначение учебной группы.

Кроме основных сведений на титульном листе располагается следующая дополнительная информация:

надзаголовочные данные – полное наименование учебного заведения, факультета (отделения) и кафедры;

подзаголовочные данные – это сведения, относящиеся к заглавию, уточняющие его, то есть вид работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа) и наименование учебной дисциплины;

город, год написания и сдачи реферата – эти данные располагаются в нижней части титульного листа в непосредственной близости нижней части рамки.

Надзаголовочные данные, город и год написания имеют размер шрифта на два пункта меньше, чем шрифт основной текстовой части.

Содержание раскрывает план работы, последовательное изложение названий структурных разделов; обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

Введение– это вступительная часть работы, помещаемая перед основным текстом. Оно призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. Введениедолжно содержать следующие элементы:

− формулирование сути исследуемой проблемы;

− обоснование выбора темы, определение её значимости и актуальности;

− степень разработанности проблемы в научной литературе, общий обзор опубликованных работ по теме исследования;

− определение объекта и предмета исследования;

− указание цели и задач данной работы;

− методологические принципы, положенные в основу работы;

− теоретическая и практическая значимость исследования.

Основу введения составляет программа научного исследования. Обычно объём введения не превышает 5 – 7% объёма основного текста.

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы.

Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные её аспекты в логической последовательности. В них излагаются теоретические положения, даётся анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется своё мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т. д. Некоторые научные руководители рекомендуют в конце каждой главы делать краткие выводы. Но если они будут отражены в заключении, то повторяться не следует.

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, оценивают полноту решения поставленных задач, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих научно-исследовательских работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на развитие науки и учебного процесса.

Объём заключения не должен превышать 5 – 7% объёма основного текста и быть больше введения.

В список использованных источников включаются только та литература, которая была использована при написании работы и упоминалась в тексте или сносках. Список составляется, как правило, в алфавитном порядке и нумеруется с учётом требований государственного стандарта. Сначала помещаются нормативные документы, потом литература на русском языке, затем – на иностранных языках, в конце – Интернет-источники.

В приложения включаются извлечения из отдельных документов, копии подлинных документов, выдержки из справок, отчётов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, увеличивают её объём и затрудняют восприятие текста. При подсчёте объёма научной работы приложения не учитываются.

Композиция и способы написания научного текста

Основная часть научно-исследовательской работы должна быть структурирована. Это достигается посредством рубрикации.

Рубрикация – это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются.

Каждый из названных членов деления текста, в свою очередь, подразделяется на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки определённой части текста. Понятием «абзац» обозначают также ту часть текста, которая находится между двумя такими отступами. Обычно абзац состоит из нескольких предложений, связанных между собой определённой мыслью, предметом изложения.

В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу связаны между собой и расположены в логической последовательности.

При делении текста на главы и параграфы используются логические правила деления понятий. Под делением понятия понимается мыслительный процесс раскрытия объёма понятия посредством выделения в нём видовых понятий. Операция деления должна производиться по следующим правилам:

1. Деление должно быть соразмерным, т. е. объём всех членов деления должен равняться объёму делимого понятия. При нарушении этого правила могут возникнуть ошибки, называемые в логике «неполное деление» и «деление с излишними членами».

2. Деление должно осуществляться по одному основанию (признаку). Нарушение этого правила влечёт ошибку, называемую «сбивчивое деление».

3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое.

4. Деление должно быть последовательным, непрерывным. Нарушение этой последовательности приводит к ошибке, называемой «скачком в делении».

Читайте также:  Повышение потенции домашними способами

Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов – прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов – арабскими цифрами.

Наиболее распространена в научных работах пораздельная нумерация.

Часть первая Часть вторая

Глава I Глава I

Глава II Глава II

В последнее время в научных текстах появилась индексационная нумерация.

1. Формы государственного правления.

1.1.1. Абсолютная монархия.

1.1.2. Ограниченная монархия.

1.2.1. Парламентская республика.

1.2.2. Президентская республика.

Рубрикация текста зачастую связана с построением перечней. Перечни бывают внутриабзацными и с элементами-абзацами.

Внутриабзацные перечни применяют:

1) когда элементы перечня состоят из одного или нескольких слов и не требуется их подчёркнуто выделить;

2) когда к работе предъявляются требования особой компактности.

Они могут быть с простыми и расширенными элементами. Между простыми элементами внутриабзацного перечня обычно ставят запятую. Между расширенными элементами внутриабзацного перечня со своими знаками препинания ставят точку с запятой или точку.

В тех случаях, когда элементы перечня сложны, состоят из законченных фраз и (или) требуется их подчёркнуто выделить, составляют перечни с элементами-абзацами.

Между абзацами, являющимися элементами перечня, ставят:

1) точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены цифровым номером или строчной буквой с закрывающейся скобкой;

2) точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены цифрой или прописной буквой с точкой, цифрой или строчной буквой с закрывающейся скобкой.

При этом после предшествующего перечню текста ставят следующие знаки препинания:

1) двоеточие, если в этом тексте содержится слово (словосочетание), указывающее на то, что дальше последует перечень;

2) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим текстом ослаблена.

Предложение без обобщающего слова или словосочетания не рекомендуется обрывать на предлогах или союзах (на, из, что, как и т. д.).

Заголовки глав и параграфов, а также подзаголовки должны быть по возможности краткими. Они должны содержать ключевые слова, отражающие объект или предмет исследования. Чтобы избежать длинных заголовков, вводят уточняющие слова или подзаголовки.

Заголовки должны точно отражать содержание глав и параграфов, не сокращая и не расширяя объём содержащейся в них информации.

В рубрикационных заголовках, вынесенных отдельной строкой, точка не ставится (если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится в конце последнего). Не допускаются переносы в словах, а также отрыв предлога или союза от относящегося к нему слова. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Рекомендуется смысловое деление заголовка.

Компьютерная подготовка работы позволяет сделать различные выделения в тексте (смысловые, логические, справочные, структурные). При этом по всей работе необходимо выдерживать единую систему выделений одинаковых смысловых структур (внутритекстовые рубрики, логические усилении справочно-терминологические выделения и т. п.).

Авторы научных работ применяют различные способы написания текста:

1) строго последовательный;

При строго последовательном способе изложения научных материалов автор переходит к следующему параграфу (разделу) только после того, как он закончил работу над предыдущим.

Целостный способ заключается в том, что пишется вся работа вчерне, а затем в неё вносятся исправления и дополнения, шлифуется текст рукописи.

При выборочном способе автор пишет работу в том порядке, в каком ему удобно и который обусловливает полнота собранного фактического материала по главам и параграфам.

После того, как готова черновая рукопись, её необходимо обработать. Обработка рукописи состоит в уточнении её содержания, литературной правке и оформлении.

Рекомендуется сначала уточнить композицию научной работы, названия глав и параграфов, их расположение, логичность и последовательность изложения материала.

Желательно проверить все формулировки, определения и выводы, убедительность и достоверность аргументов в защиту отстаиваемых позиций.

Литературная правка состоит в обработке произведения с точки зрения его языка и стиля, характерных для научной литературы.

Проверка правильности оформления рукописи касается титульного листа, оглавления, рубрикаций, ссылок на источники, цитирования, таблиц, графиков, формул, составления списка использованных источников и приложений.

В зависимости от целевого назначения и специфики содержания научной работы используются различные типы изложения материала:

Описание применяется в тех случаях, когда необходимо дать характеристику исследуемого предмета или явления, описать его развитие, структуру, составляющие элементы и признаки.

Повествовательный тип изложения характеризуется изложением материала в хронологическом порядке, обрисовкой причинно-следственных связей исследуемых предметов и явлений. Повествовательные тексты обычно начинаются с описания причин и условий, вызвавших то или иное явление.

Объяснительный тип изложения применяется для объяснения тех или иных установлений, доказывания или опровержения научных положений и выводов.

1. Составьте макет титульного листа научно-исследовательской работы (на примере реферата), отразите на нём все необходимые сведения и правильным образом их расположите.

2. Составьте образец листа содержания реферата, соблюдая правила рубрикации текста. Названия заголовков и подзаголовков приведите в соответствии с любой выбранной темой реферата из числа изучаемых учебных дисциплин.

Источник

Оцените статью
Разные способы