8.10. Ручные способы нанесения жидких лакокрасочных материалов
Способы нанесения лакокрасочных материалов, связанные с использованием ручного инструмента (кистей, шпателей, валиков, тампонов, а также аэрозольных баллонов), являются наиболее старыми. Однако они применяются до сих пор, несмотря на широкое внедрение механизированных способов окрашивания.
Ручное нанесение применяют при небольших объемах окрасочных работ преимущественно в быту, при ремонте помещений, окрашивании единичных надписей, цировок и т. д. Нередко при механизированном нанесении красок возникает необходимость исправления дефектов или покрытия отдельных небольших участков поверхности, например, труднодоступных мест. В этом случае также прибегают к ручным приемам нанесения материалов. Ручные способы позволяют обходиться небольшим количеством лакокрасочного материала, они экономичны (потери материалов незначительны) и в отдельных случаях незаменимы.
Окрашивание кистями. Для различных работ применяют кисти разных размеров и формы (рис.8.28). Их изготовляют из свиной щетины (с добавлением 15% конского волоса), беличьего, барсучьего, хорькового волоса, верблюжьей шерсти, капрона. Большие по размерам кисти называют маховыми, их применяют при окрашивании больших поверхностей – кровли, пола, стен, потолков. Их укрепляют на удлиненной рукоятке (наконечнике) и работают двумя руками. Более мелкие кисти, предназначенные для работы одной рукой, называют ручниками. Они имеют разные размеры и четные номера от 6 до 30. Ручники бывают круглые и плоские.
Для окрашивания по трафарету применяют специальные кисти – трафаретные, они отличаются от ручников более короткой и жесткой щетиной.
Рис. 8.28. Кисти: а, б – плоский и круглый ручники; в — макловица; г – флейц; д – филеночная кисть; е – щетка-торцовка
Окрашивание ручными валиками. Производительность при окрашивании валиками составляет 35–80 м2/ч. Применяют валики разных размеров и конструкций. В простейшем варианте валик представляет собой укрепленный на рукоятке пластмассовый, деревянный или металлический каток, обтянутый поролоном, губчатой резиной или коротко стриженой цигейкой (рис. 8.29). Более сложные устройства имеют по два валика, а иногда и питающий бачок.
Рис. 8.29. окрасочный валик
Валиками, как и кистями, можно наносить лишь медленно высыхающие лакокрасочные материалы. Особенно хорошо зарекомендовал себя этот способ при окрашивании строительных объектов (стен, полов и потолков, дверных полотен, труб, ограждений лестничных клеток и т. д.) воднодисперсными и масляными красками. В промышленности с помощью ручных валиков иногда проводят окрасочные работы при ремонте вагонов, судов, щитовых изделий, емкостей для хранения жидких материалов. Нанесение лакокрасочных материалов валиками ограничивается плоскими поверхностями. В случае более сложных поверхностей его сочетают с кистевой окраской.
Нанесение лакокрасочных материалов шпателями и тампонами. Ручное шпатлевание – наиболее простой способ заделки отдельных дефектов поверхностей – рисок, царапин, вмятин, раковин и др. Эту операцию обычно выполняют с помощью простейшего инструмента – шпателей, металлических, деревянных, резиновых, пластмассовых (рис. 8.30).
В зависимости от характера поверхности и объема работ применяют шпатели с длиной рабочей кромки от нескольких десятков до сотен миллиметров.
Рис. 8.30. Шпатели: а – резиновый; б – пластмассовый; в – металлический
Тампоны применяют для нанесения лаков, политур, а также при производстве вспомогательных работ, например при крашении и порозаполнении древесины, протирке металлических и других изделий перед окрашиванием и после шлифования покрытий. Для полирования политурами служат тампоны из вязальной шерсти или обрезков шерстяных тканей, обернутых полотняной тканью. Тампоны для менее ответственных работ часто изготовляют из ваты, оберточным материалом служит марля, бязь или другая мягкая ткань. Тампон равномерно пропитывают жидким лакокрасочным материалом (материал лучше заливать внутрь тампона), затем приступают к лакированию или полированию. Движения тампоном должны быть ровными и плавными без остановок. При скольжении тампона под нажимом руки лакокрасочный материал постепенно выживается и оставляет тонкие следы (ласы) на покрываемой поверхности.
Окрашивание с помощью аэрозольных баллонов. При проведении восстановительных, подкрасочных и ремонтных работ в небольшом объеме нередко применяют аэрозольные баллоны (рис. 8.31).
Они выполняют одновременно две функции: служат тарой (емкостью) для лакокрасочного материала и своеобразным распылителем этого материала. Для того чтобы происходило распыление, баллоны снабжены распыляющим устройством, состоящим из клапана шарикового типа, пружины и стержня с пусковой головкой, а внутрь баллонов при их заполнении наряду с краской введен под давлением пропеллент (сжиженный или сжатый газ). Роль пропеллента или эвакуирующего газа могут выполнять различные вещества: фторорганические соединения (хладоны), насыщенные углеводороды (пропан, бутан), низкокипящие хлорированные углеводороды (метилхлорид, метиленхлорид, винилхлорид), сжатые газы (азот, углекислый газ, оксид азота (I)).
Рис. 8.31. схема устройства аэрозольного баллона: 1 – лакокрасочный материал; 2 – корпус баллона; 3 – сифонная трубка; 4 – распыляющее устройство
Пропелленты должны растворять лакокрасочный материал, не вступая с ним и с материалом подложки в химическое взаимодействие, обеспечивать постоянство давления в баллоне при распылении, быть неогнеопасными, нетоксичными и не обладать запахом. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают хладоны (Ф-11 – фтортрихлорметан, Ф-12 – дифтордихлорметан, Ф-114 – тетрафтордихлорэтан). Совмещая их в разных соотношениях, получают смеси, которые обеспечивают требуемое для распыления давление насыщенных паров 0,25–0,36 МПа.
В аэрозольной металлической упаковке (вместимость от 0,15 до 1,0 л) выпускают разные лакокрасочные материалы (автомобильные и кожевенные нитроцеллюлозные краски, кремнийорганические и другие эмали). Нанесения красок проводят при температуре не ниже 15°С с расстояния 250–350 мм до окрашиваемой поверхности. Диаметр отпечатка факела материала при этом составляет 30–65 мм.
Одним баллоном вместимостью 0,5 л может быть окрашена поверхность
2 м2 при толщине покрытия 12–14 мкм.
Нанесение лакокрасочных материалов на мелкие предметы, проведение линий и другие подобные операции осуществляют филеночными кистями, в которых наряду со щетиной применяют мягкий волос белки, хорька, куницы. Для проведения тонких линий применяют так называемые обводочные или цировочные кисти, которые изготовляют из длинного беличьего волоса. Волос белки служит также для изготовления художественных кистей. Кисти из жесткой щетины и грубого волоса оставляют штрихи при окраске. Для их сглаживания используют флейцы – широкие (обычно плоские) мягкие кисти из длинного барсучьего волоса.
При работе низковязкими красками (клеевыми, известковыми) применяют побелочные кисти и кисти-макловицы, а для придания поверхности рельефа – кисти, называемые щетками-торцовками.
Для получения хорошего качества покрытий при окрашивании кистями следует соблюдать определенные правила. Новые кисти желательно накануне работы вымыть и высушить, а выступающие ворсинки ожечь, после чего кисть «выщетить» для очистки обожженных концов. Чтобы избежать деформации волоса маховые, филеночные кисти и круглые кисти-ручники обвязывают на 1/3–2/3 длины. По мере истирания волоса витки шпагата постепенно срезают, освобождая перевязанную часть кисти.
При окрашивании на поверхности сначала делают грубые мазки, затем краску растушевывают кистью, одновременно втирая ее в поры подложки. Направление заключительных штрихов выбирают с учетом окрашиваемых изделий. Штрихи на стенах делают в вертикальном направлении, потолке и полу – в направлении распространения света, т. е. от окон. Изделия из древесины окрашивают и лакируют движениями кисти вдоль волокон. При покрытии сложных по форме изделий применяют набор кистей разных размеров. Кистями можно наносить лишь медленно высыхающие лакокрасочные материалы – масляные, алкидные, масляно-битумные, воднодисперсионные. Их вязкость должна быть порядка 80–100 с по ВЗ-4.
При необходимости нанесения быстросохнущих лакокрасочных материалов пользуются растворителями с пониженной летучестью, например, нитратцеллюлозные лаки и эмали разбавляют растворителями №649 и №650. Растушевывание поверхности при этом исключается.
Наносимые краски должны быть хорошо размешаны и профильтрованы. При использовании красок, содержащих растворители, окрасочные работы следует проводить в хорошо вентилируемых помещениях. Удобно пользоваться столами, оборудованными местной вентиляцией и имеющими бортовой (боковой) или нижний отсос. Скорость движения воздуха в месте отсоса должна быть не менее 0,3 м/с. Работа кистями малопроизводительна. Даже при большом навыке удается окрашивать масляными красками не более 10, воднодисперсионными – не более 15 м2/час.
Источник
Способы нанесения лака
Лак выполняет две функции – он защищает поверхность от внешних воздействий и делает ее более привлекательной с эстетической точки зрения. Если вам нужно обработать какую-либо поверхность, вы должны подготовиться к этому процессу, ведь только так у вас получится прочное покрытие. Для нанесения лака нужно придерживаться инструкции, а также соблюдать правильную технологию, и тогда вы сможете обойтись без помощи профессионалов. Способы нанесения лака настолько разнообразны, что вы обязательно сможете выбрать оптимальный вариант именно для себя.
Подготовка
Для начала вы должны подготовить всю поверхность перед нанесением на нее ЛКМ. Она должна быть гладкой, чистой и ровной. Если на ней есть небольшие дефекты, вам нужно отполировать ее, и для этого понадобится мелкозернистую шкурка. После небольшой шлифовки протрите поверхность тканью, это поможет вам устранить пыль, которая образовалась. Для обработки плоской поверхности большого размера, это лучше делать в горизонтальном положении. Но если у вас нет условий для этого, окрашивайте в вертикальном положении, в этом случае вам нужно работать аккуратно и осторожно. Чтобы избежать разрывов и для объединения мокрых кромок, старайтесь вести кисть до законченного участка. Покрытие будет схватываться быстро, поэтому при работе тоже нельзя медлить.
Как наносить лак
Способы нанесения лака отличаются друг от друга, что поэтому вы должны определиться, какой именно выбрать. Вы можете воспользоваться кистью, не менее эффективен и валик. Если у вас есть распылитель, нанесите покрытие, используя способ распыления. Обязательно прочитайте информацию на этикетке ЛКМ, возможно, там более четко указано, какой способ лучше использовать.
Валик – это самый практичный способ, и он отлично справится даже с большой площадью. Если нужно провести внутренние работы, щетина (а точнее ее высота), не должна быть больше чем 5 мм. Для наружной работы лучше использовать валик с длинной щетиной.
Компания «Докер Кемикал ГмбХ Рус» предлагает профессиональные смывки лаков красок.
Источник
Нанесение лака.
Нанесение лака на деревянные поверхности позволит увеличить срок службы мебели, паркета и других изделий. При этом сохраняется текстура дерева, предотвращается обесцвечивание и выгорание краски.
Предварительный этап: Подготовка деревянной поверхности путем тонирования.
Для придания дереву нужного цвета и улучшения текстуры перед нанесением лака необходимо воспользоваться морилкой. Далее поверхность шлифуется зерном не ниже Р100 (в соответствии со стандартом FEPA).
Грунтование перед нанесением лака.
Если лак, выбранный для работы, является самогрунтующимся (т.е. может выступать одновременно в роли грунта и лака), то грунтование осуществляется нанесением первого слоя лака на поверхность. В противном случае, чтобы избежать образования волн и пузырей, а также непрокраса отдельных участков, требуется перед основной работой нанести грунт.
Способы нанесения лака.
Распыление – это профессиональный метод нанесения лака на дерево при помощи специального лакокрасочного пистолета. Главными достоинствами этого способа являются равномерность покрытия (без волн, подтеков) и экономный расход лака.
Использование валика для нанесения лака – этот способ удобен при обработке больших площадей, например: полов или паркета. Высота щетины валика должна равняться приблизительно 5 мм.
Нанесение лака кистью – до недавнего времени самый распространенный способ. Для качественного выполнения работы данным методом требуется учитывать особенности используемого лака. Так, если лак масляный, то кисть надо выбирать со смешанной или натуральной щетиной, если же лак на водной основе – потребуется кисть с синтетической щетиной.
После проведения подготовительных работ и выбора подходящего способа можно приступать непосредственно к нанесению лака.
Основные этапы работы по нанесению лака.
Для получения отличных результатов требуется строго соблюдать следующие правила:
Перед нанесением на обрабатываемую поверхность лака (неважно состоит он из одного или нескольких компонентов) необходимо его тщательно перемешать. Тогда покрытие получится более равномерным, что сделает его более устойчивым к различным нагрузкам, истиранию и воздействию окружающей среды.
Очень важно соблюдать технологию процесса. Поэтому нужно четко определить способ нанесения лака, сколько потребуется слоев и время их высыхания. Лак наносится на поверхность изделия после грунтования слоями (для мебели – обычно 2 слоя, а для паркета – 3). Перед нанесением каждого последующего слоя лак должен до конца просохнуть, а после отшлифован абразивной бумагой с зерном Р220.
Перед тем как пользоваться изделием, необходимо дождаться полного высыхания лака.
Возможные проблемы при нанесении лака.
Древесина поменяла свой цвет. Данное явление происходит из-за наличия в составе лака различных компонентов и их взаимодействия с обрабатываемым материалом и окружающей средой. Выражаться это может следующим образом: при использовании полиуретановых лаков на растворителях поверхность древесины затемняется и появляется желтоватый оттенок, а если применяются лаки на водной основе – наоборот происходит осветление с отбеливающим эффектом. Поэтому рекомендуется перед выполнением основных работ проверить воздействие лака на невидимом участке или на отдельной плашке.
Проявляются пятна («снежок»). Это случается, когда влага либо остатки очищающих средств остались на древесной поверхности или первых слоях лака. Возможно также, что работы проводились при повышенной влажности воздуха или же обрабатывалась плохо просушенная древесина. Также схожий эффект наблюдается в случае использования неподходящего для разбавления лака растворителя.
«Шагрень» или «Змеиная кожа». Данная проблема может быть вызвана загрязненностью лака, низкой температурой воздуха во время лакокрасочных работ, добавлением неправильно подобранных растворителей в лак. Кроме того к этому приводит нанесение очередных слоев лака на еще не засохшие или слишком толстые слои.
Шероховатость, шершавость покрытия. Обычно возникает вследствие неудовлетворительной подготовки обрабатываемой поверхности, загрязнения лака во время высыхания, работы в запыленном помещении или в условиях избыточной влажности.
Полосы и пятна, отличающиеся по степени блеска. Появляются когда деревянная поверхность отшлифована неровно, не выдержана равная толщина лака при его нанесении, используется загрязненный инструмент или лак был плохо перемешан.
Синдром липкости. В основном возникает после обработки древесины полиуретановыми лаками. Причины появления: высокое содержание танинной кислоты в обрабатываемой древесине; отсутствие первичной обработки поверхности изделия; повышенная влажность или низкая t окружающей среды; несоблюдение технологии нанесения лака; загрязненный инструмент.
Пузырьки по всей поверхности, углубления (кратеры), отслаивание лака. Своим появлением чаще всего обязаны плохо проведенной первичной обработке изделия или неудовлетворительной очистке и шлифованию промежуточных слоев. Также пузырьки могут появиться из-за сквозняка.
«Рыбьи глаза», отслоение (шелушение). Обе проблемы возникают либо из-за грязной поверхности, либо из-за небольшого расслоения компонентов лака при его длительном хранении в одном положении и плохом перемешивании перед нанесением слоев лака.
«Морщины», следы от инструмента в виде полос. Проявляются, как правило, при использовании водных лаков, когда нарушается технология нанесения слоев, т.е. лак расходуется в количествах меньше/больше необходимого.
Источник