- Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю
- Основные аспекты ведения налогового учета в России
- Источники информации
- Принципы НУ – кратко
- Бухгалтерский и налоговый учет – разве не одно и то же?
- Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ
- Как вести налоговый учет в компании: особенности каждого режима налогообложения
- Способы налогового учета для образовательного учреждения выбираются
Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю
Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю
Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»
Основные аспекты ведения налогового учета в России
Для начала определимся с тем, что такое налоговый учет. Для этого обратимся к главе Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль, а именно – к статье 313. Там дается четкое и развернутое определение понятия налогового учета как системы. Важно понимать, что налоговый учет создан, как и бухучет, на основе первичных учетных документов, но для иной цели – правильно и достоверно исчислить суммы налога для уплаты в бюджет, а также своевременно его уплатить.
Учитывайте тот факт, что налоговый учет ведут не только те, кто находится на общей системе налогообложения и платят налог на прибыль, но и спецрежимники.
Итак, определим основные положения налогового учета в России.
Источники информации
Как правило, это те же регистры, которые применяются при ведении бухучета в организации. Выявили недостаток необходимых данных в таких регистрах? Дополните их недостающими реквизитами. Если же такой недостаток явный и значительный – проще разработать отдельные налоговые регистры с учетом всех потребностей организации для корректного и достоверного ведения налогового учета.
Например, зачастую крупные компании предпочитают формировать и вести самостоятельные регистры налогового учета. Для этого разработанные формы следует закрепить в приложении к учетной политике для налогового учета.
Важно! Учетная политика утверждается ежегодно. Потому, при необходимости, разработанные регистры налогового учета также следует пересматривать каждый год, дополняя или заменяя их актуальными данными (формами).
Интересно! Налоговые инстанции никаким образом не могут утверждать налоговые регистры компаний – их разрабатывает каждая компания самостоятельно, подстраивая под свои нужды и потребности.
Применяемые методы учета операций
Содержатся как раз в учетной политике для НУ. В ней также должны быть описаны все методы и принципы учета хозяйственных операция по всем видам деятельности, которые ведет предприятие. Внесли самостоятельно какие-либо изменения в НУ? Например, изменили применяемые методы учета или хотите дополнить новым разделом? Сделайте это с начала налогового периода, в этом случае и учетная политика на этот год должна содержать актуальные данные.
Но что если изменилось само налоговое законодательство в течение года? В этом случае отследите дату вступления изменений в силу, и с этой даты начните их применять. Учетную политику также придется корректировать в течение года
Важно! Все изменения учетной политике должны быть оформлены приказом руководителя!
Какие функции выполняет налоговый учет на предприятии
Система НУ, организованная в России, определяет три основные (самый важные) функции:
- Фискальная – важна в первую очередь для налоговых служб, т.к. обеспечивает своевременную и пополняемость казны для обеспечения работы государственного аппарата.
- Информационная – дает представление о финансовом состоянии организации, а также о совокупности уплачиваемых налогов в разные уровни бюджета, о величине налоговых платежей, страховых взносов.
- Составление налоговой отчетности позволяет обеспечить правильность налогового учета, путем сопоставления различных показателей/иных данных и проведения сверки с налоговыми органами.
Принципы НУ – кратко
Несмотря на тот факт, что налоговый кодекс позволяет каждой компании самостоятельно выбрать налоговый режим, не регламентирует порядок создания и ведения регистров НУ и вообще предоставляет достаточно большую свободу действий, компании обязаны придерживаться нескольких основных принципов ведения налогового учета в России:
- Денежное выражение. Все операции отражаются в рублях. Если операции осуществлялись в иностранной валюте – пересчитайте их по текущему курсу на дату совершения.
- Обособленный учет имущества. Компания обязана отдельно учитывать имущество в собственности других юрлиц (и физлиц в том числе).
- Непрерывность деятельности означает, что налоговый учет ведется в организации без перерывов с момента ее создания и до самой ликвидации (либо реорганизации).
- Принцип последовательного учетеа означает соблюдение хронологического порядка при учете хозяйственных операций.
- И самый важный и определяющий принцип – временная определенность всех операций. На практике это означает, что все доходы следуют признавать своевременно, даже если деньги по таким операциям придут в следующем периоде. По учету расходов придерживайтесь такого же принципа – признавайте всегда в том налоговом периоде, в котором понесли. Даже если и оплатили их позже.
Бухгалтерский и налоговый учет – разве не одно и то же?
И ответим – конечно, нет! Ведь помимо того, что у этих двух видов учета совершенно разные цели, так еще и разные пользователи информации. Об этом подробнее в таблице:
Достоверно сформировать налоговую базу, в правильных суммах рассчитать величину налоговых платежей и своевременно их уплатить в бюджет
Составить бухгалтерскую отчетность, при этом определив финансово-хозяйственный результат ведения бизнеса за отчетный период
Кому интересна информация
Внешние пользователи – исключительно налоговые инстанции.
Внутренние пользователи – руководство предприятия
Более широкий круг внешних пользователей – собственники и учредители, кредитные организации, крупные покупатели и конкуренты и т.д.
Круг внутренних пользователей также расширен – учредители. Руководство, руководящий персонал разных уровней,
Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.11
Как мы видим, бухгалтерский и налоговый учеты – это два совершенно разных вида учета. Однако они во многом похожи друг на друга. В связи с этим, следует выделить такие варианты организации и ведения НУ на предприятии:
- Обособленный учет БУ и НУ. Уместен для крупных компаний, где организовано специально подразделение по ведению НУ на предприятии.
- НУ ведется на базе БУ. В этом случае бухгалтер использует регистры бухучета, дополнив их необходимыми недостающими данными. Если же у компании предусмотрены совершенно отличные от бухучета принципы ведения определенных операций – то для них разработаны специальные формы налоговых регистров.
- Налоговый учет настолько схож с бухучетом, что отдельно учитываются только отклонения, возникающие в случаях разницы учетов. В этом случае отражению подлежат только корректировки бухучета в соответствии с принятыми методами налогового учета.
- Небольшие и малые компания могут также к плану счетов бухгалтерского учета, открывать спецсчета по учету операций налогового учета.
Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ
Самым основным моментом, когда наиболее четко можно увидеть различия между бухгалтерским и налоговым учетом, является момент определения прибыли, которая подлежит налогообложению (имеется в виду налог на прибыль).
На что стоит обратить внимание при учете прибыли в налоговом учете:
Начнем с основных средств:
- иногда возникает разница в формировании первоначальной стоимости объектов лизинга в случае его учета у лизингополучателя (если им и являетесь). Если в бухгалтерском учете вы определите эту разницу, как сумму всех лизинговых платежей и выкупной стоимости (без НДС), то в налоговом – по сумме расходов лизингодателя на приобретение этого имущества для передачи в лизинг;
- способы начисления амортизации разные. Все способы, применяемые в бухучете, раскрыты в ПБУ 06/01 «Учет основных средств» – их на сегодняшний момент 4. А вот в НУ предусмотрено всего лишь два – линейный и нелинейный.
Важно! Приказом Минфина от 17.09.20 утвержден новый стандарт по учету основных средств – ФСБУ 6/2020. Он как раз и заменит так знакомое нам ПБУ 06/01. Согласно ему, в бухучете останется всего 3 способа начисления амортизации. Однако его применять нужно с отчетности за 2022 год. Хотите начать применять раньше? Минфин допускает такую возможность – пропишите его в учетной политике.
- установили разный лимит по первоначальной стоимости? Возможны различия между БУ и НУ. Применили повышающий коэффициент при расчете сумм амортизации – придете к такому же итогу. Разный срок полезного использования также приводит к разным данным по остаточной стоимости объектов основных средств, и сумм амортизационных отчислений.
Разная классификация доходов и расходов в БУ и НУ. Поясним.
Когда говорим о выручке – мы и в БУ, и в НУ подразумеваем доходы, которые получаем от реализации – товары, имущественные права, работы и услуги. Различия появляются в определении внереализационных доходов – в НУ их перечень закрытый. Так, доходы от участия в капитале других компаний вы должны учесть в качестве внереализационных. Тогда как БУ позволяет относить их иногда и к доходам от обычных видов деятельности. При этом также дата признания некоторых видов доходов отличается – ведь налоговый учет подразумевает как применение кассового, так и метода начисления.
Что касается расходов, то их перечень закрытый в обоих учетах. А вот касаемо распределения на прямые и косвенные – то тут можно наблюдать некоторые различия. Для этого следует обратиться к ст. 318 НК РФ. Для справки – такого разделения нет в бухгалтерском учете. Отсюда и возможные вытекающие разницы.
Формирование резервов. О чем здесь речь:
- Если компания определяет, что в налоговом учете также формирует различные резервы, как и в БУ – это не значит, что суммы резервов будут одинаковы. Так, например, резерв под отпуска в НУ формируется исключительно под отпуска работников по текущему году. Поэтому, как правило, на конец года остатки резервов зачастую нулевые. В бухгалтерском учете данный вид резерва практически всегда с остатком.
- Методы формирования резерва по сомнительным долгам различны – полностью исключить расхождения при его расчете не получится. Кроме того, помните – создавать данный вид резерва в НУ – это право организации, а не обязанность.
Как учесть все различия – для этого для отражения разницы в данных бухгалтерского и налогового учета применяйте специальное ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
Как вести налоговый учет в компании: особенности каждого режима налогообложения
- Начнем с общей системы. Как такового, общего режима налоговый кодекс не выделяет – скорее это совокупность всех описанных в нем налогов. Те, кто применяет общий режим – имеют самую высокую налоговую нагрузку. Что платим:
- Налог на прибыль: ставка 20 процентов, отчетность ежегодная, авансы платим ежеквартально или ежемесячно.
- НДС: ставка 20 процентов, отчетность ежеквартальная. Платим также – один раз в квартал.
- Имущественные налоги (при наличии земли, автомобилей или имущества на балансе) – ставки различные, устанавливаются регионами.
- НДФЛ – удерживаем из доходов работников как налоговый агент (ставки разные – от 13 до 30 процентов). Платим ежемесячно.
Упрощенная система УСНО:
- Не платим налог на прибыль – этим режимом предусмотрен единый налог на доходы (ставка 6 процентов) либо доходы за вычетом расходов (по ставке 15 процентов).
- Придется заплатить НДФЛ за работников на общих основаниях и имущественные налоги при наличии соответствующих видов имущества.
- Упрощенцы в основной массе не являются плательщиками НДС, однако налоговым законодательством предусмотрены редкие случаи, когда все же придется отчитаться по этому налогу и уплатить его.
Важно! Начиная с отчетности за 2021 год, такой режим как ЕНВД отменен!
Собираетесь ставить организацию (или филиал) на налоговый учет – учтите следующую информацию
Как выбрать инспекцию? Для организаций – по месту нахождения, а для ИП – по месту жительства. Срок рассмотрения документов налоговиками стандартный для всех, и составляет пять дней.
Соберите полный пакет необходимых документов. Что он должен содержать? Конечно же, учредительные документы – устав, решение учредителя либо протокол собрания участников о создании организации, заполненное заявление по специальной форме, оригиналы (и копии) паспортов тех лиц, кто обращается в налоговые инстанции с этим заявлением.
Важно! Если учредитель один и он обратился в налоговые органы самостоятельно – проблем не возникнет. Также их не будет, если учредителей несколько, и они пришли в полном составе. А вот в противном случае – нужно заверить все предоставляемые документы у нотариуса.
Не забудьте заплатить госпошлину (для бумажной документации – 4 тысячи рублей). Подаете через сайты Госуслуг или ФНС – можете избежать уплаты пошлины.
Подаем документы в регистрирующий орган, ждем, получаем документы о регистрации. Помните – подать документы нужно в ФНС или МФЦ. Ждать – 3 дня – именно в этот срок осуществляется регистрация юрлиц. Пришел отказ в регистрации? Можете подать повторно, на это вам дается срок в три месяца.
Важно! Порядок регистрации филиала – такое же как и при регистрации организации в целом.
Источник
Способы налогового учета для образовательного учреждения выбираются
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде безвозмездно полученных детской школой искусств денежных средств на ведение основных видов деятельности.
Кроме того, не облагаются налогом на прибыль целевые поступления в виде пожертвований, оформленных соответствующими договорами.
Обоснование вывода:
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
В целях налогообложения прибыли учитываются доходы бюджетного учреждения, полученные им от платной деятельности (письма Минфина России от 25.11.2020 N 03-03-06/3/102658, от 29.04.2019 N 03-03-06/3/34284). Кроме того, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
На основании подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности. Отметим, что к имуществу относятся в том числе и денежные средства (ст. 128, 130 ГК РФ).
Применение этой льготы не обусловлено специальными требованиями по документальному оформлению. Главное, чтобы из документов, в том числе расчетных (платежных), следовало, что денежные средства получены безвозмездно, т.е. не предполагается встречное обязательство учреждения по оказанию услуг в связи с получением этих средств (п. 2 ст. 248 НК РФ).
Отметим, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается, в частности, добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств. При этом из ст. 2 Закона N 135-ФЗ следует, что благотворительная помощь оказывается только на цели, перечисленные в п. 1 этой статьи, и только физическим лицам либо некоммерческим организациям. Отдельного вида договора в рамках благотворительной деятельности не выделяется, соответственно, безвозмездная передача имущества в рамках благотворительной деятельности все равно должна быть квалифицирована либо как просто дарение, либо как пожертвование. Следовательно, формулировка в расчетном (платежном) документе «благотворительный взнос» подтверждает безвозмездность передачи денежных средств учреждению.
Другим обязательным условием применения льготы по подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ является использование безвозмездно полученных денежных средств на осуществление основной деятельности учреждения (письма Минфина России от 12.12.2019 N 03-03-06/3/97089, от 07.04.2017 N 03-03-06/3/20767). Для выполнения этого требования необходимо ведение раздельного учета этих средств и осуществленных за счет них расходов.
Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетное учреждение вправе не учитывать целевые поступления на его содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ). К таким целевым поступления относятся, в частности, пожертвования, осуществленные в соответствии со ст. 582 ГК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться в том числе бюджетным учреждениям (смотрите письма Минфина России от 12.10.2018 N 03-03-06/3/73409, от 26.12.2018 N 03-03-07/94959, от 09.04.2018 N 03-03-06/3/23273, от 12.05.2017 N 03-03-07/28434, от 21.04.2017 N 03-03-06/2/24359). Полагаем, что в случае, если пожертвование осуществляется не единым платежом, условиями договора пожертвования может быть предусмотрено перечисление средств определенными суммами в течение установленного договором срока (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Также, как и в первом случае, при получении пожертвований обязательным условием для применения льготы является ведение раздельного учета целевых поступлений и осуществленных за счет них расходов.
О получении и расходовании целевых средств и целевых поступлений бюджетное учреждение отчитывается перед налоговым органом путем предоставления в составе Декларации по налогу на прибыль Листа 07 (приказ ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@). Лист 07 заполняется при составлении декларации только за налоговый период — год (п. 1.1 Порядка заполнения декларации).
В Листе 7 декларации благотворительные взносы при применении нормы подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ отражаются по коду 380, а пожертвования — по коду 140 (Приложение N 3 к Порядку заполнения декларации).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Налог на прибыль в организациях бюджетной сферы;
— Энциклопедия решений. Доходы бюджетного и автономного учреждений в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Применение ставки 0 процентов по налогу на прибыль (для бюджетной сферы).
— Вопрос: Как в налоговых декларациях отражаются суммы пожертвования, если срок и цели пожертвования продлены на следующий год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник