- Лекция по учебной дисциплине Статистика по теме «Способы наглядного представления статистических данных»
- Практическая работа по статистике «Способы наглядного представления результатов статистического наблюдения»
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Методическая разработка практического занятия ««Средства графического представления статистических данных в MS Excel»»
- Ориентировочно-мотивационный этап:
- 1. Ориентировочно-мотивационный этап:
- 2. Операционно-исполнительский этап:
- 3. Рефлексивно-оценочный этап:
Лекция по учебной дисциплине Статистика по теме «Способы наглядного представления статистических данных»
Тема 4. Способы наглядного представления статистических данных
4.1. Статистические таблицы, понятие, ее основные элементы, виды таблиц.
4.2. Статистические графики, понятие и виды графиков.
4.1. Статистические таблицы, понятие, ее основные элементы, виды таблиц
Статистическая таблица – это система граф и строк, содержащая цифровые данные, иллюстрирующие изучаемую совокупность
Основные элементы статистической таблицы, составляющие как бы ее остов (основу), показаны на нижеприведенной схеме:
Название таблицы (общий заголовок)
Наименование граф (верхние заголовки)
Схема 1. Остов (основа) статистической таблицы
В таблице цифровой материал может быть представлен абсолютными (численность населения РФ), относительными (индексы цен на продовольственные товары) и средними (среднемесячный доход сотрудника коммерческого банка) величинами.
Таблицы могут сопровождаться примечанием, используемым с целью пояснения, в случае необходимости, заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.
По логическому содержанию таблица представляет собой «статистическое предложение», основными элементами которого являются подлежащее и сказуемое статистической таблицы.
Подлежащее статистической таблицы – это объект изучения, которое дается в левой части, в наименовании строк.
Сказуемое статистической таблицы – формирует верхние заголовки и составляет содержание граф с логически последовательным расположением показателей слева направо.
Виды статистических таблиц
В зависимости от структуры подлежащего, от группировки единиц в нем различают статистические таблицы простые и сложные, а последние, в свою очередь, подразделяются на групповые и комбинационные.
Простая статистическая таблица – в подлежащем которой дается перечень каких-либо объектов или территориальных единиц.
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования) (млн. человек)
Источник
Практическая работа по статистике «Способы наглядного представления результатов статистического наблюдения»
Практическая работа по теме: «Способы наглядного представления статистических данных»
Розничный товарооборот в 2015 году составил 213430 рублей, в том числе в государственной форме собственности 31597 рублей, в негосударственной форме собственности 181833 рублей.
Представить эти данные в виде статистической таблицы, рассчитайте удельный вес товарооборота по формам собственности.
Указать подлежащее и сказуемое таблицы, а также вид таблицы.
Построить линейную диаграмму по данным о производстве шоколадных изделий по одному из кондитерских объединений по месяцам 2017 года:
01 – 970 кг 07 – 460 кг
02 – 880 кг 08 – 730 кг
03 – 974 кг 09 – 947 кг
04 – 1010 кг 10 – 965 кг
05 – 850 кг 11 – 880 кг
06 – 930 кг 12 – 920 кг
При помощи квадратной диаграммы сопоставьте следующие данные о городском жилищном фонде в России 2000-2015 гг. млн. м 2 общей площади:
2000 – 9 млн. м 2
2005 – 25 млн. м 2
2010 – 36 млн. м 2
2015 – 16 млн. м 2
Выберите правильный вариант ответа
Статистическая таблица представляет собой:
а) форму наиболее рационального изображения результатов статистического наблюдения;
б) сведении о чем-либо, расположенные по строкам и графам;
в) графическое изображение числовых величин;
г) статистическая сводка.
Статистической таблицей является:
а) таблица логарифмов;
б) таблица умножения;
в) таблица, в которой обобщаются итоги экзаменационной сессии по институту;
г) турнирная таблица.
Статистической таблицей является:
а) таблица Менделеева;
б) таблица, в которой обобщаются результаты финансовой работы банка;
в) таблица расписания поездов;
г) таблица квадратов.
Статистическим подлежащим называется:
а) статистические совокупности, которые характеризуются различными показателями;
б) показатели, характеризующие статистические совокупности;
в) сведения, расположенные в боковых заголовках таблицы;
г) числовые характеристики, размещенные в графах таблицы.
Статистическим сказуемым называется:
а) статистические совокупности, которые характеризуются различными показателями;
б) показатели, характеризующие совокупности;
в) сведения, расположенные в боковых заголовках таблицы;
г) числовые характеристики, размещенные в графах таблицы.
Основными элементами статистического графика являются:
б) масштабные ориентиры;
в) геометрические знаки, фигуры, линии;
г) экспликация графика.
7. Какой вид графика демонстрирует статистические данные, выраженные в процентах:
а) сложная столбиковая диаграмма;
б) секторная диаграмма;
в) круговая диаграмма;
г) линейная диаграмма.
8. Известна динамика родившихся в целом по стране за 10 лет. Выберите подходящий график для изображения этих данных:
а) простая столбиковая диаграмма;
б) секторная диаграмма;
в) круговая диаграмма;
г) квадратная диаграмма.
9. Экспликация графика это:
а) пространственный ориентир;
б) масштабный ориентир;
в) геометрический знак;
г) пояснительный текст.
10. Какой знак проставляется в статистической таблице, если графа не подлежит заполнению:
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 93 человека из 44 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 336 человек из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 171 человек из 48 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Практическая работа по дисциплине «Статистика» для специальностей среднего профессионального образования
Номер материала: ДБ-1595096
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Методическая разработка практического занятия ««Средства графического представления статистических данных в MS Excel»»
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
по дисциплине ОУД.07 Информатика
«Средства графического представления статистических данных в
по теме « Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»
для студентов 1 курса
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Ачинск, 2016 год
Рассмотрено на заседании
Цикловой методической комиссии
Председатель цикловой комиссии
«____»__________ 20__ г.
Заместитель директора по УМР
Рекомендована Научно-методическим советом
Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.
Составитель: Минхаирова А.М. – преподаватель информатики Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса
Методическая разработка предназначена для студентов 1 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Пособие составлено по программе курса «Информатика» в соответствии с ФГОС специальности и направлено на освоение общих и профессиональных компетенций.
В работе приведены теоретические сведения, методические указания к ее выполнению, примеры выполнения, а также контрольные вопросы в соответствии с рабочей программой.
Тема раздела: Технология создания и преобразования информационных объектов.
Тема урока: Средства графического представления статистических данных в MS Excel .
закрепление теоретических знаний о понятии, компонентах и способах построения диаграмм и графиков;
изучение построения диаграмм и графиков с помощью графических средств табличного процессора Microsoft Excel 2010.
приобретение практических навыков работы с формулами, функциями и диаграммами в Microsoft Excel 2010.
формирование умений оперировать ранее полученными знаниями и применять их на практике;
развитие умения планировать свою деятельность;
развитие приемов познавательной деятельности и умений анализировать.
воспитание профессионально важных личных качеств, наблюдательности, умения слушать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения.
Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
М 5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
П 3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
П 4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.
Тип занятия : урок закрепления знаний.
Вид занятия : практическое занятие.
Методические приемы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический.
Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов, оборудование кабинета : экран, мультимедийный проектор, персональные компьютеры, комплект учебно-наглядных пособий, презентация по теме занятия, методические указания по выполнению практических работ по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel ».
Формы работы студентов: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Междисциплинарные связи : математика.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014
Цветкова М.С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
План урока с указанием примерных временных рамок на выполнение каждого пункта плана:
Ориентировочно-мотивационный этап:
1.1 Организационный момент (1 мин):
1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин): представление темы и плана занятия, общее описание практической работы, ее особенностей и методов в рамках междисциплинарных связей; актуальность темы занятия и опорных знаний обучающихся, мотивация обучающихся к успешному проведению занятия.
Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:
Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы (12 мин)
Усвоение новых знаний:
Закрепление усвоенных знаний по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel 2010» (5 мин).
Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20 мин).
Оформление отчета по практической работе (8 мин)
Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)
Проверка выполненного задания (5 мин)
Подведение итогов занятия (3 мин):
3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия;
3.1.2 Выставление оценок;
3.1.3Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии.
Формулировка домашнего задания (1 мин).
1. Ориентировочно-мотивационный этап:
1.1 Организационный момент (1 мин):
Здравствуйте! Прежде чем начнем работать, отметим отсутствующих. (Перекличка по журналу, отмечаются отсутствующие).
1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин):
На прошлом занятии мы уже рассмотрели теоретические аспекты, относящиеся к понятию и функционалу программы MS Excel . Как вы думаете, чем мы на уроке сегодня займемся, и какое влияние это имеет на вашу профессиональную деятельность? Все верно, сегодня мы повторим, что такое деловая графика, основные виды диаграмм, их особенности и научимся создавать и редактировать диаграммы с помощью табличного процессора. Итак, тема занятия: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). (Слайд 1) Цель занятия — выработать практические навыки при выполнении подбора и структурирования данных для построения диаграмм в MS Excel. (Слайд 2)
2. Операционно-исполнительский этап:
2.1 Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:
2.1.1 Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы(12 мин)
Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую проверочную работу, для того чтобы вспомнить основные понятия деловой графики в табличном процессоре. Для этого вы поработаете в группах. У каждой группы будет свое индивидуальное задание, на выполнение которого вам дается 5 минут. После выполнения каждая группа должна представить и защитить свою работу.
(Слайд 3-5 – работа группы 1, слайд 6-7 – работа группы 2, слайд 8-10 – работа группы 3)
1 группа: Найти в тексте понятие диаграммы, выписать его в тетрадь. Выделить типы диаграмм. Соотнести изображения диаграмм с их названиями.
Текст. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой . Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, круговые, точечные и т.д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.
2 группа: Найти в тексте ответы на поставленные вопросы (ответы должны быть полными).
Текст. Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы: .
Для построения диаграмм используется мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.
1. При каком условии осуществляется построение диаграммы?
Построение диаграммы осуществляется только при условии наличия числовых данных
2. Какими способами мы можем задать функцию построения диаграммы?
Задать функцию построения диаграммы мы можем либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы: .
3. Какой редактор используется для построении диаграмм?
Для построения диаграмм используется мастер диаграмм.
4. Что мы можем делать с диаграммой после окончательного её построения?
Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.
5. Какие элементы диаграммы являются основными?
Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.
3 группа: Найти в тексте определение понятия «легенда» и определить на рисунке, где изображена легенда.
Текст. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.
Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диаграмме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятие «легенда». Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.
Выступление групп (по 2 минуты выступление каждой группы) – 8 мин.
Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!
Усвоение новых знаний:
Закрепление усвоенных знаний по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel » (5 мин).
Из теоретического материала, мы помним, что с помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов (Слайд 11): гистограммы – столбчатые (Слайд 12), для сравнения величин, (Слайд 13) круговые диаграммы – для отображения частей целого, (Слайд 14) графики — для отображения изменения величин в зависимости от времени . Их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. (Слайд 15).
Технология построения диаграмм и графиков одна и та же: необходимо выделить диапазон ячеек данной таблицы, далее перейти в Главное меню, выбрать вкладку Вставка и выбрать нужный тип диаграммы, затем по средствам вкладки формат произвести необходимое форматирование диаграммы: добавить заголовок диаграммы, легенду, можно задавать цвет и вид штриховки, подписи данных и т.д. (Слайд 16-17)
Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20мин).
Сейчас переходим непосредственно к выполнению практической работы. Пользуясь методическими указаниями по выполнению практических работ, оформляем отчет и делаем выводы по проделанной работе.
Обратите внимание, в заданиях 1-3 вам даны таблицы. И по данным этих таблиц, вам необходимо будет произвести расчеты и построить диаграмму по образцу. (Слайд 18-23)
В задании 4 вам необходимо будет построить график функций. А в задании 5 п роизвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы (Слайд 24-29).
Оформление отчета по практической работе (8 мин)
Время, отведенное на выполнение задания, истекло. Сейчас необходимо перейти в свою рабочую тетрадь и оформить отчет по проделанной работе.
2.2.4 Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)
Формулируя вывод, опирайтесь на поставленные в работе цели.
2.3 Проверка выполненного задания (5 мин)
Отчет оформлен, задания выполнены, вывод сформулирован. Остается проверить правильность выполнения задания. Желающие могут, используя ключ, самостоятельно проверить правильность решения и, при необходимости, найти свои ошибки или прокомментировать свои работы для всей подгруппы. Желающего приглашаю к экрану для защиты своей работы. (Проектируется работа студента, он комментирует)
3. Рефлексивно-оценочный этап:
3.1 Подведение итогов занятия (3 мин):
3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия:
Сегодняшняя работа на занятии показала, что вами освоена не только теоретическая, но и практическая часть темы «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)», несмотря на то, что у некоторых обучающихся возникли трудности при выполнении расчетов. При формировании оценки, учитывалась работа на этапе актуализации, обобщения и систематизация ЗУНов, а именно, работа в группе, проделанная практическая работа, с выполненным отчетом. В итоге получили оценку.
В целом, считаю, поставленные цели практической работы достигнуты. Вы все поработали продуктивно.
3.1.2 Выставление оценок:
Все полученные сегодня вами оценки выставляются в журнал, как итоговые оценки материала «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)».
3.1.3 Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии:
Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном занятии. Что узнали нового? Что было полезным? В чем затруднялись? (Заслушиваются мнения обучающихся).
3.2 Формулировка домашнего задания (1 мин):
Для того, чтобы сегодняшний материал вами был успешно освоен и закреплен, предлагаю, в форме домашнего задания построить графики функций по вариантам. Это аналогичное задание 4 задания практической работы.
Источник