- Начало шахматной партии: что это такое и как его играть?
- Структура шахматной партии
- О дебюте
- Принципы дебюта
- Лучшие начала шахматных партий. За белых
- Лучшие начала шахматных партий. За черных
- Урок деcятый. Как начинать шахматную партию.
- Как начинать шахматную партию
- Ход шахматной партии
- Важность начала партии
- Как правильно начинать игру
- Начало партии за белых
- Начало партии за черных
Начало шахматной партии: что это такое и как его играть?
Начало шахматной партии — легко или сложно? Как можно начинать? Есть ли какой-то принцип или «формула успеха»? В этой статье мы попытаемся помочь вам разобраться с этими вопросами и посоветуем самые распространенные схемы. Надеемся, эта статья станет для вас проводником в мир шахмат и поможет познать истину этой игры.
Структура шахматной партии
Шахматы — интеллектуальная игра. Она имеет начало, середину и концовку. Давайте рассмотрим каждый элемент шахматной партии:
- Конец партии называется эндшпилем. Это «необязательный этап» каждой партии, но чаще всего именно там окончательно реализуется преимущество, полученное во время всей игры: более гармоничное развитие, преимущество двух слонов, лишняя пешка или качество и т.д.
- Середина партии — миттельшпиль. Количество страха, полученное при самом первом взгляде на слово, прямо пропорционально сложности игры в данном периоде партии. В миттельшпиле начинается выбор: атаковать короля противника или играть позиционно. Конечно, ответ на дилемму исходит из оценки позиции, ее возможностей.
- Как называется начало шахматной партии? Ответ прост — дебют. Именно в нем решается возможность «миттельшпильного выбора», ведь всегда остается вероятность, что задавать темп действий партии будет ваш соперник, а не вы.
О дебюте
Начало шахматной партии может разыгрываться по-разному. Это зависит от разных факторов, о которых мы сейчас расскажем. В будущем пригодится эта информация для поиска нового для вас репертуара. Итак, давайте же рассмотрим виды дебюта:
- Название «начало» зависит от первого хода белых. Например: начало 1.е4, начало 1.g3 и т.д.
- Название «дебют» — от второго хода белых: «дебют Ретти» — 1.kf3-d5 2.g3, «дебют Нимцовича» — 1.kf3-d5 2.b3 и т.д.
- Название «партия» — от третьего хода белых: «шотландская партия», «русская партия».
- Название «защита» не следует связывать с зависимостью от номера хода, а зависит от идейного замысла черных: «сицилианская», «голландская», «французская защита» и т.д.
- Название «гамбит» объединяет все дебютные построения, в которых позиционно жертвуется на первых ходах пешка или фигура без немедленного отыгрывания: «гамбит Эванса», «королевский гамбит» и т.д.
Принципы дебюта
Пришло время для «формулы успеха». На самом деле нет «всемогущего» дебюта, благодаря которому вы сможете выиграть, скажем, за 4 хода (если ваш соперник не настолько слаб, чтобы пропустить «Детский мат»).
Есть определенные правила оптимального плана развития в начале шахматной партии, подходящие ко всем дебютным схемам, и которые должен соблюдать каждый уважающий себя шахматист:
- Захватить центр. В правиле имеется в виду «взять под контроль центр доски». Это может происходить как фактически (водрузить в центр пешку), так и косвенно («следить за этим полем», вывести фигуру или пешки так, чтобы они нападали на эти поля).
- Вывести легкие фигуры. Это логично: чем больше воинов в атаке, тем сильнее нападение армии, ее мобильность.
- Не ходить одной фигурой два раза в начале партии. Шахматы называют также «трагедией темпа», тратить время на бессмысленные выходы фигур непрактично и перечит правилу 2.
- Сделать рокировку. Как известно, главная цель в шахматной игре — поставить мат королю. Делая рокировку, король становится, своего рода, под защитой, до него не так легко добраться.
- Вывести ферзя, т.е. соединить ладьи. На этом этапе, грубо говоря, заканчивается стадия начала шахматной партии. Последние тяжелые фигуры входят в бой, и начинается настоящая битва.
Лучшие начала шахматных партий. За белых
Во-первых, в данном случае это — синоним дебюта, а не его вид.
Во-вторых, хотелось бы напомнить, что «всемогущего» начала шахматных партий не бывает. И если вы изучите какую-то систему вариантов, это не значит, что автоматически станете победителем. Как мы уже увидели, шахматная партия — не дебют, у нее есть и остальные части (миттельшпиль и эндшпиль). Вы должны гармонично развивать свои умения во всех областях шахмат. Только тогда сможете достигнуть сильного прогресса.
Как начинать шахматную партию?
Для новичка чаще всего советуют играть 1.е4 и с последующим выбором на 1. -е5 между «итальянской» (фотография 1) или «испанской» (фотография 2) партиями.
Более продвинутым игрокам следует изучать шахматные начала в зависимости от их характера игры. Например, активным игрокам можно попробовать поиграть гамбитные системы, позиционным выбором на 1.d4 или 1.c4.
Лучшие начала шахматных партий. За черных
За черных, в свою очередь, советуют начинать с 1. -е5 против 1.е4. А дальнейшее продолжение зависит от выбора дебюта белых.
Конечно, профессиональным игрокам нужно расширять свою дебютную базу данных. И это тоже нужно делать обдуманно. Выбирать дебютные построения согласно вашему стилю. Примером может послужить сравнение «Сицилианской защиты» (1. -с5), подходящей для игроков-атакеров, и защиты «Каро-Канн» (1. -с4), с противоположным характером позиций.
А разница первого хода всего в одну клетку!
Подведем итоги. Мы рассказали о строении шахматной партии, сообщили о видах дебюта, объяснили принципы начала партии, выделили наиболее распространенные построения и системы дебюта. Мы направили вас на этот путь, подтолкнули к желанию изучать шахматы. Поэтому желаем успехов, терпения и удачи в шахматной карьере!
Источник
Урок деcятый. Как начинать шахматную партию.
Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою.
Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.
Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.
Возьми ладьи и возведи крепостные башни – поставь в углах доски: белые ладьи на полях a1 и h1, чёрные на полях а8 и h8.
Рядом с ладьями ставим коней (белые – b1, g1; чёрные – b8, g8). Затем слонов (белые – c1, f1; чёрные – c8, f8). По второму ряду (для чёрных по седьмому) поставим солдат. Пускай пешки дружным рядом охраняют подданных королевства.
Остались две клетки – для Их Величеств. Как запомнить, кого куда поставить?
Существуют два правила. Они вам помогут!
- Королева (ферзь) любит свой цвет. Белую королеву нужно поставить на белую клетку d1, чёрную королеву – на чёрную d8.
- «d» – Д – для Дамы (ферзя), d1 – белой Даме, d8 – чёрной.
Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.
Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ.
С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с по-мощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем.
Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ.
Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.
1. е2 – е4
Что сказали белые?
- Они объявили войну.
- Захватили важное центральное поле е4.
- Белая пешка грозит своим следующим ходом перейти границу – середину шахматной доски и оказаться на территории противника.
- Они осуществляют контроль над полями d5 и f5 в чужом лагере.
- Открыли дорогу слону и ферзю.
Тебе важно научитьñя не просто механически выводить фигуры, а делать свои ходы, понимая их смысл. Поэтому первые шаги делаем вместе, объясняя каждый ход.
1. . . . e7 – e5
(Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «. . .»).
Чёрные своим первым ходом:
- Заявили о согласии вести военные действия.
- Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю.
- Препятствуют вторжению белых.
2. Kg1 – f3 . . .
Белые своим вторым ходом:
- Вывели в бой коня.
- Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение.
- Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5.
- Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4.
- В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.
2. . . . Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4
В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.
Но сначала позаботимся о Его Величестве!
Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .
С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.
Источник
Как начинать шахматную партию
Начало шахматной партии определяет её дальнейшее течение. Новички, постигающие азы игры самостоятельно, часто сталкиваются со сложностями при выборе определенного дебюта в поединке с опытным оппонентом. В рамках данной статьи мы рассмотрим несколько распространенных дебютов и выявим их сильные стороны.
Ход шахматной партии
Шахматный поединок уместно рассматривать как интеллектуальное противостояние двух игроков. Каждая партия состоит из трех структурных элементов:
Первые несколько ходов, называемых дебютными, определяют расстановку на доске и дают каждой из сторон возможность добиться преимущества. Умение правильно распорядиться имеющимся материалом приходит к шахматистам по мере накопления опыта и изучения теории. Разнообразие дебютов позволяет нивелировать стартовое преимущество белых и вести активную игру с использованием черных фигур.
Миттельшпиль (серединный отрезок партии) ставит игрока перед выбором. Доступные альтернативы — атака на короля соперника или же маневренная борьба.
Эндшпиль — заключительная часть шахматного поединка. По ходу него соперники стремятся реализовать преимущество в материале или позициях, полученное на предыдущих этапах. Мат может возникнуть и в миттельшпиле: из-за зевка соперника или грубой позиционной ошибки.
Важность начала партии
Разнообразный дебютный репертуар — атрибут всех успешных игроков. Базовые перемещения фигур описываются несколькими шахматными терминами. Их расшифровка приведена в таблице.
Термин | Пример ходов | Описание |
Начало | 1.е4, 1.g3 и другие | Первый ход, совершаемый белыми |
Дебют | 1.Kf3-d5 2.g3 (дебют Рети), 1.Kf3-d5 2.b3 (дебют Нимцовича) | Второй ход белых, определяющий дальнейшее расположение фигур на доске |
Партия | 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 (Шотландская партия) | Третий ход белых, который определяет ответные действия черных |
Защита | 1. e2-e4 c7-c5 (Сицилианская защита) | Становится результатом идейного замысла черных, которые вынуждены защищаться от атаки белых |
Гамбит | 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 (Королевский гамбит) | Общее название для дебютных построений, по ходу которых один из игроков жертвует свой материал для получения тактического преимущества |
Как правильно начинать игру
Запомните эти пять принципов, чтобы правильно начинать игру а шахматы:
- быстрый захват центра доски с помощью пешек;
- вывод легких фигур к центру для развития атакующего потенциала;
- исключение повторяющихся ходов, вредящих темпу поединка и процессу развития позиции;
- своевременная рокировка для обеспечения защиты короля;
- выведение ферзя со стартовой позиции.
Последний пункт позволит соединить ладьи на одной линии. Это действие завершает дебют — партия переходит в миттельшпиль, оппоненты приступают к битве с использованием тяжелых фигур.
Начало партии за белых
Новичкам следует запомнить старую шахматную истину, которая гласит, что ни один дебют не сможет гарантировать победу. Многообразие стартовых вариантов определяет шансы на успех в миттельшпиле и эндшпиле. Знание большого количества дебютных комбинаций не означает, что шахматисту не требуется уделять внимание теоретическим основам эндшпиля. Задача тренеров — научить игроков использовать дебюты максимально эффективно.
Классическим началом для новичков становится ход e2-e4. Его применение открывает возможность к реализации сценария Итальянской или Испанской партий, различие между которыми кроется в позиции слона белых после первого и второго ходов черных. Игроки с большим опытом могут воспользоваться агрессивными дебютными стратегиями и предложить соперникам Ферзевый гамбит. Путь к нему начинается с ходов 1.d4 и 2.c4.
Начало партии за черных
Разумный первый ход черных — ответ e7-e5 на e2-e4 от белых. Следующие действия зависят от дебюта, выбранного оппонентом. Варианты, используемые игроком, должны соответствовать его стилю. Поклонники агрессивных действий в атакующем ключе могут использовать Сицилианскую защиту, сторонники оборонительной тактики придерживаются защиты Каро-Канн 1. e2-e4 c7-c6, 2. d2-d4 d7-d5, 3. e4:d5 c6:d5, 4. c2-c4.
В статье мы кратко охарактеризовали важность дебютов и их роль в развитии партии. Каждому игроку (вне зависимости от опыта) следует регулярно обновлять свой дебютный репертуар для своевременной адаптации к возможным ходам соперников. Стилистическое соответствие начала действиям в миттельшпиле и эндшпиле позволит шахматисту рассчитывать на победное завершение партии. Изучение дебютов допустимо в режиме самообучения или во время занятий с персональным тренером. Новичкам следует помнить о том, что знание принципов, в соответствии с которыми совершаются начальные ходы, важнее механического заучивания распространенных схем.
Источник