ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЖИВОТНЫМ»
Основные цели домашней работы по наблюдению за поведением животного состоят:
- в отработке метода наблюдения и совершенствовании умений студентов наблюдать;
- в формировании представлений о поведении животных;
- в получении и совершенствовании практических навыков в описании, протоколировании и интерпретации внешне наблюдаемой деятельности, психических состояний животных.
Перед проведением домашней работы в форме наблюдения за поведением животных проводится лекционное занятие, на котором разбираются особенности регистрации поведения животных, форма анализа и интерпретации полученных результатов.
После выполнения домашней работы проводится семинарское занятие с разбором проведенных наблюдений, анализом типичных недостатков и обсуждением наиболее удачно выполненных работ.
Организация и методы наблюдения:
В данной работе используется метод «включённого наблюдения», то есть наблюдатель присутствует в поле зрения животного (не прячется), не исключаются коммуникации животного с наблюдателем (если они происходят в период наблюдения, они должны быть зафиксированы).
Наблюдатель влияет на ситуацию наблюдения, вводя в поле зрения животного новый объект. Выбор характера предмета зависит от вида и темперамента животного и общей ситуации наблюдения. Наблюдатель сам решает, какой именно объект будет введен в поле зрения животного. Важным условием наблюдения за животным в этом задании является изменение поведения животного. Если животное игнорирует введение нового предмета в поле зрения, т.е. новый предмет не вызывает никакого изменения в поведении объекта наблюдения, нужно зафиксировать это в протоколе и выбрать другой предмет.
Наблюдение проводится с применением сплошного повременного протоколирования. Иными словами, в протоколе наблюдения фиксируются все внешние проявления животного в единицу времени. Протокол заполняется поминутно.
Наблюдать можно за любым животным (домашними, дикими, знакомыми или не знакомыми наблюдателю), в любой обстановке (естественной или специально организованной наблюдателем).
Наблюдение проводится за животным в течение 10 минут. Условия начала заполнения протокола наблюдения — сам наблюдатель должен перестать быть новым объектом для наблюдаемого животного к началу фиксации поведенческих реакций животного. На третьей-четвертой минуте наблюдения животному предоставляется новый объект. Введение объекта в поле зрения животного ФИКСИРУЕТСЯ в протоколе.
Можно сдавать протокол наблюдения в рукописном, напечатанном (бумажном) виде преподавателю, либо в электронном виде на адрес почты n.guseva@zoopsi.ru
При необходимости (уточнение полученных данных, расширение опыта наблюдения за различными видами животных) проводятся повторные наблюдения за тем же животным или за другими. Сравнение наблюдений за двумя животными (протокол заполняется на каждое животное отдельно) добавляет 5 баллов. За соответствующее требованиям оформление протокола наблюдения за одним животным присваивается 20 баллов (подробные требования к рейтингу по предмету в целом указаны в таблице «Критерии оценок»).
Оформление работы осуществляется по образцу, представленному ниже.
Общие принципы ведения записей наблюдений.
Во-первых, необходимо так строить записи, чтобы каждый протокол наблюдения был снабжен следующей информацией:
1) дата наблюдения (с указанием года),
2) время начала и время конца наблюдения
3) место наблюдения,
4) условия наблюдения (температуру, а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера, наличие других животных)
5) общее состояние животного к началу наблюдения — нормально, малоактивно, взволновано, больно и т.д.,
6) достаточно подробные данные о животных-объектах наблюдений (вид, пол, кличка и/или номер),
7) фамилия и подпись того, кто проводил наблюдения.
Если наблюдения ведутся на отдельных листах, то вся информация должна быть на каждом листе, если запись идет в журнал, то данные, общие для всех наблюдений, так же, как и применяемые сокращения, можно вынести на титульный лист.
Вo-вторых, записи должны отражать объективные изменения внешнего состояния животного, при этом одинаковые внешние проявления должны быть во всех случаях одинаково отражены в записях.
Чтобы проиллюстрировать это положение приведем пример. Допустим, что для обозначения позы льва, лежащего, положив голову на лапы и прикрыв глаза, наблюдатель использует три выражения: «Лев лежит», «Лев спит», «Лев» отдыхает». При внешней похожести эти записи обозначают совсем не одно и тоже. В первом случае речь идет о позе животного, т.е. о его положении в пространстве, которое регистрируется совершенно объективно; второе высказывание характеризует физиологическое (или психическое) состояние животного, здесь возможны как объективные (в очевидных случаях), так и субъективные оценки; наконец, третья фраза заключает в себе предположение о причинах, по которым животное проявляет те или иные формы поведения, понятно, что все предположения такого рода носят чисто субъективный характер. Если к тому же наблюдатель каждый раз пишет то, что кажется ему наиболее подходящим, то затем, желая выяснить как часто лев проявляет то или иное состояние, наблюдатель в действительности узнает лишь то, как часто это ему казалось. Кроме того, никакое количественное сравнение частот проявлений столь разноплановых элементов (которые в данном случае полностью взаимоперекрываются) вообще не может быть оправдано.
Ситуация ещё более осложняется, если наблюдатель применяет оценки 2-го и 3-го рода, не будучи в состоянии понять суть происходящего явления. Например, человек, незнающий что широкое открывание пасти — «зевание» — у обезьян — признак агрессивного настроя, по всей видимости расценит эти действия по аналогии с человеческим зеванием, как признак состояния сонливости.
Поэтому мы рекомендуем пользоваться оценками первого рода — объективными описаниями расположения тела животного и отдельных его частей в пространстве, избегая субъективных толкований.
В-третьих, записи должны быть сделаны достаточно аккуратно, чтобы их легко можно было прочесть, все условные обозначения (значки, буквы) нужно расшифровать.
В-четвертых, наблюдать за поведением — это значит отмечать изменения во внешнем состоянии животного. Эти изменения могут быть чрезвычайно многообразны (в принципе любое, самое незначительное движение — изменение внешнего состояния).
Если какие-то движения и изменения во внешнем виде животного вписываются в комплекс фиксированных внешних проявлений видотипичной реакции, то допустимо использовать сокращенное описание этой реакции. В то же время необходимо в примечаниях к наблюдаемым феноменам описать, что входит в фиксируемую реакцию. Рассмотрим это положение на примере.
Кошка вздыбила шерсть — изменение; вздыбила шерсть, изогнула спину, прижала уши, оскалилась и шипит. Все это вместе можно назвать «приняла угрожающую позу». Можно в протоколе наблюдения указать общее название всех поведенческих проявлений («приняла угрожающую позу»). НО в примечаниях необходимо расшифровать, какие объективно наблюдаемые изменения входят в понятие «угрожающей позы»:
«Классическая угрожающая поза кошки: Все четыре лапы у кошки напряженно вытянуты, она как бы стоит на цыпочках, спина выгнута горбом, хвост изогнут, причем шерсть на спине и хвосте стоит дыбом. Угроза дополняется соответствующей мимикой: уши прижаты к затылку, нос сморщен, клыки обнажены, уголки рта оттянуты назад. Кошка утробно урчит и периодически шипит»
Все действия той же кошки во время драки с другой кошкой (а в эти действия входит и «вздыбленная шерсть», и «поза угрозы» и многое другое), если сравнить их с состоянием животного до встречи с особью своего вида, — тоже изменение.
Этот пример демонстрирует возможность описания поведения на различных уровнях — от элементарных движений отдельных частей тела до сложных и длительно развертывающихся поведенческих ансамблей (например, репродуктивное поведение колюшки включает постройку гнезда, его охрану, привлечение самки, ритуал ухаживания, оплодотворение икры и т.д.).
На каком уровне проводить описание — это зависит от задач исследования, от поставленных перед собой вопросов, однако для того, чтобы было возможно количественное сравнение полученных результатов между собой, все единицы поведения, используемые при описании действий животного, должны иметь одинаковую размерность, т.е. одни из них не должны входить в другие в качестве составных частей (как, например, «вздыбливание шерсти» входит в «позу угрозы»).
Наиболее распространенный способ описания действий животного — с помощью условных значков, каждый из которых соответствует одному из выделенных элементов этограммы. При разработке значковой системы следует выбирать простые, легкие для написания символы. Существенно повышает возможности записи использование дополнительных служебных значков (например, двойное подчеркивание значка обозначает обоюдную направленность действий, вопросительный знак после значка действия — неудачную попытку совершения этого действия; восклицательный знак — принудительный характер действия по отношению к реципиенту и т.п.).
Продуманный порядок записи позволяет быстро, компактно и удобно для последующего считывания «укладывать» информацию. Например, в начале записи указывают время начала действия, затем — его инициатора (№, буквенный индекс, кличка или иное краткое обозначение конкретного животного). Далее — условные обозначения действий в их естественной последовательности; после описания действий указывают объект, на который они были направлены (в случае социальных взаимодействий), заключает запись время конца действия.
Для фиксации наблюдений можно использовать видеозапись. Это позволяет не отрываясь фиксировать взглядом животное. Сделанные записи необходимо расшифровывать и переписывать в дневник наблюдений, при этом времени на расшифровку затрачивается приблизительно в два раза больше, чем на сами наблюдения. Наличие видеозаписи добавляет 2 балла.
Часть времени наблюдения животное может прятаться в укрытии, или по иным причинам быть недоступно для наблюдателя. Мы рекомендуем сразу, по ходу наблюдения, отмечать как долго животное было в поле зрения наблюдателя. Если животное скрылось из вида до введения в поле зрения нового предмета, следует повторить наблюдение за животными или увеличить время наблюдения, пометив в протоколе промежуток времени, когда животное было недоступно для наблюдения.
Пример хорошей работы
Скан хорошего выполнения этого задания, предоставленного в 2009/10 учебном году. Лист 1 (титульный), лист 2 (протокол), лист 3 (фотографии).
Протокол наблюдения
время начала и окончания наблюдения …. -.
условия (температура; а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера и т.п.) ….
общая характеристика животного:
кличка или номер: ….
Состояние животного (активно, пассивно, состояние здоровья) .
Характеристика нового для животного объекта, на который предполагается вызвать ориентировочную реакцию: ….
Значение для животного (пища, пугающий объект, игрушка, нейтральный объект)
Способ введения в поле зрения животного ….
Описание поведения животного в каждый отрезок времени (минимум 10 минут): Время (поминутно) Поведение животного, изменение внешнего вида
Источник
Методы наблюдения за позвоночными животными
Методы наблюдения за позвоночными животными
При изучении животных в природе пользуются методом прямых наблюдений над ними и методом изучения животных по следам их жизнедеятельности.
Прямые наблюдения осуществляются на экскурсии или во время подкарауливания, из укромного места. Маршрут экскурсии заранее намечается и продумывается. Должны быть учтены особенности образа жизни, поведения животных в зависимости от сезона, времени дня, погоды. Экскурсант должен идти медленно и бесшумно, все время осматриваясь и прислушиваясь, в случае необходимости моментально останавливаться и замирать на месте. Важно заметить птицу до того, как она насторожится. При подходе к животному нужно учитывать направление ветра, имея в виду, что у животных обостренные обоняние и слух.
При подкарауливании устраивают засады около гнезд и нор, на местах кормежки и т. д. При подкарауливании необходимо тщательно маскироваться – прятаться в густых кустах, высокой траве и т. д. Подкарауливание лучше всего проводить в утренние или вечерние часы, когда животные наиболее активны.
Большое значение в изучении птиц имеет голос. По крикам и песне можно определить вид той или иной птицы. Крики и песни – сигнал, по которому наблюдатель легко может подкрасться к птице и произвести прямые наблюдения. Изучение птичьих голосов нужно начинать с простых, часто слышимых птиц (зяблики, синицы и др. птицы). Это позволит познакомиться с криками, издаваемыми в различных случаях: крик тревоги, ссоры, позывки для птенцов и т. д.
Метод изучения животных по следам их жизнедеятельности. Непосредственные наблюдения возможны не всегда и не над всеми животными (например, млекопитающими). По отпечаткам лап, остаткам пищи, клочкам шерсти, по помету, по постройкам нор можно определить вид животного. В поле нужно уметь вести не только непосредственные наблюдения за животными, но и замечать все следы их деятельности. В летнее время отпечатки лап зверей, птиц и т. д. лучше всего искать на илистых и песчаных берегах водоемов, на дорогах после дождя или на покрытых пылью тропинках. Нужно выработать в себе привычку не оставлять без внимания ни одного отпечатка, ни одного следа жизнедеятельности животных. От острой наблюдательности зависит успех полевых исследований.
Методы учета численности земноводных и рептилий в природе
Задача количественного учета животных состоит в получении данных о численности особей на исследуемой территории или в получении данных о соотношении численности основных видов. Учет численности проводится на определенных площадках, имеющих форму квадрата, или учетных лентах, а затем производится перерасчет на 1га (для мелких животных) или на 10га (для крупных животных). Точность будет зависеть от однообразия биотопа, характера распределения животных и особенностей экологии вида.
Методика учета численности земноводных и рептилий сводится к тому, что:
– на каждой обычной экскурсии отмечаются все особи, встреченные в различных биотопах, для каждого вида в отдельности. По окончании работ эти данные суммируются. Следует отметить, что более точные данные можно получить, если проводить учеты на постоянном маршруте;
– учеты всегда проводятся в часы наибольшей активности животных, так как эта группа животных реагирует на изменение температуры и влажность.
Постоянно связанных с водоемом земноводных учитывают, как правило, на пробных площадках (площадный метод учета), заложенных на берегу или в водоеме. Границу площадок желательно отметить колышками. Общий размер площадки – 25м2. Количество наблюдений в зависимости от требуемой точности должно быть не менее 5–10 раз.
При линейном способе учета земноводных выбирается маршрут в 1–2 км, ящериц и змей – 4–6 км. Ширину учетной ленты выбирают в зависимости от характера биотопа: много растительности – 2–3 м; на оголенной земле – до 10 м. В случае высокой численности животных необходимо четко ограничивать ширину учетного маршрута при помощи веревок, которые несут 2 счетчика.
Метод изучения суточной активности земноводных
Суточная активность – это чередование периодов покоя и активности, связанных с добыванием корма, миграциями или процессами размножения.
Земноводных удобно и просто учитывать на постоянных маршрутах. На миллиметровой бумаге строится график, на котором с интервалом в 2-4 часа наносится абсолютное количество встреченных особей в разные часы суток или процент встреченных особей от максимума. Это дает ясное представление о характере суточной активности вида.
Следует отдельно проводить подсчет особей, находящихся в воде или на суше, что дает представление как об общей активности животных, так и о распределении их по какой-либо территории. Одновременно важно вести наблюдения за изменением температуры и влажности.
Метод изучения питания земноводных и рептилий
При этом методе изучается не только состав пищи, но и изменение питания в зависимости от различных внешних факторов, состояния самого животного.
Основные способы изучения питания:
а) анализ содержимого пищеварительного тракта (желудков);
б) анализ остатков пищи.
Состав пищи земноводных и пресмыкающихся определяется по содержанию желудков. На маршруте проводится забор животных. Не позже, чем через 2–3 часа проводят вскрытие животного, для этого вынимается содержимое желудка. После извлечения пищевого комка, его разбирают при помощи препаровальных игл. Поддающиеся определению части насекомых отбирают и подсчитывают. Если этого сделать невозможно, отмечают примерный объем компонентов по 5-бальной шкале: 1 балл – 0–1%; 2 балла – небольшое кол-во – 10–20%; 3 балла – значительное кол-во – 50%; 4 балла – много – до 75%; 5 баллов – очень много – более 75%.
Методы учета численности птиц и млекопитающих в природе
Количественный учет птиц проводится главным образом маршрутным методом. Наблюдатель подсчитывает всех встреченных в полосе учета птиц по голосу или внешности. Учетные маршруты желательно прокладывать по тропам или узким дорогам (важно в гнездовый период). Протяженность маршрута в лесу составляет 500–1000 м; в степи 2–3км. Ширина учетной ленты – 100 м в лесу и может быть больше в открытых ландшафтах. Ширину ленты определяют на глаз (не следует включать птиц, находящихся за пределами учетной полосы), учет проводят предпочтительно ранним утром, а для некоторых видов — вечером (зарянка).
При учетах птиц в гнездовой период учет ведется по голосам. Условно принимается, что каждый поющий самец представляет пару птиц. Кроме поющих самцов необходимо учитывать и самок по позывным крикам и обозначать условными знаками. Для получения достоверных данных учеты птиц на маршрутах проводят не менее 10 раз.
В гнездовый период количественный учет птиц может проводиться на пробных площадках в 1га (100х100м) или типичных площадках, ограниченных границами-засеками.
Составив план площадки и её описание, нужно найти все гнезда и нанести их на план, при этом отмечают всех птиц, залетающих на пробную площадку за кормом. Кормовое поведение птиц изображают графически.
При проведении учетов в осенне-зимний период используется методика маршрутного учета без ограничения полосы обнаружения. Этот метод отличается относительной простотой как в части техники проведения учета, так и расчета относительной численности птиц. В учетах используются данные всех встреч птиц (в полевом дневнике отмечаются все увиденные и услышанные птицы независимо от расстояния до них). Результатом учета является не численность птиц на единицу площади, а относительная частота встречаемости. Обычная скорость пешего учета в зимний период составляет 2–2,5км/час, при этом учеты проводят в утренние часы, в отсутствие сильного ветра или снегопада.
Количественный учет млекопитающих проводится методом подсчета нор грызунов (или на маршруте, или на площадке). Длина маршрута – 2–10 км, ширина учетной ленты – 2–4 м. Важно различать при подсчетах обитаемые и покинутые норы. На площадках учет нор производится так же, но размер площадок 100–250 м2. Форма площадки может быть разной: квадрат, прямоугольник, круг.
Метод изучения питания птиц
При изучении питания дневных хищных птиц, сов, чаек, врановых хорошие результаты даёт анализ погадок. При изучении питания цапель нужно производить сбор остатков пищи в гнездах и под деревьями. Для этого собирать остатки нужно 3 раза в день.
Для составления количественной характеристики питания необходимо точно знать вес порции корма, приносимый птенцу за 1 раз. Для этой цели следует вести постоянные наблюдения за гнездом. Для полной характеристики питания необходимо знать количество прилетов родителей к гнезду за сутки. С этой целью либо организуют суточные наблюдения за гнездом. Непосредственные наблюдения за выкармливанием птенцов очень важны для установления интенсивности кормления у разных видов в различный период роста птенцов. Для этого необходимы круглосуточные дежурства у гнезда. Следует отмечать количество прилетов самца и самки с кормом за каждый час, а также отмечать начало и конец кормежки. Обязательно учитываются погодные условия.
Метод изучения птичьих гнезд
Каждое обнаруженное гнездо птиц должно быть по возможности определено (желательно до вида). Для этого его нужно описать и измерить: наибольший внешний диаметр, высоту гнезда, толщину стенок, диаметр и глубину лотка. Если гнездо расположено на дереве, отмечают породу дерева, толщину ствола, его высоту, высоту ствола до гнезда, расположение и способ прикрепления гнезда, экспозицию по сторонам света.
Для гнезд, расположенных в дуплах, измеряют диаметр летка, отмечают его форму, приуроченность дупла к выгнившему суку или трутовику. Внутренность гнезда осматривают с помощью зеркала.
Описывая гнезда, расположенные на земле, отмечают приуроченность гнезда к какому-либо укрытию (пень, куст, дерево и т. д.), микрорельеф участка.
Если гнездо в норе, измеряют размер летка, протяженность норы, экспозицию норы к сторонам света.
Изучая микроклимат гнезда (температурный режим), следует исследовать режим пустого гнезда, чтобы понять его значение. С интервалом в 2 часа измеряют температуру внутри лотка и снаружи гнезда в течение целых суток.
В практическом и теоретическом отношении очень важны эксперименты по привлечению птиц в различные искусственные гнездовья (дуплянки и т. д.); проводят посадку деревьев и кустарников (метод создания условий для поселения полезных и хозяйственно важных птиц).
Метод изучения нор и логовищ
Перед описанием норы нужно дать характеристику рельефа, экспозиции, грунта, типа растительности. Раскапывая нору, постепенно проводят ее глазомерную съемку. Масштаб берут в зависимости от размеров норы, по возможности более крупный. Длину ходов измеряют от поворота до поворота или до ответвления. Для этих же точек определяют глубину их залегания под поверхностью земли. Если раскапываемая нора сложная и занимает большую площадь, то зарисовку лучше проводить последовательно в узких полосах, отделенных бечевкой. Описывая гнезда и норы млекопитающих, нужно измерить диаметр, толщину стенок, определить размер и направление входных отверстий, характер строительного материала, высоту и способ прикрепления. При изучении температурного режима в норах и гнездах, в неглубоких норах измерения проводят через каждые 2 часа, а в глубоких норах выкапывают вертикальную шахту и через специальную трубку производят замер.
Особым разделом изучения норовой деятельности является вопрос влияния землероек на почвообразование. Подсчитывают количество куч земли на единицу площади и площадь покрытия этими кучками; следует также измерить и взвесить кучки. Для изучения химического состава грунта нужно брать почвенные пробы из разных горизонтов.
Источник