Способы наблюдения за учеником

Методические рекомендации по организации наблюдения за учеником в процессе урока
методическая разработка на тему

Одним из основных методов диагностики является наблюдение. К сожалению, в настоящее время большинство педагогов и психологов в изучении детей применяют тесты, анкеты. Наиболее качественным методом изучения обучающегося с умственной отсталостью является наблюдение.Предложенный план наблюдения за учеником в ходе урока, поможет учителю составить характеристику обучающегося и отследить становление универсальных учебных действий.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_nablyudeniya_za_uchenikom_v_protsesse_uroka.docx 19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №115 г.о. Самара

по организации наблюдения за учеником в процессе урока

План наблюдения за учеником на уроке

  1. Подготовка рабочего места.
  1. Самостоятельность (знает, где находится кабинет, парта, что приготовить к уроку).
  2. Темп подготовки к уроку.
  3. Аккуратность (как лежат учебные принадлежности на парте, их внешний вид; внешний вид самого ученика).
  4. Характер движений (ловкость, точность, скорость, отлаженность).
  1. Начало урока.
  1. Настрой на урок (есть ли заинтересованность темой урока, дидактическими пособиями).
  2. Организация внимания (внимание произвольное, требуется помощь в организации, стимулирование внимания).
  3. Включение в тему урока (наличие пропедевтических знаний, понимание значимости изучаемой темы).
  1. Основная часть урока.
  1. Внимание в начале, середине и конце основной части : переключаемость внимания; сколько времени ученик работает продуктивно, сосредоточенно; что помогает организовать внимание ребенка?, что стимулирует внимание (фишки, похвала, сенсорное стимулирование, речь педагога, занимательный дидактический материал, интересное содержание задания, оценка и т.д.)?; как часто ученик отвлекается?; по какой причине?
  2. Работоспособность в начале, середине, конце урока, после физкультурных пауз, при выполнении разного рода учебных заданий.
  3. Умение принимать инструкцию (односложную, многоуровневую), умение удерживать ее в памяти и следовать ей.
  4. Умение планировать учебную деятельность (самостоятельно, с опорой на план, схему и другую наглядность, с помощью учителя, только с помощью учителя и под его контролем. Знает алгоритм выполнения некоторых учебных заданий).
  5. Умение работать самостоятельно (на протяжении всего урока, при выполнении определенных заданий, в парах или подгруппах).
  6. Умение осуществлять самоконтроль (текущий, итоговый).
  7. Использование обучающей помощью.
  8. Реакция на замечание, похвалу, оценку, неудачу.
  9. Какие задания вызывают интерес? Почему?
  10. Ответ ученика (ответ сразу или отсроченный. Если отсроченный, то почему? Ответ развернутый или односложный. Не принятие вопроса. Эхолалирование вопроса.).
  11. Речь (звукопроизношение, грамматический строй речи, словарь, обобщающие понятия, уровень связной речи6 на уровне слова, фразы, предложения, рассказа). Темп речи. Эхолалия.
  12. Моторика (каллиграфия, нажим, аккуратность, ориентировка в тетради).
  13. Темп деятельности (умение работать «дружно», в одном темпе с классом).
  14. Уровень сформированности учебных навыков.
  15. Поведение во время урока, умение управлять им.
  16. Общее самочувствие ребенка (энергичность, собранность, настроение).
  17. Деловитость. Аккуратность.
  18. Любознательность.
  19. Творческость.
  20. Мотивация к обучению.
  21. Отношение к учителю, данному предмету, одноклассникам.
  22. Коммуникативные навыки.
  1. Заключительная часть урока.
  1. Уровень сформированности навыков самоанализа (отношение к самооценке, отметкам, результату собственной деятельности).
  2. Умение работать с дневником.
  3. Умение поддерживать порядок на столе в течение урока.
  4. Знания и выполнение правил безопасности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется в определенной последовательности в.

Методические рекомендации по организации организованного образовательно-го процесса в условиях ФГОС (первая половина дня)

Организация жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО на примере первой половины дня.

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности ученика

В работе представлены требования к организации исследовательской работы школьников, её содержанию, правила оформления работы. Разводятся понятия и подходы к исследовательской работе и прое.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу «Проектная деятельность» в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО «Технология»

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с .

Методические рекомендации по организации воспитательного процесса. Организация туристско- краеведческой работы в оздоровительном лагере

Методические рекомендации по организации воспитательного процесса .

«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».

В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истор.

Методические рекомендации по организации самообразовательной деятельности учащихся во время изучения истории (для учеников)

Диагностика трудностей школьников показывает, что наибольшую сложность вызывает вопрос организации самостоятельной работы, готовности к самообразованию деятельности. Для предоставления по.

Источник

Методические рекомендации по организации наблюдения за учеником в процессе урока

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации наблюдения за учеником в процессе урока»

по организации наблюдения за учеником в процессе урока

План наблюдения за учеником на уроке

Подготовка рабочего места.

Самостоятельность (знает, где находится кабинет, парта, что приготовить к уроку).

Темп подготовки к уроку.

Аккуратность (как лежат учебные принадлежности на парте, их внешний вид; внешний вид самого ученика).

Характер движений (ловкость, точность, скорость, отлаженность).

Настрой на урок (есть ли заинтересованность темой урока, дидактическими пособиями).

Организация внимания (внимание произвольное, требуется помощь в организации, стимулирование внимания).

Включение в тему урока (наличие пропедевтических знаний, понимание значимости изучаемой темы).

Основная часть урока.

Внимание в начале, середине и конце основной части: переключаемость внимания; сколько времени ученик работает продуктивно, сосредоточенно; что помогает организовать внимание ребенка?, что стимулирует внимание (фишки, похвала, сенсорное стимулирование, речь педагога, занимательный дидактический материал, интересное содержание задания, оценка и т.д.)?; как часто ученик отвлекается?; по какой причине?

Работоспособность в начале, середине, конце урока, после физкультурных пауз, при выполнении разного рода учебных заданий.

Умение принимать инструкцию (односложную, многоуровневую), умение удерживать ее в памяти и следовать ей.

Умение планировать учебную деятельность (самостоятельно, с опорой на план, схему и другую наглядность, с помощью учителя, только с помощью учителя и под его контролем. Знает алгоритм выполнения некоторых учебных заданий).

Умение работать самостоятельно (на протяжении всего урока, при выполнении определенных заданий, в парах или подгруппах).

Умение осуществлять самоконтроль (текущий, итоговый).

Использование обучающей помощью.

Реакция на замечание, похвалу, оценку, неудачу.

Какие задания вызывают интерес? Почему?

Ответ ученика (ответ сразу или отсроченный. Если отсроченный, то почему? Ответ развернутый или односложный. Не принятие вопроса. Эхолалирование вопроса.).

Речь (звукопроизношение, грамматический строй речи, словарь, обобщающие понятия, уровень связной речи6 на уровне слова, фразы, предложения, рассказа). Темп речи. Эхолалия.

Моторика (каллиграфия, нажим, аккуратность, ориентировка в тетради).

Темп деятельности (умение работать «дружно», в одном темпе с классом).

Уровень сформированности учебных навыков.

Поведение во время урока, умение управлять им.

Общее самочувствие ребенка (энергичность, собранность, настроение).

Мотивация к обучению.

Отношение к учителю, данному предмету, одноклассникам.

Заключительная часть урока.

Уровень сформированности навыков самоанализа (отношение к самооценке, отметкам, результату собственной деятельности).

Умение работать с дневником.

Умение поддерживать порядок на столе в течение урока.

Знания и выполнение правил безопасности.

Источник

«Lesson study» Наблюдение за учащимися на уроке

« Lesson study »- наблюдение за учащимися на уроке

Задачей метода объективного психологического наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности.

Наиболее характерной чертой метода наблюдения на уроке является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей. Этот метод незаменим при решении задачи описания явлений; когда же он используется в целях объяснения или истолкования явлений, он решает эти задачи путем сопоставления и анализа непосредственно наблюдаемых жизненных фактов.

Предметом объективного наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении ученика на уроке, в его речи и деятельности.

Между объективно наблюдаемой деятельностью ученика на уроке и его субъективными психическими переживаниями имеется закономерная связь, благодаря чему, наблюдая поведение, можно делать вполне обоснованные заключения о соответствующих психических процессах.

Основные особенности метода наблюдения могут быть поняты из рассмотрения следующего примера. При исследовании психологических особенностей мышления в процессе изучения учащимися учебного материала на уроках исследователь посещает различные уроки в соответствующих классах школы, проводит на них систематические наблюдения и собирает материал, который позволил бы ответить на поставленный в исследовании вопрос. При этом наблюдение касается как педагогических приемов учителя (что и как он показывает и объясняет учащимся), так и ответов самих учащихся, с которых они отчитываются перед учителем в полученных знаниях. Такое наблюдение будет направлено на регистрацию и сбор материала, выраженного по преимуществу в словесной форме.

Подобные наблюдения, проведенные на уроках, позволили ряду авторов выявить такие особенности мышления, как его конкретность или образность у младших школьников, тогда как у старших школьников в большей степени была отмечена способность к отвлечению и обобщению. Эти возрастные различия в процессе мышления были выявлены путем наблюдения за словесными реакциями учащихся, т. е. объективно. При этом исследователь только наблюдал и совершенно не вмешивался в естественное, независимое от него течение уроков.

Правильно организованный метод объективного наблюдения в психологии характеризуется следующими особенностями:

1. Подлежащие изучению явления наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемое явление.

2. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления. Например, особенности эмоционально-волевых процессов в связи со спортивной деятельностью лучше наблюдать во время соревнований, чем на обычных уроках физической культуры.

3. Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану(программе) в соответствии с задачей исследования. Это облегчает отбор объективных материалов, характерных для изучаемого явления.

4. Наблюдение проводится не однократно, а систематически; количество наблюдений и число наблюдаемых лиц должно быть достаточным для получения значимых результатов.

5. Изучаемое явление должно наблюдаться при разных, закономерно меняющихся условиях. Например, факты, характеризующие умственную утомляемость учащихся, необходимо наблюдать как на первых, так и на последних уроках в расписании учебного дня.

6. Результаты наблюдений подлежат точной регистрации: ведется протокол наблюдения, в который с достаточной полнотой заносятся объективные показатели, характеризующие как основные, так и сопутствующие факты.

7. В большинстве случаев применяются точные приемы фиксации наблюдаемых явлений с использованием для этой цели иногда очень сложных приборов: хронометраж, фото- и киносъемки, магнитофонные записи, стенографирование и т.

Наблюдение за проявлениями познавательного интереса учащихся на уроке

Цель: Формирование у учителей навыков наблюдения за проявлениями познавательного интереса учащихся на уроке.

При наблюдении на уроке учитель может использовать данную шкалу оценки

2 — показатель проявляется постоянно;

1 — показатель проявляется иногда;

0 — показатель отсутствует.

Показатели познавательного интереса

Ученик задает вопросы

Визуально отличается интеллектуальной самостоятельностью в работе

Проявляет инициативу и поиск при выполнении творческих заданий

Включается успешно в обсуждение дискуссионных вопросов

Без принуждения и активно участвует в объяснении учителем нового материала

Явно проявляет стремление высказать свое соображение, поделиться своей информацией

Стремиться выполнять задания всеми возможными способами

Участвует активно в обсуждении учебных проблем и вопросов

Дополняет и рецензирует ответы товарищей

Владеет логическими приемами мышления

Обходится без помощи учителя

На уроке работает сосредоточенно, не отвлекаясь

Проявляет организованность в работе

Доводит начатое дело до конца

Не отказывается от сложных заданий

Проявляет упорство при выполнении трудных заданий

По собственной инициативе выбирает трудные задачи

Быстро включается в работу на уроке

Владеет учебно-организационными умениями

Не успокоится, пока не поймет возникший вопрос

Оказывает помощь товарищам

Проявляет неудовлетворенность, если вынужден прервать работу

Возвращается к проверке выполнения задания

Высокий уровень увлеченности при выполнении учебных заданий

Проявляет возбужденность, оживленность, если задание требует интеллектуального напряжения

Способен к самооцениванию и взаимооцениванию

Источник

Читайте также:  Правах потребителей дистанционный способ продажи товара
Оцените статью
Разные способы