Способы наблюдения за чрезвычайными ситуациями

Способы поиска пострадавших в чрезвычайных ситуациях

Поиск пострадавших и оказание им первой помощи как главная задача спасателей при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Обнаружения источников акустического шума. Специальные приборы, используемые в процессе спасения потерпевших: эхолоты, геофоны.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.09.2015
Размер файла 17,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пензенский региональный центр высшей школы (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

по дисциплине «Спасательная техника и БМ»

«Способы поиска пострадавших в чрезвычайных ситуациях»

группы 10в36 34

факультета «Защита в ЧС»

Поиск пострадавших и оказание им первой помощи является главной задачей спасателей при ликвидации последствий ЧС. Поиск пострадавших начинается с ознакомления с результатами разведки, изучения зоны (места) проведения работ, характера ЧС и определения методики проведения поиска. При изучении места проведения работ используются географические и топографические карты, фотографии, проводится рекогносцировка изучаются метеосводки, животный и растительный мир, рельеф местности, дороги, перевалы, места стоянок пасек, пастбищ, водный режим, труднопроходимые места, населенные пункты, лавиноопасные участки, лесосеки. После изучения зоны проведения работ и характера ЧС спасатели выбирают оптимальную методику проведения поиска пострадавших. К числу основных способов поиска пострадавших относятся: визуальный, слуховой (звуковой), прочесывание местности, зондирование, поиск по следам, опрос очевидцев, поиск с воздуха, поиск с использованием специальных приборов, животных.

1. Визуальный способ поиска

Около 90% информации человек получает с помощью зрения. Поэтому основным способом поиска пострадавших является визуальный. Он заключается в осмотре местности и определении местонахождения пострадавших. Визуальный способ предъявляет повышенные требования к зрению, наблюдательности и зрительной памяти спасателей, поскольку, зачастую, видимыми остаются лишь небольшие части тела, фрагменты одежды, снаряжения, обмундирования, следы крови. Визуальный поиск начинается с осмотра всей видимой территории или зоны ЧС. При этом спасатель ведет наблюдение, находясь на одном месте или передвигаясь. Для увеличения поля зрения необходимо использовать местные условия: подняться на гору, нефтевышку, крышу здания, взобраться на дерево. Оптимальное условие для проведения визуального поиска — ясная солнечная погода. С целью оптимизации визуального поиска целесообразно использовать бинокли, подзорные трубы, увеличительные стекла, перископы, приборы ночного видения. Они позволяют вести наблюдение на расстоянии и в условиях, недоступных невооруженному человеческому глазу.

Для проведения визуального поиска в ночное время, в темных замкнутых пространствах, пещерах, в тумане или дыму должны применяться прожекторы, фонари, лампы, факелы, свечи, осветительные ракеты.

Иногда необходимо вести визуальный поиск ночью, с целью обнаружения света костра или фонарика. Огни большого города видно на расстоянии 60 км, свет вертикального прожектора — на расстоянии 50 км, свет фар автомобиля — на расстоянии 10 км, огонь костра — на расстоянии 8 км, свет электрического фонарика — на расстоянии 3-4 км. При наблюдении днем большие башни, церкви, элеваторы видны за 18-20 км, населенные пункты — за 15-16 км, крупные здания — за 9-10 км, заводские трубы — за 6-8 км, дым от них — за 50 км, люди — за 1,5-2,0 км. Чувствительность зрения можно повысить с помощью глубокого и спокойного дыхания, периодического обтирания лица и затылка прохладной водой или снегом. При проведении визуального наблюдения в условиях ярко освещенных снежных, ледяных, водных пространств необходимо применять темные очки, линзы, козырьки.

Читайте также:  Определен линейный способ расчета амортизационных начислений

Всю полученную информацию спасатели заносят в журнал наблюдений, на карту, схему объекта или передают в штаб.

2. Слуховой (звуковой) способ поиска

Слуховой (звуковой) способ. Когда визуальный поиск затруднен или не может использоваться, его проводят по получению звуковой информации от пострадавших. К основным звуковым сигналам относятся: разговор, крик, стон, плач, свист, дыхание, храп, хлопки в ладоши, топот, стук, выстрел, взрыв, звук двигателя, лай собаки, крик птицы. С целью оптимизации поиска пострадавших звуковые сигналы могут подавать сами спасатели — постоянно, с небольшим промежутком времени для прослушивания возможных ответов. Для получения звуковой информации необходимо одновременно периодически прекращать все виды работ на несколько минут. В это время все должны внимательно слушать звуковую информацию, определять место и направление ее подачи, приступать к поиску пострадавших. Важное значение для оперативного проведения ПСР имеет правильное определение по звуковому сигналу места нахождения пострадавших. С целью исключения ошибок необходимо повторно, а в некоторых случаях и многократно, получать звуковую информацию от пострадавших. В процессе проведения работы эта информация должна постоянно уточняться.

Определить направление звукового сигнала при условии постоянной его подачи и достаточной силы не составляет особого труда, при этом ошибки маловероятны. Гораздо труднее определить направление слабого и периодически повторяющегося сигнала. В этом случае следует направить ушную раковину в сторону подаваемого звукового сигнала и прослушать его. Далее нужно повернуть голову на 15-20° вправо (влево) и снова прослушать сигнал. Направление, откуда доносится самый сильный звук, является правильным ориентиром к его источнику. Наибольшую трудность представляет собой определение направления единичного звукового сигнала. В этом случае необходимо узнать мнения нескольких человек и, учтя их, определить направление звука. Звуковые колебания способны передаваться в разных средах (воздух, жидкость, твердое тело). На этом их свойстве основан способ получения звуковой информации методом прослушивания. С этой целью ухо прикладывается к твердому телу. Если по такому телу ударить, постучать или поцарапать его, то звук распространится и будет услышан.

3. Эхолоты, геофоны «Пеленг-1»

пострадавший чрезвычайный спасатель эхолот

В тех случаях, когда ухо не способно уловить звуковые сигналы используются специальные акустические приборы: эхолоты, геофоны.Их принцип работы основан на регистрации характерных для жизнедеятельности человека проявлений (дыхание, стон, крик, сердцебиение, движение). Методика поиска пострадавших с помощью акустических приборов заключается в проведении замеров шумов (звуков) в местах возможного нахождения пострадавших. Хорошие результаты в этом плане достигаются при использовании акустического прибора «Пеленг-1». При проведении поиска пострадавших по звуковой информации важно уметь услышать нужную, полезную информацию даже при наличии посторонних звуков. «Пеленг-1» используется для обнаружения источников акустического шума, находящихся под слоем грунта и может быть использован для обнаружения людей в завалах при землетрясениях, оползнях, сходах лавин и локализации мест повреждения трубопроводов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Виды стихийных бедствий: землетрясения, сейсмические волны. Измерение силы и воздействий землетрясений. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Оказание первой медицинской помощи. Способы транспортировки пострадавших из заваленных помещений разрушенных зданий.

реферат [437,9 K], добавлен 22.12.2014

Организация и действие государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (на всех уровнях). Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

контрольная работа [18,6 K], добавлен 27.04.2013

Понятие землетрясений, цунами, наводнений, оползней и ураганов как основных видов стихийных бедствий. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Способы улучшения защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Правила эвакуации населения.

реферат [38,7 K], добавлен 20.09.2014

Понятие чрезвычайных ситуаций, их классификация. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.

реферат [23,9 K], добавлен 23.11.2014

Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций, общая характеристика их последствий. Место, роль и задачи органов внутренних дел России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

контрольная работа [45,4 K], добавлен 23.10.2011

Источник

Глава 3. § 3.5.Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Читайте также:  Найдите наиболее удобный способ сумму всех двузначных чисел

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе лесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.

Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

выявление и оценка обстановки после ЧС;

выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Источник

Действия при чрезвычайных ситуациях

Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевой информации с использованием сетей проводного и радиовещания.

Для привлечения внимания перед передачей информации включаются сирены. Это сигнал «Внимание всем!».

На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций заготовлены варианты речевых сообщений. Информация передается в течение 5 минут после подачи сигнала «Внимание всем!», возможно трехкратное повторение информации.

КОГОБУ «Служба специальных объектов» напоминает, что услышав звуковой сигнал электросирен, Вам необходимо:

  • Включить радиоприемники на частоте работы «Радио России» в УКВ диапазоне (66,92 МГц) или приемники проводного вещания на программе вещания «Радио России»;
  • Дождаться поступления речевой информации о сложившейся обстановке и порядке действия, которая прозвучит по окончании звукового сигнала;
  • О полученной информации сообщите соседям. Окажите помощь престарелым, детям и больным;
  • Подготовить необходимые вещи, документы, продукты питания, отключить газ, электроэнергию ив дальнейшем действовать в соответствии с полученными рекомендациями;
  • В течение всего периода ликвидации чрезвычайной ситуации (по возможности) держать постоянно включенными источники получения информации.

В местах, где из-за удаленности не слышно звука сирен и нет громкоговорителей центрального радиовещания, сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ» и речевую информацию будут передавать специальные автомобили оснащенные системой громкоговорящей связи. Речевая информация в каждом случае будет соответствовать угрозе или сложившейся экстремальной ситуации в крае, городе, районе, населенном пункте.

Читайте также:  Всегда существует более одного способа описания архитектуры

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации ЧС.

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Памятка «Правила поведения при эвакуации»

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ ЖИТЕЛЮ ПРИ ЭВАКУАЦИИ :

  1. Пункт и место временного размещения.
  2. Способ эвакуации (на транспорте или пешим порядком).
  3. Пункт посадки на транспорт и маршрут выдвижения к нему, место и время отправки в пункт временного размещения.

Перед тем, как покинуть жилище:

  • нужно закрыть окна,
  • отключить газ, электричество,
  • перекрыть воду,
  • убрать продукты из холодильника,
  • вывесить табличку с надписью «В помещении (квартире) № ___ жильцов нет».

С собой иметь:

личные документы (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, страховой медицинский полис, документы об образовании, трудовую книжку, сберегательную книжку и т. д.);

  • деньги;
  • медицинскую аптечку;
  • запас продовольствия и воды на трое суток;
  • теплые вещи;
  • постельные принадлежности;
  • предметы личной гигиены;
  • другие личные вещи общим весом не более 50 кг (для эвакуируемых транспортом).

Получить и содержать в готовности средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы и др.) или изготовить своими силами ватно-марлевую повязку.

Выполнять все распоряжения должностных лиц эвакоорганов, соблюдать дисциплину и порядок в пункте посадки на транспорт и при следовании в район эвакуации. Оказывать содействие органам охраны общественного порядка и медицинским работникам.

Знать сигналы оповещения и порядок действий по ним.

Источник

Оцените статью
Разные способы