- Творческое мышление: особенности и проблемы
- Что такое творческое мышление
- Творчество как деятельность
- «Открытие» творческого мышления
- Мышление «в разные стороны»
- Особенности творческого мышления
- Ассоциативность
- Нестандартность
- Образный характер
- Проблемность
- Открытость новому
- Можно ли управлять творческим мышлением
- Как развить в себе творческое мышление – 3 метода и 5 эффективных упражнений
- Виды мышления
- Определение и особенности творческого мышления
- Примеры творческого мышления
- Тесты на творческое мышление
- Как развить творческое мышление и креативность
- Методы активизации и развития
- Психологический метод
- Инструментальный метод
- “Бином фантазии”
- Упражнения для развития творческого мышления
- Книги по творческому мышлению
- Тренинг
- Заключение
Творческое мышление: особенности и проблемы
Человеческое мышление – сложный и во многом таинственный процесс, прошедший длительный путь эволюции. Мы пользуемся им постоянно, но очень редко задумываемся о его сущности. Почему одни люди оказываются в растерянности, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи? А другие, вроде бы и не особо напрягаясь, находят совершенно оригинальные решения, которые позволяют им не только решить возникшую проблему, но и добиться успеха, сделать карьеру, стать лидером? Потому что вторые умнее первых?
Совсем нет. Огромное количество людей привыкло решать задачи стандартно, следуя усвоенным правилам или заданному алгоритму. Нас так учат еще в школе, поэтому столкнувшись с проблемой, мы просим совета у друзей или ищем готовые рецепты в интернете. А есть люди, которые самостоятельно находят нестандартное решение и даже получают от этого удовольствие. Почему? Потому что у них творческое мышление.
Что такое творческое мышление
О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду. Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным. Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.
Творчество как деятельность
Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.
Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.
Любая человеческая деятельность может быть двух видов:
- Репродуктивная – это воспроизводящая деятельность по заданному образцу. Например, когда ребенок пишет диктант, хозяйка печет пирог по рецепту, строитель строит дом по чертежу, или рукодельница вяжет шарф по схеме. Это очень важная и нужная деятельность, необходимая часть обучения, без нее невозможен профессионализм. Да и в обыденной жизни нет никакого смысла каждый раз «изобретать велосипед».
- Творческая деятельность – это то, что называют креатив, ее отличает новизна результата или методов. Она строится на основе репродуктивной, но, освоив профессиональные приемы, человек начинает испытывать потребность сделать что-то свое, оригинальное, новое, так как ему скучно и неинтересно следовать только чужому образцу.
Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.
«Открытие» творческого мышления
В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление. Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно. Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.
Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе. Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального. А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.
Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы. Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое. А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.
Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:
- находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
- решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
- открывать новые научные законы;
- создавать новые вещи;
- видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.
Ведь недаром А. Эйнштейн сказал: «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления».
Мышление «в разные стороны»
Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд. Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей. А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.
- Особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого, Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным.
- Это мышление отличается от стандартного логического, которое является линейным, то есть направленным в одну сторону, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения.
Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.
Особенности творческого мышления
Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.
Ассоциативность
Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.
Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».
Нестандартность
Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.
Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.
Образный характер
Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.
Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.
Проблемность
Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.
Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.
Открытость новому
Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.
Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.
Можно ли управлять творческим мышлением
Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.
В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.
В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.
Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.
Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.
- Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
- Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
- Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.
Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.
Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.
Как творческое мышление работает на практике — узнайте из видео.
Источник
Как развить в себе творческое мышление – 3 метода и 5 эффективных упражнений
Доброго времени суток! Сегодня мы снова погружаемся в глубины психики человека, с вами я – Людмила Редькина. Приходилось ли вам в жизни действовать строго по инструкции, даже когда мозг “кричал” сделать по-другому? Вы понимали, как поступить правильно, рационально и эффективно, но ИНСТРУКЦИЯ, ШАБЛОН, ГРАНИЦЫ! Я не зря выделила эти слова. Для людей, мыслящих творчески, эти слова смерти подобны! Сегодня поговорим о том, как развить творческое мышление, что это за навык и в чем его польза для человека.
Виды мышления
Чтобы понимать, о чем пойдет речь, я немного введу вас в курс “Общей психологии” и объясню, что такое мышление, и какие разновидности этого процесса существуют.
Мышлением называют психический процесс, который помогает человеку по-своему воспринимать и отражать действительность. Оно способствует тому, что это отражение происходит обобщенно и опосредованно.
Простыми словами человек, когда видит картинку, он не рассказывает все оттенки, мелкие детали на рисунке, он ее описывает обобщая. Опосредованность – описание за счет других психических процессов: памяти (он запомнил картинку), внимания (он сконцентрировался) и так далее.
- Наглядно-действенное – это первая ступень развития, отмечается у детей и животных. Ситуация изменяется только при физическом воздействии. Например, ребенку подарили машинку, но ему нужно ее разломать, чтобы понять, есть ли в ней сидение для водителя. Он оперирует только тем, что видит, додумывать он не может.
- Наглядно-образное – человек может представлять ситуацию, мысленно “прокручивать” разные варианты ее изменения. Оно связано с воображением, так как в мышлении устанавливаются новые сочетания свойств и предметов. Например, подушка используется не только для сна, но и для кидания, сидения на ней. Ребенок уже додумывает, где ее можно использовать.
- Словесно-логическое. Это высшая психическая функция, так как человек умеет использовать словесные понятия, логику, использует логические конструкции для решения разных задач. Человек может анализировать, обобщать, структурировать и делать выводы.
Это основные выделенные наукой виды, но есть еще разновидности, которые определяют индивидуальный характер мышления.
- Теоретическое. Человек может проанализировать явление, его характеристики, в процессе анализа изменять их и находить новые способы действия, и это помогает решать множество задач. Используется в основном в науке, когда ученые изобретают что-то новое.
- Практическое. Очень похоже на предыдущее – те же процессы: анализ, постановка целей, планы. Но из-за дефицита времени (что часто бывает) решение задач происходит быстрее, что усложняет этот вид.
- Творческое. Человек в мышлении создает свой, новый продукт, у него условно созревают новые нейронные связи, что приводит к развитию личности: появляется мотивация к деятельности, постановка целей, оценок и смыслов. Человек не мыслит шаблонно, у него продуктивное мышление.
- Пралогическое. Осознание разных явлений с точки зрения веры в незримые силы. Это обычные суеверия, ревность и т. д.
- Репродуктивное. Человек действует и мыслит по заданным шаблонам, ничего своего в процесс мышления не приносит.
- Критическое мышление. Человек строит логические связи и узнает новое на основе собственных умозаключений. Он не принимает все “на веру”, а проверяет убеждения самостоятельно.
Определение и особенности творческого мышления
Творческое мышление позволяет создавать что-то новое. Это новый продукт, новое качество, какое-либо оригинальное решение проблемы, новый путь коллектива, новые задачи.
Творческое мышление – это вид мыслительных процессов, который проявляется у тех, кто способен видеть то, что другие заметить не способны. Творческие люди имеют эту способность – видеть все в “своем цвете”, они воспринимают мир по-другому, улавливают возможности, новые пути и перспективы.
Творческое мышление основывается на воображении. Креативному человеку легко придумывать, воображать, фантазировать. Он может из ничего сделать красивую вещь, а на небе вместо обычных облаков увидеть “собачку”, “деда Мазая и зайцев”, “зверушку невиданной красы”.
Творческий характер мышления выдает человека за версту. Он всегда будет выделяться из серой массы за счет особенностей:
- спонтанная гибкость – креативная личность может перестраиваться с одной мысли на другую, накапливать поступающую информацию, от нее постоянно исходит поток идей вне ситуации, в которой она находится;
- семантическая гибкость – личность всегда пытается применять к общеизвестному факту другую точку зрения, она учитывает все стороны одного объекта, открывает потенциал, скрытый до сих пор;
- образная гибкость – человек адаптирует под свое восприятие ситуацию или предмет, в своем воображении он видит этот предмет уже по-новому, уникальнее;
- оригинальность – создает то, чего раньше не было, это уникальное новое творение творческого ума, такой человек не действует по шаблонам, создавая свое, отличительное от того, что уже придумано до него.
Примеры творческого мышления
Каждый человек рождается гением, но в течение жизни его вгоняют в шаблоны. Но истории известны выдающиеся личности с творческим мышлением, которые пошли дальше шаблонов. Они не остановились на фразе “Почему так? Значит, так надо”. Исаак Ньютон первый задумался о том, почему предметы падают на землю. До него все воспринимали это явление, что “значит, так надо”.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
О чем вы узнаете:
- Мой путь от безденежья к богатству.
- Почему у людей не получается зарабатывать и как это исправить.
- Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
- Как заработать и сохранить деньги.
- Как и куда я инвестирую и многое другое.
Также ярким примером такого вида мышления является П. Павлов, когда не поленился, а исследовал причину и процесс формирования условного мышления у собаки.
Как такое мышление может проявляться в наши дни? Да легко! Почему сейчас столько много кафешек в разном оформлении, множество стилей в дизайне, разные фирмы по выполнению большого перечня функций? Потому что творческие люди развивают свое мышление.
Творческое воображение у ребенка
Тесты на творческое мышление
Конечно, когда вы поняли, как полезно быть креативным человеком, вы захотите узнать, насколько творческое мышление развито у вас. Поэтому ниже даю вам перечень тестов, которые помогут диагностировать уровень креативности.
- “Тест Торренса”. Это один из лучших тестов, которые измеряют креативное мышление. Вам нужно ответить на вопросы, не долго задумываясь об ответах, тогда вы получите правдивые результаты. Это вербальный тест, но эта методика имеет еще и образную часть, где следует дорисовать линии по своему усмотрению. Такая методика проводится специалистом.
- “Тест на креативность”. Ответив на 20 вопросов, вы поймете, умеете ли вы мыслить креативно, творчески. Тест не научный, но с помощью него можно понять себя.
- “Диагностика креативности Е. Туник”. Вам следует ответить на 50 вопросов, помогающих понять себя. После прохождения теста ваши результаты будут разделены на 4 подкатегории: склонность к риску, воображение, любознательность, сложность.
- “Тест дивергентного (творческого) мышления” Вильямса. Это очень показательный тест, по которому можно определить уровень креативности как ребенка, так и взрослого. По инструкции следует дорисовать 12 изображений, и результаты оцениваются по нескольким критериям. Лучше этот тест проходить со специалистом.
Также на нашем блоге есть подборка из 15 топовых тестов на логику и мышление. Зацените, если интересно.
Как развить творческое мышление и креативность
Различные нейрофизиологические исследования подтвердили, что при творческом мышлении работают разные зоны головного мозга, которые до этого не были задействованы. Дайте своему мозгу свободу и увидите, как он будет работать в направлении творчества. Развивать творческое мышление можно разными способами, некоторые из них мы рассмотрим подробнее.
Методы активизации и развития
Здесь мы поговорим о методах активации творчества, а о развитии немного ниже. Ни для кого не секрет, что иногда задачи поступают слишком быстро, а время на развитие креативности весьма ограничено. Как быстро активировать креативность?
Психологический метод
Смотрите на окружающие вас предметы с мыслью о решении конкретной задачи. В вашем мышлении всплывет нужное решение. Именно так В. И. Суриков в силуэте вороны на снегу “нашел” образ для боярыни Морозовой. Этот метод применим даже для детей дошкольного возраста. Увидите, как их фантазия будет бурлить и выплескиваться!
Инструментальный метод
Задавайте себе непростые задачи, например, как испечь пирог, если мука на исходе, и яиц нет. Тренируясь каждый день, вы сможете находить быстро разные выходы из сложных ситуаций. Работа по методу “мозгового штурма”. Это стимулирует работу мозга и улучшает память.
“Бином фантазии”
Играйте словами. Например, вы – педагог, и нужно срочно придумать материал на тему “В” для первоклашек. У вас в голове вертится слово “Ваня” (указанная буква) и, допустим, “магазин”. Крутите эти слова в мозгу с предлогами, наречиями. Получите материалы, которые можно преподнести детям. Ваня в магазине на прилавке увидел Ведро, Вазу, попил Воды и т. д.
Творческое воображение является основой мышления. Поэтому фантазируйте и воображайте, тогда решение придет даже без усилий и осознанности. Это основные методы активизации креативности. Такие методы не только активизируют мышление, но и развивают человека. Кроме того, психология утверждает, что они повышают эмоциональный интеллект, самооценку.
Упражнения для развития творческого мышления
Упражнений для развития креативности много, часто одни и те же применимы и для детей, и для взрослых.
- Мозговой штурм. Это упражнение всегда показывает положительные результаты, так как среди многих идей находятся самые лучшие. Для развития творческого мышления мозговой штурм незаменим в любой сфере. Например, нужно сделать поделку ребенку в школу – сядьте с ним и “накидайте” идей по теме поделки. Воспользуйтесь самой реальной и лучшей.
- Умейте расслабляться. Хоть это и не упражнение, но расслабление действительно стимулирует творческое мышление! Психологическими исследованиями доказано, что во время релакса в ванной человек больше способен что-то выдумывать, творить. При отдыхе, состоянии покоя происходит активация креативности.
- Возвращайтесь в детство! Вам повезло с этим требованием, если у вас есть дети. Возврат в детство – это своего рода релаксация, освобождение от клише и стереотипов. А что еще нужно для творчества? Именно это и нужно! Поиграйте. Получайте удовольствие от процесса игры. Переключение внимания – лучшая база для креативности и развития харизмы!
- Создайте коллаж идей. Подключите визуализацию: представьте, что вы создаете титульный лист журнала, и в воображении “нарисуйте” свои важные мысли: те, что только пришли в голову или те, что вы считаете нелепостью. Вы получите оригинальную идею, которая подтолкнет к созданию чего-то нового. Творчество именно в этом и заключается, чтобы связать “несвязуемое”.
- Путешествуйте, открывайтесь для всего нового. Новые впечатления, знакомства, места посещения, поездки и люди принесут в вашу жизнь новые идеи. Развитие творчества стимулируется эмоциями, впечатлениями и воображением. С получением нового опыта развивается и воображение, которое является основой творческого мышления.
- Высыпайтесь! Много сказано на тему влияния сна на работу мозга, но в этой статье я повторюсь. Старайтесь спать по 8 часов в сутки с 22.00 до 6.00 – это самое оптимальное время для восстановления головного мозга и всех органов. Доказано, что с 22.00 до 24.00 биологические часы “воспринимают” час за два, поэтому в это время организм отдыхает 10 часов. Среднее время сна – 6–8 часов.
Это описаны принципы, при которых вы будете развиваться, а теперь немного практики для взрослых и подсказок, как тренировать креативность в педагогике для детей даже младшего школьного возраста:
- Читайте наоборот – где бы вы ни были, тренируйте воображение и мышление чтением наоборот: “слово” – “оволс”, “певица” – “ацивеп” и т. д. Это необходимо для развития “взгляда со стороны” в любой проблеме.
- Задавайте себе вопрос “а что, если бы…?”, после ответа объясните себе, почему именно такой ответ. Это поможет развивать решение проблемных ситуаций, поиска новых идей, то есть латеральное мышление.
- Полюбите ребусы, анаграммы и кроссворды. Из перемешанных букв составляйте слова, ищите сложные ребусы. Это поможет вам развить навык быстрого поиска ответа на непонятные ситуации, найти значение, скрытый смысл.
- Напишите себе письмо! Это замечательный метод переоценить что-то, выделить главное, и, как ни странно, развивать креативность. Это задание для некоторых оказывается довольно сложным. Но оно позволяет взглянуть на некоторые вещи по-другому.
- Выпишите 5 абсолютно не связанных между собой слов. Составьте с ними яркий, полный приключений рассказ.
Упражнение для развития творческого мышления
Книги по творческому мышлению
Основное условие развития творчества – чем раньше, тем лучше. В дошкольном возрасте у детей настолько гибкие все психические процессы, что формирование разных навыков проходит легко и естественно. Но развивать креативность можно в любом возрасте. Для этого вам помогут такие книги:
- Пономарев Я. А. “Психология творчества”.
- Гатанов Ю. Б. “Курс развития творческого мышления для детей 6–8 лет”.
- Симановский А. Э. “Развитие творческого мышления детей”.
- Микалко М. “Рисовый штурм”.
- Клеон О. “Кради как художник”.
- Микалко М. “Взлом креатива”.
- Чернышов Д. “Как люди думают”.
Тренинг
Нестандартное мышление можно и нужно развивать. Тренировка определенных навыков дает огромный результат: вы учитесь видеть больше, чем окружающие, обращать внимание на мелочи и замечать непривычное в привычном.
Где можно хорошенько потренировать новые навыки? Конечно, на тренинге! Представляю вашему вниманию замечательный курс “Развитие творческого мышления”, пройдя который, вы почувствуете новое дыхание в своей жизни.
Курс помогает развивать мышление, внимание, воображение, вы научитесь находить нестандартные выходы из проблем, создавать и реализовывать новые идеи, сможете творить. Вас ожидает 16 незабываемых уроков с опытным тренером по развитию креативности Софьей Косяк.
Заключение
Множество профессий просто умрут без творческого подхода. Даже в деятельности врача иногда требуется креативность и нестандартные решения. В вашей жизни творческое мышление поможет находить необычное в обычном и видеть новое, воплощать в жизнь разные идеи. Подчеркнем еще тезисы о творческом мышлении:
- Если вас заинтересовала эта тема, не теряйте время, пройдите тест на определение уровня творческого мышления. Это будет своего рода стимулятором к вашему развитию.
- Воспользуйтесь одним из методов развития креативности в своей обычной жизни и постепенно практикуйте остальные.
- Чтобы черпать новые идеи, почитайте тематические книги.
- Развивайтесь сами и развивайте своих детей.
Поделитесь своими впечатлениями о том, какие упражнения вам реально помогли, а также выразите свое мнение о креативности ниже в комментариях. И не забывайте делиться полезными статьями блога в социальных сетях. А я прощаюсь с вами до следующей темы! Успешного личностного роста!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».
Источник