- Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления» — краткое содержание
- Об Эдварде де Боно
- Краткое содержание книги «Шесть шляп мышления»
- Введение
- Белая шляпа
- Красная шляпа
- Чёрная шляпа
- Жёлтая шляпа
- Зелёная шляпа
- Синяя шляпа
- Четыре типа использования шляп
- Правила метода
- В заключение
- Теория шести шляп Эдварда де Боно
- Суть и применение «теории шляп»
- Как использовать метод 6 шляп
- Шесть шляп
- Примеры использования «шести шляп»
- Плюсы и минусы метода
Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления» — краткое содержание
Книга Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — уникальная работа одного из самых ярких специалистов в области творчества. Она рассказывает об эффективном способе мышления, которым могут пользоваться и взрослые и дети. Под шестью шляпами понимаются разные способы мышления: критический, оптимистичный и другие. Суть изложенного в книге метода заключается в «примерке» каждого из головных уборов и обучению размышлению с разных позиций. Кроме того, приводятся практические рекомендации на тему того, когда какое мышление эффективно и где его можно применять, чтобы выходить победителем из любой интеллектуальной схватки.
Данная книга молниеносно завоевала армию поклонников и смогла помочь миллионам людей научиться мыслить по-новому: правильно, эффективно и креативно.
Об Эдварде де Боно
Наибольшую известность Эдвард де Боно приобрёл после того как сумел доказать, что творчество представляет собой одну из необходимых характеристик в самоорганизующихся информационных системах. В своей работе 1969 года «Принцип действия ума» показал, что нейронные сети мозга оказывают формирующее воздействие на ассиметричные паттерны, которые являются основой восприятия.
Согласно мнению профессора физики Мюррэя Гелл-Манна, данная книга стала на десятилетия определяющей в тех областях математики, которые связаны с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем. Исследования де Боно послужили основой концепции и инструментов латерального мышления.
Краткое содержание книги «Шесть шляп мышления»
Книга состоит из нескольких вступительных глав, двадцати четырёх глав, раскрывающих основную тему, заключительной части и блока примечаний. Далее мы рассмотрим несколько базовых положений метода Эдварда де Боно.
Введение
Метод «Шесть шляп мышления» призван помочь повысить эффективность любой мысленной работы. В его основе лежит идея о параллельном мышлении. В традиционном мышлении человек основывается на столкновении мнений, дискуссиях и полемике. Но такой подход не всегда позволяет найти лучшее решение. Параллельное мышление, в свою очередь, является конструктивным, в котором разные позиции сосуществуют друг с другом, а не сталкиваются.
Метод «Шесть шляп мышления» позволяет преодолевать трудности за счёт разделения мыслительного процесса на шесть отдельных режимов – шляп, отличающихся цветом. Аналогично тому, как полноцветная печать делает возможным создать цветную картинку, метод шести шляп предлагает произвести такой же процесс с мышлением. Думание обо всём одновременно должно быть заменено применением различных мыслительных аспектов по очереди. В итоге все аспекты собираются воедино и получается «полноцветное мышление».
Белая шляпа
Первая шляпа применяется для направления мышления на информацию, когда человека интересуют только цифры и факты. Здесь он задаётся вопросами на тему того, что ему уже известно, какие данные ему нужны ещё и как их собрать.
Красная шляпа
Вторая шляпа позволяет человеку высказать эмоции, интуитивные догадки и чувства по поводу интересующей проблемы без разъяснения того, почему дело обстоит именно так, кто является виновником и что нужно предпринимать.
Чёрная шляпа
Третья шляпа рассчитана на предоставление критических оценок и опасений. Её функцией является защита от необдуманных поступков и указание на возможные риски.
Жёлтая шляпа
Когда человек надевает четвёртую шляпу, он задумывается о преимуществах принимаемого решения, а также о перспективах и выгодах конкретных целей. Эта шляпа подразумевает переключение внимания к поиску достоинств предлагаемой идеи.
Зелёная шляпа
Под пятой шляпой человек начинает генерировать новые идеи, модифицировать существующие, искать альтернативы и исследовать возможности. Другими словами, здесь полностью задействуется креативность и творческое мышление
Синяя шляпа
Шестая шляпа отличается от остальных своим предназначением – она нужна не для работы над содержанием, а для того чтобы управлять всем процессом работы и реализации замысла. Обычно она используется в самом начале применения метода, чтобы определить предстоящие действия, а затем в конце, чтобы подвести итог и наметить новые цели.
Четыре типа использования шляп
Применение шести шляп эффективно, как уже и говорилось, в процессе любой умственной работы, в любых сферах и на самых разных стадиях. К примеру, в личной сфере метод может помочь написать письмо, спланировать дела, произвести оценку чего-либо, найти выход из сложной ситуации и прочее.
При групповом использовании методика может быть рассмотрена в качестве разновидности метода мозгового штурма. Кроме того, её можно использовать для разрешения конфликтов и, опять же, в планировании или оценке. Также можно применять как составляющую обучающей программы.
Не будет лишним заметить, что метод «Шесть шляп мышления» используют в своей работе такие компании как «DuPont», «Pepsico», «IBM», «British Airways» и другие.
Четыре типа применения шести шляп:
- Надеть шляпу
- Снять шляпу
- Сменить шляпу
- Обозначить мышление
Правила метода
В условиях коллективного применения метод «Шесть шляп мышления» основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.
Ведущий, начиная процесс, знакомит всех участников с общими принципами метода и обозначает требуемую решения задачу, к примеру: «Наши конкуренты предложили нам партнёрство в сфере… Что делать?».
Процесс начинается с того, что все участники вместе надевают одну и ту же шляпу и оценивающе смотрят на ситуацию в порядке очереди, исходя из ракурса, который соответствует конкретной шляпе. Порядок, в котором будут надеваться шляпы, не имеет особого значения, однако следовать какой-то очерёдности всё-таки нужно.
Можно, к примеру, попробовать сделать так:
Обсуждение темы начинается с белой шляпы, т.к. собирается вся имеющаяся информация, цифры, условия, данные и т.п. Затем эта информация обсуждается в отрицательном ключе (чёрная шляпа), и а даже если у ситуации есть много преимуществ, недостатки всё-таки тоже могут существовать – их-то и требуется отыскать. После этого требуется найти все положительные особенности (жёлтая шляпа).
Как только проблема будет рассмотрена с каждого ракурса и будет собрано максимальное количество данных для последующего анализа, нужно надеть зелёную шляпу. Это позволит разглядеть новые особенности вне рамок уже имеющихся в наличии предложений. Важно усилить положительные моменты и ослабить отрицательные. Каждый из участников может выдвинуть своё собственное предложение.
Далее новые идеи подвергаются очередному анализу – снова надеваются чёрная и жёлтая шляпы. Но очень важно время от времени предоставлять участникам возможность разрядки (красная шляпа). Однако это должно происходить нечасто и ненадолго. Таким образом, примеряя все шесть шляп, используя разную последовательность, с течением времени у вас появится шанс найти самую оптимальную последовательность, которой вы и будете следовать далее.
В заключении группового параллельного мышления модератор должен подвести итоги и предоставить участникам результаты. Важно, чтобы он держал под контролем всю работу и не позволял участникам быть в нескольких шляпах одновременно – только так можно добиться того, чтобы идеи и мысли не запутывались.
Метод «Шесть шляп мышления» может быть применён и несколько иначе: каждый из участников может быть в разной шляпе, играя свою собственную роль в процессе. Но в такой ситуации шляпы должны быть распределены так, чтобы не подходили под типаж участников. К примеру, чёрную шляпу может примерить оптимист, жёлтую – заядлый критик, красную – неэмоциональный человек, зелёную – генератор идей и т.п. Это позволяет участникам максимально раскрыть свой потенциал.
Естественно, метод «Шесть шляп мышления» может применяться и одним человеком для разрешения различных проблем и поиска ответов на какие-то вопросы. Тогда человек сам меняет шляпы, каждый раз размышляя с новой позиции.
В заключение
Более подробно узнать о том, как используется методика Эдварда де Боно, а также изучить все без исключения её особенности вы сможете, прочитав замечательную книгу «Шесть шляп мышления». Будьте уверены, что после её прочтения ваша личная продуктивность максимально возрастёт.
Источник
Теория шести шляп Эдварда де Боно
Часто решение проблем, особенно нетипичных, связывают с умением нестандартно мыслить и креативно подходить к ситуации. Но существует ли формула креатива? Можно ли научиться нестандартному мышлению? Вполне. Есть ряд методов, которые можно освоить. Одним из таких поделился с нами британский психолог и эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» («Six Thinking Hats»).
Книга появилась в 1985 году, а сама теория считается достаточно свежей и молодой по сравнению с другими «теориями креативности». Возможно, поскольку она самая актуальная, именно с ее изучения стоит начать осваивать креативное мышление? Тогда мы на верном пути!
Суть и применение «теории шляп»
Теория представлена как метод работы с творческими задач и управления конфликтами. Она подходит для персональной и коллективной работы, завоевала огромную популярность благодаря простоте и универсальности, однако сумела привлечь как поклонников, так и критиков.
Начнем с автора. Эдвард в студенческие годы изучал медицину, физиологию и психологию, что объясняет его более широкий, чем привычно встречать, подход к вещам, решениям, теориям. Он всегда отличался стремлением разобраться в исследуемом предмете со всех сторон и с точки зрения разных дисциплин. Благодаря стыку дисциплин, собственно, и была рождена теория шести шляп. Сегодня она активно используется как один из самых популярных способов использования метода мозгового штурма.
В основу «6 шляп» легло убеждение автора, что в процессе жизни мышление человека становится довольно однобоким, стереотипным. Это естественно: мы живем в одной и той же социальной среде, в которой принято определенное образование и воспитание на основе одних и тех же ценностей для всех, кто нас окружает. Представления о логике, морали, этические соображения у всего окружающего нас общества примерно одинаково.
В таких условиях мы привыкаем мыслить и действовать шаблонно, не используя на полную силу наши мыслительные способности. Помимо стереотипов, на мыслительные процессы влияет также настроение, интуиция, текущие эмоции. Поэтому чтобы «оживить» наши мыслительные процессы, необходимо нарушить привычное состояние мышления, и попробовать принимать решение иначе, чем обычно.
Суть приема предельно проста: давайте рассмотрим вопрос с разных ракурсов. Что может быть проще? Но оказывается, «примерить» на себя шляпы непросто – это противоестественно для нашей системы мышления, поэтому приему нужно сначала обучиться.
Метод шести шляп представляет собой психологическую ролевую игру. В ней используются шляпы. Шесть шляп – шесть цветов. Надеваем шляпу – включаем соответствующий режим мышления. Только побывав в разных шляпах человек может составить объемную картину обсуждаемого предмета и обеспечить себе развитие нестандартного мышления.
Это помогает руководителю решить конфликты, оратору – успешно донести мысль до слушателя. Умение под разными углами увидеть один и тот же предмет – полезно для принятия решений, а само упражнение развивает внимательность. К тому же метод универсален – его можно применять в любой сфере, где необходимо применить мыслительную деятельность.
Если вы заглянете в каталог бизнес тренингов, заметите, сколько разных навыков можно приобрести путем тренировок. Навык мыслить, пользуясь шестью шляпами – тоже один из тех, которые можно освоить тренировками для повышения собственной эффективности.
Как использовать метод 6 шляп
Если вы понаблюдаете за ходом принятия любых решений, то заметите, что решения принимаются в полемике. Кроме того, в битве мнений побеждает то, которое красноречивее отстаивалось, затронуло интересы максимального количества участников и нашло для них дополнительные плюсы.
Э. де Боно предложил пойти по другому пути – использовать параллельное мышление. Суть метода не в борьбе идей, а в их единстве: решение проблем по методу 6 шляп – это не столкновение идей и выбор самой сильной, а их сосуществование, при котором оценка дается им независимо, без учета существования альтернатив.
Технику шести шляп можно представить в виде рисунка разноцветными карандашами – нет необходимости выбирать только один цвет, все они участвуют в создании полной картины. Так работает и метод де Боно: полная картина образуется только после того, как одну за другой надеть каждую из шести шляп. Такое мышление называется лотеральным.
Шесть шляп
Белая шляпа. Надевая ее, мы сосредотачиваем свое внимание на данных, которыми располагаем. Достаточно ли информации, какой не хватает. Можно ли ее добыть, где, как, какими ресурсами. Надев белую шляпу, мы задумываемся о том, как максимально эффективно использовать информацию, которой мы уже располагаем.
Белая шляпа посвящена ретроспективному методу познания. Его обычно используют для выявления причинно-следственных связей, закономерностей.
Красная шляпа. Надев красную шляпу, прислушиваемся к чувствам и интуиции. Многие называют это «внутренним голосом». Прислушайтесь, что он вам подсказывает? Интуитивные соображения так же важны для принятия решений, как реальные данные. Рассматриваемый вопрос или проблема так или иначе вызывают эмоции и определенное отношение. Вопрос будет рассмотрен неполно, если не учесть его с точки зрения эмоционального фона, который он вызывает.
Если речь идет о коллективном обсуждении, попытайтесь объяснить мнение людей с точки зрения человеческих чувств, понять, что движет людьми, которые предлагают то или иное решение. Важным условием такого обсуждения будет открытость и искренность участников обсуждения.
Чёрная шляпа. Эта шляпа должна превратить вас в пессимиста. Решайте вопрос в русле критицизма. Любое решение подвергайте сомнениям, рассматривайте риски и опасности, учитывайте каждую возможную трудную и тупиковую ситуацию на пути, в каждой идее находите слабые места, в каждом вопросе подвох.
Многим позитивно настроенным людям, успешным руководителям будет непривычно и даже неуютно в такой шляпе, но именно такие люди и грешат недостаточным учетом возможных сложностей.
Жёлтая шляпа. В ней куда приятнее, потому что она посвящена оптимизму и позитивному взгляду на вещи. Она поможет выделить в предмете обсуждения сильные стороны, в каждом решении преимущества. Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе.
Зелёная шляпа превращает вас в творческую натуру. Все варианты можно рассмотреть с точки зрения необычного подхода, рассмотреть, как художник, найти творческое применение. Не нужно давать оценок, только рассмотреть под углом творчества.
Синяя шляпа не требует решений. Это шляпа руководителя. Он ставит цели на старте проектов и сверяет реализацию с начально установленными целями. Он может трезво оценить рассматриваемый вопрос в разрезе соответствия концепции и целям.
Примеры использования «шести шляп»
Рассмотрим применение метода на живых примерах.
Ситуация. Строительная компания решила построить новое офисное здание. Решение под сомнением, поэтому проводится обсуждение.
Поставив задачу убедиться в успехе решения строить здание, участники договорились использовать популярный метод решения проблем – примерять «шляпы де Боно», одну за другой.
Примерили белую шляпу и провели анализ рынка. В рамках «белой шляпы» были изучены отчеты, экономические прогнозы, определены тенденции. В результате участники решили, что на рынке сейчас происходит снижение количества пустующих офисных помещений – все больше компаний ищут аренду помещений под офис. Логика – «за» строительство.
Надев красную шляпу, участники выразили сомнение в уместности предложенного дизайна, посчитав его некрасивым. Сомнению подвергли и тенденцию на спрос в помещениях под офисы.
Черная шляпа заставила обратить внимание на то, что придется делать, если все-таки прогнозы не оправдаются. Примерка черной шляпы также заставила просчитать убытки в случае циклического спада от отсутствия заказов по аренде.
Желтая шляпа помогла внимательно рассмотреть прогнозы и прийти к выводу, что вероятность негативных прогнозов минимальна, поскольку прогнозы основаны на реальных макроэкономических показателях. Что касается дизайна здания – то его можно изменить таким образом, чтобы он оказался привлекательным для максимального количества потенциальных клиентов.
Зеленая шляпа снабдила участников идеями по поводу дизайна, архитектуры, деталей. Фантазия привела группу к идее построить несколько этажей, дополнить концепцию этажами повышенного комфорта и особыми решениями для VIP-арендаторов.
В ходе обсуждения председатель, которому досталась синяя шляпа, следил, чтобы фантазии не вышли за пределы бюджета, чтобы идеи не подвергались критике, не допускал переключения между шляпами.
Вот как работает теория шляп на практике. Это условный пример, но реальные компании многократно использовали этот метод. Он упрощает решение проблем, помогает обсуждать идеи. Например, австралийская компания, которая занимается одеждой для плавания «Speedo» с помощью шляп принимала решение о проблеме дизайна плавательных костюмов, которые снижали скорость пловца.
Плюсы и минусы метода
Метод помогает избавиться от главной проблемы мышления – смешение. Спокойное рассмотрение вопроса с помощью только одного режима помогает сфокусироваться на разных аспектах одного и того же предмета. Метод учит концентрироваться на одном деле в определенное время. Каждая шляпа задает тот или иной образ мышления, что дается не очень легко.
Чтобы упростить задачу, компании при обсуждении используют не некую виртуальную шляпу, а приносят на совещание реальный физический предмет, который можно передать другому, надеть.
Чтобы оценить эффект метода шляп, вспомним, что по статистике 90% ошибок в мышлении связаны с ошибками восприятия. Логические ошибки, за которыми обычно следят более пристально, на самом деле встречаются намного реже.
Метод шляп развивает мышление. Такой пример. Попросите человека просто подумать о чем-то. Человек придет в растерянность. А если надеть ему одну из шляп и объяснить, в каком режиме нужно думать, задача для него станет куда более понятной. Метод словно разделяет потоки мышления, которые обычно смешиваются, «перебивая» друг друга.
Еще одним положительным моментом применения метода является возможность оценить ситуацию с помощью органов чувств. Обычно мы не позволяем себе мыслить чувствами, стремясь сосредоточиться на логике.
Недостатками метода является то, что его нужно применять дозировано, поскольку это определенное психологическое напряжение. К недостаткам можно отнести также то, что применять его могут только люди с развитым воображением, которое многим нужно предварительно тренировать. Команда ManGO! Games приглашает посетить каталог бизнес тренингов или заказать обратный звонок, чтобы подобрать обучающую программу, которая поможет развить и закрепить все необходимые для эффективной работы навыки и способности.
Источник