Способы мышления для решения проблемы

Содержание
  1. Техники мышления
  2. Развитие мышления: способы тренировки мозга
  3. 5 образов мышления
  4. Мыслительные операции
  5. Два образа мышления по Кэрол Двек
  6. Вредные стили мышления
  7. Применение дизайнерского мышления в жизни
  8. Продуктивная модель мышления Харсона
  9. Дизайн-мышление: что это такое и как его применять
  10. Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
  11. Онлайн-программа «Когнитивистика»
  12. Этапы процесса мышления, направленного на решение задач
  13. Техника рождения идей
  14. Стратегия решения проблем
  15. Модель естественного планирования
  16. Этапы классического процесса мышления
  17. Пять этапов мышления
  18. Думай как инженер: 4 способа находить нестандартные решения
  19. Предисловие
  20. Инерция мышления с точки зрения работы мозга
  21. 1. Метод фокальных объектов (МФО)
  22. Как использовать такой метод:
  23. Что можно сделать при помощи МФО?
  24. 2. Детский язык или «Попробуй объяснить ребенку»
  25. Как использовать детский язык?
  26. 3. Метод маленьких человечков (моделирование маленькими человечками)
  27. Как использовать?
  28. 4. Оператор РВС (размер, время, стоимость)

Техники мышления

Многие из нас привыкли мыслить только одним способом, и это накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека: работу, учебу, успехи, карьеру, финансовое состояние, удовлетворенность, романтические отношения, семью, общение с окружающими. И если результат в чем-то не устраивает, модель мышления можно и даже нужно поменять. Все, что для этого требуется, – овладеть хотя бы несколькими техниками мышления, отличающимися от обыденной. В этой подборке мы познакомим вас с разными мыслительными приемами, поможем научиться мыслить иначе, а значит, и действовать более эффективно.

Развитие мышления: способы тренировки мозга

Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному, но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. К тому же каждый способен развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье. Читать подробнее…

5 образов мышления

Мышление играет ключевую роль в любом успехе. Оно определяет ваше поведение, мировоззрение и психическое здоровье. Писатель Уилсон Канади как-то сказал: «Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить себя. Чтобы изменить себя, нужно изменить свой образ мышления». Мышление целиком и полностью определяет человека, его цели и ценности. От его образа зависит то, как он относится к риску и справляется с ним, будет ли он поддаваться страху или преодолевать его, то, как реагирует на вызовы и неудачи, и другие вещи. Но что, если в своей жизни руководствоваться несколькими образами мышления? Тогда мы будем иметь более широкий набор инструментов для решения возникающих задач. Давайте посмотрим, какие бывают образы мышления и как их развить. Читать подробнее…

Мыслительные операции

В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. Мышление, в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы (абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение) и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и являются по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности. Читать подробнее…

Два образа мышления по Кэрол Двек

В 2007 году вышла книга американского психолога Кэрол Двек под названием Mindset, где она утверждала, что интеллект, талант и образование не обязательно приведут человека к успеху. Главный критерий – это образ мышления и то, как человек справляется с жизненными проблемами, трудностями и вызовами. В этой статье мы выясним, что такое образ мышления по Кэрол Двек, а также то, как фиксированный образ мышления может вам навредить, в то время как его развитие позволит достичь своих целей, повысить самомотивацию и эффективность. Читать подробнее…

Вредные стили мышления

Вредные стили мышления иногда называют когнитивными искажениями. Это систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные предубеждениями и стереотипами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга. Эти стили мышления основаны на автоматических шаблонах, которым мы следуем на протяжении своей жизни. Если их не осознавать, проблема останется и будет влиять на все области. С ними невозможно реализовать свой потенциал полностью. Вредных стилей мышления много, поэтому в статье мы перечислим лишь несколько, а затем подскажем, как избавиться от самых катастрофических из них. Читать подробнее…

Применение дизайнерского мышления в жизни

Билл Барнет в своей книге Designing Your Life: How to Build a Well-Lived, Joyful Life учит людей применять принципы дизайнерского мышления (стратегию улучшения продукта или опыта) в личной и профессиональной жизни. Дизайнерское мышление – это система решения проблем, которая использует умственные, творческие и аналитические навыки. Обычно дизайнеры рассматривают проблемы из сферы бизнеса, но дизайнерское мышление также может быть использовано и обычным человеком. Марелисса Фабрега в своей статье анализирует дизайнерское мышление и дает советы тем, кто с его помощью хочет улучшить жизнь. Читать подробнее…

Продуктивная модель мышления Харсона

Творческий подход крайне важен для решения любой проблемы. Если вы недостаточно креативны и более логичны, вы не сможете оценить проблему с разных точек зрения и найти необычное и простое решение. А если вы сочетаете критическое и творческое мышление, ваша эффективность повышается в разы. Продуктивная модель мышления Харсона поможет вам в этом. Эта модель поощряет использовать оба полушария мозга и применять поочередно то творческий подход, то критическое и логическое мышление. Это значит, что вы сможете рассмотреть проблему с разных сторон и найти самые лучшие решения. Читать подробнее…

Дизайн-мышление: что это такое и как его применять

Как объединить дизайн и бизнес? Этот вопрос задавали на протяжении десятков лет многие предприниматели, и наконец-то нашли ответ – использовать дизайн-мышление – человекоориентированную методику, позволяющую находить нестандартные решения задач. Дизайн-мышление – это не эстетика, а умственная работа, которая определяет принцип решения задач, выстраивает процессы и устанавливает инструменты. Каковы его принципы и как внедрить его в свою деятельность? Об этом мы и поговорим в нашей статье. Читать подробнее…

Читайте также:  Топология сети определяется способом взаимодействия компьютеров

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» была впервые опубликована в 1985 году, представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, ее плюсах и минусах, а также возможностях применения. Читать подробнее…

Онлайн-программа «Когнитивистика»

В течение двух месяцев с помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. На уроках не просто тренируются общие навыки памяти и логики, а даются конкретные модели и алгоритмы мышления. Занимаясь на программе, вы научитесь применять свои знания и умения на практике, получите примеры, задания-кейсы, специальные игры и упражнения, а короткие занятия по 15-20 минут помогут без отвлечения от основной деятельности развивать свое мышление и показать результаты уже на первой неделе. Узнать подробнее…

Надеемся, теперь у вас появится больше веры в собственные силы и уверенности в том, что избавиться от шаблонов и закостенелости мышления очень даже просто. Удачи!

Источник

Этапы процесса мышления, направленного на решение задач

«Заставлять мозг работать, когда для этой работы нет достаточного материала, – всё равно, что перегревать мотор. Он разлетится вдребезги.» Артур Конан Дойл

В школе не рассказывают о невидимых процессах которые лежат в основе работы связанной с решением задачи. Непонятно почему детей не учат думать и приходится учиться этому когда отсутствие такого навыка становится критичным.

“Мышление иногда можно намеренно сделать искусственным и целенаправленным, иначе мы принимаем все как должное и полагаем, что выполняем определенные действия, хотя в действительности делаем совсем не то”
Из книги Эдварда де Боно “Научите себя думать”

В последнее время меня интересуют методы направленного мышления для решения задач разной сложности и генерации новых идей, и так сложилось, что мне подвернулось несколько источников с информацией которые описывают алгоритмы такого мышления.

Техника рождения идей

Этот алгоритм я нашел в книге Джеймса Вебб Янга “Техника рождения идей”, он описывает простейший процесс с помощью которого производятся на свет идеи (используется для рекламы):

  1. Сбор сырой информации, включая как непосредственные материалы по теме, так и любые другие из вашего багажа общих знаний.
  2. Обработка материала в голове.
  3. Инкубационный период, когда вы даете подсознанию возможность заняться анализом (важно, нужно забыть на время о задаче).
  4. Непосредственное рождение идеи — этап “Эврика!”
  5. Окончательное формирование и доработка идеи для ее практического применения.

Стратегия решения проблем

В книге “Психология критического мышления даются стратегии и описания разных рецептов для определения проблем и поиска путей решения.

Планирование является одним из самых главных навыков мышления, который используется для управления поведением и его регуляции. План дает конкретную схему, следуя которой шаг за шагом человек приближается к достижению желаемой цели. При этом следует обдумать по меньшей мере четыре способа достижения конечной цели, даже если задача кажется четко поставленной. Такой подход увеличит размеры пространства задачи и обеспечит более благоприятные возможности для поиска оптимального решения.

Планы решения задач могут отличаться друг от друга, большинство же складывается из пяти основных шагов:

  1. Осознание того, что задача действительно существует.
  2. Формулировка задачи, в которую включается определение исходного положения и окончательной цели.
  3. Выработка и оценка возможных решений.
  4. Выбор оптимального решения.
  5. Реализация выбранного пути решения задачи с целью его проверки.

Модель естественного планирования

В книге Девида Алена “Как разобраться с делами“ дается описание модели естественного планирования. Для выполнения практически любого действия ваш мозг совершает пять шагов:

  1. определяет цель и принципы;
  2. визуализирует результат;
  3. проводит мозговой штурм;
  4. осуществляет организацию;
  5. определяет следующие конкретные действия.

Эти пять фаз планирования проекта наступают естественным образом, чем бы вы ни занимались в течение дня. Так вы создаете что-то новое, будь то ужин в ресторане, приятный вечер, новый продукт или новая компания (подробнее о пяти шагах).

Этапы классического процесса мышления

Алгоритм был найден в книге Тео Компернолле “Мозг освобожденный”, он описывает этапы “классического” процесса мышления, направленного на решение задач (в этой книге ты найдешь еще много всего полезного):

  1. Отбор полезной информации, а для этого — анализ и упорядочивание данных с позиции логики.
  2. Поиск дополнительной информации и других заслуживающих доверия точек зрения.
  3. Синтез всех данных, поиск взаимосвязей между ними и получение целостной картины задачи.
  4. Выявление основных принципов задачи, более глубокое понимание и генерация её нового смысла. Для этого потребуется взглянуть на “объект” под разными углами.
  5. Выбор оптимального решения — лучшего из всех, которое можно выбрать на основе имеющихся знаний.
  6. Если поступает новая информация, данные, знания или идеи, придется повторить весь процесс сначала.

Пять этапов мышления

Этот алгоритм мышления описан в книге Эдварда де Боно “Научите себя думать” описывает этапы направленного мышления. Для отображения самого процесса он использует в качестве метафоры схему фильтра для кофе.

Источник

Думай как инженер: 4 способа находить нестандартные решения

Предисловие

Попробуйте быстро ответить на вопросы: Чему равно два в квадрате? А четыре в квадрате? А пять в квадрате? А угол в квадрате?

Читайте также:  Жидкий воздух способ разделения

Удалось ли вам так же быстро ответить на последний вопрос, как и на предыдущие три? Вероятно, вы не сразу переключились с возведения чисел во вторую степень на градусы углов в равностороннем прямоугольнике. А ведь если бы последний вопрос стоял отдельно (Чему равен угол в квадрате?), то ответ на него последовал бы куда быстрее. Это пример инерции мышления — когда мы мыслим «по накатанной» и нам сложно переключиться на новую информацию.

В повседневной жизни инерция мышления полезна и необходима, она позволяет экономить энергию и делать то, что работало раньше. Но она же мешает заметить проблему и найти лучшее решение, создавать нечто новое. Инерция мышления есть у всех. У профессионалов в своем деле, возможно, она даже сильнее, ведь они уже знают, как было правильно, из-за чего сложнее решиться на изменение метода. Но то, что было правильным когда-то, не означает, что это актуально и сейчас.

Например, некоторых старых конструкторов нефтезаводов сложно переубедить, что сейчас можно использовать трубы новых марок с другой толщиной стенок, потому что то, как они делали раньше, работало. Однако новые технологии объективно работают лучше.

Инерция мышления с точки зрения работы мозга

Физиолог Иван Павлов ввел понятие «динамического стереотипа». Грубо говоря, это значит, что произошло действие, которое повлекло за собой череду реакций в мозгу: одни центры возбудились, другие были подавлены, и все это в определенной последовательности и взаимодействии сформировало стойкую привычку или стереотип. С точки зрения выживания или инстинкта самосохранения, то, что уже когда-то сработало, лучше, чем то, что только может сработать. Поэтому мозг будет воспроизводить стереотипные действия, лишь бы не оказаться в пугающей неизвестности и потенциальной опасности — даже если эти действия уже не приводят к изначальному положительному эффекту.

Нарушение привычного образа действия приводит к сильному стрессу. Есть даже таблицы стрессовых событий и относительных баллов, которыми они измеряются. К ним относятся, например: смена досуга (34 балла), и развлекательная поездка (33), и изменение условий труда (43) или смена профессии (50). Поэтому сложно просто так взять и начать что-то делать по-другому — мозг избегает лишнего стресса.

Так что же можно сделать, чтобы ослабить инерцию мышления? Генрих Альтшуллер (советский писатель-фантаст, изобретатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности еще в середине прошлого века заметил, что инженеры, увлеченные научной фантастикой, изобретают смелее, не боятся дерзких и необычных идей при решении задач с помощью ТРИЗ. То есть преодолеть инерцию мышления им помогают фантазия и воображение. Позже были выделены специальные операторы гашения инерции мышления, которые, среди прочего, помогают развивать творческое воображение. Рассмотрим некоторые из них.

1. Метод фокальных объектов (МФО)

Один из инструментов – это метод фокальных объектов (МФО). Представьте себя с волшебной палочкой в руках, которая позволяет переносить свойства одного предмета на другой. Используйте свойства или признаки случайно выбранных объектов для совершенствования своего объекта путем переноса на него выбранных характеристик.

Как использовать такой метод:

  1. Ставим цель (для чего?).
  2. Выбираем объект, который будем «совершенствовать».
  3. Выбираем любые другие слова (можно взять словарь, ткнуть пальцем в любое слово — это будет идеальным словом, и лучше таких слов выбрать несколько).
  4. Определяем и выбираем их свойства.
  5. Применяем свойства к фокальному объекту.

Пример: нам нужно изменить стул, придумать с ним что-то новое. Выбираем несколько произвольных слов (у меня это – холодильник, окно, игрушка). Определяем свойства выбранных слов: холодильник (большой, холодит, высокий, серый, на нем магнитики, двухкамерный), окно (прозрачное, пластиковое, открывается в разных вариациях, с москитной сеткой), игрушка (мягкая, приятная на ощупь, имеет части тела, легкая). Теперь применяем выписанные свойства к нашему изначальному объекту. Большой стул, стул с охлаждением, стул с высокими ножками, стул с высокой спинкой, металлический стул, магнитный стул, двухместный стул, прозрачный стул, пластиковый стул, стул-трансформер, стул с вентиляцией, стул с куполом из москитной сетки, мягкий стул, стул, покрытый материалом, который приятно трогать, стул, который можно обнять, стул из суперлегкого материала. Есть из чего выбрать, правда?

Что можно сделать при помощи МФО?

  • Преодолеть инерцию мышления;
  • Развить творческое мышление, фантазию и воображение (соединяйте несоединимое);
  • Получить в результате применения метода направление совершенствования (оригинальные модификации, неожиданные потенциальные свойства объекта — например, книги стали водонепроницаемыми, чтобы дети смогли с ними купаться);
  • Выявить новые сферы применения объекта (например, винную бутылку сплющили, и она стала тарелкой в ресторане);
  • Создать необычные заголовки статей, сюжеты произведений, цепляющую и эффективную рекламу;
  • Развить речь, воображение у детей дошкольного возраста («А давай представим, что ложка была бы не прочная, а как тарелка — хрупкая? Такие ложки есть? А если она была бы прозрачной, как стакан? А если бы она была большой или маленькой? Или пушистой?»).

2. Детский язык или «Попробуй объяснить ребенку»

Другой способ ослабления инерции мышления — детский язык. Не тот, который сю-сю-му-сю, а на которым вы бы говорили с человеком, далеким от вашей профессии. Когда вы описываете проблему профессиональными терминами, эти термины навязывают соответствующее им содержание. Нужно уметь представить вопрос так, чтобы его понял даже ребёнок, то есть раскрыть суть.

Смысл — описать проблему не профессиональными терминами, а бытовыми (чаша, верёвка, палка, ведро), функциональными (держалка, копалка, след оставлялка), универсальными (штуковина, фиговина, вот эта вот хрень, которая делает так…). Примеров, когда профессиональные термины заменяются функциональными, много: в шиномонтаже, на строительной площадке, и даже дома мы часто называем вещи по их функциональным признакам.

Как использовать детский язык?

  1. Кратко и четко, заменив термины простыми «детскими», функциональными понятиями, изложить содержание трудной, длительно неразрешаемой, актуальной управленческой или технической проблемы.
  2. Кратко описать общую обстановку, акцентировать внимание на нежелательном эффекте.
  3. Нарисовать условную схему.
Читайте также:  Приорикс вакцина способ введения

Пример: на сталелитейном заводе пытались сэкономить газ для подогрева плавильного чана. Когда металл из него убирали, приходилось подогревать даже пустой чан, иначе при дальнейшем использовании на холодных стенках образовывалась накипь.

Если данную проблему пытаться объяснить ребёнку, выйдет следующее: висит пустой котелок, его нужно подогревать, но часть тепла уходит вверх, не коснувшись самого котелка, да и сам котелок быстро остывает, потому что сверху большое отверстие, через которое это тепло уходит. И если тепло уходит вверх, то что можно сделать, чтобы тепло сохранялись в пустом котелке? Перевернуть! Теперь тепло не уйдёт дальше, чем дно котелка. Задача решена.

3. Метод маленьких человечков (моделирование маленькими человечками)

Следующий способ уйти от стереотипности мышления и мыслить через ассоциации – это использовать маленьких человечков (почувствовать себя фараоном с армией рабов).

Суть — во-первых, выявить место проблемы и изобразить его в виде маленьких человечков, отображающих то, что там происходит. Во-вторых, изобразить то, что требуется сделать.

Как использовать?

  1. Определяем то, что надо изменить (улучшить, исправить, устранить ошибку, доделать).
  2. Пишем, что будет Идеальным конечным результатом (ИКР).
  3. Рисуем зону и маленьких человечков, которые выполняют задачу.
  4. Видим, что они делают, и решаем проблему без них.

Человечки умеют выполнять всё (бегать, прыгать, держаться друг за друга, отпускать руки, вообще всё), и не надо задумываться, как они это сделают. Важно выяснить только то, что они должны делать, остальное несущественно.

Пример: решение задачи скопившегося снега в водосточных трубах. Многократно оттаивая и замерзая, снег превращается в ледяную пробку, а потом при потеплении падает вниз, ломая трубу. Получается, что ледяная пробка не должна падать вниз. ИКР — пробка сама не падает вниз, пока не растает.

Рисуем человечков в трубе (много человечков), которые держат пробку. На что похоже? На цепь! Пока пробка висит на цепи, она не упадёт бомбой вниз и не сломает трубу, а будет стекать постепенно.

Методом маленьких человечков пользуются в разных областях, не только технических. В логистике, медицине, школьном образовании. С его помощью можно объяснять сложные процессы, его используют в корпоративных обучениях, где в качестве маленьких человечков выступают сами сотрудники.

Например, как представить ортодонтическое лечение методом маленьких человечков? Вот зубы, они немного неровные. На каждый зуб прямо по центру крепится маленький человечек, который будет тянуть зуб к дуге, чтобы все человечки выстроились вдоль этой дуги. Но человечки могут тянуться не только к дуге, они могут тянуться вообще куда захотят, надо только придумать, куда. Если нужно быстрее совместить верхний и нижний зубной ряд, то свободные человечки потянутся от одних к другим (натянули эластики). Если нам нужно внедрить в кость какие-то зубы или наоборот немного вытащить, то представляем, что бы делали человечки в таком случае. Нашли бы опору, относительно чего это сделать. Мини-винт, вкрученный в кость, подойдет. Теперь человечки могут продолжать свою работу.

Если зашли в тупик в решение вопроса, применяйте этот метод, заставьте работать много маленьких человечков.

4. Оператор РВС (размер, время, стоимость)

И последний на сегодня способ приглушить инерцию мышления – это стать оператором размера, времени и стоимости и представить себя человеком, меняющим реальность. Оператор РВС не решит вашу задачу, но с его помощью можно получить несколько необычных направлений решения. Суть его заключается в том, чтобы мысленно:

  • Увеличивать размеры объекта до бесконечности, а затем уменьшать до минимума;
  • Увеличивать время действия на объект до бесконечности, а затем сокращать до минимума;
  • Увеличивать стоимость объекта до бесконечности, а потом уменьшать до минимума.

Пример: В длинную узкую трубу нужно проложить провод. Если мысленно увеличить трубу до больших размеров, то представляется тоннель, и способ прокладки становится более понятным (надо просто взять провод и пронести, осталось придумать, кто это сделает).

Если представить, что времени бесконечно много, то провод сам может обрасти панцирем-трубой. Если же времени только секунда, то можно запустить ракету, выпущенную в трубу, на конце которой шнур пролетает в трубе.

Со стоимостью так же: представляем, что денег бесконечно много, и тогда можно запустить нанороботов, которые протащат провод или даже сконструируют его прямо там. Ну, а если денег почти нет, будем пользоваться подручными средствами.

А вот как работает оператор РВС в более бытовом ключе, например, в организации работы дома:

Размер. Что, если бы ваше рабочее место было огромным? Как бы вы организовали его? Например, отодвинули всё мешающее и отвлекающее как можно дальше. А если вы представите ваше рабочее место настолько маленьким, что вам бы пришлось работать стоя?

Время. Увеличиваем время того, что вам нужно сделать в течение недели до года. Как теперь организовать работу? А если есть только секунда? Что нужно сделать прямо сейчас?

Стоимость. У вас есть миллион, чтобы справиться с рядовой задачей. Как бы вы его потратили? Возможно, что-то делегировали? А если денег нет совсем? Может, самое время что-то освоить и сделать самому?

Итак, мы рассмотрели инерцию мышления и некоторые способы вырваться из ее плена. Психологические барьеры будут снижаться по мере того, как вы систематически развиваете творческое мышление — с помощью представленных выше методов и научно-фантастической литературы. Не бойтесь в самом начале генерировать странные или даже бредовые идеи. Позже они могут натолкнуть вас на сильные решения, которые изначально вы бы даже не стали рассматривать.

А вот еще один способ, на этот раз как сэкономить — промокод HABR дает дополнительную скидку 10%, которая суммируется со скидкой на баннере.

Источник

Оцените статью
Разные способы