Способы мотивация для повышения русского языка

Способы повышения мотивации на уроках русского языка

Современные формы и методы обучения русскому языку и литературе.

Поиск новых форм обучения

Модернизация содержания образования приводит к тому, что «по русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции»

Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью.

Каждый педагог, кому довелось готовить ребят к итоговой аттестации, наверное, столкнулся, как и я, с различными проблемами.

Все это подтолкнуло меня к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы мне не раз приходилось задумываться о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать о благоприятной среде, в которой должен находиться учащийся, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс.

Представляется, что в учебно-воспитательном процессе серьезную роль должен сыграть и психологический подход к обучению наших учащихся, поэтому я ввожу в занятия психологические игры и задания. Хочется поделиться некоторыми заданиями и упражнениями, связанными с выработкой навыков коммуникативной компетентности у студентов.

Вот некоторые из них.

Упражнение №1 «Прикосновение к творчеству»

Упражнение учит аргументированно выстраивать свое суждение на заданную тему, формирует внутреннюю готовность, что творить может каждый.

Упражнение состоит из 2 этапов:

1 этап – Задание дает педагог: «На листе бумаги за 5 минут написать 5 ответов на тему «Что движет словесным творчеством».

Зачитываем ответы: например,

– внутренняя свобода, воображение, уровень образованности, вдохновение, желание понять себя и мир, желание самовыразиться, желание заработать, человеческие эмоции, различные мысли, движения души и т. д.

Необходимо слушать все ответы, т. к. учащиеся настаиваются на определенную мысль, ритм, вдохновение. Поблагодарить всех, похвалить.

2 этап – Раздать ученикам карточки, где написаны самые разные фразы. Их можно придумать, например,

– Ветер дул с реки, нагоняя туман…

– Котенок соскочил с дивана и улегся на коврик перед камином…

Дается 10-15 мин. для написания творческой работы (эссе, рассказ и т.д.)

Пишут все: и педагог, и ребята. Начать работу нужно с предложенной фразы. Когда работа закончена, все прикрепляют свои неподписанные листки на магнит на доску. Все ходят и читают. Никакой оценки. Просто прикосновение к творчеству. Похвалить всех, поблагодарить за работу.

Упражнение № 2 «Одна минута на разговор»

Упражнение задействует два канала восприятия информации: кинестетический и аудиальный. (Ребята слышат правильно произносимые слова и артикулируют ртом).

Это упражнение лучше всего проводить по теме повторение в разделах «Орфография» и «Фонетика».

Дать время для подготовки, объявив тему каждому ряду,

например,1 ряд – произносит имена существительные с непроверяемыми гласными в корне слова; 2 ряд – с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением; 3 ряд – с чередующимися гласными в корне слова.

Произносить слова, четко артикулируя по слогам, через минуту – смена говорящего.

Побеждает ряд, давший больше правильных ответов.

Упражнение №3 «Продолжи правило»

Упражнение формирует умение оперировать терминологией предмета, формирует внимание, ответственность за свою работу, задействован визуальный канал восприятия информации.

На листке один ученик пишет начало ответа на тему домашнего параграфа и передает соседу, который пишет второе предложение, передает следующему и так до конца ответа. Последний зачитывает правило и высказывает суждение по поводу его правильности.

Упражнение №4 «Литературный герой»

Упражнение хорошо работает на уроках литературы, развивает мышление учащихся, учит умению логически грамотно выстраивать свой ответ, помогает словесному творчеству учеников, развивает аналитическое мышление.

Участвуют две соперничающие команды. Ученики выстраиваются через одного (по очереди из разных команд) и начинают творить коллективное повествование (по одной фразе). Задача одних – показать положительные качества литературного героя, других – представить его в самом невыгодном свете. Судьи – класс, который слушает рассказ. Слушатели аргументированно объясняют, кто был убедительнее.

Упражнение №5 «Построение сообщения по алгоритму»

Упражнение развивает умения: строить связное монологическое высказывание, составлять тексты разных типов: повествование, рассуждение, описание.

Задать тему. Тема может быть любой: из студенческой жизни, из жизни чела, любое политическое событие, тема, взятая из литературного произведения и т. д.

Учитель заранее составляет алгоритм, например,

Факт (что произошло)

Аналогии и сравнения (из литературы, из своего опыта)

Упражнение № 6 «Вспомни пословицу (поговорку, загадку)»

Упражнение формирует умение облекать свои мысли в слова, развивает мышление, в данном случае процессы анализа и синтеза.

Вспомнить какую-нибудь загадку, пословицу, поговорку, фразеологизм и отследить, какие мысли появляются в голове во время решения загадки, во время обдумывания смысла фразеологизма или пословицы. Высказать свои мысли в форме связного текста.

Упражнение № 7 «Дай название рассказу»

Упражнение позволяет научиться выражать мысль одной фразой

Можно устроить небольшое соревнование по рядам: к небольшому тексту необходимо подобрать как можно больше названий, отражающих его основную мысль (проблему). Заглавия могут строгими, логичными, формальными, образными, яркими, эмоциональными и т.д. Учитываются ответы любого типа.

Упражнение № 8 «Вырази мысль другими словами»

Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова.

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень жарким» (или любая другая). Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Ни одно слово в других предложениях не должно повторяться. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов предложенного предложения.

Упражнение № 9 «Сочини сам»

Упражнение учит вдумчивости, внимательности, умению применять правила на практике.

Объявляется тема, например, « Сложноподчиненное предложение с различными видами придаточных».

Учащиеся работают по рядам. Первый ученик придумывает главное предложение, второй добавляет к нему несколько придаточных предложений, третий указывает,

какие это придаточные, четвертый указывает вид связи между ними, пятый чертит схему, шестой озвучивает и анализирует всю проделанную работу, исправляя ошибки.

Упражнение №10 «Композиция»

Упражнение помогает повторить темы, связанные с конструированием предложений, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи.

Участвуют 5-7 человек. Каждый участник должен заготовить 1 предложение по схеме, которую он получил на карточке. Схемы должны быть самыми разными.

Каждый участник называет свое предложение, водящий, обдумав услышанное, выстраивает участников в нужном ему порядке, чтобы получился рассказ. Затем «включает» по очереди учеников, произносит 1-2 фразы связки и «включает» другого ученика. Доведя действие до конца, водящий заканчивает рассказ.

Упражнение № 11 «Поймай слово»

Упражнение развивает ассоциативность речи, умение логически мыслить, переключаемость внимания.

Играют 3 человека. Первый высказывает некоторое суждение, например,

«Любой язык состоит из слов. Изучать язык, не изучая слова, нельзя. Попробуйте сказать, сколько слов на свете? Возрастает или уменьшается их число? Чего больше в нашем языке – исконно русских слов или пришлых, заимствованных?»

Второй ученик пересказывает это суждение своими словами, а в это время 3-й участник предлагает ему слова, не связанные по смыслу с суждением.

Задача 2-го участника: вставить их в свою речь, не изменив суть суждения, предложенного 1 участником. Потом можно поменяться местами.

Упражнение № 12 «Одна минута»

Упражнение способствует формированию внимания, углубляет знания учащихся по обсуждаемой теме.

Учитель объявляет тему, например, «Способы сжатия текста» или «Виды придаточных предложений».

Дается несколько минут на подготовку. Каждый ученик высказывает любую информацию по заданной теме, говорить нужно 1 минуту, повторяться нельзя. Выслушать несколько человек.

Упражнение № 14 «Сходство и различие»

Упражнение развивает мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию.

Учащимся предлагается сравнить различные предметы и понятия: например,

Картина и фотография;

Упрямство и настойчивость;

Добро и зло; и т.д.

Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения.

Упражнение № 14 «Стилистика»

Упражнение формирует стилистическую грамотность учащихся.

Раздать карточки с парами слов (вместе с толкованием лексического значения слова). Первый вариант задания: придумать два предложения, правильно использовав предложенные слова). Например:

Читайте также:  Ортомол бьюти способ применения

1. Невежа (грубый, невоспитанный человек)

2. Невежда (необразованный, не сведущий в какой-либо отрасли человек)

1. Преобразить (изменить вид)

2. Преобразовать (переделать, перестроить, превратить во что-то другое)

1. Комплект (набор каких-либо предметов)

2. Комплекс (сочетание каких-либо действий, свойств)

Или второй вариант задания:

На карточках предложены предложения со стилистическими ошибками, исправить их, предложив правильный вариант, устно объяснить причины неточности.

1. У нас много сообщников (правильно – единомышленников) среди простых людей.

2. Трудно было им противопоставлять (противостоять) такому натиску.

3. Постепенно человек укрощал (приручал) диких коз, свиней и других диких животных.

4. Мы предупредительно (предусмотрительно) захватили с собой веревку и фонарик.

5. Врач взял ланцетом (пинцетом) кусочек ваты.

6. Девушка ответила дружественным (дружеским) пожатием руки.

7. Народные массы терпели двойственный (двойной) гнет.

8. Впереди простирались болотные (болотистые) луга, дальше местность была горная (гористая).

9. Останки (остатки) пищи старушка бережно спрятала.

10. За последние годы наш город значительно преобразовался (преобразился).

Упражнение №15 «Кто больше?»

Упражнение помогает обогатить словарный запас учащихся.

Подобрать к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, крылатые выражения. Приготовить карточки, например:

Бежать очень быстро (со всех ног, во всю прыть, без оглядки, сломя голову, на всех парусах, только пятки сверкают, на всех парах)

Сделать что-нибудь очень быстро (в один миг, в мгновение ока, в два счета)

Бездельничать, заниматься несерьезным делом (бить баклуши, валять дурака)

Быть невнимательным, пропускать главное в каком-нибудь деле (считать ворон, считать мух)

(Жирным шрифтом выделены ответы).Придумать предложения с данными выражениями или небольшой рассказ.

Упражнение № 16 «Скажи комплимент»

Упражнение развивает доброжелательность в коллективе, объединяет учащихся, дает понимание ценности доброго слова

В конце урока, где использовались упражнения, ученики (по желанию) говорят тем, кому захотят, добрые слова по поводу участия в уроке. Говорить нужно аргументированно и доброжелательно.

Список использованной литературы:

1. Кубанская школа: научно-методический журнал,2009, №1. – с.27.

2. Психотренинг: игры и упражнения, Николай Цзен, Юрий Пахомов,М. «Класс»,1999.

3. Игры: обучение, тренинг, досуг под редакцией В.В. Петрусинского, М. «Новая школа»,1994.

Источник

Разработки, касающиеся непосредственно уроков русского языка, были апробированы мною на уроках. Я заметила явную заинтересованность учеников, повышение активности на уроке. Думаю, приемы, показанные ниже, будут очень полезны практикующим педагогам. Среди любимых: «Кредит доверия», «Да-нетка», «Автор». Детям интересно, а значит, урок проходит гораздо более продуктивно, нежели обычно.

Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка

Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

С точки зрения НЛП метафора не тождественна “метафоре” в филологии, хотя в основе тоже сходство. В НЛП метафора – притча. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.

Использую метафоры в основном в 6 классе, так как тема “Притчи”, изучаемая на литературе, позволяет начать разговор об аллегории, о раздумьях над, казалось бы, обычными текстами. Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.

Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” — спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” — сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. — посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” — ответил упрямый лесоруб.

3. Шестиклассники и семиклассники в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д. Предлагаю им на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного минимума.

4. Один из вариантов рефлексии по предмету:

5. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I триместр?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

– Чего не случится, если я буду писать грамотно?

– Чего не случится , если я не буду писать грамотно?

– Что случится, если я буду писать грамотно?

– Что случится, если я не буду писать грамотно?

Эти опросники провожу в начале или в конце триместра. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.

6. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

7. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.

8. В старших классах практиковала “Защитный лист”. Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, я держала ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

9. Оценка – не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

10. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

11. Образовательная стратегия.

– Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?

– Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

12. Закрепление правил в игре с мячом.

Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

13. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.

– Что ты видел, слышал, чувствовал,

когда ехал в школу;

во время прогулки по осеннему парку;

когда выполнял домашнее задание по русскому языку;

14. В начале урока:

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

(Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:

– связывать разрозненные факты в единую картину;

– систематизировать уже имеющуюся информацию;

– слушать и слышать соучеников.

Читайте также:  Какие есть способы плана продаж

Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

– Вот видите, как важно…..

19. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование — это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

· наглядные и практические методы

· репродуктивные и поисковые методы

· методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане — для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач». [14, с. 48] Мы считаем, что о речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое — представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. [13, с. 185] В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например, «Линия времени».

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

На доске записана тема урока.

— Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

— Вот видите, как важно…

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

· В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

А . На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б . Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

В . Записать не менее 6 ответов на вопросы:

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

— Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?

— Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

· Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

· Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

— Что вы уже знаете об этой теме?

— Подберите слова об этом или на эту тему….

— Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. [10] Необходимо широко использовать:

Читайте также:  Нетрадиционные способы рисования губкой

вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие — самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:

Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк….
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).

вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках русского языка и литературы

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими самими, взаимопроверками, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать.

Однако, на наш взгляд, систему контроля ЗУНов необходимо сделать более гибкой, разнообразной, позволяющей разглядеть в каждом ученике личность яркую талантливую. Для этого необходимо подойти к составлению контрольных заданий творчески, чтобы учащиеся на практике убедились в том, что интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять их. Безусловно, необходимо писать и изложения, и сочинения, и диктанты… Но вот психологический комфорт учащимся позволит испытать, например, зачёт в форме спектакля или контрольная работа, которая представляет собой ассоциативный кроссворд. Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре, например, «Путешествие в музей морфологии» восхищает своими познаниями не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Кто же испытывает страх перед работой, которая приносит удовольствие, побуждает мыслить и творить!

· Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к словарным диктантам и тестам.

Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках из наборов «Бумага для записей. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».

· Ещё один вариант контрольных работ – зашифрованные диктанты.

Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и др.

Каждый преподающий литературу знает, что, вряд ли можно серьезно говорить о произведении с учеником, если оно не прочитано. Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки.
Уроки-зачеты по тексту художественного произведения могут иметь разные формы: письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, а также уроки-«путешествия», «урок-игра, «урок-викторина», «урок-конкурс на лучшего читателя».

· Зачет по принципу «вертушки «

Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников). В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить). [18]

Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов вряд ли можно назвать новаторским приёмом: учителя-словесники уже давно используют их в свое практике. Однако предлагаемый вариант оптимален для проверки фактического материала по теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки). Учитель вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям без пробелов, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.

· В качестве приемлемых и продуктивных форм контроля можно использовать литературные и сюжетно-ролевые игры, а также зачётные спектакли, в которых каждому ученику отводится особая роль, пусть это даже роль художника-декоратора или музыкального оформителя. Для того чтобы справиться даже с этой ролью, необходимо текстуальное ознакомление с художественным произведением (не по экранизации или сборнику «Все произведения школьной программы в кратком изложении») внимание к художественной детали, авторским ремаркам. Поскольку эти формы достаточно широко представлены в методической литературе, мы не останавливаемся на них подробно. Однако отметим, что они интересны не только на уровне идеи, а именно на уровне её воплощения.

Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.

· Оценка – не отметка

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

· Безусловно , освобождение от домашнего задания, зачёта

и других форм контроля — сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

· При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания : быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается.

· «Учебное портфолио» (портфель достижений ученика) представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. [3]

Основная идея портфолио – научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать себя». Содержание портфолио можно разбить на следующие категории работ:

— обязательные : промежуточные и итоговые письменные проверочные работы;

поисковые: результаты экспериментальной, проектной работы (как индивидуальной, так и в малых группах), самостоятельное исследование отдельных предметных проблем;

ситуативные: применение изученного материала в практических ситуациях;

описательные: например, написание сочинений, эссе, письменных комментариев к отдельным работам;

— внешние : отзывы учителей, одноклассников, родителей, а также оценочные листы с оценкой учителя.

Таким образом , учителю, который хочет, чтобы его ученики не только многому научились, но и полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса.

Источник

Оцените статью
Разные способы