Приёмы и методы работы по повышению мотивации во внеурочной деятельности. Из опыта работы
Наталья Анатольевна Смирнова
Приёмы и методы работы по повышению мотивации во внеурочной деятельности. Из опыта работы
Древняя мудрость гласит:
«Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя»
Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную, творческую деятельность обучающихся? Над этой проблемой я настойчиво работают в течении всего учебного года.
Сегодня мне хочется поделиться своим опытом по использую разнообразных приёмов и методов, способствующих повышению мотивации обучающихся во внеурочной деятельности.
В сентябре мы с ребятами придумали деревья достижений и критерии оценивания. Суть этого приёма заключается в том, что каждый из воспитанников участвуя в той или иной деятельности получает звезду, которую прикрепляет к своему индивидуальному дереву. А в конце учебного года мы высадим сад наших достижений. Этот приём позволяет мне развивать разные виды мотивациив течении всего учебного года:
Ребята испытывают радость от того, что они узнали, поняли, чему-то научились, — значит, у них развивается положительная познавательная мотивация.
У большинства из ребят развита Компенсаторная мотивация
Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, танцами, рисованием. Во внеурочной деятельности самым большим плюсом является свобода выбора. Мы не должны навязывать воспитанникам разные виды деятельности, а должны умело подвести обучающегося к той деятельности, которую ему необходимо выполнить, но так, чтобы он думал, что это его выбор. А если он это выбрал сам, то само собой разумеется, что он мотивирован на эту деятельность.
Приёмов деятельности педагога, способствующих формированию мотивации в целом очень много. Я использую такие,как:
• Создание ситуации творческого успеха. Чувство «Я могу!» сродни эйфории. Это чувство должен испытывать каждый воспитанник.
Опора на жизненный опыт обучающихся
• Включение в коллективные формы деятельности;
• Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки через организацию рефлексии;
• Сотрудничество воспитателя и воспитанника, совместная творческая деятельность;
• Занимательность изложения изучаемого материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи воспитателя)
• Умелое применение поощрения (взглядом, жестом, словом) и наказания. Пореже кнут – почаще пряник.
• Наблюдение за чужой деятельностью.
• Приём «От противного»
Часто воспитанники отказываются что-то делать не потому, что им это сложно или неприятно, а лишь по той причине, что их заставляют это делать. Люди не любят давление и всячески сопротивляются ему.
Иногда, чтобы добиться желаемого, нужно «отпустить поводок», сказав,например: «Ребята, не мойте сегодня руки перед едой, пусть у вас поболят животы.» Уверена, что руки вымоют все.
• Создание ситуации взаимопомощи является также мощным мотиватором.
Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами — не падайте духом.
Бывает, что носом, коленками, брюхом,
Что ж, падайте всем, но не падайте духом!
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.
Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.
Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.
Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.
Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.
Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД «Нетрадиционные формы работы с родителями » (.
Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.
Источник
Мотивация младших школьников через внеурочную деятельность
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.
Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у ребенка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации — нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
Но уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. Для того, чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация.
Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы.
Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстник.
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный». Нам надо идти по всем трем дорогам сразу.
Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство, изменился ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности. Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность.
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо.
К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения. Важнейшая задача в нашей внеурочной работе – это создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников.
Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.
В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики.
Технологию развивающего обучен ия я использую с целью высокого общего развития личности, создания основы для развития познавательных и творческих способностей . Одной из основных ценностей такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании. Стараюсь строить урок так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахождения вариантов правильных решений.
Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Моя задача как учителя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
С целью перехода от педагогики требований к педагогике отношений использую обучение в сотрудничестве . Организация групповой работы учащихся на уроке в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения в целом, помогает воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Игровая деятельность привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. Ни один урок, кружок не обходиться без игровых элементов: дидактических или интеллектуальных. Игровая деятельность- это особая сфера, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия.
Сюжетно-ролевые игры и т.п.
Что же дает высокая мотивация учения ребенку?
Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
повышение собственной значимости;
признание учителей и сверстников;
развитие творческих способностей;
гордость собой и своими успехами;
статус успешного человека.
А чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
А.Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику, находить радость в том, чтобы смотреть и искать».
Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек.
Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.
задачи в стихах,
кроссворды и многие др .
Проектная деятельность занимает особое место в системе моей работы: я использую её с целью выхода за рамки предметного содержания, перехода на уровень социально-значимых результатов. Моя цель – вовлечь ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и творческие способности в ходе основного обучения, внеурочной деятельности и во внеклассной работе.
Информационные технологии использую с целью реализации новой модели преподавания учебных предметов и обеспечения личностного развития ребенка за счет уменьшения репродуктивной деятельности и более эффективного использования учебного времени. В процессе использования ИКТ пополняю свою копилку цифровых образовательных ресурсов: авторские презентации, программные продукты, позволяющие отработать определенные навыки.
Внеурочная деятельность представлена кружками «Страна граждан», «Все обо всем», «Умники и умницы» и другими кружками, секциями, клубами.
Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний. Помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.
Формы внеурочной работы:
участие в предметных олимпиадах,
экскурсии, и многие другие.
Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.
По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.
Взаимосвязь урочной и внеурочной работы имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, способствует повышению мотивации школьников к обучению. Такое сочетание не только углубляет и расширяет знания учащихся, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы и эстетических вкусов.
Источник